не пыль с цветка снимая,
но тяжесть с плеч.
но тяжесть с плеч.
Иосиф Бродский,
«Бабочка»
В прошлом году бюро Kosmos выиграло конкурс на концепцию реконструкции Оренбургского аэропорта. Подробно о самом конкурсе и концепции АБ Asadov, также боровшейся за первое место, мы рассказывали здесь. Обе работы объединяет решение интерпретировать образ оренбургского пухового платка, в остальном же они очень разные. В варианте Kosmos соединилось несколько важных для бюро тем: временная архитектура павильонов, советский авангард, эстетика инфраструктурных объектов и работа с идентичностью. За Kosmos проголосовало большинство членов местного градостроительного совета, заказчик обещал, что реализация состоится.
Кружево Шухова
Тему инфраструктурной архитектуры бюро Kosmos впервые отрефлексировало в 2012 году в проекте летнего павильона культурного центра «Гараж»: архитекторы окутали его сеткой для строительных лесов. Далее последовал конкурсный проект реновации железной дороги в Нью-Йорке, идеи которого отчасти перекочевали в павильон Nike Box в парке Горького: в обоих случаях архитекторы использовали образ билборда.
Аэропорт – сам по себе инфраструктурный объект, а его типология намного сложнее, чем у павильона. Поэтому и «референс» в Оренбурге был выбран под стать: наследие Владимира Шухова. Помимо того, что это гений инфраструктурной архитектуры, есть и другие основания для его появления в проекте.
Во-первых, подход инженера близок бюро Kosmos в «ответственном отношении к ресурсам и экологии, но без гринвошинга»: его изобретения позволяли оптимально расходовать металл и прилагать минимум усилий и средств для достижения поражающих воображение результатов.
Кроме того, фигура Шухова помогает сообщить новому зданию качество идентичности, которую пользователи считают скорее интуитивно. Аэропорт, как мы помним, получил имя Юрия Гагарина, а корпуса космических ракет до сих пор делают с применением придуманных Шуховым диагональных сеток. Аналогичные использовались и на стартовой площадке космодрома «Байконур», откуда Юрий Гагарин впервые отправился в космос.
Не откажешь и в уместности сочетать Владимира Шухова с оренбургским платком – тоже своего рода инженерным достижением, которое демонстрировали на международной ярмарке в Париже в 1857 году. Шухов, придумывая свои знаменитые башни, как известно, вдохновлялся плетением ивовой корзиной. Невесомые платки со сложным рисунком, надо думать, он тоже оценил бы.
Итак, для аэропорта Оренбурга Kosmos предлагает объемный фасад-оболочку из стержневых модулей. Он одновременно служит конструктивной основой, позволяя перекрыть большое пространство терминала, сделав его свободным от колонн.
Тонкие стержни в масштабе здания воспринимаются как нити, из которых архитекторы плетут узоры. Плоская кровля со «струнами» напоминает фонтуру вязальной машины. От нее к верхним уровням фасада тянутся нити, которые вот-вот будут вплетены в рисунок. В срединной части – несколько уже готовых поясов плотного узора разной ширины. Нижний уровень – волнистая кайма платка, «кисточки» которой становятся опорами. На уровне глаз человека они могут восприниматься как сухие стебли степных трав – еще одна отсылка к локальным особенностям. Похожи они и на народные украшения из соломы, которые по-фински, между прочим, называются «химмели» – «небеса».
Эфемерный павильон
Еще одну важную роль в практике бюро играют павильоны, временная архитектура и размышления о них. Вот, что пишет Леонид Слонимский в статье Polygons and Butterflies («Многогранники и бабочки»):
Павильоны – это эфемерные сооружения, построенные на короткий срок при относительно небольших бюджетах, иногда они становятся одними из самых радикальных высказываний в современном архитектурном дискурсе и играют более значимую роль в истории архитектуры, чем другие, гораздо более «постоянные» здания.
Также в недавнем интервью Леонид и Артем рассказывали о том, как во время учебы в МАРХИ Евгений Асс поставил своей студии цель найти и сформулировать эстетику «новой русской архитектуры». Дискуссии привели к тому, что наиболее аутентичными показались авангард и советская эстетика.
Обе эти темы присутствуют и в оренбургском аэропорте. Если конструкции – это отсылка к павильонам всемирных выставок «старого мира», от Джозефа Пакстона до того же Владимира Шухова, то форма, подчеркнутая монооболочкой, – отчетливо модернистская. Вместе с далеко вынесенным и приподнятым за счет «паутинки» козырьком она напоминает уже павильон СССР в Монреале. Это сочетание ажурности и модернистского аскетизма рождает любопытный контраст: тяжелое становится легким, истончается, растворяется в воздухе.
Безвесье
Благодаря пространственно-стержневым конструкциям, как уже говорилось, зал терминала получился просторным и по-настоящему воздушным. Выбранные архитекторами решения усиливают этот эффект до ощущения невесомости: парят отражающие друг друга эскалаторы, парят «подвешенные» уровни с зонами ожидания и отдыха, вот-вот оторвутся от глянцевого пола пассажиры и их чемоданы. Светлые тона, стержни led-светильников, ограждения, напоминающие забор из сетки-рабицы тоже работают на легкость и проницаемость, а также сообщают прохладную футуристическую эстетику. Яркие цветовые пятна помогают ориентироваться: они обозначают места общего пользования – деловые зоны, игровые пространства для детей. Главным же украшением интерьера становятся все те же конструкции, видимые не только снаружи, но и изнутри: подняв голову, не заметишь громоздких коммуникаций, только белые кристаллы.
Площадь нового терминала оставит не менее 18 000 м2. К реализации проекта планируют приступить летом 2023 года, а закончить – в 2025. Пространство перед терминалом благоустроят, количество парковочных мест увеличат.