А.Р. Асадов, А.А. Асадов, В. Шкуро, Н. Асадов, Х. Шамилов, С. Соболев, В. Кизенкова
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
В прошлом году Оренбургский аэропорт приобрела компания, созданная совместно двумя главными игроками на рынке строительства новых российских аэропортов: АО «Аэропорты регионов» и ООО «Новапорт холдинг». Одним из условий сделки было требование разработать три варианта реконструкции старого терминала и согласовать проект победителя с правительством региона. Аэропорт расположен в степях, в паре десятков километров от Оренбурга, и примерно в сотне от границы с Казахстаном, поэтому заказчики предполагают, что он может стать пересадочным узлом на пути в Москву и Санкт-Петербург из Центральной Азии. Здание построено в 1970-е годы.
Так выглядит существующий терминал аэропорта Оренбурга:
Заказчики провели закрытый архитектурный конкурс, в финал которого вышли АБ ASADOV и KOSMOS. Архитекторы презентовали свои работы на градсовете, при участии губернатора, администрации и общественности. К каждому проекту возникли пожелания, поэтому состоялся второй тур, в котором победила концепция KOSMOS – о ней мы надеемся рассказать чуть позже.
Андрей Асадов с удовольствием рассказывает о конкуренции, которая позволила победить его коллегам, высказывая сомнения лишь в возможных сложностях при реализации.
Андрей Асадов,
генеральный директор мастерской
Должен отдать должное смелости оренбургских архитекторов, которые большинством голосов выбрали проект наших коллег, – и приверженности самих авторов традициям авангарда.
Мне нравится и наш проект, и проект архитекторов KOSMOS. Будем надеяться, что его удастся воплотить так, как было задумано – чтобы создать такую ажурную консоль при большом выносе, понадобится много труда и умения инженеров-конструкторов. Я заинтригован, интересно будет увидеть воплощение, так что пожелаем коллегам красивой реализации.
Заметим, что обе команды интерпретировали в своих работах один и тот же образ – оренбургский пуховый платок – но сделали это по-разному.
Пуховый платок, герой одноименной песни, безусловно, один из самых очевидных и, главное, хорошо знакомых всей стране символов Оренбурга. Тут он обгоняет многие другие смыслы, связанные с городом и областью: газ, нефть или соль, которые тут добывают, историю Пугачевского бунта, с которой тесно связаны местные степи, идею восстановления популяции диких лошадей Пржевальского, которую здесь успешно реализуют. Все знают и помнят про платок.
С другой стороны, в 2011 году аэропорту присвоили имя Юрия Гагарина: будущий космонавт учился здесь в военно-авиационном училище и познакомился с женой. Любопытно, что аэропорт в Саратове, построенный в 2013-2019 по проекту архитекторов бюро ASADOV, тоже назван в честь Гагарина, но ему имя первого космонавта присвоили позднее, в 2018 году, в процессе проектирования и строительства. И тем не менее получилось так, что архитекторы уже второй раз работают с аэропортом «по имени Гагарин». Был и другой опыт интеграции космической тематики – терминал аэропорта «Леонов» в Кемерове, завершенный в 2020 году.
Словом, архитекторы ASADOV в проекте аэропорта Оренбурга решили осмыслить обе ключевые темы и сыграли на контрасте, прямо совместив вещи, казалось бы, совершенно противоположные: «пуховый платок и Гагарина».
Но, на самом деле, совместили они их, конечно, не совсем напрямую. Гагарин в пуховом платке – это скорее авторская бравада.
Архитекторы сопоставили ажурный платок как нечто теплое, дробное, светлое – и Космос как темное, условно бесконечное и определенно холодное, пространство с поблескивающими звездами. Как будто бы «вырезали» фрагмент Вселенной и «укутали» в тепло, но приподняли край платка, приоткрыв звездное мерцание внутри терминала.
Цитируем авторов:
Как совместить платок и Гагарина? Очень просто. Снаружи – теплый и уютный образ русской души. Приподнимаем уголок платка, а под ним – глубины души, подобные бескрайним просторам космоса.
