Автор проекта: Андрей Воронов, Игорь Сафиуллин, Полина Еж
Архитекторы: Дмитрий Мухин, Антон Тендитный, Елена Блинова, Мария Гусева
Антрополог: Марина Байдуж
Рабочий Проект: АМГ (Архитектурная мастерская Гилязова)
Проектировщик: Илья Гилязов
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Приезжему Татарстан открывается альтернативной версией России, пример которой хочется немедленно масштабировать на остальные регионы. В нефти ли дело, особых отношениях с федеральным бюджетом, особой ментальности или воле отдельных людей, вроде Рустама Минниханова и Наталии Фишман-Бекмамбетовой, но в городах и селах республики ездит экологичный транспорт, проложены велодорожки, в парках люди занимаются спортом, в выходные ездят на пляжи с белым песком или идут в библиотеку, получившую престижную архитектурную премию. И если от тысячелетней Казани в целом ожидаешь увидеть что-то такое – дощатые настилы набережных, цветники из многолетников, роботов-курьеров в спутнике-Иннополисе, то Альметьевск оставляет в недоумении – а что, так можно было?
Мурал Натальи Пастуховой «Растить» в Альметьевске
Фотография предоставлена Бюро Новь
Альметьевск получил статус города в 1953 году. Подъезжая к нему на такси от вокзала Бугульмы или аэропорта Нижнекамска, по обе стороны от дороги увидишь похожие на кинетические скульптуры качалки, добывающие нефть из Ромашкинского месторождения.
Окрестности Альметьевска
Фотография предоставлена Бюро Новь
В самом городе разместилась штаб-квартира «Татнефти», каждый добытый миллиард тонн черного золота отмечается установкой памятника – сейчас таких в Альметьевске три. Здесь же начинается нефтепровод «Дружба». Политика градообразующей «Татнефти» и ее генерального директора Наиля Маганова – создать для жителей города, значительная часть которых занята в производстве, такие условия, чтобы им не захотелось никуда уезжать. Так в Альметьевске появились велодорожки протяженностью больше 100 км, проектировать которые помогали специалисты из Дании, пляж с песком из Таиланда и открытым бассейном, общественный центр, сеть парков, претендующих на статус зеленого каркаса. С 2010 года численность населения росла, сейчас в городе проживает больше 160 тысяч человек.
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств республики Татарстан
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан
Пять лет назад, опять же при поддержке «Татнефти», в городе стартовала программа развития общественных пространств, получившая название «Сказки о золотых яблоках» – в нем отражено как внимание к идентичности, корни которой искали в культурологических экспедициях, так и до некоторой степени фантастический результат. Программу разработал Институт исследования стрит-арта, тот самый, чьими усилиями в Петербурге появился Музей стрит-арта, и бюро «Новь». Один из результатов программы – Индустриальный сквер, открывшийся летом этого года. О нем и пойдет речь.
В начале была нефть
И «Теории ее происхождения» – так называется мурал, покрывающий примерно 10 000 м2 стен действующей котельной, рядом с которой появился сквер. Котельная располагается в части города, которую можно назвать центральной, и более того – является звеном в цепочке основных рекреационных пространств: от Парка 60-летия нефти Татарстана через площадь с Драмтеатром и бульвар на улице Гагарина через нее можно попасть к спортивному кластеру, Каскаду прудов и Пляжу. Тем не менее до прихода художников котельная была огорожена глухим забором и участвовала в жизни города примерно раз в году, на день нефтяника.
Для начала кураторы программы «Сказки о золотых яблоках» решили привлечь к локации внимание. Не без содействия Наиля Маганова сотрудники котельной впустили в свой мир художника Артема Стефанова, который взялся за мурал. Любопытно, что точное происхождение нефти до сих пор не известно, основных теорий существует три: нефть – это останки древних животных, дар космоса или, по версии Менделеева, нефть образуется в результате реакции между карбидами железа и грунтовыми водами, поэтому «музыка будет вечной». Соответственно на мурале – геологические слои, древние существа, формулы и космические объекты.
Дальше пал забор, а прилегающую к котельной территорию, где располагалась парковка и склады, решили отдать в пользование городу и постепенно превратить в общественное пространство. Каким оно будет – предстояло решить кураторам. Несмотря на отсутствие «места», им было важно сохранить память, зарядить его идентичностью и придерживаться индустриальной эстетики.
Следующим этапом «прогрева» стала медиаинсталляция, которая по задумке кураторов дополнила мурал, погружая зрителей в атмосферу древнего океана – миллионы лет назад на месте Альметьевска была бескрайняя вода. Задача оказалась по силам студии С Е Т А П, и в 2020 году была запущены лазерная инсталляция «Нокта» – в переводе с татарского, «точка». В инсталляции тоже присутствует идентичность, и не только в виде спроецированных на котельные трубы орнаментов: по заверениям кураторов, Татарстан можно считать родиной медиаискусства в России, поскольку именно в Казани в 1962 году появилось КБ «Прометей» во главе с Булатом Галеевым, которое снимало световые фильмы, проводило концерты светомузыки и проектировало промышленные медиаинсталляции, реагирующие на изменения погодных условий. «Прометей» – любопытнейшее явление, о котором недавно вышел фильм, доступный в сети. Не откажите себе в удовольствии посмотреть хотя бы трейлер.
