Жизнь в трещинах асфальта

В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»
0 Приезжему Татарстан открывается альтернативной версией России, пример которой хочется немедленно масштабировать на остальные регионы. В нефти ли дело, особых отношениях с федеральным бюджетом, особой ментальности или воле отдельных людей, вроде Рустама Минниханова и Наталии Фишман-Бекмамбетовой, но в городах и селах республики ездит экологичный транспорт, проложены велодорожки, в парках люди занимаются спортом, в выходные ездят на пляжи с белым песком или идут в библиотеку, получившую престижную архитектурную премию. И если от тысячелетней Казани в целом ожидаешь увидеть что-то такое – дощатые настилы набережных, цветники из многолетников, роботов-курьеров в спутнике-Иннополисе, то Альметьевск оставляет в недоумении – а что, так можно было?
Мурал Натальи Пастуховой «Растить» в Альметьевске
Фотография предоставлена Бюро Новь

Альметьевск получил статус города в 1953 году. Подъезжая к нему на такси от вокзала Бугульмы или аэропорта Нижнекамска, по обе стороны от дороги увидишь похожие на кинетические скульптуры качалки, добывающие нефть из Ромашкинского месторождения.
Окрестности Альметьевска
Фотография предоставлена Бюро Новь

В самом городе разместилась штаб-квартира «Татнефти», каждый добытый миллиард тонн черного золота отмечается установкой памятника – сейчас таких в Альметьевске три. Здесь же начинается нефтепровод «Дружба». Политика градообразующей «Татнефти» и ее генерального директора Наиля Маганова – создать для жителей города, значительная часть которых занята в производстве, такие условия, чтобы им не захотелось никуда уезжать. Так в Альметьевске появились велодорожки протяженностью больше 100 км, проектировать которые помогали специалисты из Дании, пляж с песком из Таиланда и открытым бассейном, общественный центр, сеть парков, претендующих на статус зеленого каркаса. С 2010 года численность населения росла, сейчас в городе проживает больше 160 тысяч человек.         
  • zooming
    1 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Общественный центр «Алмет»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Штаб-квартира «Татнефть»
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж»
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств республики Татарстан
  • zooming
    5 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
  • zooming
    6 / 6
    Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
    Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Пять лет назад, опять же при поддержке «Татнефти», в городе стартовала программа развития общественных пространств, получившая название «Сказки о золотых яблоках» – в нем отражено как внимание к идентичности, корни которой искали в культурологических экспедициях, так и до некоторой степени фантастический результат. Программу разработал Институт исследования стрит-арта, тот самый, чьими усилиями в Петербурге появился Музей стрит-арта, и бюро «Новь». Один из результатов программы – Индустриальный сквер, открывшийся летом этого года. О нем и пойдет речь.
В начале была нефть

И «Теории ее происхождения» – так называется мурал, покрывающий примерно 10 000 м2 стен действующей котельной, рядом с которой появился сквер. Котельная располагается в части города, которую можно назвать центральной, и более того – является звеном в цепочке основных рекреационных пространств: от Парка 60-летия нефти Татарстана через площадь с Драмтеатром и бульвар на улице Гагарина через нее можно попасть к спортивному кластеру, Каскаду прудов и Пляжу. Тем не менее до прихода художников котельная была огорожена глухим забором и участвовала в жизни города примерно раз в году, на день нефтяника. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Для начала кураторы программы «Сказки о золотых яблоках» решили привлечь к локации внимание. Не без содействия Наиля Маганова сотрудники котельной впустили в свой мир художника Артема Стефанова, который взялся за мурал. Любопытно, что точное происхождение нефти до сих пор не известно, основных теорий существует три: нефть – это останки древних животных, дар космоса или, по версии Менделеева, нефть образуется в результате реакции между карбидами железа и грунтовыми водами, поэтому «музыка будет вечной». Соответственно на мурале – геологические слои, древние существа, формулы и космические объекты. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Дальше пал забор, а прилегающую к котельной территорию, где располагалась парковка и склады, решили отдать в пользование городу и постепенно превратить в общественное пространство. Каким оно будет – предстояло решить кураторам. Несмотря на отсутствие «места», им было важно сохранить память, зарядить его идентичностью и придерживаться индустриальной эстетики.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь

Следующим этапом «прогрева» стала медиаинсталляция, которая по задумке кураторов дополнила мурал, погружая зрителей в атмосферу древнего океана – миллионы лет назад на месте Альметьевска была бескрайняя вода. Задача оказалась по силам студии С Е Т А П, и в 2020 году была запущены лазерная инсталляция «Нокта» – в переводе с татарского, «точка». В инсталляции тоже присутствует идентичность, и не только в виде спроецированных на котельные трубы орнаментов: по заверениям кураторов, Татарстан можно считать родиной медиаискусства в России, поскольку именно в Казани в 1962 году появилось КБ «Прометей» во главе с Булатом Галеевым, которое снимало световые фильмы, проводило концерты светомузыки и проектировало промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий.  «Прометей» – любопытнейшее явление, о котором недавно вышел фильм, доступный в сети. Не откажите себе в удовольствии посмотреть хотя бы трейлер.

