English version

Околоземное пространство

Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.

mainImg
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Dialectica Спектрум https://dialectica.cc/
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)
Новый терминал аэропорта Кемерово, о проекте которого мы достаточно подробно рассказывали полтора года назад, построен за 10 месяцев и сдан на месяц раньше запланированного срока, к открытию II Женского форума в Кузбассе. Причем после того, как здание срочно открыли, его не закрыли на доработку, как это нередко случается, – новый аэропорт продолжал работать, доделали разве что важные, но не самые функциональные элементы, к примеру, мультимедийный музей. А выглядит терминал практически как на картинке – иными словами реализован он достаточно точно.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Строительство нового терминала стало частью программы активного развития города к 300-летию угледобывающего региона Кузбасса (Кемерово, для тех, кто не знает – его столица). В городе строится крупный спортивный кластер, проектируется выставочно-музейный центр, на месте печально известного ТРЦ «Зимняя вишня» в 2019 открыли мемориальный «Парк Ангелов», реализованный по проекту американского ландшафтного архитектора Джона Вайдмана. 

Для АБ ASADOV кемеровский терминал стал третьим аэропортом, реализованным по их концепции (в 2017 был построен терминал «Большое Савино» в Перми, в 2019 – «Гагарин» в Саратове), и в целом – шестнадцатой по счету концепцией здания аэровокзала. Проектирование аэропортов стало, до какой-то степени, специализацией этого известного московского бюро – высказывание архитекторов в рамках проекта «Идеи» на недавней Арх Москве было посвящено аэропортам, и там было хорошо видно, что проекты Асадовых почти равномерно распределены по всей стране. Большой опыт позволяет правильно рассчитывать результат. 
Нам нравится проектировать аэропорты. С одной стороны, они достаточно прагматичны, планировки достаточно жестко предопределены функцией и в целом очень похожи. С другой стороны, каждый аэропорт – это ворота города, его задача – транслировать образ места, поэтому проекты насыщены не только функцией, но и смыслами, которые необходимо поймать и считать, раскрыть найденную тему в образе здания, чтобы оно было не просто терминалом, а «лицом» города или целого региона. Это и ответственная, и очень интересная задача.
 
Мы благодарны генпроектировщику, компании «Спектрум», за плодотворное партнерство и детальную проработку концепции. Со Спектрумом мы сотрудничаем не впервые: и «Гагарин» в Саратове, и аэропорт в Перми мы прорабатывали совместно. В случае же Кемерово коллеги выступили полноценными соавторами ряда фасадных и интерьерных решений – в частности, идея «звездного неба» была предложена архитекторами бюро Dialectica компании Спектрум.
cic =

Михаил Давыдов, руководитель АБ Dialectica Спектрум

Это не первый наш аэропорт,  но каждый раз при создании нового терминала мы ищем образ, который бы наиболее точно отражал уникальность региона. В случае с аэропортом имени Алексея Леонова выбор в сторону тематики космоса был очевиден. Основной идеей стал диалог пассажиров с Космосом. Алексей Леонов был первым человеком, вышедшим в открытый космос, поэтому и пассажиры должны были себя ощущать как люди, находящиеся в открытом космосе. Нам удалось достигнуть этого благодаря имитации звездного неба, темной отделке интерьера, а также капсулы, подвешенный к потолку – модели корабля, из которого Алексей Леонов выходил в открытый космос. А интерьер прекрасно дополнил концепцию внешнего облика от бюро Асадова.
cic =

Алексей Сабуров, компания Спектрум

Мы достаточно давно работаем с проектами аэропортов, в том числе и в соавторстве с АБ ASADOV, с которыми сделали новые терминалы с Перми и Саратове. Должен сказать, что несмотря на сжатые сроки, работа с терминалом в Кемерово была достаточно легкой для нашей команды: опыт уже очень хорошо помогает. Сложность представляла, пожалуй, только необходимость заложить в проект все необходимое для функционирования терминала в качестве международного. Мы реализовали всю необходимую инфраструктуру, но эта часть пока не запущена, на международные рейсы работает старый терминал. Однако активировать наше здание в данном качестве можно будет в любой момент.
 
