Каролина Бос: «Мы, архитекторы, можем больше, чем думаем»

Соосновательница голландского бюро UNStudio Каролина Бос побывала в Москве, где прочла лекцию студентам института «Стрелка», а также ответила на вопросы Архи.ру об архитектурном образовании и практике.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
0 Архи.ру: У вас большой преподавательский опыт. Изменилась ли ситуация в архитектурном образовании за время вашей деятельности? И каков ваш прогноз на ближайшее будущее?

Каролина Бос: Конечно, ситуация все время меняется, и существует много методов преподавания архитектуры. Но есть две главные системы, которые всегда существуют параллельно. С одной стороны, это технические университеты и академии, с другой – самые лучшие университеты, где можно получить более «продвинутое» образование, например, Колумбийский университет и Гарвард в США, возможно, также Архитектурная Ассоциация в Лондоне. Образование в вузах второго типа – гораздо более гибкое, там можно менять программу и постоянно поддерживать связь с практикой, приглашая в качестве профессоров активно работающих архитекторов. Технические университеты и академии не так свободны, поэтому им нужно прикладывать усилия, чтобы не терять связь с практикой. А это может легко случиться и будет особенно вредно в нынешней ситуации, когда не только профессиональная практика, но и весь мир быстро меняется. Поэтому сейчас главный вызов для преподавателя – поспевать за постоянными изменениями в архитектурной практике.
Каролина Бос. Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Музей Mercedes-Benz в Штутгарте ©Daimler AG

Как бы вы описали ваш метод преподавания? Он тоже изменился со временем?

Да, причем значительно. Например, 8 лет назад, когда я преподавала в Принстоне, основное внимание я уделяла организации – программы, контента, циркуляции, строительства – в единый эффективный блок. А теперь центр тяжести сместился в сторону от собственно проектирования: мы должны размышлять над проблемами, стоящими сейчас перед архитектурой, причем необязательно в прямой связи с проектом. Конечно, студентам по-прежнему нужно учиться проектировать, но они должны также научиться решать реальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в архитектурной практике, а также получить знания о современных строительных технологиях, необходимых для реализации проектов.

Исследования (research) сейчас стали крайне важны для любой архитектурной мастерской. Как можно подготовить студентов к этой деятельности? Ведь невозможно дать им знания по экономике, социологии, психологии и т. д. параллельно с обучением проектированию.

Да, невозможно обучить всему сразу, особенно потому, что научное знание постоянно обновляется, но мы должны научить студентов учиться, размышлять, изобретать. Познакомить их с разными видами методологии мышления и анализа подходов к проектированию. Эти навыки позволят им плодотворно работать всю жизнь.
Музей Mercedes-Benz в Штутгарте ©Daimler AG

Готовы ли студенты основать свою собственную мастерскую в момент получения диплома?

Сейчас маленьким бюро приходится очень трудно. Мастерские, в целом, становятся все крупнее, поэтому небольшие фирмы постоянно находятся под давлением. Я не думаю, что студенты готовы к самостоятельности по окончании вуза: если они в этот момент откроют свое бюро, оно всегда останется очень маленьким, с очень маленькими проектами – особенно в нынешней финансовой ситуации. Поэтому я бы рекомендовала им сначала поработать в большой мастерской, чтобы набраться опыта – а также потому, что именно в таких фирмах сейчас занимаются самыми интересными проектами.
Студенты института «Стрелка» слушают лекцию Каролины Бос. Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Итак, исследования сейчас занимают центральное место в архитектурной практике. А как эта деятельность организована в вашей мастерской?

У нас есть четыре научные платформы, и каждый сотрудник, помимо прочего, занимается исследованиями. Эта деятельность полностью интегрирована в проекты, все получаемые знания связаны с практикой, и эта работа в гораздо большей степени составляет ядро практики, чем проектирование или сам проект. Речь идет об очень конкретном знании, которое добывается для реализации проекта.
Многие архитекторы сталкиваются с трудностями, как только начинается строительство их здания: выясняется, что бюджета недостаточно, появляются проблемы с технологиями или нормами, которые оказывают негативное воздействие на проект. И ты должен найти способ приспособиться к этой ситуации и решить эти проблемы так, чтобы проект не пострадал – а этот навык многие архитекторы так никогда и не осваивают. Они не могут работать в условиях ограничений, что ведет к компромиссу или краху проекта или к выходу за рамки бюджета.
Однако, мы можем научиться работать гораздо более продуманно, быть гибкими и способными к адаптации, но также и понимать, что в проекте можно менять, а что – нет. Немало знаний, нередко очень специальных технических знаний, мы получили в процессе работы над проектами, и благодаря этому нам намного легче сейчас постоянно изобретать и экспериментировать – оставаясь в рамках умеренного бюджета и соблюдая краткие сроки.

