Изгиб метода

На лекции в рамках АрхМосквы-2011 Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio, рассказал московской публике об общественном, преобразовательном и визуальном «моментах», но, кажется, умолчал о самом главном.

mainImg
Событие было организовано журналом AD, который традиционно привозит на каждую АрхМоскву «звезд» мировой архитектуры. Чаще всего зарубежные корифеи рассказывают о своих последних проектах или очерчивают все работы своего портфолио, реже – делятся соображениями о проблемах, интересующих их в текущий момент. Бен ван Беркель, ведущий представитель «цифровой архитектуры», выбрал третий путь: он рассказал о своем творческом методе, причем представил свою работу вполне «концептуально», не хуже любого архитектурного критика, что, в сочетании с обаянием самого лектора, произвело на слушателей самое приятное впечатление.
zooming
Бен ван Беркель. Фото Юлии Тарабариной
zooming
Бен ван Беркель. Фото Нины Фроловой

Вероятно, это приятное впечатление и не дало сразу заметить, насколько ловко ван Беркель выстроил свою лекцию, скрыв за внешней структурой свои ключевые идеи. Выбрав Манхэттен и около десяти своих построек в качестве наглядных примеров, он коснулся почти всех актуальных (или модных) архитектурных тем. На примере нью-йоркских вокзалов он продемонстрировал важность объединения разных функций в одной точке: это повышает активность городской жизни. Говоря о своем ансамбле из двух небоскребов Raffles City в Ханчжоу, он показал эффективность совмещения различных программ в одном комплексе, в пределах которого можно легко оставаться 2–3 дня: все необходимое для жизни и работы там есть.
zooming
Здание Агентства по образованию и Налогового управления Нидерландов в Гронингене © Ronald Tillema

Архитектор коснулся и проблем CAD, который, по его мнению, вернул архитекторам контроль над процессом проектирования: теперь гораздо легче трансформировать заданный заказчиком и программой изначальный набросок плана, предлагая результативные технические решения во всех аспектах и элементах проекта, чему также способствует развитие строительных технологий, особенно – сферы «устойчивого развития». Так, в здании Агентства по образованию и Налогового управления в Гронингене удалось сэкономить материал за счет уменьшения общей высоты здания на 7,5 м благодаря отказу от навесных потолков (итого, 30 см экономии на каждом этаже), т. к. системы отопления и охлаждения, которые те должны были скрывать, были заменены методом «активации бетонного ядра» (concrete core activation). Он заключается в следующем: в толще бетонной стены проложены трубы, по которым пускают воду необходимой для отопления или охлаждения помещений температуры. Благодаря «инертности» массы здания, оно долго сохраняет заданную температуру, поэтому трех часов подачи горячей воды хватает на отопление в течение дня. Такая схема несовместима с навесными потолками еще и потому, что те служат преградой для тепла или прохлады, «излучаемых» бетонными перекрытиями.
zooming
Дом Villa VM в штате Нью-Йорк

Также было немало сказано об общественном пространстве: ван Беркель даже начал свою лекцию с того, что подчеркнул: роль архитектуры в поддержании связей между людьми важнее, чем сама архитектура. Поэтому «социальный момент» возникает не только в построенных им общественных сооружениях, но и в торговых центрах, и даже в частных домах. Практически везде он тесно связан с использованием изгиба (twist), очевидно, основного мотива формального языка ван Беркеля. Изгиб позволяет преломлять пространство, разделяя зоны, как в Villa VM, загородном доме в штате Нью-Йорк, или же придавая интерьеру элемент аттракциона. Линии плавно переходят в поверхность, а поверхность – в форму (это – «преобразовательный момент»), что хорошо заметно в небольших сооружениях UNStudio, например, инсталляции «Примерочная» на венецианской биеннале-2008, где человек «надевает на себя» пространство сложной конфигурации, как платье. В общественных постройках типа музея «Мерседес-Бенц» в Штутгарте за каждым из многочисленных поворотов перед посетителем в разных направлениях открываются неожиданные перспективы, порой ему даже кажется, что он заблудился. Благодаря такому «оптическому механизму» человеку представляется, что пространство интерьера следует за ним; при этом сложная конструкция (две пересекающиеся спирали пандусов, образующие множество уровней) не читается снаружи: судя по фасаду, в музее всего три четко выраженных этажа.
zooming
Инсталляция «Примерочная» на венецианской биеннале-2008

