В кубе белом

В Москве стартовал XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Профессиональное сообщество ожидало его с замиранием сердца. С одной стороны, смотр общероссийских достижений в области архитектуры решился на кардинальную смену имиджа, с другой – за плечами кризисный год, который неизвестно как отразился на отечественном зодчестве. Первое знакомство с экспозицией показало, что в борьбе с кризисом ни архитектура, ни посвященный ей фестиваль сдаваться не собираются.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

16 Октября 2009
mainImg
«Зодчество» проходит с 1993 года, и до самого последнего времени оно оставалось фестивалем, про который все так и говорили – «родом из 90-х». Представляя собой не слишком удобоваримый сплав пафоса и кондовости, он служил единственной площадкой для знакомства со всеми новостройками необъятной родины, и по большому счету, ничего сверх этого от него не ждали. Ситуация изменилась, когда у Союза архитекторов России появился новый руководитель – Андрею Бокову очень хотелось явить профессиональному сообществу зримые доказательства того, что кардинальные перемены в отрасли не только желанны, но и возможны, и международный фестиваль на эту роль подошел идеально. Забота о «ребрендинге» была поручена Юрию Аввакумову, и, нужно признать, что этому опытнейшему куратору с первого раза удалось самое главное – «Зодчество» не похоже на себя образца как конца девяностых, так и прошлого года. «Зодчество-2009» совсем другое.

Пожалуй, основное, что всегда раньше раздражало в этом фестивале, так это отсутствие единой концепции в оформлении экспозиции. В «Манеже» постоянно царил хаос: центральная аллея была застелена пластмассовой травой и заставлена добрым десятком фонтанов, навстречу им призывно раскрывали свои объятия разнокалиберные стенды регионов и отдельных проектных организаций, и от обилия генпланов и чудовищных по своему качеству фотографий построек рябило в глазах. Куда идти, где что искать, – на эти вопросы если и находился ответ, то лишь методом долгих скитаний или не менее длительного изучения фестивального каталога. И поэтому первое, за что Аввакумову можно и нужно поставить памятник, так это за наведение порядка. Наконец-то пространство восстановленного Манежа звучит само по себе, наконец-то его видно! Куратор сделал, в сущности, очень простую, но для «Зодчества» совершенно необходимую вещь: всех участников фестиваля он разделил на несколько групп, и каждой выделил собственную площадку, изолированную от общего пространства с помощью перегородок.
В главном зале Манежа Аввакумов построил 12 огромных белых кубов, высота которых доходит до балок деревянных конструкций кровли. Их стены выполнены из тонкой, почти прозрачной ткани, которая колышется от любого, даже легкого ветерка. Шатры снаружи и лабиринты внутри – в каждом кубе несколько входов, а их внутреннее пространство поделено на неравные секции, которые и занимают экспозиции различных бюро и компаний. Дальше, правда, все равно начинается фирменная неразбериха, и уловить принцип, по которому в блоки подбирались участники, почти невозможно. Например, сильно удивил павильон «Студии», в котором со стороны главного входа разместилась экспозиция ГАРХИ и «Золотого сечения», а с обратной – стенд Гипрогора с бронзовыми скульптурами, привезенными в Манеж в честь 80-летия института.

Впрочем, случались удивления и посильнее. Например, весь павильон «Санкт-Петербург» занят проектом реконструкции Восточного крыла Главного штаба, выполненным «Студией 44». С одной стороны, это одна из самых стильных экспозиций на фестивале, в которой нет ничего лишнего и которая одновременно содержательна для профессионала и чрезвычайно зрелищна и интересна для любителя. Да и вообще проект прекрасный и заслуженно раскрученный до статуса символа и бренда. Но с другой стороны, как-то не хочется верить в то, что ничего другого в архитектуре Петербурга за этот год не случилось.

