Жизнь в трещинах асфальта

В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.

mainImg
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»
Приезжему Татарстан открывается альтернативной версией России, пример которой хочется немедленно масштабировать на остальные регионы. В нефти ли дело, особых отношениях с федеральным бюджетом, особой ментальности или воле отдельных людей, вроде Рустама Минниханова и Наталии Фишман-Бекмамбетовой, но в городах и селах республики ездит экологичный транспорт, проложены велодорожки, в парках люди занимаются спортом, в выходные ездят на пляжи с белым песком или идут в библиотеку, получившую престижную архитектурную премию. И если от тысячелетней Казани в целом ожидаешь увидеть что-то такое – дощатые настилы набережных, цветники из многолетников, роботов-курьеров в спутнике-Иннополисе, то Альметьевск оставляет в недоумении – а что, так можно было?
Мурал Натальи Пастуховой «Растить» в Альметьевске
Фотография предоставлена Бюро Новь

Альметьевск получил статус города в 1953 году. Подъезжая к нему на такси от вокзала Бугульмы или аэропорта Нижнекамска, по обе стороны от дороги увидишь похожие на кинетические скульптуры качалки, добывающие нефть из Ромашкинского месторождения.
Окрестности Альметьевска
Фотография предоставлена Бюро Новь

В самом городе разместилась штаб-квартира «Татнефти», каждый добытый миллиард тонн черного золота отмечается установкой памятника – сейчас таких в Альметьевске три. Здесь же начинается нефтепровод «Дружба». Политика градообразующей «Татнефти» и ее генерального директора Наиля Маганова – создать для жителей города, значительная часть которых занята в производстве, такие условия, чтобы им не захотелось никуда уезжать. Так в Альметьевске появились велодорожки протяженностью больше 100 км, проектировать которые помогали специалисты из Дании, пляж с песком из Таиланда и открытым бассейном, общественный центр, сеть парков, претендующих на статус зеленого каркаса. С 2010 года численность населения росла, сейчас в городе проживает больше 160 тысяч человек.         
  • zooming
    1 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Общественный центр «Алмет»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж»
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств республики Татарстан
  • zooming
    5 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
  • zooming
    6 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Пять лет назад, опять же при поддержке «Татнефти», в городе стартовала программа развития общественных пространств, получившая название «Сказки о золотых яблоках» – в нем отражено как внимание к идентичности, корни которой искали в культурологических экспедициях, так и до некоторой степени фантастический результат. Программу разработал Институт исследования стрит-арта, тот самый, чьими усилиями в Петербурге появился Музей стрит-арта, и бюро «Новь». Один из результатов программы – Индустриальный сквер, открывшийся летом этого года. О нем и пойдет речь.
В начале была нефть

И «Теории ее происхождения» – так называется мурал, покрывающий примерно 10 000 м2 стен действующей котельной, рядом с которой появился сквер. Котельная располагается в части города, которую можно назвать центральной, и более того – является звеном в цепочке основных рекреационных пространств: от Парка 60-летия нефти Татарстана через площадь с Драмтеатром и бульвар на улице Гагарина через нее можно попасть к спортивному кластеру, Каскаду прудов и Пляжу. Тем не менее до прихода художников котельная была огорожена глухим забором и участвовала в жизни города примерно раз в году, на день нефтяника. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Для начала кураторы программы «Сказки о золотых яблоках» решили привлечь к локации внимание. Не без содействия Наиля Маганова сотрудники котельной впустили в свой мир художника Артема Стефанова, который взялся за мурал. Любопытно, что точное происхождение нефти до сих пор не известно, основных теорий существует три: нефть – это останки древних животных, дар космоса или, по версии Менделеева, нефть образуется в результате реакции между карбидами железа и грунтовыми водами, поэтому «музыка будет вечной». Соответственно на мурале – геологические слои, древние существа, формулы и космические объекты. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Дальше пал забор, а прилегающую к котельной территорию, где располагалась парковка и склады, решили отдать в пользование городу и постепенно превратить в общественное пространство. Каким оно будет – предстояло решить кураторам. Несмотря на отсутствие «места», им было важно сохранить память, зарядить его идентичностью и придерживаться индустриальной эстетики.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Следующим этапом «прогрева» стала медиаинсталляция, которая по задумке кураторов дополнила мурал, погружая зрителей в атмосферу древнего океана – миллионы лет назад на месте Альметьевска была бескрайняя вода. Задача оказалась по силам студии С Е Т А П, и в 2020 году была запущены лазерная инсталляция «Нокта» – в переводе с татарского, «точка». В инсталляции тоже присутствует идентичность, и не только в виде спроецированных на котельные трубы орнаментов: по заверениям кураторов, Татарстан можно считать родиной медиаискусства в России, поскольку именно в Казани в 1962 году появилось КБ «Прометей» во главе с Булатом Галеевым, которое снимало световые фильмы, проводило концерты светомузыки и проектировало промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий.  «Прометей» – любопытнейшее явление, о котором недавно вышел фильм, доступный в сети. Не откажите себе в удовольствии посмотреть хотя бы трейлер.