Фасады сами по себе также привлекают внимание архитектора: одним из первых в истории медиа-фасадов стало оформление внешних стен торгового центра Galleria West в Сеуле, где меняющие цвет светильники LED спрятаны за дисками из матового стекла: возникающий калейдоскопический эффект напоминает о смазанном восприятии человеком множества светящихся вывесок и рекламных объявлений в центре большого города. Более традиционное рельефное решение фасадов башен Raffles City создает при круговом обходе впечатление перетекания формы – пример ее «двойного прочтения».
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте © Сhristian Richters

По словам ван Беркеля, все эти визуально-оптические эффекты направлены на то, чтобы отразить сложность устройства современного общества, многообразие и обилие информации, которую нам приходится каждый день воспринимать, и, главное, чтобы создать условия для общения и взаимодействия людей. Так, в атриуме торгового центра Galleria Centercity в Южной Корее посетитель удивлен: криволинейные линии ярусов, подчеркнутые подсветкой, уходят вверх и сливаются друг с другом. Сколько их в действительности, сказать сложно – и на первом этаже ТЦ нередко собираются группки людей, обсуждающих эту проблему: так возникает желаемый «социальный момент». Сквозь проемы в перекрытиях временного «Павильона Бернема» в Миллениум-парке открываются эффектные виды на знаменитые небоскребы Чикаго; это и его необычные криволинейные формы сделали сооружение популярным местом отдыха горожан летом 2009.
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте

Итак, все основные темы – «зеленые» технологии, многофункциональность, общественное пространство – постоянно перемежались и соединялись в выступлении Бена ван Беркеля с рассуждениями об уже упоминавшихся визуальных эффектах, проблемах восприятия, об игре прочтений, многозначности формы и пространства. Кроме того, ван Беркель произнес ключевую фразу о том, что форма не обязательно должна быть утилитарной. И вот тогда из его аккуратно выстроенной концепции проступила основа его творчества, которую критики несколько банально, хотя и вполне справедливо называют «цифровым барокко». Стремление к визуальной эффектности – снаружи здания и в интерьере, определенное равнодушие к функциональности и к идее «честной конструкции», предпочтение органических, криволинейных форм всем другим, игра с освещением и пространством в просторных «залах» сближают ван Беркеля с Бернини, Борромини, Гварини, хотя вместо католических церквей он строит торговые центры и корпоративные музеи (из-за иной функции в его работах нет и характерного барочного драматизма). Определенная завершенность планов, использование разного рода модулей также выделяет его среди других сторонников «дигитальной архитектуры» и сближает с коллегами из 17 в. Жаль лишь, что требования архитектурной «политкорректности» заставляет Бена ван Беркеля подчеркивать социально важные аспекты своих работ, скрывая за ними суть своего метода, преломляя и изгибая его в соответствии с comme il faut. При этом его архитектура, построенная вокруг и для зрителя – ведь все визуальные эффекты возникают именно в его сознании – субъективна и потому более человечна, чем социально ориентированный функционализм, видящий в человеке лишь объект.
zooming
Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте © UNStudio
zooming
Торговый центр Galleria West в Сеуле. Фото © Сhristian Richters
zooming
Комплекс Raffles City в Ханчжоу © UNStudio
zooming
Комплекс Raffles City в Ханчжоу © UNStudio
zooming
Торговый центр Galleria Centercity в Чхонане. Фото © Сhristian Richters
zooming
«Павильон Бернема» в Чикаго © Сhristian Richters

