Каролина Бос: «Мы, архитекторы, можем больше, чем думаем»

Соосновательница голландского бюро UNStudio Каролина Бос побывала в Москве, где прочла лекцию студентам института «Стрелка», а также ответила на вопросы Архи.ру об архитектурном образовании и практике.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Архи.ру: У вас большой преподавательский опыт. Изменилась ли ситуация в архитектурном образовании за время вашей деятельности? И каков ваш прогноз на ближайшее будущее?

Каролина Бос: Конечно, ситуация все время меняется, и существует много методов преподавания архитектуры. Но есть две главные системы, которые всегда существуют параллельно. С одной стороны, это технические университеты и академии, с другой – самые лучшие университеты, где можно получить более «продвинутое» образование, например, Колумбийский университет и Гарвард в США, возможно, также Архитектурная Ассоциация в Лондоне. Образование в вузах второго типа – гораздо более гибкое, там можно менять программу и постоянно поддерживать связь с практикой, приглашая в качестве профессоров активно работающих архитекторов. Технические университеты и академии не так свободны, поэтому им нужно прикладывать усилия, чтобы не терять связь с практикой. А это может легко случиться и будет особенно вредно в нынешней ситуации, когда не только профессиональная практика, но и весь мир быстро меняется. Поэтому сейчас главный вызов для преподавателя – поспевать за постоянными изменениями в архитектурной практике.
Каролина Бос. Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Музей Mercedes-Benz в Штутгарте ©Daimler AG

Как бы вы описали ваш метод преподавания? Он тоже изменился со временем?

Да, причем значительно. Например, 8 лет назад, когда я преподавала в Принстоне, основное внимание я уделяла организации – программы, контента, циркуляции, строительства – в единый эффективный блок. А теперь центр тяжести сместился в сторону от собственно проектирования: мы должны размышлять над проблемами, стоящими сейчас перед архитектурой, причем необязательно в прямой связи с проектом. Конечно, студентам по-прежнему нужно учиться проектировать, но они должны также научиться решать реальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в архитектурной практике, а также получить знания о современных строительных технологиях, необходимых для реализации проектов.

Исследования (research) сейчас стали крайне важны для любой архитектурной мастерской. Как можно подготовить студентов к этой деятельности? Ведь невозможно дать им знания по экономике, социологии, психологии и т. д. параллельно с обучением проектированию.

Да, невозможно обучить всему сразу, особенно потому, что научное знание постоянно обновляется, но мы должны научить студентов учиться, размышлять, изобретать. Познакомить их с разными видами методологии мышления и анализа подходов к проектированию. Эти навыки позволят им плодотворно работать всю жизнь.
Музей Mercedes-Benz в Штутгарте ©Daimler AG

Готовы ли студенты основать свою собственную мастерскую в момент получения диплома?

Сейчас маленьким бюро приходится очень трудно. Мастерские, в целом, становятся все крупнее, поэтому небольшие фирмы постоянно находятся под давлением. Я не думаю, что студенты готовы к самостоятельности по окончании вуза: если они в этот момент откроют свое бюро, оно всегда останется очень маленьким, с очень маленькими проектами – особенно в нынешней финансовой ситуации. Поэтому я бы рекомендовала им сначала поработать в большой мастерской, чтобы набраться опыта – а также потому, что именно в таких фирмах сейчас занимаются самыми интересными проектами.
Студенты института «Стрелка» слушают лекцию Каролины Бос. Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Итак, исследования сейчас занимают центральное место в архитектурной практике. А как эта деятельность организована в вашей мастерской?

У нас есть четыре научные платформы, и каждый сотрудник, помимо прочего, занимается исследованиями. Эта деятельность полностью интегрирована в проекты, все получаемые знания связаны с практикой, и эта работа в гораздо большей степени составляет ядро практики, чем проектирование или сам проект. Речь идет об очень конкретном знании, которое добывается для реализации проекта.
Многие архитекторы сталкиваются с трудностями, как только начинается строительство их здания: выясняется, что бюджета недостаточно, появляются проблемы с технологиями или нормами, которые оказывают негативное воздействие на проект. И ты должен найти способ приспособиться к этой ситуации и решить эти проблемы так, чтобы проект не пострадал – а этот навык многие архитекторы так никогда и не осваивают. Они не могут работать в условиях ограничений, что ведет к компромиссу или краху проекта или к выходу за рамки бюджета.
Однако, мы можем научиться работать гораздо более продуманно, быть гибкими и способными к адаптации, но также и понимать, что в проекте можно менять, а что – нет. Немало знаний, нередко очень специальных технических знаний, мы получили в процессе работы над проектами, и благодаря этому нам намного легче сейчас постоянно изобретать и экспериментировать – оставаясь в рамках умеренного бюджета и соблюдая краткие сроки.