Тут и контрапункт, и парадокс. Нельзя, однако, сказать, что противопоставление двух материй абсолютизировано: в рисунке платка можно разглядеть льдистые кристаллики «солярных знаков» – в нем, как в почти любом орнаменте, зашифровано традиционное представление о мироздании, тогда как искорки «звезд» в темно-синем пространстве отражают современное представление о бесконечной Вселенной. Так возникает рифма «двух Космосов», один – тот, который первым видел Гагарин, другой – шифровка древней культуры, дошедшая до нас в известном декоре (здесь нелишне заметить, что по-гречески слово cosmos означает все упорядоченное и украшенное, прекрасное). Так что авторы совместили в проекте два представления о Космосе, древнее и современное.
Заметим, что на первом градсовете архитекторы ASADOV показали два варианта. В одном из них тема платка была обыграна более наглядно, здесь перед фасадом появлялось кольцо, через которое хороший платок, как известно, может пройти.
Первый вариант концепции. Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина
Градсовет Оренбурга выбрал в качестве основного второй вариант – он и самим авторам нравится больше: здесь простой стеклянный объем терминала «накрыт» узорным «платком», один его край приподнят, образуя дугу, которая напоминает не только изгиб ткани, но и траекторию взлета – тогда «пух» платка можно понять как инверсионный след.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
В концепции архитекторов ASADOV предусмотрено три этапа развития комплекса аэропорта. На первом строится новый терминал рядом с существующим, что позволяет не останавливать работу аэропорта.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Первый этап
На втором этапе предполагается снос старого терминала и создание на его месте парковой зоны – она может быть актуальна не только для пассажиров и встречающих, но и для посетителей расположенного рядом музея гражданской авиации, а также постояльцев гостиницы.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Второй этап работ
В случае увеличения нагрузки на аэропорт и необходимости его расширения стартует третий этап: достраивается второй терминал, его объем зеркалирует первый. Концепция сохраняется, только вместо уголка «платка» на главном фасаде появляется симметричный полог.
Аэропорт Оренбург имени Ю. А. Гагарина. Третий этап
Но даже если вторая часть так и не появится, высказывание остается внятным, а образ – эффектным. Терминал представляет собой многослойный «хрустальный» объем. Первый его слой – прозрачный параллелепипед, почти полностью собранный из витражных конструкций. Частично его закрывает невесомая паутинка декоративной решетки, ниспадающей волнами. Над ней – более плотная, но все еще ажурная объемная конструкция: представим себе, что платок сложили вдвое, а потом еще раз, рисунок стал менее различимым, но по-прежнему считывается. Приподнятый угол верхнего слоя образует козырек в более корпусной, жесткой структурой, но все еще прозрачный. Его объемная конструкция переходит на кровлю и фасад со стороны летного поля, «натягивается» поверх.
Под уголком в вечернее время открывается «звездная россыпь»: в узлы ажурных конструкций встроены светильники разного цветового спектра, которые отражаются в витражах и накладываются на паутинку декоративной решетки.
Всё это не только работает на образ «бездны, полной звезд» – разноцветные огоньки, подсветка и ажурные решетки создают еще и праздничное настроение, подходящее предвкушению полета и смены обстановки.
В интерьере дуальность темного, но поблескивающего космического пространства и пушистого рукотворного платка еще более ощутима. Белые ажурные конструкции встречаются с темным перфорированным потолком, в который встроены точечные светильники и большие круглые фонари-«кратеры». Серо-металлическую гамму, сверкающие поверхности и чистые линии оттеняют деревья, сухоцветы и пятна цвета, слегка размытые, как в северном сиянии: их дают ограждения из стекла, неоновая подсветка и видеопроекции.
Напоследок отметим, что образ безвоздушного пространства и даже контраст между пуховым платком и космосом даны скорее намеками. Похожи и непохожи. О платке можно было бы рассказывать, как и о звездах, но он не бросается в глаза, ажурный полог кажется скорее одним из популярных приемов современной архитектуры, чем какой-то определенной цитатой; как и звезды – они же фонарики умной подсветки. Видимо, сказывается большой опыт работы авторов в аэропортами, как и с темой Космоса.