Connecting people

Завершая обзор национальных павильонов XII Международной биеннале архитектуры в Венеции, расскажем о самых небольших, но отнюдь не последних по значению экспозициях Швейцарии, Израиля, Армении и Румынии. Каждая из этих стран по-своему трактовала тему встречи людей в архитектуре.

mainImg

Главной и единственной темой павильона Швейцарии стали мосты – его куратор, знаменитый конструктор Юрг Концетт (Jürg Conzett) справедливо рассудил, что трудно найти другое архитектурное сооружение, столь же всецело подчиненное идее объединения и встречи различных людей. Основу экспозиции, получившей название «Ландшафт и сооружения» (Landscape and Structures) составили роскошные черно-белые фотографии больших и малых мостов, построенных в самое разное время и в разных частях страны.

Из стендов с фотографиями и описаниями конструктивных схем мостов и их значения для экономики и общества того или иного региона Швейцарии Концетт соорудил самый настоящий лабиринт.

Медленно перемещаясь по нему от одного снимка к другому и постепенно знакомясь с эволюцией инженерной мысли, посетители невольно проникались идеей путешествия во времени. Самые новые мосты, чьи проекты уже утверждены, но еще не реализованы, в павильоне были представлены в виде виртуозно изготовленных деревянных макетов, позволяющих в полной мере оценить и элегантность их архитектурного решения, и сложность конструкции.

Израиль свою национальную экспозицию также построил на фотографиях, правда, на архивных или «винтажных», как было гордо обозначено в пресс-материалах этого павильона. На тему «люди встречаются в архитектуре» такому государству, как Эрец-Исраэль, конечно, было что сказать, и основным предметом показа вполне предсказуемо стали кибуцы – сельскохозяйственные коммуны, в которых еще десять лет назад свою жизнь в Израиле начинали практически все репатрианты.

Скупая на спецэффекты, но очень информативная, экспозиция этой страны самым подробным образом рассказывала о том, что такое кибуцы, как они проектировались и строились, как положенные в основу коммуны социальные идеи и градостроительные решения обеспечивали ее успешное развитие.


На память об этой выставке каждый посетитель мог взять одну или несколько фотографий самых известных кибуцев Израиля – гигантские стопки этих снимков были расставлены по всему павильону, и на протяжении биеннале их «рост» постепенно уменьшался.

Армения к теме биеннале подошла весьма оригинально, трактовав сентенцию «люди встречаются в архитектуре» как возможность показать, со сколькими армянскими архитекторами успел встретиться мир за последнее десятилетие. Основная часть экспозиции представляет проекты армянских зодчих, разработанных для США, стран Европы и для России.

У Румынии в этом году на биеннале было целых два павильона. Один располагался в Джардини, второй в районе Каннареджо – и оба были решены предельно концептуально. На проект экспозиции основного павильона в Румынии в прошлом году был проведен открытый национальный конкурс, в котором победила команда дизайнеров под руководством 26-летнего Тюдора Власчану (Tudor Vlasceanu) – кстати, самого юного куратора на нынешней биеннале. О проекте этого коллектива, направленного на создание «фундаментальных отношений между человеком и пространством», <a href="http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=28695" target="_self">мы уже подробно рассказывали</a>

Вторая экспозиция Румынии под названием SUPERBIA расположилась в крошечной галерее в районе Каннареджо, принадлежащей Румынскому институту культуры и гуманитарных исследований, и была посвящена исследованию современных штампов и стереотипов о проживании в мегаполисе. Иными словами, куратор Моника Морариу (Morariu) стремилась выяснить, что объединяет всех жителей больших городов и что, наоборот, делает их столь одинокими и разобщенными. Одним из самых ярких экспонатов этой небольшой выставки стал белый тоннель, проложенный в насыпи из чернозема, – в отличие от основного румынского павильона, в этот лаз невозможно проникнуть, он сугубо декоративен, однако столь ярко символизирует тщетность большинства наших усилий, что впечатляет едва ли не сильнее, чем весь павильон в Джардини вместе взятый.

Неизменно привлекали внимание посетителей и белые лакированные туфли с позолоченной подошвой – «обувь для золотых маршрутов». Выставленные у самого окна галереи, они придавали экспозиционной площадке вид дорогого бутика, и, перемещаясь к следующей «витрине», пешеходы с изумлением замечали, что в этом «обувном магазине» также почему-то продается земля (причем в развес!), непонятные белые конструкции и плазменные телевизоры, крутящие кино про пригороды Бухареста. Мне лично довелось быть свидетелем эпизода, когда двое мужчин буквально вломились в галерею, встали напротив насыпи и с возмущением спросили: «Это что такое?!» «Часть экспозиции, – вежливо пояснил сотрудник Института. – В рамках XII Архитектурной биеннале». Какое-то время мужчины молча переваривали эту информацию, а потом один из них изрек: «А, так это дизайн?» И пояснил второму уже спокойно: «Это просто дизайн, понимаешь?» Чем не пример того, как встречаются люди – в архитектуре и с архитектурой?

 

 


22 Ноября 2010

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Вторая жизнь трущоб
Последнее время российские власти и девелоперы все чаще говорят о развитии старых индустриальных пространств. В заброшенные фабрики, склады и даже тюрьмы можно вдохнуть новую жизнь, превратив трущобы в высококлассную недвижимость. В Москве и Петербурге уже реализован ряд удачных проектов по перепрофилированию промзон под офисы и арт-кварталы.
Пресса: Венеция: место встречи
На днях завершила свою работу архитектурная биеннале в Венеции. Организаторы рапортуют: архитектурную выставку посетило на треть больше зрителей, чем два года назад, всего 170 тысяч.
Пресса: Оптимистическое завтра. Об экспозиции Российского...
Архитектура – древнее искусство, но архитекторы, похоже, никогда не договорятся о том, как лучше обустроить нашу жизнь. Раз в два года лучшие профессионалы слетаются в застывшую во времени Венецию, чтобы подискутировать об архитектуре прошлого, настоящего и будущего.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.