Пять актуальных для него проектов представляет Дмитрий Аранчий – архитектор из Киева, основатель бюро Dmytro Aranchii Architects, пионер украинской параметрической архитектуры.
Дмитрий Аранчий
Пользуясь предоставленной возможностью, я выбрал пять проектов, которые мне посчастливилось видеть вживую. Естественно, был соблазн включить в этот список и те, что тронули мои чувства со страниц книг, журналов или блогов, но подборка созерцаемых в реальности произведений зодчества представляется мне более честной: хотя бы исходя из того факта, что при первой встрече с заочно знакомым объектом порою рушатся иллюзии, а иногда неожиданно приходит восхищение.
1. Caixa Forum в Мадриде. Бюро Herzog & de Meuron. 2007
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
По роду деятельности мне ближе всего алгоритмическая/генеративная архитектура. В этом здании компьютерные алгоритмы были применены только к его «коже», что давно стало визитной карточкой Жака Херцога и Пьера де Мерона. Однако ликвидация первого этажа (консоль держится на мощном монолитном ядре), деформация (триангуляция) уровня земли и нижней части консоли, сохранение кирпичных 2-го и 3-го этажей и ржавая надстройка из упомянутой пикселизированой «кожи», повторяющая контур крыш зданий по соседству, – все это оставляет неизгладимое впечатление от Caixa Forum, являющегося чем-то вроде переходного этапа от деконструктивизма к параметризму.
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
Caixa Forum в Мадриде. Фото © Дмитрий Аранчий
Теплое впечатление от Caixa Forum осталось у меня также и после посещения проходившей там в 2011 выставки советского авангарда 1920х–30х годов.
2. Музей Гугенхайма в Бильбао Архитектор Фрэнк Гери. 1997
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
Этот объект – знаковый для вычислительной архитектуры. Несмотря на то, что «придумывался» он отнюдь не цифровым способом, этот музей – наряду с Кунстхаусом в Граце Питера Кука и международным терминалом Ватерлоо в Лондоне сэра Николаса Гримшо – бросил вызов возможностям новейших на тот момент технологий САПР (CAD), в которых были реализованы сложные криволинейные формы оболочки и сопряжение элементов конструкции под произвольными углами в пространстве; вычерчивание их вручную считалось слишком накладным и долгим.
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
Музей Гугенхайма в Бильбао. Фото © Дмитрий Аранчий
Музей дал своему городу невероятную туристическую привлекательность и явил собой экономическое чудо: «нецелесообразные» затраты на строительство его здания окупились многократно. Именно тогда компьютерные алгоритмы встали на службу архитектуры.
3. Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery Архитектор Заха Хадид. Лондон. 2013
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
Свежеиспеченное детище мастерской Zaha Hadid Architects мне удалось лицезреть на следующий день после его открытия. Подобно павильону Chanel тех же авторов (последний, правда, разборный и перевозимый объект), кафе демонстрирует плавную геометрию не только в аспекте форм оболочки, но и в плане перехода экстерьера в интерьер: они просто неотделимы друг от друга. Проектирование составных деталей произвольной кривизны задает новые стандарты индустрии автоматизированного изготовления (налицо переход от эпохи унификации к эпохе разнообразия и сложности): такой метод уже стал элементом индивидуального стиля ZHA.
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
Кафе The Magazine в Serpentine Sackler Gallery. Фото © Дмитрий Аранчий
Из понравившихся деталей – конструктивная схема с изогнутой балкой, спрятанной за твердые панели и узлы перехода в эластичную мембрану кровли. Эдакий уменьшенный и усложненный Гуггенхайм с новыми возможностями моделирования, применяющимися в этом случае с самого начала формообразования, и робототехнической точностью деталей.
4. Здание столовой АА в Хук-Парке, графство Дорсет Фрай Отто, ABK, Buro Happold. 1985
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий
Фрай Отто, наряду с Бакминстером Фуллером, – предтеча современной вычислительной архитектуры. Аналоговое проектирование и исследования минимальных поверхностей этого мастера повлияло прямо и косвенно на многих «параметристов», в частности на Ларса Спайброка.
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий
Столовая Архитектурной Ассоциации в Хук-Парке поразила меня прежде всего феноменом «создания всего из ничего»: нестандартная самостабилизирующаяся конструкция изготовлена из местной древесины. Каркас состоит из сетки грубо обработанных стволов сосен, изгибающихся подобно вантам.
Здание столовой АА в Хук-Парке. Фото © Дмитрий Аранчий
Это один из тех примеров, когда небольшой проект великого архитектора вызывает большее восхищение, нежели многомиллиардные градостроительные комплексы. Дешево, экологично и изобретательно. Здание вдохновило построенные позже корпуса ансамбля Хук-Парка (в том числе, проект учеников Фрая Отто – расположенную неподалеку мастерскую схожей конструктивной системы), который всецело отражает новую парадигму мышления с применением параметрических инструментов в проектировании и реализации.
5. Колледж Рэйвенсборн в Лондоне Архитекторы FOA. 2010
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
Это произведение архитектуры интересно прежде всего своей «кожей». С помощью трех типов панелей (или четырех, если считать симметричный подтип) удается получить семь видов окон и нерегулярный патерн фасада. Тесселяция отсылает к фрактальной геометрии и нелинейному неповторяющемуся орнаменту наподобие мозаики Пенроуза.
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
Колледж Рэйвенсборн в Лондоне. Фото © Дмитрий Аранчий
Несмотря на меньший масштаб, здание ничуть не теряется на фоне огромной Арены О2 Ричарда Роджерса. Напротив, все закономерно в своем развитии: евклидовая строгость и симметрия хай-тека уступают дорогу мандельбротовой сложности, пускай в этом случае тяготеющей более к плоскости, нежели к объему.
Дмитрий Аранчий родился в Киеве в 1986. Получил два образования: техническое в Киевском политехническом институте и архитектурное в Киевском национальном университете строительства и архитектуры (КНУСА), где защитил в 2011 магистерский диплом «Алгоритмические методы архитектурного формообразования». В 2007 основал в Киеве мастерскую Dmytro Aranchii Architects. Работает в направлении генеративной архитектуры и алгоритмического проектирования.
|