Позже лазерную инсталляцию дополнила медиаскульптура Виктора Полякова «Солнечный факел», одновременно играющая роль смотровой площадки. Факел – знакомый жителям символ нефтегазовой промышленности, сама конструкция визуализирует данные, полученные с аппарата Discovery, который в числе прочего изучает активность солнца: чем больше на факеле красного, тем активность выше.
Чтобы закончить с муралами – обратную сторону котельной тоже не обидели. Два резервуара художник Кирилл Kreal покрыл национальным орнаментом и до краев «наполнил» жидким золотом, которое вытекает через край. К выбору орнамента подошли фундаментально, предоставив художнику декоративно-прикладную базу с выдержками из книги Фуада Валеева «Татарский народный орнамент» – сакральный язык в пространстве города нужно использовать умеючи.
Дальше пригласили Андрея Воронова, основателя объединения АРХАТАКА. Он придумал использовать в качестве основного элемента желтые газовые трубы, которые без каких-либо сложных манипуляций удалось превратить в авторские мафы: скамейки, урны, фонари, игровые и арт-объекты, навигационные элементы. Андрей Воронов называет их «детками», родитель которых чуть в сторонке, за забором – действующий газопровод.
Трубы так органично трансформировались в элемент благоустройства, что их легко представить и в другом парке, но именно здесь у них появляется смысловая надстройка: индустриальная конструкция пробивается вместе со степными травами сквозь толщу асфальта, но уже в каком-то ином качестве, больше похожая на живой организм или растение, утверждая победу жизни над смертью.
Андрей Воронов, архитектор
Природа и индустриальная эстетика, борясь и контрастируя с друг другом, все же достигают гармонии в соседстве. Трубы стали художественным жестом, опорами для освещения, скамейками, указателями, выбиваясь из асфальта вместе с местной зеленью и рамами bmx-парка. Так современное искусство, ландшафт и дизайн образовали уникальное высказывание.
Цветы и травы, среди которых «растут» газовые трубы, – отдельная для Индустриального сквера история. Растения подбирал ландшафтный инженер Игорь Сафиуллин, приложивший руку к созданию Зарядья и набережной Марка Шагала. Здесь та же мейнстрим-концепция «ненарочного» естественного ландшафта, как бы вырезанного из лесостепей Татарстана. За семенами и растениями Игорь ездил в ботаническую экспедицию, вдохновившись силой и волей местной флоры, сумевшей укорениться в трещинах асфальтового пустыря – когда убрали забор, оказалось, что на складах котельной сумел вырасти и дать плоды помидор. Грунт для ландшафтных «гнезд» привозили местный, хранившийся в нем запас семян привнес дополнительный элемент случайности.
Приходя в сквер на экскурсии, горожане узнавали растения – точно такие они растят в палисадниках или заваривают в чай. Поместив привычное в новый контекст, Игорь Сафиуллин сумел подчеркнуть ценность этого домашнего, незамечаемого, иногда невзрачного, но до щипания в глазах родного.
Несмотря на «дикость», сад работает по законам ландшафтной архитектуры: в течение года экспозиция естественным образом меняется, цветовые островки создают ритм и перекличку. Весной Игорь Сафиуллин хочет подсеять летники, которые дают быстрый эффект – например, васильковые вспышки синего. По мере роста деревьев и кустарников пространство сквера будет меняться.
Почти треть сквера занимает бетонная скейт-площадка – сложно придумать более уместный для индустриального парка элемент, но эта типология еще и востребована в городе. Проектировщиков FK-Ramps консультировала антрополог Марина Байдуж, которая выстраивала коммуникацию с местным райдерский сообществом, выясняя подробности о стиле катания, востребованных фигурах и предпочтениях. В результате самая активная социальная жизнь происходит именно здесь – площадка постоянно занята людьми самого разного возраста, первые граффити местных художников появились на рампах, тренировки продолжаются даже в темное время суток под ярким светом прожекторов.
Альметьевск присвоил Индустриальный сквер. По признанию местных гидов (появление этой профессии – еще один результат «Сказок») – они уже не помнят, как место выглядело раньше, кажется, что оно было всегда. Сквер постепенно вошел в карту прогулок и велосипедных маршрутов, художники осваивают стены. Одно из замечательных свойств сквера – его самостоятельность: лазерная инсталляция и «Солнечный факел» включаются сами с наступлением темноты, растения не требуют серьезного ухода, а лавочки – бдительного присмотра.
Предполагается, что на следующем этапе развития сквер соединят с Каскадом прудов пешеходно-велосипедным мостом – сейчас эта связь тоже есть, но в несколько партизанском виде: пройти можно под мостом, по бетонной сточной канаве.
Индустриальный сквер, вероятно, стал новым «золотым яблоком» Альметьевска, новым сказом в местном эпосе: о газовых трубах, потоках света, энергии движения и всепобеждающей жизни.