Жизнь в трещинах асфальта

В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.

mainImg
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»
Приезжему Татарстан открывается альтернативной версией России, пример которой хочется немедленно масштабировать на остальные регионы. В нефти ли дело, особых отношениях с федеральным бюджетом, особой ментальности или воле отдельных людей, вроде Рустама Минниханова и Наталии Фишман-Бекмамбетовой, но в городах и селах республики ездит экологичный транспорт, проложены велодорожки, в парках люди занимаются спортом, в выходные ездят на пляжи с белым песком или идут в библиотеку, получившую престижную архитектурную премию. И если от тысячелетней Казани в целом ожидаешь увидеть что-то такое – дощатые настилы набережных, цветники из многолетников, роботов-курьеров в спутнике-Иннополисе, то Альметьевск оставляет в недоумении – а что, так можно было?
Мурал Натальи Пастуховой «Растить» в Альметьевске
Фотография предоставлена Бюро Новь

Альметьевск получил статус города в 1953 году. Подъезжая к нему на такси от вокзала Бугульмы или аэропорта Нижнекамска, по обе стороны от дороги увидишь похожие на кинетические скульптуры качалки, добывающие нефть из Ромашкинского месторождения.
Окрестности Альметьевска
Фотография предоставлена Бюро Новь

В самом городе разместилась штаб-квартира «Татнефти», каждый добытый миллиард тонн черного золота отмечается установкой памятника – сейчас таких в Альметьевске три. Здесь же начинается нефтепровод «Дружба». Политика градообразующей «Татнефти» и ее генерального директора Наиля Маганова – создать для жителей города, значительная часть которых занята в производстве, такие условия, чтобы им не захотелось никуда уезжать. Так в Альметьевске появились велодорожки протяженностью больше 100 км, проектировать которые помогали специалисты из Дании, пляж с песком из Таиланда и открытым бассейном, общественный центр, сеть парков, претендующих на статус зеленого каркаса. С 2010 года численность населения росла, сейчас в городе проживает больше 160 тысяч человек.         
  • zooming
    1 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Общественный центр «Алмет»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж»
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств республики Татарстан
  • zooming
    5 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
  • zooming
    6 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Пять лет назад, опять же при поддержке «Татнефти», в городе стартовала программа развития общественных пространств, получившая название «Сказки о золотых яблоках» – в нем отражено как внимание к идентичности, корни которой искали в культурологических экспедициях, так и до некоторой степени фантастический результат. Программу разработал Институт исследования стрит-арта, тот самый, чьими усилиями в Петербурге появился Музей стрит-арта, и бюро «Новь». Один из результатов программы – Индустриальный сквер, открывшийся летом этого года. О нем и пойдет речь.
В начале была нефть

И «Теории ее происхождения» – так называется мурал, покрывающий примерно 10 000 м2 стен действующей котельной, рядом с которой появился сквер. Котельная располагается в части города, которую можно назвать центральной, и более того – является звеном в цепочке основных рекреационных пространств: от Парка 60-летия нефти Татарстана через площадь с Драмтеатром и бульвар на улице Гагарина через нее можно попасть к спортивному кластеру, Каскаду прудов и Пляжу. Тем не менее до прихода художников котельная была огорожена глухим забором и участвовала в жизни города примерно раз в году, на день нефтяника. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Для начала кураторы программы «Сказки о золотых яблоках» решили привлечь к локации внимание. Не без содействия Наиля Маганова сотрудники котельной впустили в свой мир художника Артема Стефанова, который взялся за мурал. Любопытно, что точное происхождение нефти до сих пор не известно, основных теорий существует три: нефть – это останки древних животных, дар космоса или, по версии Менделеева, нефть образуется в результате реакции между карбидами железа и грунтовыми водами, поэтому «музыка будет вечной». Соответственно на мурале – геологические слои, древние существа, формулы и космические объекты. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Дальше пал забор, а прилегающую к котельной территорию, где располагалась парковка и склады, решили отдать в пользование городу и постепенно превратить в общественное пространство. Каким оно будет – предстояло решить кураторам. Несмотря на отсутствие «места», им было важно сохранить память, зарядить его идентичностью и придерживаться индустриальной эстетики.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Следующим этапом «прогрева» стала медиаинсталляция, которая по задумке кураторов дополнила мурал, погружая зрителей в атмосферу древнего океана – миллионы лет назад на месте Альметьевска была бескрайняя вода. Задача оказалась по силам студии С Е Т А П, и в 2020 году была запущены лазерная инсталляция «Нокта» – в переводе с татарского, «точка». В инсталляции тоже присутствует идентичность, и не только в виде спроецированных на котельные трубы орнаментов: по заверениям кураторов, Татарстан можно считать родиной медиаискусства в России, поскольку именно в Казани в 1962 году появилось КБ «Прометей» во главе с Булатом Галеевым, которое снимало световые фильмы, проводило концерты светомузыки и проектировало промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий.  «Прометей» – любопытнейшее явление, о котором недавно вышел фильм, доступный в сети. Не откажите себе в удовольствии посмотреть хотя бы трейлер.