Очень интересно! Часто приходится слышать от архитекторов жалобы на обстоятельства, но они редко предлагают решения подобных проблем.

Это так, но нам пришлось очень много работать, реализовать очень много проектов, чтобы усвоить эти уроки.
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов © Ronald Tilleman

Вы немало построили по всему миру, вы преподавали в вузах в разных странах. Профессия архитектора становится все более глобальной. Как можно приспособиться к этой ситуации? Порой непросто работать в пределах одной страны в хорошо известной обстановке, а на международном уровне все становится гораздо сложнее.

Да, это непросто, но также и очень интересно. Нам очень нравится работать в разных странах мира, потому что было бы очень скучно всегда действовать в рамках своих ограничений, своих ожиданий. Замечательно заставлять себя продвигаться вперед и продолжать учиться, быть порой вынужденным изобретать новые решения. Если мы слишком долго останемся в границах нашей «зоны комфорта», мы там застрянем и больше не сделаем ничего интересного. Это часть культуры архитектуры – продвигать себя вперед

То есть, по-вашему, глобализация – это положительное явление?

Да, очень положительное, а также полезное. [Работая за рубежом], я узнала, сколько у нас, архитекторов, общего: это тоже часть глобализации. Когда я сотрудничаю с коллегами в Китае, в России или же в Корее или Италии, мы говорим на общем языке, которым является наша профессия, у нас есть общая цель, и это замечательный опыт. Я думаю, в будущем это станет очень важным: нам придется всем вместе решать главные проблемы нашего мира, преодолевать кризисы, в первую очередь – экологический. Поэтому я уверена, что очень важно научиться обсуждать, обмениваться [идеями], сотрудничать.
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов © Ronald Tilleman

Что является сейчас главным вызовом для архитектурной профессии?

Несомненно, это вызов «устойчивости». Мы должны прекратить растрачивать ресурсы, и мы должны строить более долговечные здания, рассчитанные на адаптацию и трансформацию, вместо построек, которые приходится сносить, как только возникнет необходимость что-либо изменить. Мы должны думать о том, как придти к более здоровой жизни для людей и окружающей среды, к лучшему будущему.

Но не все можно изменить посредством благих намерений архитектора. Есть еще политики, бизнесмены. Насколько велико сейчас влияние архитектора?

Я думаю, мы можем больше, чем думаем. В некоторых наших проектах мы проанализировали отношения между заинтересованными сторонами и получили выводы, изменившие восприятие проекта. Например, в Азии мы построили несколько универмагов, главным в которых является общественное пространство внутри них. Там был создан интерьер с культурной, динамичной составляющей, напоминающий музей. И это стало возможным, потому что мы придумали и визуализировали эту идею, а затем смогли заинтересовать ею заказчика. Поэтому, как вы говорите, можно жаловаться и думать про себя «заказчик мне этого не позволит», но можно самому выступить с инициативой, предложить свое видение – реальность вполне может подчиниться ему.
Универмаг Galleria Centercity
Фото © Kim Yong-Kwan

У вас есть образование историка искусства – как оно обогатило вашу архитектурную практику? Насколько важна эта наука и учебная дисциплина для студентов-архитекторов?

Очень важно знать историю: для архитектора это живой инструмент. А также она способствует более аналитическому, продуманному подходу к работе. Я уже говорила об отношении теории и практики [в образовании], но это двоякая ситуация. Теория не должна преподаваться в вузах сухо – как чтение книг, конспектирование и сдача экзамена – напротив, это должна быть теория практики. Это я считаю самой интересной темой в архитектуре.
Лекция Каролины Бос в институте «Стрелка». Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
zooming
Дворец танцев Бориса Эйфмана. Вид в ночное время © UNStudio www.unstudio.com

25 Марта 2013

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.
Звезды для Черемушек
Победитель закрытого конкурса на ЖК Кржижановского, 31, «звездное» голландское бюро UNStudio, был объявлен 9 ноября. Мы попросили у организаторов дополнительные материалы и рассказываем о проекте несколько подробнее, чем это было сделано ранее. С планами и схемами.