Очень интересно! Часто приходится слышать от архитекторов жалобы на обстоятельства, но они редко предлагают решения подобных проблем.

Это так, но нам пришлось очень много работать, реализовать очень много проектов, чтобы усвоить эти уроки.
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов © Ronald Tilleman

Вы немало построили по всему миру, вы преподавали в вузах в разных странах. Профессия архитектора становится все более глобальной. Как можно приспособиться к этой ситуации? Порой непросто работать в пределах одной страны в хорошо известной обстановке, а на международном уровне все становится гораздо сложнее.

Да, это непросто, но также и очень интересно. Нам очень нравится работать в разных странах мира, потому что было бы очень скучно всегда действовать в рамках своих ограничений, своих ожиданий. Замечательно заставлять себя продвигаться вперед и продолжать учиться, быть порой вынужденным изобретать новые решения. Если мы слишком долго останемся в границах нашей «зоны комфорта», мы там застрянем и больше не сделаем ничего интересного. Это часть культуры архитектуры – продвигать себя вперед

То есть, по-вашему, глобализация – это положительное явление?

Да, очень положительное, а также полезное. [Работая за рубежом], я узнала, сколько у нас, архитекторов, общего: это тоже часть глобализации. Когда я сотрудничаю с коллегами в Китае, в России или же в Корее или Италии, мы говорим на общем языке, которым является наша профессия, у нас есть общая цель, и это замечательный опыт. Я думаю, в будущем это станет очень важным: нам придется всем вместе решать главные проблемы нашего мира, преодолевать кризисы, в первую очередь – экологический. Поэтому я уверена, что очень важно научиться обсуждать, обмениваться [идеями], сотрудничать.
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов © Ronald Tilleman

Что является сейчас главным вызовом для архитектурной профессии?

Несомненно, это вызов «устойчивости». Мы должны прекратить растрачивать ресурсы, и мы должны строить более долговечные здания, рассчитанные на адаптацию и трансформацию, вместо построек, которые приходится сносить, как только возникнет необходимость что-либо изменить. Мы должны думать о том, как придти к более здоровой жизни для людей и окружающей среды, к лучшему будущему.

Но не все можно изменить посредством благих намерений архитектора. Есть еще политики, бизнесмены. Насколько велико сейчас влияние архитектора?

Я думаю, мы можем больше, чем думаем. В некоторых наших проектах мы проанализировали отношения между заинтересованными сторонами и получили выводы, изменившие восприятие проекта. Например, в Азии мы построили несколько универмагов, главным в которых является общественное пространство внутри них. Там был создан интерьер с культурной, динамичной составляющей, напоминающий музей. И это стало возможным, потому что мы придумали и визуализировали эту идею, а затем смогли заинтересовать ею заказчика. Поэтому, как вы говорите, можно жаловаться и думать про себя «заказчик мне этого не позволит», но можно самому выступить с инициативой, предложить свое видение – реальность вполне может подчиниться ему.
Универмаг Galleria Centercity
Фото © Kim Yong-Kwan

У вас есть образование историка искусства – как оно обогатило вашу архитектурную практику? Насколько важна эта наука и учебная дисциплина для студентов-архитекторов?

Очень важно знать историю: для архитектора это живой инструмент. А также она способствует более аналитическому, продуманному подходу к работе. Я уже говорила об отношении теории и практики [в образовании], но это двоякая ситуация. Теория не должна преподаваться в вузах сухо – как чтение книг, конспектирование и сдача экзамена – напротив, это должна быть теория практики. Это я считаю самой интересной темой в архитектуре.
Лекция Каролины Бос в институте «Стрелка». Фото предоставлено Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
zooming
Дворец танцев Бориса Эйфмана. Вид в ночное время © UNStudio www.unstudio.com

25 Марта 2013

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.