Альметьевск получил статус города в 1953 году. Подъезжая к нему на такси от вокзала Бугульмы или аэропорта Нижнекамска, по обе стороны от дороги увидишь похожие на кинетические скульптуры качалки, добывающие нефть из Ромашкинского месторождения.
В самом городе разместилась штаб-квартира «Татнефти», каждый добытый миллиард тонн черного золота отмечается установкой памятника – сейчас таких в Альметьевске три. Здесь же начинается нефтепровод «Дружба». Политика градообразующей «Татнефти» и ее генерального директора Наиля Маганова – создать для жителей города, значительная часть которых занята в производстве, такие условия, чтобы им не захотелось никуда уезжать. Так в Альметьевске появились велодорожки протяженностью больше 100 км, проектировать которые помогали специалисты из Дании, пляж с песком из Таиланда и открытым бассейном, общественный центр, сеть парков, претендующих на статус зеленого каркаса. С 2010 года численность населения росла, сейчас в городе проживает больше 160 тысяч человек.
Пять лет назад, опять же при поддержке «Татнефти», в городе стартовала программа развития общественных пространств, получившая название «Сказки о золотых яблоках» – в нем отражено как внимание к идентичности, корни которой искали в культурологических экспедициях, так и до некоторой степени фантастический результат. Программу разработал Институт исследования стрит-арта, тот самый, чьими усилиями в Петербурге появился Музей стрит-арта, и бюро «Новь». Один из результатов программы – Индустриальный сквер, открывшийся летом этого года. О нем и пойдет речь.
В начале была нефть
И «Теории ее происхождения» – так называется мурал, покрывающий примерно 10 000 м2 стен действующей котельной, рядом с которой появился сквер. Котельная располагается в части города, которую можно назвать центральной, и более того – является звеном в цепочке основных рекреационных пространств: от Парка 60-летия нефти Татарстана через площадь с Драмтеатром и бульвар на улице Гагарина через нее можно попасть к спортивному кластеру, Каскаду прудов и Пляжу. Тем не менее до прихода художников котельная была огорожена глухим забором и участвовала в жизни города примерно раз в году, на день нефтяника.
Для начала кураторы программы «Сказки о золотых яблоках» решили привлечь к локации внимание. Не без содействия Наиля Маганова сотрудники котельной впустили в свой мир художника Артема Стефанова, который взялся за мурал. Любопытно, что точное происхождение нефти до сих пор не известно, основных теорий существует три: нефть – это останки древних животных, дар космоса или, по версии Менделеева, нефть образуется в результате реакции между карбидами железа и грунтовыми водами, поэтому «музыка будет вечной». Соответственно на мурале – геологические слои, древние существа, формулы и космические объекты.
Дальше пал забор, а прилегающую к котельной территорию, где располагалась парковка и склады, решили отдать в пользование городу и постепенно превратить в общественное пространство. Каким оно будет – предстояло решить кураторам. Несмотря на отсутствие «места», им было важно сохранить память, зарядить его идентичностью и придерживаться индустриальной эстетики.
Следующим этапом «прогрева» стала медиаинсталляция, которая по задумке кураторов дополнила мурал, погружая зрителей в атмосферу древнего океана – миллионы лет назад на месте Альметьевска была бескрайняя вода. Задача оказалась по силам студии С Е Т А П, и в 2020 году была запущены лазерная инсталляция «Нокта» – в переводе с татарского, «точка». В инсталляции тоже присутствует идентичность, и не только в виде спроецированных на котельные трубы орнаментов: по заверениям кураторов, Татарстан можно считать родиной медиаискусства в России, поскольку именно в Казани в 1962 году появилось КБ «Прометей» во главе с Булатом Галеевым, которое снимало световые фильмы, проводило концерты светомузыки и проектировало промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий. «Прометей» – любопытнейшее явление, о котором недавно вышел фильм, доступный в сети. Не откажите себе в удовольствии посмотреть хотя бы трейлер.
Позже лазерную инсталляцию дополнила медиаскульптура Виктора Полякова «Солнечный факел», одновременно играющая роль смотровой площадки. Факел – знакомый жителям символ нефтегазовой промышленности, сама конструкция визуализирует данные, полученные с аппарата Discovery, который в числе прочего изучает активность солнца: чем больше на факеле красного, тем активность выше.