Впрочем, достаточно перейти в павильон под названием «Москва», и сомнения об уместности «монографической» экспозиции улетучиваются сами собой. Потому что «Москва» – это  традиционный для «Зодчества» склад генеральных планов и градостроительных концепций развития отдельных районов, которые на взгляд неподготовленного к вдумчивому чтению граддокументации человека мало чем отличаются друг от друга. И всем тем, кого интересуют новости не градорегулирования, а архитектуры столицы, в данном павильоне делать, увы, совершенно нечего. Нечто похожее можно сказать и о павильонах «Регионы», в которых в общей сложности представлено 12 областей и республик.

Но это вопросы содержания – если какая-то принципиально иная форма демонстрации архитектурно-градостроительных достижений губерний и будет разработана, то, понятное дело, не за один год. Да и нужна ли этим «отчетам» какая-то прорывная форма подачи материала? Возможно, и нет, при условии, конечно, что у фестиваля будет достаточно других зрелищных разделов. И в этом направлении Юрий Аввакумов действительно сделал несколько очень важных и принципиальных шагов.

Во-первых, у «Зодчества» появилась сквозная тема («Индекс устойчивости»), а во-вторых – концептуальные кураторские павильоны. Один из них называется просто и со вкусом – «Россия», – и на его экспозицию до фестиваля проводился специальный конкурс концепций, в котором победил Сергей Чобан. Второй – громко анонсировавшийся Green house Владимира Белоголовского, который собрал 12 самых интересных мировых проектов в области экологической архитектуры и использования энергосберегающих технологий. Все эти зеленые кровли и дышащие дома как бы должны убедить российских архитекторов, что подлинная устойчивость – в этом. Ну, а пока передовые технологии не спеша идут в Россию, нашим «индексом устойчивости» становится все то, что уже спроектировано и построено. Разделы «Проекты» и «Постройки» вытянулись вдоль всей экспозиции, разместившись между павильонами и стенами, и поскольку построек у нас традиционно меньше, то ряд планшетов с реализациями дополнены разделами «Молодые архитекторы» и «Студенты».

Еще одно ноу-хау нынешнего года – отдельно вынесенные стенды с проектами и постройками, вошедшими в шорт-лист претендентов на золотые, серебряные и бронзовые дипломы «Зодчества». Если кто забыл, раньше этих самых претендентов приходилось самостоятельно искать в пестрой разнокалиберной экспозиции, а теперь – пожалуйста, все сливки сняты и замыкают собой перспективу главной аллеи.

Однако вот сам набор претендентов на дипломы различного достоинства и, в перспективе, главную награду фестиваля – «Хрустального Дедала» – удивляет своим типологическим и архитектурным разнообразием, если не сказать пестротой. Так, за «бронзу», например, соревнуются торгово-выставочный комплекс Wave («А.Лен», Санкт-Петербург), жилой комплекс «Кристалл» в Казани («Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Величкина и Голованова») и интерьер нового офиса бюро «Студии 44». Среди соискателей «серебра» не меньший выбор жанров – «Баркли-плаза» («Скуратов Architects»), учебный театр ГИТИС («Моспроект-4») и станция петербургского метро «Спасская». Увы, в этом «Зодчество», всегда отличавшееся равнодушием к типологическим и географическим различиям соревнующихся проектов, остается верным себе.

В заключение несколько слов о возможном «золоте». В разделе «Постройки» на него претендует «Даниловский форт» Сергея Скуратова, в «Проектах» – его же «Садовые кварталы» (концепция застройки территории завода «Каучук»). Но интереснее всего то, какие проекты составляют им конкуренцию. В «Постройках» это здание московской школы №1414 (ЗАО «АРСТ») – постмодернистская вариация на тему русского авангарда, а в «Проектах» – комплекс Чеченского государственного университета (группа компаний «Стиль»), внешне как две капли воды похожий на висящие по соседству «Садовые кварталы». И остается только гадать, в чем, по мнению фестивального жюри, эффективнее проявляется индекс устойчивости – в качественной архитектуре или в появлении пусть и заимствованных, но зато не типовых проектов средних и высших учебных заведений.
В павильоне «Регионы»
Стенд Buro Happold
Зодчество-2009. Павильон Green House. Фрагмент экспозиции
стенд ЗАО «Курортпроект»
новый логотип фестиваля «Зодчество»


16 Октября 2009

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.