Пять проектов. Дмитрий Аранчий

Пять актуальных для него проектов представляет Дмитрий Аранчий – архитектор из Киева, основатель бюро Dmytro Aranchii Architects, пионер украинской параметрической архитектуры.

mainImg
Пользуясь предоставленной возможностью, я выбрал пять проектов, которые мне посчастливилось видеть вживую. Естественно, был соблазн включить в этот список и те, что тронули мои чувства со страниц книг, журналов или блогов, но подборка созерцаемых в реальности произведений зодчества представляется мне более честной: хотя бы исходя из того факта, что при первой встрече с заочно знакомым объектом порою рушатся иллюзии, а иногда неожиданно приходит восхищение.


1. Caixa Forum в Мадриде.
Бюро Herzog & de Meuron. 2007
zooming
Дмитрий Аранчий
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий

По роду деятельности мне ближе всего алгоритмическая/генеративная архитектура. В этом здании компьютерные алгоритмы были применены только к его «коже», что давно стало визитной карточкой Жака Херцога и Пьера де Мерона. Однако ликвидация первого этажа (консоль держится на мощном монолитном ядре), деформация (триангуляция) уровня земли и нижней части консоли, сохранение кирпичных 2-го и 3-го этажей и ржавая надстройка из упомянутой пикселизированой «кожи», повторяющая контур крыш зданий по соседству, – все это оставляет неизгладимое впечатление от Caixa Forum, являющегося чем-то вроде переходного этапа от деконструктивизма к параметризму.
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий

Теплое впечатление от Caixa Forum осталось у меня также и после посещения проходившей там в 2011 выставки советского авангарда 1920х–30х годов.


2. Музей Гугенхайма в Бильбао
Архитектор Фрэнк Гери. 1997
zooming
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий

Этот объект – знаковый для вычислительной архитектуры. Несмотря на то, что «придумывался» он отнюдь не цифровым способом, этот музей – наряду с Кунстхаусом в Граце Питера Кука и международным терминалом Ватерлоо в Лондоне сэра Николаса Гримшо – бросил вызов возможностям новейших на тот момент технологий САПР (CAD), в которых были реализованы сложные криволинейные формы оболочки и сопряжение элементов конструкции под произвольными углами в пространстве; вычерчивание их вручную считалось слишком накладным и долгим.
zooming
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий

Музей дал своему городу невероятную туристическую привлекательность и явил собой экономическое чудо: «нецелесообразные» затраты на строительство его здания окупились многократно. Именно тогда компьютерные алгоритмы встали на службу архитектуры.

3. Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery
Архитектор Заха Хадид. Лондон. 2013
zooming
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий

Свежеиспеченное детище мастерской Zaha Hadid Architects мне удалось лицезреть на следующий день после его открытия. Подобно павильону Chanel тех же авторов (последний, правда, разборный и перевозимый объект), кафе демонстрирует плавную геометрию не только в аспекте форм оболочки, но и в плане перехода экстерьера в интерьер: они просто неотделимы друг от друга. Проектирование составных деталей произвольной кривизны задает новые стандарты индустрии автоматизированного изготовления (налицо переход от эпохи унификации к эпохе разнообразия и сложности): такой метод уже стал элементом индивидуального стиля ZHA.
zooming
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий

Из понравившихся деталей – конструктивная схема с изогнутой балкой, спрятанной за твердые панели и узлы перехода в эластичную мембрану кровли. Эдакий уменьшенный и усложненный Гуггенхайм с новыми возможностями моделирования, применяющимися в этом случае с самого начала формообразования, и робототехнической точностью деталей.

4. Здание столовой АА в Хук-Парке, графство Дорсет
Фрай Отто, ABK, Buro Happold. 1985
zooming
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий

Фрай Отто, наряду с Бакминстером Фуллером, – предтеча современной вычислительной архитектуры. Аналоговое проектирование и исследования минимальных поверхностей этого мастера повлияло прямо и косвенно на многих «параметристов», в частности на Ларса Спайброка.
zooming
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий

Столовая Архитектурной Ассоциации в Хук-Парке поразила меня прежде всего феноменом «создания всего из ничего»: нестандартная самостабилизирующаяся конструкция изготовлена из местной древесины. Каркас состоит из сетки грубо обработанных стволов сосен, изгибающихся подобно вантам.
zooming
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий

Это один из тех примеров, когда небольшой проект великого архитектора вызывает большее восхищение, нежели многомиллиардные градостроительные комплексы. Дешево, экологично и изобретательно. Здание вдохновило построенные позже корпуса ансамбля Хук-Парка (в том числе, проект учеников Фрая Отто – расположенную неподалеку мастерскую схожей конструктивной системы), который всецело отражает новую парадигму мышления с применением параметрических инструментов в проектировании и реализации.

5. Колледж Рэйвенсборн в Лондоне
Архитекторы FOA. 2010
zooming
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий

Это произведение архитектуры интересно прежде всего своей «кожей». С помощью трех типов панелей (или четырех, если считать симметричный подтип) удается получить семь видов окон и нерегулярный патерн фасада. Тесселяция отсылает к фрактальной геометрии и нелинейному неповторяющемуся орнаменту наподобие мозаики Пенроуза.
zooming
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
zooming
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий

Несмотря на меньший масштаб, здание ничуть не теряется на фоне огромной Арены О2 Ричарда Роджерса. Напротив, все закономерно в своем развитии: евклидовая строгость и симметрия хай-тека уступают дорогу мандельбротовой сложности, пускай в этом случае тяготеющей более к плоскости, нежели к объему.


Дмитрий Аранчий родился в Киеве в 1986. Получил два образования: техническое в Киевском политехническом институте и архитектурное в Киевском национальном университете строительства и архитектуры (КНУСА), где защитил в 2011 магистерский диплом «Алгоритмические методы архитектурного формообразования». В 2007 основал в Киеве мастерскую Dmytro Aranchii Architects. Работает в направлении генеративной архитектуры и алгоритмического проектирования.

09 Января 2014

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.