English version

Околоземное пространство

Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

02 Сентября 2021
mainImg
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Dialectica Спектрум https://dialectica.cc/
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)
0 Новый терминал аэропорта Кемерово, о проекте которого мы достаточно подробно рассказывали полтора года назад, построен за 10 месяцев и сдан на месяц раньше запланированного срока, к открытию II Женского форума в Кузбассе. Причем после того, как здание срочно открыли, его не закрыли на доработку, как это нередко случается, – новый аэропорт продолжал работать, доделали разве что важные, но не самые функциональные элементы, к примеру, мультимедийный музей. А выглядит терминал практически как на картинке – иными словами реализован он достаточно точно.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Строительство нового терминала стало частью программы активного развития города к 300-летию угледобывающего региона Кузбасса (Кемерово, для тех, кто не знает – его столица). В городе строится крупный спортивный кластер, проектируется выставочно-музейный центр, на месте печально известного ТРЦ «Зимняя вишня» в 2019 открыли мемориальный «Парк Ангелов», реализованный по проекту американского ландшафтного архитектора Джона Вайдмана. 

Для АБ ASADOV кемеровский терминал стал третьим аэропортом, реализованным по их концепции (в 2017 был построен терминал «Большое Савино» в Перми, в 2019 – «Гагарин» в Саратове), и в целом – шестнадцатой по счету концепцией здания аэровокзала. Проектирование аэропортов стало, до какой-то степени, специализацией этого известного московского бюро – высказывание архитекторов в рамках проекта «Идеи» на недавней Арх Москве было посвящено аэропортам, и там было хорошо видно, что проекты Асадовых почти равномерно распределены по всей стране. Большой опыт позволяет правильно рассчитывать результат. 
Нам нравится проектировать аэропорты. С одной стороны, они достаточно прагматичны, планировки достаточно жестко предопределены функцией и в целом очень похожи. С другой стороны, каждый аэропорт – это ворота города, его задача – транслировать образ места, поэтому проекты насыщены не только функцией, но и смыслами, которые необходимо поймать и считать, раскрыть найденную тему в образе здания, чтобы оно было не просто терминалом, а «лицом» города или целого региона. Это и ответственная, и очень интересная задача.
 
Мы благодарны генпроектировщику, компании «Спектрум», за плодотворное партнерство и детальную проработку концепции. Со Спектрумом мы сотрудничаем не впервые: и «Гагарин» в Саратове, и аэропорт в Перми мы прорабатывали совместно. В случае же Кемерово коллеги выступили полноценными соавторами ряда фасадных и интерьерных решений – в частности, идея «звездного неба» была предложена архитекторами бюро Dialectica компании Спектрум.

Михаил Давыдов, руководитель АБ Dialectica Спектрум

Это не первый наш аэропорт,  но каждый раз при создании нового терминала мы ищем образ, который бы наиболее точно отражал уникальность региона. В случае с аэропортом имени Алексея Леонова выбор в сторону тематики космоса был очевиден. Основной идеей стал диалог пассажиров с Космосом. Алексей Леонов был первым человеком, вышедшим в открытый космос, поэтому и пассажиры должны были себя ощущать как люди, находящиеся в открытом космосе. Нам удалось достигнуть этого благодаря имитации звездного неба, темной отделке интерьера, а также капсулы, подвешенный к потолку – модели корабля, из которого Алексей Леонов выходил в открытый космос. А интерьер прекрасно дополнил концепцию внешнего облика от бюро Асадова.

Алексей Сабуров, компания Спектрум

Мы достаточно давно работаем с проектами аэропортов, в том числе и в соавторстве с АБ ASADOV, с которыми сделали новые терминалы с Перми и Саратове. Должен сказать, что несмотря на сжатые сроки, работа с терминалом в Кемерово была достаточно легкой для нашей команды: опыт уже очень хорошо помогает. Сложность представляла, пожалуй, только необходимость заложить в проект все необходимое для функционирования терминала в качестве международного. Мы реализовали всю необходимую инфраструктуру, но эта часть пока не запущена, на международные рейсы работает старый терминал. Однако активировать наше здание в данном качестве можно будет в любой момент.
 
Кроме того, признаюсь, очень удачно, что аэропорт с самого начала получил название в честь космонавта Леонова, в отличие от саратовского терминала, переименованного в процессе проектирования и строительства… Думаю, с надписью, интегрированной в фасад, аэропорт уже вряд ли переименуют.
 
