English version

Школа нашего времени

В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021
Школа Quantum STEM в Астане – первое реализованные здание сети частных школ Казахстана. Ее принципы самые передовые и современные: вдохновлять, развивать, подталкивать, в том числе к «интеллектуальному авантюризму». Словом, живые и симпатичные принципы. Еще в школах уделяют особое внимание техническим дисциплинам и естественным наукам, а преподавание ведется на трех языках: казахском, русском и английском. 

К проектированию школьных зданий Quantum, которых в стране планируется открыть довольно много, как минимум по две Астане и Алматы и одну в Шымкенте, – пригласили архитекторов ATRIUM как увлеченных и вдумчивых специалистов по работе с современными проектами школ.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

На днях ATRUIM презентуют книгу, написанную на примерах из их собственной практики проектирования школьных зданий вкупе с оценками экспертов и другими образцами, своего рода компендиум по вопросам работы с образовательными учреждениями, благо опыта у архитекторов много, больше 20 лет, начиная со школы-интерната в Кожухово.

Школа Quantum в Астане – самое новое из зданий, спроектированных ATRIUM, строительство которого завершено. Поэтому мы решили рассказать о ней именно сейчас. А книгу – всем рекомендуем. 
На данный момент мы успели поработать над концепциями трех зданий в рамках сети частных школ Quantum STEM. Школы в Алма-Ате и Шымкенте пока находятся в стадии проектирования, здание в Астане – построено, причем в удивительно краткие сроки, от сдачи концепции до завершения стройки и начала работы школы в сентябре 2021 года прошло всего 9 месяцев, это очень мало. Все три проекта разные, они ни в коем случае не типовые, это индивидуальная архитектура; пожалуй, их объединяет общий подход – в каждом случае объемы с разной функцией выглядят по-разному, но «срастаются» через общественное пространство атриума, которое становится основой для передвижения, общения, «перетекания» пространств и делает более сложным, а следовательно, интересным их восприятие.
 
Задача, которая была поставлена перед нами в случае школы в Астане – нельзя сказать, чтобы какая-то исключительная, но нам она очень близка и интересна – «просто» спроектировать школу исходя из требований современного образования: с пространством, которое предполагает разведение потоков, в частности, средней и старшей школы (дети здесь учатся с 6 класса) – и одновременно дает возможности для общения, многофункционального использования и создает разнообразные пути движения. К примеру, в данном случае можно выйти на уровень земли и с первого, и со второго этажа, и в то же время геопластика создает – на  совершенно гладком и ровном рельефе города Астаны – двор, защищенный от ветра и холм, с которого открываются виды на окрестности. Другая особенность – в Астане у нас не один, а два амфитеатра в общем атриумном пространстве, такое решение не то чтобы часто встречается.
 
Большую симпатию у нас вызвало также пожелание сделать здание современным, удобным и актуальным, без каких-либо специфических отсылок к национальной культуре.

Итак, здание построено очень быстро, за 9 месяцев. Архитекторы ATRIUM разработали концепцию и консультировали казахскую компанию, которая работала над рабочей документацией – приглядывали за проектом. Только интерьеры реализованы без непосредственного надзора, хотя все основные идеи в них также воплощены. В целом авторы довольны реализацией, хотя не скрывают своего удивления ее мега-скоростью.

Школа расположена в центре Астаны, рядом с центральными, регулярно спланированными парками новой столицы. До «Ханского шатра» Нормана Фостера – 800 метров к востоку. Рядом, через улицу – жилой комплекс, город в этой части растет и развивается. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Здание состоит из трех корпусов: спортивный вытянут вдоль южной границы участка, его протяженный объем, облицованный панелями цвета теплого желтого дерева, приподнимает кровлю к обоим торцам, так что в ракурсе получается похоже на качели; эффект поддержан остеклением, которое нарастает с востока и запада. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Два учебных корпуса: западный для средней и старшей школы, восточный для начальных классов, тоже изогнуты в виде «птичек-галочек», каждый с широким «размахом крыльев», – но уже в плане, что хорошо видно при взгляде с коптера. 
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Все три корпуса объединены атриумом, и, вспоминаем слова Антона Надточего, атриум тут не просто большой, а и не простой. В нем два амфитеатра, они расходятся вверх и в стороны от центрального пространства, в уровне 2 этажа между ними навесной мостик-переход. Но в верхней части амфитеатры развиваются по-разному. Один – побольше, третий и четвертый этажи окружают его галереями.

Второй амфитеатр меньше, в потолке 3 этажа над ним – треугольник с батутом. Все запасные меры безопасности, конечно, предусмотрены, включая двойные сетки, а опыт подпрыгивания на батуте, наверное, незабываемый. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

В том же пространстве атриума существует еще и винтовая лестница – как уточняют архитекторы, по амфитеатрам можно подняться на 2 этаж, а по винтовой лестнице выше, на третий и четвертый.
  • zooming
    1 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 3
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Закрытый актовый зал в здании тоже, конечно же, присутствует, он выстроен параллельно большему из открытых амфитеатров в верхних этажах западного корпуса. Главный вход в него сверху, с галереи общественного пространства. 

Словом, в центре возникает пространственный узел – иначе как-то даже и не скажешь. Снаружи он выражен в ступенчатом повышении скошенных в плане стеклянных фасадов: в пазухе между корпусами возникает этакий стеклянный зиккурат. На каждой кровле терраса, на них тоже можно выйти летом. Над большим амфитеатром группируется стайка из пяти зенитных фонарей и, кроме того, весь атриум хорошо освещен через стеклянные стены. 
Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Так центральный пространственный узел «прорастает» вовне: входить и выходить можно на разных уровнях, многоуровневость внутреннего пространства получает развитие в ближайших к зданию формах ландшафта. На холм, как мы помним, можно выйти со второго этажа, войдя на первом и поднявшись внутри по лестнице одного из амфитеатров: так возникает пространственное «кольцо», связывающее внутреннее и внешнее пространство.

