Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.11.2010

Connecting people

Анна Мартовицкая

Завершая обзор национальных павильонов XII Международной биеннале архитектуры в Венеции, расскажем о самых небольших, но отнюдь не последних по значению экспозициях Швейцарии, Израиля, Армении и Румынии. Каждая из этих стран по-своему трактовала тему встречи людей в архитектуре.

Главной и единственной темой павильона Швейцарии стали мосты – его куратор, знаменитый конструктор Юрг Концетт (Jürg Conzett) справедливо рассудил, что трудно найти другое архитектурное сооружение, столь же всецело подчиненное идее объединения и встречи различных людей. Основу экспозиции, получившей название «Ландшафт и сооружения» (Landscape and Structures) составили роскошные черно-белые фотографии больших и малых мостов, построенных в самое разное время и в разных частях страны.

Из стендов с фотографиями и описаниями конструктивных схем мостов и их значения для экономики и общества того или иного региона Швейцарии Концетт соорудил самый настоящий лабиринт.

Медленно перемещаясь по нему от одного снимка к другому и постепенно знакомясь с эволюцией инженерной мысли, посетители невольно проникались идеей путешествия во времени. Самые новые мосты, чьи проекты уже утверждены, но еще не реализованы, в павильоне были представлены в виде виртуозно изготовленных деревянных макетов, позволяющих в полной мере оценить и элегантность их архитектурного решения, и сложность конструкции.

Израиль свою национальную экспозицию также построил на фотографиях, правда, на архивных или «винтажных», как было гордо обозначено в пресс-материалах этого павильона. На тему «люди встречаются в архитектуре» такому государству, как Эрец-Исраэль, конечно, было что сказать, и основным предметом показа вполне предсказуемо стали кибуцы – сельскохозяйственные коммуны, в которых еще десять лет назад свою жизнь в Израиле начинали практически все репатрианты.

Скупая на спецэффекты, но очень информативная, экспозиция этой страны самым подробным образом рассказывала о том, что такое кибуцы, как они проектировались и строились, как положенные в основу коммуны социальные идеи и градостроительные решения обеспечивали ее успешное развитие.


На память об этой выставке каждый посетитель мог взять одну или несколько фотографий самых известных кибуцев Израиля – гигантские стопки этих снимков были расставлены по всему павильону, и на протяжении биеннале их «рост» постепенно уменьшался.

Армения к теме биеннале подошла весьма оригинально, трактовав сентенцию «люди встречаются в архитектуре» как возможность показать, со сколькими армянскими архитекторами успел встретиться мир за последнее десятилетие. Основная часть экспозиции представляет проекты армянских зодчих, разработанных для США, стран Европы и для России.

У Румынии в этом году на биеннале было целых два павильона. Один располагался в Джардини, второй в районе Каннареджо – и оба были решены предельно концептуально. На проект экспозиции основного павильона в Румынии в прошлом году был проведен открытый национальный конкурс, в котором победила команда дизайнеров под руководством 26-летнего Тюдора Власчану (Tudor Vlasceanu) – кстати, самого юного куратора на нынешней биеннале. О проекте этого коллектива, направленного на создание «фундаментальных отношений между человеком и пространством», <a href="http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=28695" target="_self">мы уже подробно рассказывали</a>

Вторая экспозиция Румынии под названием SUPERBIA расположилась в крошечной галерее в районе Каннареджо, принадлежащей Румынскому институту культуры и гуманитарных исследований, и была посвящена исследованию современных штампов и стереотипов о проживании в мегаполисе. Иными словами, куратор Моника Морариу (Morariu) стремилась выяснить, что объединяет всех жителей больших городов и что, наоборот, делает их столь одинокими и разобщенными. Одним из самых ярких экспонатов этой небольшой выставки стал белый тоннель, проложенный в насыпи из чернозема, – в отличие от основного румынского павильона, в этот лаз невозможно проникнуть, он сугубо декоративен, однако столь ярко символизирует тщетность большинства наших усилий, что впечатляет едва ли не сильнее, чем весь павильон в Джардини вместе взятый.

Неизменно привлекали внимание посетителей и белые лакированные туфли с позолоченной подошвой – «обувь для золотых маршрутов». Выставленные у самого окна галереи, они придавали экспозиционной площадке вид дорогого бутика, и, перемещаясь к следующей «витрине», пешеходы с изумлением замечали, что в этом «обувном магазине» также почему-то продается земля (причем в развес!), непонятные белые конструкции и плазменные телевизоры, крутящие кино про пригороды Бухареста. Мне лично довелось быть свидетелем эпизода, когда двое мужчин буквально вломились в галерею, встали напротив насыпи и с возмущением спросили: «Это что такое?!» «Часть экспозиции, – вежливо пояснил сотрудник Института. – В рамках XII Архитектурной биеннале». Какое-то время мужчины молча переваривали эту информацию, а потом один из них изрек: «А, так это дизайн?» И пояснил второму уже спокойно: «Это просто дизайн, понимаешь?» Чем не пример того, как встречаются люди – в архитектуре и с архитектурой?