English version

Школа нашего времени

В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021
Школа Quantum STEM в Астане – первое реализованные здание сети частных школ Казахстана. Ее принципы самые передовые и современные: вдохновлять, развивать, подталкивать, в том числе к «интеллектуальному авантюризму». Словом, живые и симпатичные принципы. Еще в школах уделяют особое внимание техническим дисциплинам и естественным наукам, а преподавание ведется на трех языках: казахском, русском и английском. 

К проектированию школьных зданий Quantum, которых в стране планируется открыть довольно много, как минимум по две Астане и Алматы и одну в Шымкенте, – пригласили архитекторов ATRIUM как увлеченных и вдумчивых специалистов по работе с современными проектами школ.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

На днях ATRUIM презентуют книгу, написанную на примерах из их собственной практики проектирования школьных зданий вкупе с оценками экспертов и другими образцами, своего рода компендиум по вопросам работы с образовательными учреждениями, благо опыта у архитекторов много, больше 20 лет, начиная со школы-интерната в Кожухово.

Школа Quantum в Астане – самое новое из зданий, спроектированных ATRIUM, строительство которого завершено. Поэтому мы решили рассказать о ней именно сейчас. А книгу – всем рекомендуем. 
На данный момент мы успели поработать над концепциями трех зданий в рамках сети частных школ Quantum STEM. Школы в Алма-Ате и Шымкенте пока находятся в стадии проектирования, здание в Астане – построено, причем в удивительно краткие сроки, от сдачи концепции до завершения стройки и начала работы школы в сентябре 2021 года прошло всего 9 месяцев, это очень мало. Все три проекта разные, они ни в коем случае не типовые, это индивидуальная архитектура; пожалуй, их объединяет общий подход – в каждом случае объемы с разной функцией выглядят по-разному, но «срастаются» через общественное пространство атриума, которое становится основой для передвижения, общения, «перетекания» пространств и делает более сложным, а следовательно, интересным их восприятие.
 
Задача, которая была поставлена перед нами в случае школы в Астане – нельзя сказать, чтобы какая-то исключительная, но нам она очень близка и интересна – «просто» спроектировать школу исходя из требований современного образования: с пространством, которое предполагает разведение потоков, в частности, средней и старшей школы (дети здесь учатся с 6 класса) – и одновременно дает возможности для общения, многофункционального использования и создает разнообразные пути движения. К примеру, в данном случае можно выйти на уровень земли и с первого, и со второго этажа, и в то же время геопластика создает – на  совершенно гладком и ровном рельефе города Астаны – двор, защищенный от ветра и холм, с которого открываются виды на окрестности. Другая особенность – в Астане у нас не один, а два амфитеатра в общем атриумном пространстве, такое решение не то чтобы часто встречается.
 
Большую симпатию у нас вызвало также пожелание сделать здание современным, удобным и актуальным, без каких-либо специфических отсылок к национальной культуре.

Итак, здание построено очень быстро, за 9 месяцев. Архитекторы ATRIUM разработали концепцию и консультировали казахскую компанию, которая работала над рабочей документацией – приглядывали за проектом. Только интерьеры реализованы без непосредственного надзора, хотя все основные идеи в них также воплощены. В целом авторы довольны реализацией, хотя не скрывают своего удивления ее мега-скоростью.

Школа расположена в центре Астаны, рядом с центральными, регулярно спланированными парками новой столицы. До «Ханского шатра» Нормана Фостера – 800 метров к востоку. Рядом, через улицу – жилой комплекс, город в этой части растет и развивается. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Здание состоит из трех корпусов: спортивный вытянут вдоль южной границы участка, его протяженный объем, облицованный панелями цвета теплого желтого дерева, приподнимает кровлю к обоим торцам, так что в ракурсе получается похоже на качели; эффект поддержан остеклением, которое нарастает с востока и запада. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Два учебных корпуса: западный для средней и старшей школы, восточный для начальных классов, тоже изогнуты в виде «птичек-галочек», каждый с широким «размахом крыльев», – но уже в плане, что хорошо видно при взгляде с коптера. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Все три корпуса объединены атриумом, и, вспоминаем слова Антона Надточего, атриум тут не просто большой, а и не простой. В нем два амфитеатра, они расходятся вверх и в стороны от центрального пространства, в уровне 2 этажа между ними навесной мостик-переход. Но в верхней части амфитеатры развиваются по-разному. Один – побольше, третий и четвертый этажи окружают его галереями.

Второй амфитеатр меньше, в потолке 3 этажа над ним – треугольник с батутом. Все запасные меры безопасности, конечно, предусмотрены, включая двойные сетки, а опыт подпрыгивания на батуте, наверное, незабываемый. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

В том же пространстве атриума существует еще и винтовая лестница – как уточняют архитекторы, по амфитеатрам можно подняться на 2 этаж, а по винтовой лестнице выше, на третий и четвертый.
  • zooming
    1 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Закрытый актовый зал в здании тоже, конечно же, присутствует, он выстроен параллельно большему из открытых амфитеатров в верхних этажах западного корпуса. Главный вход в него сверху, с галереи общественного пространства. 