Но в окруженной степями Астане еще и довольно ветрено. Поэтому холм полезен не только для красоты и разнообразия, он еще и защищает входную площадь от воздушных потоков. Уличные амфитеатры устроены на склоне холма и изнутри, и снаружи.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
Распределение функций. Частная школа QUANTUM
© Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Любопытно, что ландшафт: и контуры холма, и мощение, подчинены рисунку круглящихся линий, они смягчают углы треугольников и трапеций, напоминая рисунок мощения в ЖК «Символ». Похожим образом круглятся и контуры галерей в атриумном пространстве – так появляется еще одна, теперь уже образная, перекличка между ландшафтом снаружи и общественным пространством внутри. 
  • zooming
    1 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 1 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 2 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 5
    Частная школа QUANTUM. План 3 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 5
    Частная школа QUANTUM. Плана 4 этажа
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 5
    Частная школа QUANTUM. Генплан
    © Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Между тем очертания собственно корпусов – асимметричные, но скорее угловатые, построены на сочетании плоскостей, не на изгибах. Впрочем, построение, с одной стороны, почти симметричное, основанные на удвоении плана-«птицы», снаружи напоминает «многолучевую звезду», которая считается одним из самых удачных вариантов композиции современного школьного здания, поскольку дает максимум светового контура для естественного освещения классов – здание, определенно, использует достоинства этого подхода. 
  • zooming
    1 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 4
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Снаружи корпуса заметно отличаются друг от друга, это полезно и для ориентации учеников в пространстве, но контраст не обострен, а скорее сосредоточен на поиске «разных лиц», одновременно похожих и не похожих. Корпус, расположенный по центру, отличается коричневато-бордовым тоном, чуть большей гибкостью – угол «перелома» формы в плане скруглен только у него – и даже двускатной кровлей.

Ее северный скат облицован тем же материалом, что и фасад, торец актового зала обрамлен контурной пятиугольной рамой, характерным приемом современной архитектуры в те моменты, когда она готова вспомнить о традиции. Кажется даже, что этот единственный в комплексе «момент двускатности» салютует сохранившимся к северу на пустыре дачным домикам; они, вероятно, скоро исчезнут, а «тень» в виде контура на торце школьного здания – останется. 
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Форма западного корпуса – наиболее «говорящая», она сообщает комплексу толику уюта и говорящей формы, но делает это деликатно, не переходя границ нюанса. Композиция, однако, заметно оживляется, в ней появляется некая интрига. 

Другие корпуса светлее и облицованы – один, спортивный, тонкими вертикальными панелями «под дерево», второй, восточный, светлым кирпичом. Их плоские, но скошенные кровли вторят друг другу.
Частная школа QUANTUM
Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Важную роль играют консоли, здесь их несколько, и можно только удивленно радоваться тому, что при очень малом сроке строительства все эти тонкости формы были реализованы. Без них, конечно, было бы совсем не то. А форма, в общем-то, важна для школы, если относиться к ней как к месту развития человека. 
  • zooming
    1 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    2 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    3 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    4 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    5 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»
  • zooming
    6 / 6
    Частная школа QUANTUM
    Фотография © Евгений Ткаченко / предоставлена Проектно-творческая мастерская «Атриум»

Не менее существенным оказалось пожелание заказчика сделать здание школы «просто современным», без дополнительных требований. В наше время, если посмотреть широко, современным может быть и глобализм, и антиглобализм, выраженный в поиске признаков идентичности, почти неизбежно сводимых к орнаментике, «шатру» и «домику». Такой поиск увлекателен, но в то же время он способен замутнять процесс. В то же время образование на трех языках, да еще и сетевое, способствует широкому взгляду на мир. Так что, надо думать, путь выбран правильно. 

Для поисков пространственной структуры и архитектурного образа новой школы он тоже, надо думать, продуктивен. Вообще говоря, уже лет 10, если не больше, идут разговоры о том, каким образом современное, «правильное» школьное здание может помочь росту личности. Восходят эти разговоры, вероятно, к послевоенным, 1950-х годов. Способно ли здание формировать человека, менять его в лучшую сторону, помогать развиваться каждым своим поворотом, консолью, переходом, окном? Что-то в этом уравнении, конечно, зависит не только от здания, но и от человека и от других обстоятельств его жизни, и внутренних, и внешкольных. И между тем Вера Бутко и Антон Надточий верят в целительную роль архитектуры, как кажется, вполне искренне, и занимаются проектами школ с полной самоотдачей.

Книгу про школы – обещали скоро показать.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Частная школа QUANTUM
Казахстан, Астана, улица Е-899, 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анастасия Галуткина, Анастасия Метельская, Катя Котлова, Настя Третьякова, Настя Мац, Эллина Полтавцева

2020 / 9.2021

14 Февраля 2023

ATRIUM: другие проекты
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Похожие статьи
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Технологии и материалы
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO Buro: Мы будем работать над тем, чтобы к нам приходили...
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Сейчас на главной
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Пресса: «Архитектурный мусор — это если не норма, то заурядная...
В Российском этнографическом музее на прошлой неделе прошла 9-я биеннале «Архитектура Петербурга». По просьбе Собака.ru архитектурный критик и автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина зашла на одну из двух главных петербургских архитектурных выставок и поделилась нерадостными впечатлениями.