Чтобы закончить с муралами – обратную сторону котельной тоже не обидели. Два резервуара художник Кирилл Kreal покрыл национальным орнаментом и до краев «наполнил» жидким золотом, которое вытекает через край. К выбору орнамента подошли фундаментально, предоставив художнику декоративно-прикладную базу с выдержками из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент» – сакральный язык в пространстве города нужно использовать умеючи.
Архитектор: сыграть ноктюрн на трубах
Дальше пригласили Андрея Воронова, основателя объединения АРХАТАКА. Он придумал использовать в качестве основного элемента желтые газовые трубы, которые без каких-либо сложных манипуляций удалось превратить в авторские мафы: скамейки, урны, фонари, игровые и арт-объекты, навигационные элементы. Андрей Воронов называет их «детками», родитель которых чуть в сторонке, за забором – действующий газопровод.
Трубы так органично трансформировались в элемент благоустройства, что их легко представить и в другом парке, но именно здесь у них появляется смысловая надстройка: индустриальная конструкция пробивается вместе со степными травами сквозь толщу асфальта, но уже в каком-то ином качестве, больше похожая на живой организм или растение, утверждая победу жизни над смертью.
Андрей Воронов, архитектор
Природа и индустриальная эстетика, борясь и контрастируя с друг другом, все же достигают гармонии в соседстве. Трубы стали художественным жестом, опорами для освещения, скамейками, указателями, выбиваясь из асфальта вместе с местной зеленью и рамами bmx-парка. Так современное искусство, ландшафт и дизайн образовали уникальное высказывание.
Ботаник: вернуть природу в город
Цветы и травы, среди которых «растут» газовые трубы, – отдельная для Индустриального сквера история. Растения подбирал ландшафтный инженер Игорь Сафиуллин, приложивший руку к созданию Зарядья и набережной Марка Шагала. Здесь та же мейнстрим-концепция «ненарочного» естественного ландшафта, как бы вырезанного из лесостепей Татарстана. За семенами и растениями Игорь ездил в ботаническую экспедицию, вдохновившись силой и волей местной флоры, сумевшей укорениться в трещинах асфальтового пустыря – когда убрали забор, оказалось, что на складах котельной сумел вырасти и дать плоды помидор. Грунт для ландшафтных «гнезд» привозили местный, хранившийся в нем запас семян привнес дополнительный элемент случайности.
Приходя в сквер на экскурсии, горожане узнавали растения – точно такие они растят в палисадниках или заваривают в чай. Поместив привычное в новый контекст, Игорь Сафиуллин сумел подчеркнуть ценность этого домашнего, незамечаемого, иногда невзрачного, но до щипания в глазах родного.
Несмотря на «дикость», сад работает по законам ландшафтной архитектуры: в течение года экспозиция естественным образом меняется, цветовые островки создают ритм и перекличку. Весной Игорь Сафиуллин хочет подсеять летники, которые дают быстрый эффект – например, васильковые вспышки синего. По мере роста деревьев и кустарников пространство сквера будет меняться.
Антрополог: выпустить джинна жизни
Почти треть сквера занимает бетонная скейт-площадка – сложно придумать более уместный для индустриального парка элемент, но эта типология еще и востребована в городе. Проектировщиков FK-Ramps консультировала антрополог Марина Байдуж, которая выстраивала коммуникацию с местным райдерский сообществом, выясняя подробности о стиле катания, востребованных фигурах и предпочтениях. В результате самая активная социальная жизнь происходит именно здесь – площадка постоянно занята людьми самого разного возраста, первые граффити местных художников появились на рампах, тренировки продолжаются даже в темное время суток под ярким светом прожекторов.
А что было дальше?
Альметьевск присвоил Индустриальный сквер. По признанию местных гидов (появление этой профессии – еще один результат «Сказок») – они уже не помнят, как место выглядело раньше, кажется, что оно было всегда. Сквер постепенно вошел в карту прогулок и велосипедных маршрутов, художники осваивают стены. Одно из замечательных свойств сквера – его самостоятельность: лазерная инсталляция и «Солнечный факел» включаются сами с наступлением темноты, растения не требуют серьезного ухода, а лавочки – бдительного присмотра.
Предполагается, что на следующем этапе развития сквер соединят с Каскадом прудов пешеходно-велосипедным мостом – сейчас эта связь тоже есть, но в несколько партизанском виде: пройти можно под мостом, по бетонной сточной канаве.
Индустриальный сквер, вероятно, стал новым «золотым яблоком» Альметьевска, новым сказом в местном эпосе: о газовых трубах, потоках света, энергии движения и всепобеждающей жизни.