Сотрудничеством с бюро Асадовых мы, как всегда, очень довольны: они предлагают уникальную архитектуру, мы обеспечиваем качественную подготовку реализации.

Итак, аэропорт – ворота города, так что он должен был вписаться в амбициозную программу его развития. Определенные обязательства наложило и название – с некоторых пор у нас называют аэропорты именами знаменитых людей, и кому еще посвятить аэропорт, как не космонавту; ведь космонавты – они же и летчики тоже, да и тему полетов их истории раскрывают в наилучшем свете. Аэропорт Кемерово назван в честь Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос; он известен также и как художник, космос изображавший, что стало благодатной почвой для оформления интерьера, где появилась увеличенная копия одной из картин Леонова, медийный музей космонавтики и детально исполненная модель корабля «Восход-2», того самого, в масштабе 1 х 1.  
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Так что главной «фишкой» здания стало «звездное небо» внутри. Множество диодных ламп связаны программной управления, которая позволяет настроить их мигание каким угодно образом – архитекторы, по понятным причинам, предпочитают спокойное несинхронное – программа же может при желании устроить почти любое световое шоу (установкой и программированием занималась турецкая компания Fiberli, архитекторы довольны результатом).
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Облако лампочек подвешено на тонких длинных тросах к потолку – венткострукции на нем не закрыты, а только окрашены, но расположены высоко, за группой точечных источников света едва видны и кажутся какой-то внеземной структурой. Мы таким образом получаем «рассредоточенный» вариант подвесного потолка – он и маскирует, и нет – такой прием в последние десятилетия был хорошо отработан в интерьерах «лофтовых» ресторанов, реже офисов, но в просторным вестибюле аэропорта он получает новое звучание и эффект, действительно чем-то сопоставимый с космическим. Мало кто из нас видел звезды открытого космоса, мы только временами читаем фантастику, где настойчиво говорится, что они очень яркие; отчасти впечатление можно сравнить с ночным августовским небом, внезапно изобильным звездами, ну и потом умножить на восемь, чтобы попробовать почувствовать, что ощутил Алексей Леонов, когда оказался на стенкой корабля. А теперь нам позволяет это ощутить еще и интерьер терминала, особенно ночью, когда лампочки висят в относительной темноте примерно как Млечный путь в темноте абсолютной.
  • zooming
    1 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Тем более что лампочки-«звезды» отражаются как во внешних стеклах, намекая на перспективу бесконечности, так и в стемалитовых панелях интерьера, которые призваны визуально расширить пространство и с успехом справляются с поставленной задачей. Ощущения полета добавляет и длинный эскалатор, который поднимает путешественников на высоту сразу более 10 метров – без привычных зигзагов – и прочерчивает пространство пологой стрелой, в которой можно увидеть метафору взлета, пусть не ракетного, но авиационного.

Удивительно, каким небольшим кажется на фоне стрелы-эскалатора корабль «Восток-2», смоделированный, напомню, в натуральную величину. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Кстати, идея музея в аэропорту очень хороша, особенно когда надо ждать самолет с детьми. А «звездное небо», да еще и с кораблем, хорошо его продолжает, как будто музей сам «вышел в интерьер», как космонавт в космос.

Так что и оранжевые столики кафе внутри при должной игре воображения могут показаться частью какого-то межгалактического питстопа.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

В целом кемеровский аэропорт достаточно точно выражает идею «открытого пространства», интересно только то, что звездное небо – внутри, как экспонат в стеклянной витрине. Впрочем, его видно и снаружи, опять же, особенно ночью, так что оно отлично «экспонировано» – практически как продолжение мини-музея внутри аэропорта. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Форма здания всячески интерпретирует идею открытости. Главный фасад превращен в стеклянную витрину, кровля решена в виде металлического пласта (облицовочный металл – Sevalcon Aluminium Blanc, монтажные работы Riverclack) с ощутимой толщиной и ромбическими прорезями зенитных фонарей, – изящным изгибом она спускается перед входом к земле, которой касается двумя точками, образуя буквицу Л в составе крупной надписи Леонов. Так перед входом возникает глубокий козырек и своего рода «галерея» из букв, до предела насыщенная смыслом. Само название, если смотреть из галереи, появляется дважды: в реальности и в отражении.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Можно спорить о том, хорошо ли прочитывается буква Л, но буквица – она и в готических манускриптах читается не сразу, потому что намеренно отличается, однако надо признать, что редко когда заголовок был так органично и в то же время заметно вписан в здание, здесь он существенно отличается от привычных нам «нашлепок над карнизом», которые управляющая компания добавляет, когда архитекторы уже ушли или на время отвернулись. В данном случае название спустилось «с небес на землю» и стало заметным, если не сказать главным, образным элементом. Превратилось в скульптуру. В часть козырька-«крыла», столь характерного для асадовских аэропортов. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Здесь хорошо видны и отражение, и «звезды», и даже корабль «Восток-2». Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Отчасти – опять же при хорошем воображении – эта скульптура может напомнить осколок гигантской космической станции, упавший на землю и задержанный каким-нибудь фантастическим встроенным в него силовым полем. Тут и деконструкция, и намек на нечто намного более крупное, часть гигантского целого. Все же аэропорты можно понимать как фрагменты-осколки всей системы воздухоплавания в целом. 