 

Позже лазерную инсталляцию дополнила медиаскульптура Виктора Полякова «Солнечный факел», одновременно играющая роль смотровой площадки. Факел – знакомый жителям символ нефтегазовой промышленности, сама конструкция визуализирует данные, полученные с аппарата Discovery, который в числе прочего изучает активность солнца: чем больше на факеле красного, тем активность выше. 
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Чтобы закончить с муралами – обратную сторону котельной тоже не обидели. Два резервуара художник Кирилл Kreal покрыл национальным орнаментом и до краев «наполнил» жидким золотом, которое вытекает через край. К выбору орнамента подошли фундаментально, предоставив художнику декоративно-прикладную базу с выдержками из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент» – сакральный язык в пространстве города нужно использовать умеючи. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор: сыграть ноктюрн на трубах

Дальше пригласили Андрея Воронова, основателя объединения АРХАТАКА. Он придумал использовать в качестве основного элемента желтые газовые трубы, которые без каких-либо сложных манипуляций удалось превратить в авторские мафы: скамейки, урны, фонари, игровые и арт-объекты, навигационные элементы. Андрей Воронов называет их «детками», родитель которых чуть в сторонке, за забором – действующий газопровод.

Трубы так органично трансформировались в элемент благоустройства, что их легко представить и в другом парке, но именно здесь у них появляется смысловая надстройка: индустриальная конструкция пробивается вместе со степными травами сквозь толщу асфальта, но уже в каком-то ином качестве, больше похожая на живой организм или растение, утверждая победу жизни над смертью. 

Андрей Воронов, архитектор

Природа и индустриальная эстетика, борясь и контрастируя с друг другом, все же достигают гармонии в соседстве. Трубы стали художественным жестом, опорами для освещения, скамейками, указателями, выбиваясь из асфальта вместе с местной зеленью и рамами bmx-парка. Так современное искусство, ландшафт и дизайн образовали уникальное высказывание.


  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Бюро Новь
Ботаник: вернуть природу в город

Цветы и травы, среди которых «растут» газовые трубы, – отдельная для Индустриального сквера история. Растения подбирал ландшафтный инженер Игорь Сафиуллин, приложивший руку к созданию Зарядья и набережной Марка Шагала. Здесь та же мейнстрим-концепция «ненарочного» естественного ландшафта, как бы вырезанного из лесостепей Татарстана. За семенами и растениями Игорь ездил в ботаническую экспедицию, вдохновившись силой и волей местной флоры, сумевшей укорениться в трещинах асфальтового пустыря – когда убрали забор, оказалось, что на складах котельной сумел вырасти и дать плоды помидор. Грунт для ландшафтных «гнезд» привозили местный, хранившийся в нем запас семян привнес дополнительный элемент случайности.
  • zooming
    Игорь Сафиуллин
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Приходя в сквер на экскурсии, горожане узнавали растения – точно такие они растят в палисадниках или заваривают в чай. Поместив привычное в новый контекст, Игорь Сафиуллин сумел подчеркнуть ценность этого домашнего, незамечаемого, иногда невзрачного, но до щипания в глазах родного.

Несмотря на «дикость», сад работает по законам ландшафтной архитектуры: в течение года экспозиция естественным образом меняется, цветовые островки создают ритм и перекличку. Весной Игорь Сафиуллин хочет подсеять летники, которые дают быстрый эффект – например, васильковые вспышки синего. По мере роста деревьев и кустарников пространство сквера будет меняться.
  • zooming
    1 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Индустриальный Сквер, Альметьевск
    Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Антрополог: выпустить джинна жизни

Почти треть сквера занимает бетонная скейт-площадка – сложно придумать более уместный для индустриального парка элемент, но эта типология еще и востребована в городе. Проектировщиков FK-Ramps консультировала антрополог Марина Байдуж, которая выстраивала коммуникацию с местным райдерский сообществом, выясняя подробности о стиле катания, востребованных фигурах и предпочтениях. В результате самая активная социальная жизнь происходит именно здесь – площадка постоянно занята людьми самого разного возраста, первые граффити местных художников появились на рампах, тренировки продолжаются даже в темное время суток под ярким светом прожекторов. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
А что было дальше?

Альметьевск присвоил Индустриальный сквер. По признанию местных гидов (появление этой профессии – еще один результат «Сказок») – они уже не помнят, как место выглядело раньше, кажется, что оно было всегда. Сквер постепенно вошел в карту прогулок и велосипедных маршрутов, художники осваивают стены. Одно из замечательных свойств сквера – его самостоятельность: лазерная инсталляция и «Солнечный факел» включаются сами с наступлением темноты, растения не требуют серьезного ухода, а лавочки – бдительного присмотра.
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Предполагается, что на следующем этапе развития сквер соединят с Каскадом прудов пешеходно-велосипедным мостом – сейчас эта связь тоже есть, но в несколько партизанском виде: пройти можно под мостом, по бетонной сточной канаве. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру

Индустриальный сквер, вероятно, стал новым «золотым яблоком» Альметьевска, новым сказом в местном эпосе: о газовых трубах, потоках света, энергии движения и всепобеждающей жизни. 
Индустриальный Сквер, Альметьевск
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Архитектор:
Андрей Воронов
Полина Ёж
Игорь Сафиуллин
Мастерская:
Бюро «Новь» https://nov.center/
Архатака https://www.archattacka.com/
Институт исследования стрит-арта
Проект:
Индустриальный cквер
Россия, Альметьевск, ул. Белоглазова, 66

Авторский коллектив:
Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж

Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева

Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов

2017 / 2018 — 2022

Продюсирование: Институт исследования стрит-арта
Паблик-арт программа: «Сказки о Золотых яблоках»
Световые инсталляции: СЕТАП 
Скейт-парк: FK-Ramps
Малые архитектурные формы: Event Group

Заказчик: ПАО «Татнефть»

20 Октября 2022

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить галерею RuArts, новое пространство которой сделали архитекторы ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».