Кроме того, признаюсь, очень удачно, что аэропорт с самого начала получил название в честь космонавта Леонова, в отличие от саратовского терминала, переименованного в процессе проектирования и строительства… Думаю, с надписью, интегрированной в фасад, аэропорт уже вряд ли переименуют.
 
Сотрудничеством с бюро Асадовых мы, как всегда, очень довольны: они предлагают уникальную архитектуру, мы обеспечиваем качественную подготовку реализации.

Итак, аэропорт – ворота города, так что он должен был вписаться в амбициозную программу его развития. Определенные обязательства наложило и название – с некоторых пор у нас называют аэропорты именами знаменитых людей, и кому еще посвятить аэропорт, как не космонавту; ведь космонавты – они же и летчики тоже, да и тему полетов их истории раскрывают в наилучшем свете. Аэропорт Кемерово назван в честь Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос; он известен также и как художник, космос изображавший, что стало благодатной почвой для оформления интерьера, где появилась увеличенная копия одной из картин Леонова, медийный музей космонавтики и детально исполненная модель корабля «Восход-2», того самого, в масштабе 1 х 1.  
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Так что главной «фишкой» здания стало «звездное небо» внутри. Множество диодных ламп связаны программной управления, которая позволяет настроить их мигание каким угодно образом – архитекторы, по понятным причинам, предпочитают спокойное несинхронное – программа же может при желании устроить почти любое световое шоу (установкой и программированием занималась турецкая компания Fiberli, архитекторы довольны результатом).
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Облако лампочек подвешено на тонких длинных тросах к потолку – венткострукции на нем не закрыты, а только окрашены, но расположены высоко, за группой точечных источников света едва видны и кажутся какой-то внеземной структурой. Мы таким образом получаем «рассредоточенный» вариант подвесного потолка – он и маскирует, и нет – такой прием в последние десятилетия был хорошо отработан в интерьерах «лофтовых» ресторанов, реже офисов, но в просторным вестибюле аэропорта он получает новое звучание и эффект, действительно чем-то сопоставимый с космическим. Мало кто из нас видел звезды открытого космоса, мы только временами читаем фантастику, где настойчиво говорится, что они очень яркие; отчасти впечатление можно сравнить с ночным августовским небом, внезапно изобильным звездами, ну и потом умножить на восемь, чтобы попробовать почувствовать, что ощутил Алексей Леонов, когда оказался на стенкой корабля. А теперь нам позволяет это ощутить еще и интерьер терминала, особенно ночью, когда лампочки висят в относительной темноте примерно как Млечный путь в темноте абсолютной.
  • zooming
    1 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Тем более что лампочки-«звезды» отражаются как во внешних стеклах, намекая на перспективу бесконечности, так и в стемалитовых панелях интерьера, которые призваны визуально расширить пространство и с успехом справляются с поставленной задачей. Ощущения полета добавляет и длинный эскалатор, который поднимает путешественников на высоту сразу более 10 метров – без привычных зигзагов – и прочерчивает пространство пологой стрелой, в которой можно увидеть метафору взлета, пусть не ракетного, но авиационного.

Удивительно, каким небольшим кажется на фоне стрелы-эскалатора корабль «Восток-2», смоделированный, напомню, в натуральную величину. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Кстати, идея музея в аэропорту очень хороша, особенно когда надо ждать самолет с детьми. А «звездное небо», да еще и с кораблем, хорошо его продолжает, как будто музей сам «вышел в интерьер», как космонавт в космос.