Козырек и кровля «лежат» на стекле, а стекло приобретает сходство с силовым экраном – это вещь пока из области фантастики, но ее образ очень популярен в проектах, связанных с остро-современными технологиями (вспомним хотя бы штаб-квартиру Apple, она многих поразила). Вот это-то впечатление здесь и воспроизводится, что уместно для аэропорта, тем более космического. Особенно хорошо это заметно на северном углу, скругленном, моллированном и прикрытом тонкими полосками гнутых горизонтальных ламелей. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Все это довольно эффектно: стекло фасадов, свечение «звезд», серебристый металл – и смотрится на фоне прежних, достаточно прагматичных, зданий кемеровского аэропорта действительно как фрагмент космического объекта, некий «пикник на обочине». Всё это притом что терминал сравнительно небольшой  – около 11 000 м2. Для сравнения терминал В в Шереметьево, как новый терминал Пулково в 10 раз больше; «Новое Савино» в Перми, спроектированный Асадовыми, – в нем даже можно увидеть похожее крыло, похожее скругление и ламели – 29 000 м2. Кроме того, что терминал невелик и построен в рекордные сроки, он еще и решен достаточно экономно с сохранением всех эффектов. Сэкономить, в частности, удалось на подшивном потолке – помогли лампочки, стемалит в интерьерах также позволил создать широкое эффектное пространство при не слишком больших затратах. Поэтому и скругленный угол только один, – однако правильнее, вероятно, было бы говорить о разумном балансе расходов, скорости реализации и эффекта космического околоземного пространства, который в итоге удалось получить. 
  • zooming
    1 / 9
    Разрез 1-1. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    2 / 9
    План кровли. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 3-3. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    4 / 9
    Узлы. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 2-2. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    6 / 9
    Генплан. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    7 / 9
    План на отметке 5,400. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    8 / 9
    План на уровне 10,800. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    9 / 9
    План на уровне 0,000. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Dialectica Спектрум https://dialectica.cc/
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)

02 Сентября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Открытый космос
К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Похожие статьи
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Художественная инъекция
Китайское бюро Studio Zhu Pei реконструировало часть заброшенных корпусов бывшего военного завода на северо-востоке Пекина, при этом внедрив туда новые выставочные пространства. В результате возникла территория абсолютной творческой свободы.
Красная ротонда
Входной павильон в художественном музее Цюйцзян в Сиане по проекту архитекторов Neri&Hu получил облицовку из красного травертина.
Вертикальная коммуникация
Бюро LMN Architects завершило работу над новым конференц-центром в Сиэтле. Оно стало первым в Северной Америке объектом подобной типологии, в котором все функциональные зоны организованы не горизонтально, а вертикально.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
С видом на замок
Бюро Zaha Hadid Architects и литовский девелопер Hanner получили разрешение властей Вильнюса на строительство делового комплекса Business Stadium Central. Работы планируется начать уже во 2-м квартале 2023-го.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Перо из веера
Бюро MAD выиграло международный конкурс на проект нового терминала в аэропорту Чанчуня: в качестве визуальных образов архитекторы выбрали веер и перо.
Белый ФОК
Физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный по проекту Futura Architects на въезде в микрорайон – ЖК New Питер, обеспечивает развивающейся застройке не только функциональное, но и пластическое разнообразие, оживляя и освежая строй кирпичных кварталов белизной бесшовных фасадов, консолями и динамикой наклонных линий.
Музей для города
OMA выиграли конкурс на проект реконструкции Египетского музея в Турине – самого старого в мире из посвященных культуре Страны пирамид.
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.