1. Конструкция
Павильон СССР на Всемирной выставке в Монреале–1967 (ныне находится в Москве).
Архитекторы М. Посохин, А. Мдоянц, Б. Тхор; инженер А. Кондратьев. 1967–1968.
Каждый раз, когда я смотрю на этот павильон, ныне прозябающий недалеко от главного входа на ВВЦ, меня охватывает двойственное чувство. С одной стороны – гордость за наше архитектурное прошлое: восхищение смелостью конструкции и потрясающей легкостью здания, а с другой – сожаление, что сейчас в России я не вижу таких мастеров, которые могли бы создать что-то равно впечатляющее.
Тимур Шабаев
Павильон СССР в Монреале. Открытка. Изображение с сайта imagineeringdisney.com
Павильон СССР в Монреале в процессе строительства. Фото © Bill Dutfield
2. Масштаб
Виадук Мийо на юге Франции.
Инженер Мишель Вирложё (Michel Virlogeux), архитекторы Foster+Partners. 2001–2004.
Большое не всегда обозначает великое, но этот виадук, с его простой геометрией и поистине «геологическим» масштабом, на мой взгляд, не может не восхищать.
Виадук Мийо © Foster+Partners
Виадук Мийо © Foster+Partners
3. Природа
Дом Spidernethewood в Ниме. Архитекторы R&Sie(n). 2007
В этом проекте меня завораживает то, как загадочная и устрашающая «дикая» природа становится стенами и потолком жилого пространства. Ограниченная лишь тонкой пластиковой сеткой зеленая биомасса как будто еще чуть- чуть – и поглотит проложенные в ней узкие коридоры.
Дом Spidernethewood в Ниме © R&Sie(n)
Дом Spidernethewood в Ниме © R&Sie(n)
4. Порядок
Нордостполдер – осушенный участок земли (польдер) в центральной части Нидерландов.
Инженер Корнелис Лели (Cornelis Lely). 1936–1942.
Социальный и градостроительный эксперимент по созданию почти абсолютного порядка, который (к счастью) уже невозможно повторить. Кусок земли, расчерченный сеткой идентичных участков с одинаковыми домами-фермами – огромная машина по производству еды. Ее деталями стали земля – бывшее морское дно; канавы, каналы и помпы, не дающие этой земле снова стать тем, чем она была раньше; а также отборные растения, животные, и самое главное, фермеры, потомки которых до сих пор обрабатывают всю ту же землю.
Нордостполдер. Фото 2011 © Siebe Swart
Нордостполдер. Карта 2013. Предоставлено Jan-Willem van Aals via Wikimedia Commons
5. Использование
Гостиничный комплекс The Venetian Resort Hotel Casino в Лас-Вегасе.
Бюро Kling Stubbins. 1997–1999, обновлен в 2003.
Соответствуя своему прототипу – Венеции, этот отель-курорт представляет собой город, способный принять и не отпускать любого, пока у него/нее не закончатся деньги. Он предлагает универсальную инфраструктуру для всевозможной деятельности по проведению свободного времени, обеспечивая непрекращающуюся смену декораций: от гигантского казино – до псевдофранцузского кафе, от восточных клубов – до выставочного зала Эрмитажа (Hermitage Guggenheim, бюро OMA, 2001).
Гостиничный комплекс The Venetian Resort Hotel Casino в Лас-Вегасе. Фото ZooFari via Wikimedia Commons
Гостиничный комплекс The Venetian Resort Hotel Casino в Лас-Вегасе. Предоставлено Venetian Resort
Выставочный зал Hermitage Guggenheim в отеле The Venetian Resort Hotel Casino. Фото © douglas via flickr.com
Тимур Шабаев – российский и нидерландский архитектор, сотрудник OMA/AMO с 2010.
В 2005 – 2008 работал в мастерской «Проект Меганом».
Был внештатным иллюстратором журналов Esquire Russia, «Секрет Фирмы», «Эрмитаж» и др.
Выпускник Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета (2001) и Института Берлаге в Роттердаме (2010).
Победитель конкурсов Europan 10 и Europan 11.
Автор Архи.ру, журнала «Проект Россия».