 

Позже лазерную инсталляцию дополнила медиаскульптура Виктора Полякова «Солнечный факел», одновременно играющая роль смотровой площадки. Факел – знакомый жителям символ нефтегазовой промышленности, сама конструкция визуализирует данные, полученные с аппарата Discovery, который в числе прочего изучает активность солнца: чем больше на факеле красного, тем активность выше. 
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Чтобы закончить с муралами – обратную сторону котельной тоже не обидели. Два резервуара художник Кирилл Kreal покрыл национальным орнаментом и до краев «наполнил» жидким золотом, которое вытекает через край. К выбору орнамента подошли фундаментально, предоставив художнику декоративно-прикладную базу с выдержками из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент» – сакральный язык в пространстве города нужно использовать умеючи. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор: сыграть ноктюрн на трубах

Дальше пригласили Андрея Воронова, основателя объединения АРХАТАКА. Он придумал использовать в качестве основного элемента желтые газовые трубы, которые без каких-либо сложных манипуляций удалось превратить в авторские мафы: скамейки, урны, фонари, игровые и арт-объекты, навигационные элементы. Андрей Воронов называет их «детками», родитель которых чуть в сторонке, за забором – действующий газопровод.

Трубы так органично трансформировались в элемент благоустройства, что их легко представить и в другом парке, но именно здесь у них появляется смысловая надстройка: индустриальная конструкция пробивается вместе со степными травами сквозь толщу асфальта, но уже в каком-то ином качестве, больше похожая на живой организм или растение, утверждая победу жизни над смертью. 
cic =

Андрей Воронов, архитектор

Природа и индустриальная эстетика, борясь и контрастируя с друг другом, все же достигают гармонии в соседстве. Трубы стали художественным жестом, опорами для освещения, скамейками, указателями, выбиваясь из асфальта вместе с местной зеленью и рамами bmx-парка. Так современное искусство, ландшафт и дизайн образовали уникальное высказывание.


  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
Ботаник: вернуть природу в город

Цветы и травы, среди которых «растут» газовые трубы, – отдельная для Индустриального сквера история. Растения подбирал ландшафтный инженер Игорь Сафиуллин, приложивший руку к созданию Зарядья и набережной Марка Шагала. Здесь та же мейнстрим-концепция «ненарочного» естественного ландшафта, как бы вырезанного из лесостепей Татарстана. За семенами и растениями Игорь ездил в ботаническую экспедицию, вдохновившись силой и волей местной флоры, сумевшей укорениться в трещинах асфальтового пустыря – когда убрали забор, оказалось, что на складах котельной сумел вырасти и дать плоды помидор. Грунт для ландшафтных «гнезд» привозили местный, хранившийся в нем запас семян привнес дополнительный элемент случайности.
  • zooming
    Игорь Сафиуллин
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Приходя в сквер на экскурсии, горожане узнавали растения – точно такие они растят в палисадниках или заваривают в чай. Поместив привычное в новый контекст, Игорь Сафиуллин сумел подчеркнуть ценность этого домашнего, незамечаемого, иногда невзрачного, но до щипания в глазах родного.

Несмотря на «дикость», сад работает по законам ландшафтной архитектуры: в течение года экспозиция естественным образом меняется, цветовые островки создают ритм и перекличку. Весной Игорь Сафиуллин хочет подсеять летники, которые дают быстрый эффект – например, васильковые вспышки синего. По мере роста деревьев и кустарников пространство сквера будет меняться.
  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Антрополог: выпустить джинна жизни

Почти треть сквера занимает бетонная скейт-площадка – сложно придумать более уместный для индустриального парка элемент, но эта типология еще и востребована в городе. Проектировщиков FK-Ramps консультировала антрополог Марина Байдуж, которая выстраивала коммуникацию с местным райдерский сообществом, выясняя подробности о стиле катания, востребованных фигурах и предпочтениях. В результате самая активная социальная жизнь происходит именно здесь – площадка постоянно занята людьми самого разного возраста, первые граффити местных художников появились на рампах, тренировки продолжаются даже в темное время суток под ярким светом прожекторов. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
А что было дальше?

Альметьевск присвоил Индустриальный сквер. По признанию местных гидов (появление этой профессии – еще один результат «Сказок») – они уже не помнят, как место выглядело раньше, кажется, что оно было всегда. Сквер постепенно вошел в карту прогулок и велосипедных маршрутов, художники осваивают стены. Одно из замечательных свойств сквера – его самостоятельность: лазерная инсталляция и «Солнечный факел» включаются сами с наступлением темноты, растения не требуют серьезного ухода, а лавочки – бдительного присмотра.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Предполагается, что на следующем этапе развития сквер соединят с Каскадом прудов пешеходно-велосипедным мостом – сейчас эта связь тоже есть, но в несколько партизанском виде: пройти можно под мостом, по бетонной сточной канаве. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Индустриальный сквер, вероятно, стал новым «золотым яблоком» Альметьевска, новым сказом в местном эпосе: о газовых трубах, потоках света, энергии движения и всепобеждающей жизни. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»

20 Октября 2022

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.