Так что и оранжевые столики кафе внутри при должной игре воображения могут показаться частью какого-то межгалактического питстопа.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

В целом кемеровский аэропорт достаточно точно выражает идею «открытого пространства», интересно только то, что звездное небо – внутри, как экспонат в стеклянной витрине. Впрочем, его видно и снаружи, опять же, особенно ночью, так что оно отлично «экспонировано» – практически как продолжение мини-музея внутри аэропорта. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Форма здания всячески интерпретирует идею открытости. Главный фасад превращен в стеклянную витрину, кровля решена в виде металлического пласта (облицовочный металл – Sevalcon Aluminium Blanc, монтажные работы Riverclack) с ощутимой толщиной и ромбическими прорезями зенитных фонарей, – изящным изгибом она спускается перед входом к земле, которой касается двумя точками, образуя буквицу Л в составе крупной надписи Леонов. Так перед входом возникает глубокий козырек и своего рода «галерея» из букв, до предела насыщенная смыслом. Само название, если смотреть из галереи, появляется дважды: в реальности и в отражении.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Можно спорить о том, хорошо ли прочитывается буква Л, но буквица – она и в готических манускриптах читается не сразу, потому что намеренно отличается, однако надо признать, что редко когда заголовок был так органично и в то же время заметно вписан в здание, здесь он существенно отличается от привычных нам «нашлепок над карнизом», которые управляющая компания добавляет, когда архитекторы уже ушли или на время отвернулись. В данном случае название спустилось «с небес на землю» и стало заметным, если не сказать главным, образным элементом. Превратилось в скульптуру. В часть козырька-«крыла», столь характерного для асадовских аэропортов. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Здесь хорошо видны и отражение, и «звезды», и даже корабль «Восток-2». Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Отчасти – опять же при хорошем воображении – эта скульптура может напомнить осколок гигантской космической станции, упавший на землю и задержанный каким-нибудь фантастическим встроенным в него силовым полем. Тут и деконструкция, и намек на нечто намного более крупное, часть гигантского целого. Все же аэропорты можно понимать как фрагменты-осколки всей системы воздухоплавания в целом. 

Козырек и кровля «лежат» на стекле, а стекло приобретает сходство с силовым экраном – это вещь пока из области фантастики, но ее образ очень популярен в проектах, связанных с остро-современными технологиями (вспомним хотя бы штаб-квартиру Apple, она многих поразила). Вот это-то впечатление здесь и воспроизводится, что уместно для аэропорта, тем более космического. Особенно хорошо это заметно на северном углу, скругленном, моллированном и прикрытом тонкими полосками гнутых горизонтальных ламелей. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Все это довольно эффектно: стекло фасадов, свечение «звезд», серебристый металл – и смотрится на фоне прежних, достаточно прагматичных, зданий кемеровского аэропорта действительно как фрагмент космического объекта, некий «пикник на обочине». Всё это притом что терминал сравнительно небольшой  – около 11 000 м2. Для сравнения терминал В в Шереметьево, как новый терминал Пулково в 10 раз больше; «Новое Савино» в Перми, спроектированный Асадовыми, – в нем даже можно увидеть похожее крыло, похожее скругление и ламели – 29 000 м2. Кроме того, что терминал невелик и построен в рекордные сроки, он еще и решен достаточно экономно с сохранением всех эффектов. Сэкономить, в частности, удалось на подшивном потолке – помогли лампочки, стемалит в интерьерах также позволил создать широкое эффектное пространство при не слишком больших затратах. Поэтому и скругленный угол только один, – однако правильнее, вероятно, было бы говорить о разумном балансе расходов, скорости реализации и эффекта космического околоземного пространства, который в итоге удалось получить. 
  • zooming
    1 / 9
    Разрез 1-1. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    2 / 9
    План кровли. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 3-3. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    4 / 9
    Узлы. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 2-2. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    6 / 9
    Генплан. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    7 / 9
    План на отметке 5,400. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    8 / 9
    План на уровне 10,800. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    9 / 9
    План на уровне 0,000. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV http://www.asadov.ru/
Dialectica Спектрум https://dialectica.cc/
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)

02 Сентября 2021

Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Похожие статьи
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.