Словом, в центре возникает пространственный узел – иначе как-то даже и не скажешь. Снаружи он выражен в ступенчатом повышении скошенных в плане стеклянных фасадов: в пазухе между корпусами возникает этакий стеклянный зиккурат. На каждой кровле терраса, на них тоже можно выйти летом. Над большим амфитеатром группируется стайка из пяти зенитных фонарей и, кроме того, весь атриум хорошо освещен через стеклянные стены. 
Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Так центральный пространственный узел «прорастает» вовне: входить и выходить можно на разных уровнях, многоуровневость внутреннего пространства получает развитие в ближайших к зданию формах ландшафта. На холм, как мы помним, можно выйти со второго этажа, войдя на первом и поднявшись внутри по лестнице одного из амфитеатров: так возникает пространственное «кольцо», связывающее внутреннее и внешнее пространство.

Но в окруженной степями Астане еще и довольно ветрено. Поэтому холм полезен не только для красоты и разнообразия, он еще и защищает входную площадь от воздушных потоков. Уличные амфитеатры устроены на склоне холма и изнутри, и снаружи.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Распределение функций. Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Любопытно, что ландшафт: и контуры холма, и мощение, подчинены рисунку круглящихся линий, они смягчают углы треугольников и трапеций, напоминая рисунок мощения в ЖК «Символ». Похожим образом круглятся и контуры галерей в атриумном пространстве – так появляется еще одна, теперь уже образная, перекличка между ландшафтом снаружи и общественным пространством внутри. 
  • zooming
    1 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 1 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 2 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 3 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 5
    Частная школа QUANTUM. Плана 4 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 5
    Частная школа QUANTUM. Генплан
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Между тем очертания собственно корпусов – асимметричные, но скорее угловатые, построены на сочетании плоскостей, не на изгибах. Впрочем, построение, с одной стороны, почти симметричное, основанные на удвоении плана-«птицы», снаружи напоминает «многолучевую звезду», которая считается одним из самых удачных вариантов композиции современного школьного здания, поскольку дает максимум светового контура для естественного освещения классов – здание, определенно, использует достоинства этого подхода. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Снаружи корпуса заметно отличаются друг от друга, это полезно и для ориентации учеников в пространстве, но контраст не обострен, а скорее сосредоточен на поиске «разных лиц», одновременно похожих и не похожих. Корпус, расположенный по центру, отличается коричневато-бордовым тоном, чуть большей гибкостью – угол «перелома» формы в плане скруглен только у него – и даже двускатной кровлей.

Ее северный скат облицован тем же материалом, что и фасад, торец актового зала обрамлен контурной пятиугольной рамой, характерным приемом современной архитектуры в те моменты, когда она готова вспомнить о традиции. Кажется даже, что этот единственный в комплексе «момент двускатности» салютует сохранившимся к северу на пустыре дачным домикам; они, вероятно, скоро исчезнут, а «тень» в виде контура на торце школьного здания – останется. 
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Форма западного корпуса – наиболее «говорящая», она сообщает комплексу толику уюта и говорящей формы, но делает это деликатно, не переходя границ нюанса. Композиция, однако, заметно оживляется, в ней появляется некая интрига. 

Другие корпуса светлее и облицованы – один, спортивный, тонкими вертикальными панелями «под дерево», второй, восточный, светлым кирпичом. Их плоские, но скошенные кровли вторят друг другу.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Важную роль играют консоли, здесь их несколько, и можно только удивленно радоваться тому, что при очень малом сроке строительства все эти тонкости формы были реализованы. Без них, конечно, было бы совсем не то. А форма, в общем-то, важна для школы, если относиться к ней как к месту развития человека. 
  • zooming
    1 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    6 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Не менее существенным оказалось пожелание заказчика сделать здание школы «просто современным», без дополнительных требований. В наше время, если посмотреть широко, современным может быть и глобализм, и антиглобализм, выраженный в поиске признаков идентичности, почти неизбежно сводимых к орнаментике, «шатру» и «домику». Такой поиск увлекателен, но в то же время он способен замутнять процесс. В то же время образование на трех языках, да еще и сетевое, способствует широкому взгляду на мир. Так что, надо думать, путь выбран правильно. 

Для поисков пространственной структуры и архитектурного образа новой школы он тоже, надо думать, продуктивен. Вообще говоря, уже лет 10, если не больше, идут разговоры о том, каким образом современное, «правильное» школьное здание может помочь росту личности. Восходят эти разговоры, вероятно, к послевоенным, 1950-х годов. Способно ли здание формировать человека, менять его в лучшую сторону, помогать развиваться каждым своим поворотом, консолью, переходом, окном? Что-то в этом уравнении, конечно, зависит не только от здания, но и от человека и от других обстоятельств его жизни, и внутренних, и внешкольных. И между тем Вера Бутко и Антон Надточий верят в целительную роль архитектуры, как кажется, вполне искренне, и занимаются проектами школ с полной самоотдачей.

Книгу про школы – обещали скоро показать.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021

14 Февраля 2023

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.