 

Позже лазерную инсталляцию дополнила медиаскульптура Виктора Полякова «Солнечный факел», одновременно играющая роль смотровой площадки. Факел – знакомый жителям символ нефтегазовой промышленности, сама конструкция визуализирует данные, полученные с аппарата Discovery, который в числе прочего изучает активность солнца: чем больше на факеле красного, тем активность выше. 
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Чтобы закончить с муралами – обратную сторону котельной тоже не обидели. Два резервуара художник Кирилл Kreal покрыл национальным орнаментом и до краев «наполнил» жидким золотом, которое вытекает через край. К выбору орнамента подошли фундаментально, предоставив художнику декоративно-прикладную базу с выдержками из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент» – сакральный язык в пространстве города нужно использовать умеючи. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор: сыграть ноктюрн на трубах

Дальше пригласили Андрея Воронова, основателя объединения АРХАТАКА. Он придумал использовать в качестве основного элемента желтые газовые трубы, которые без каких-либо сложных манипуляций удалось превратить в авторские мафы: скамейки, урны, фонари, игровые и арт-объекты, навигационные элементы. Андрей Воронов называет их «детками», родитель которых чуть в сторонке, за забором – действующий газопровод.

Трубы так органично трансформировались в элемент благоустройства, что их легко представить и в другом парке, но именно здесь у них появляется смысловая надстройка: индустриальная конструкция пробивается вместе со степными травами сквозь толщу асфальта, но уже в каком-то ином качестве, больше похожая на живой организм или растение, утверждая победу жизни над смертью. 
cic =

Андрей Воронов, архитектор

Природа и индустриальная эстетика, борясь и контрастируя с друг другом, все же достигают гармонии в соседстве. Трубы стали художественным жестом, опорами для освещения, скамейками, указателями, выбиваясь из асфальта вместе с местной зеленью и рамами bmx-парка. Так современное искусство, ландшафт и дизайн образовали уникальное высказывание.


  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
Ботаник: вернуть природу в город

Цветы и травы, среди которых «растут» газовые трубы, – отдельная для Индустриального сквера история. Растения подбирал ландшафтный инженер Игорь Сафиуллин, приложивший руку к созданию Зарядья и набережной Марка Шагала. Здесь та же мейнстрим-концепция «ненарочного» естественного ландшафта, как бы вырезанного из лесостепей Татарстана. За семенами и растениями Игорь ездил в ботаническую экспедицию, вдохновившись силой и волей местной флоры, сумевшей укорениться в трещинах асфальтового пустыря – когда убрали забор, оказалось, что на складах котельной сумел вырасти и дать плоды помидор. Грунт для ландшафтных «гнезд» привозили местный, хранившийся в нем запас семян привнес дополнительный элемент случайности.
  • zooming
    Игорь Сафиуллин
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Приходя в сквер на экскурсии, горожане узнавали растения – точно такие они растят в палисадниках или заваривают в чай. Поместив привычное в новый контекст, Игорь Сафиуллин сумел подчеркнуть ценность этого домашнего, незамечаемого, иногда невзрачного, но до щипания в глазах родного.

Несмотря на «дикость», сад работает по законам ландшафтной архитектуры: в течение года экспозиция естественным образом меняется, цветовые островки создают ритм и перекличку. Весной Игорь Сафиуллин хочет подсеять летники, которые дают быстрый эффект – например, васильковые вспышки синего. По мере роста деревьев и кустарников пространство сквера будет меняться.
  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Антрополог: выпустить джинна жизни

Почти треть сквера занимает бетонная скейт-площадка – сложно придумать более уместный для индустриального парка элемент, но эта типология еще и востребована в городе. Проектировщиков FK-Ramps консультировала антрополог Марина Байдуж, которая выстраивала коммуникацию с местным райдерский сообществом, выясняя подробности о стиле катания, востребованных фигурах и предпочтениях. В результате самая активная социальная жизнь происходит именно здесь – площадка постоянно занята людьми самого разного возраста, первые граффити местных художников появились на рампах, тренировки продолжаются даже в темное время суток под ярким светом прожекторов. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
А что было дальше?

Альметьевск присвоил Индустриальный сквер. По признанию местных гидов (появление этой профессии – еще один результат «Сказок») – они уже не помнят, как место выглядело раньше, кажется, что оно было всегда. Сквер постепенно вошел в карту прогулок и велосипедных маршрутов, художники осваивают стены. Одно из замечательных свойств сквера – его самостоятельность: лазерная инсталляция и «Солнечный факел» включаются сами с наступлением темноты, растения не требуют серьезного ухода, а лавочки – бдительного присмотра.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Предполагается, что на следующем этапе развития сквер соединят с Каскадом прудов пешеходно-велосипедным мостом – сейчас эта связь тоже есть, но в несколько партизанском виде: пройти можно под мостом, по бетонной сточной канаве. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Индустриальный сквер, вероятно, стал новым «золотым яблоком» Альметьевска, новым сказом в местном эпосе: о газовых трубах, потоках света, энергии движения и всепобеждающей жизни. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»

20 Октября 2022

Похожие статьи
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.