31 Мая 2011

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Пресса: Объект со смыслом
В рамках ежегодной лекционной программы журнала AD в Москву приехал голландский архитектор Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio. Самый известный его проект — музей Mercedes-Benz в Штутгарте — принято считать прорывом в области архитектуры. Сложная конструкция пространства, в котором отсутствуют этажи, образована двумя спиралевидными пандусами и чем-то напоминает пересекающиеся пружины.
Пресса: Разрыв между поколениями - состояние отвердения. По...
В конце мая в ЦДХ состоялась XVI Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква», прошедшая под слоганом Next. Она зафиксировала границу между архитектурными поколениями, и без того остро переживаемую как отцами, так и детьми, особенно – с началом кризиса.
Поколение травоядных
Этот обзор прессы и блогов целиком посвящен прошедшей накануне «Арх Москве 2011». Мы включили в него весьма острую статью Григория Ревзина, интервью с директором ЦДХ Василием Бычковым и одним из главных героев фестиваля голландским архитектором Беном ван Беркелем, комментарии участников премии «Авангард», взятые журналом «Афиша», и кое-что из блогов.
Пресса: Молодые архитекторы обустроят сквер в Сатке
Проект по организации общественного пространства сквера в центре города Сатки Челябинской области был представлен на XVI международной выставке архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА.
Пресса: Бен ван Беркель об архитектуре парков, больниц и университетов
На «Арх-Москву» приехал голландец Бен ван Беркель — основатель компании Un Studio, которая проектировала мосты в Европе, торговые центры в Азии и новый театр в Петербурге. «Афиша» поговорила с ним о реконструкции ВДНХ и архитектуре государственных учреждений.
Изгиб метода
На лекции в рамках АрхМосквы-2011 Бен ван Беркель, глава бюро UNStudio, рассказал московской публике об общественном, преобразовательном и визуальном «моментах», но, кажется, умолчал о самом главном.
Пресса: Арх Москва – ЦДХ – АрхАнгелы
Фотопроект Михаила Королева и Рустама Керимова «АрхАнгелы» на прошедшей "Арх Москве 2011" в комментариях защитников исторического города.
Пресса: Названы финалисты премии «Авангард»
На выставке АрхМосква назвали имена финалистов премии «Авангард». Из двадцати претендентов четверо продолжат борьбу за звание «лучшего молодого архитектора России».
Герои «Авангарда»: награды «Арх Москвы 2011»
28 мая в Центральном доме художника состоялось подведение итогов выставки «Арх Москва 2011». На торжественной церемонии были награждены лучшие экспозиции и проекты, а также названы четыре финалиста Премии «Авангард 2011» и победители впервые проводившегося на фестивале конкурса дизайнеров мебели «NEXT+».
Блок вопросов о главном
В число зарубежных экспозиций «Арх Москвы 2011» вошли сразу несколько интересных выставок. Прежде всего, это, конечно, «Город под названием Испания», представляющий 80 произведений современной испанской архитектуры, и экспозиция «Новые проекты и постройки Бена ван Беркеля», который в субботу выступит в ЦДХ с лекцией. Что же касается главной темы нынешней выставки – архитектуры молодых, – то ее наиболее полно раскрывает раздел «Next International».
Пресса: Архитекторы осторожничают с градостроительством
Открывая международную выставку "Арх Москва-2011", которая проходит с 25 по 29 мая, председатель комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры и глава Центрального дома художника Василий Бычков отметил: "На фоне строительного бума в Москве уничтожилась градостроительная наука".
Пресса: «АрхМосква 2011» открывает новые имена мировой архитектуры
Сколько лет потребуется, чтобы перенаселённая планета превратилась в идеальный «город-сад»? Вопрос не риторический - увидеть макет будущего можно в эти дни в Центральном Доме Художника. Здесь открылась «АрхМосква-2011».
С чистого листа
Вчера в Центральном доме художника открылась XVI Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва 2011». Проходящая в этом году под девизом «Next!», она показывает, что вся надежда действительно на молодых – подавляющее большинство активно практикующих архитекторов выставку проигнорировали.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.