Блеск и пепел

В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.

mainImg
Делать дизайн выставки Карла Брюллова, как нам кажется, все равно что снимать фильм про Пушкина – имя довлеет, всеобщая известность гения подогревает ожидания, а автору необходимо еще раз подступиться к тому, что много лет до него обсуждалось в академических кругах. Добавить к этому серьезность такого института как Государственный Русский музей и витающую в воздухе задачу научиться гордиться тем, что есть у нас своего – и получается вызов довольно грандиозный. Поэтому лично нам кажется большой удачей участие в проекте Андрея Воронова, который своим дерзким лазоревым цветом остудил пафос происходящего и помог зрителю сосредоточиться на сути, не умаляя общего впечатления. 

Вообще же, вспоминая фанерный театр, красным клином взрезавший БДТ, хочется аплодировать тому человеку из Русского музея, который позвал на столь ответственный проект автора из объединения «Архатака». Специализация бюро, по крайней мере так декларировалось в 2020 году, – «балансировать на грани абсурда и реальности». Но Андрей Воронов умеет и взбодрить публику, и быть лиричным, а главное – яркие и выразительные решения появляются не из желания произвести wow-эффект, а как следствие размышлений о смысле и контексте. Один из наших любимых проектов архитектора – Индустриальный сквер в Альметьевске, где газовые трубы растут вместе с полевыми травами сквозь трещинки в асфальте. 

Итак, Академические залы Михайловского дворца, 225 лет Карлу Брюллову, отреставрированный «Последний день Помпеи», привезенные из трех десятков музеев картины, одна из которых экспонируется впервые. Стратегия Андрея Воронова – выделить ряд фундаментальных условий и ограничений, которые необходимо учесть, и постараться их обыграть. 
cic = 1

Андрей Воронов, «Архатака»

Сценография экспозиции выстраивается таким образом, что движение посетителя уподобляется одновременно путешествию и некой торжественной церемонии. Оно подчинено логике истории, которая раскрывается, как и сама композиция, последовательно. 

История жизни превратилась в главную, но не единственную пространственную метафору. У нее есть фундамент – условные раскопки, где из-под слоя затвердевшего пепла приоткрылась архитектура. Подобные картины вполне мог видеть и сам художник, который побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме. Эта мысль неотвязно вертелась у меня в голове, после того как я наткнулся на работу кисти Пьетро Фабриса и еще несколько гравюр и картин конца XVIII начала XIX века.

Ну а холодный лазурный цвет – это в моем видении свежесть Средиземноморья. Мы в Петербурге живем между серым небом и серым гранитом, художник как никто хорошо это понимал, страдая от непогоды и скучая по Италии. Для нас такие цвета и контрасты кажутся чем-то, выходящим за рамки приличия. Но я считаю, что лазурный цвет отлично оттеняет теплые густые краски самой живописи.

Драму выставки держат несколько ключевых точек, о которых мы и расскажем чуть подробнее.
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Масштаб и пепел
Многие портреты кисти Брюллова по размеру значительно превосходят рост человека. Габариты «Последнего дня Помпеи» – около 4,5 х 6,5 метров. Но это не самая большая работа автора – есть еще незавершенная «Осада Пскова», а 14-метровый фрагмент плафона для Исаакиевского собора даже пришлось поставить под наклоном. Одновременно на выставке представлены акварели, графика и картины малого формата.
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Осмысляя масштаб, Андрей Воронов сделал вещь, возмутившую многих – приподнял полы на два метра. Пропорции залов изменились, но картины Брюллова стали выглядеть еще значительнее, одновременно приблизившись к зрителю – не нужно задирать голову, все, что возможно – на уровне глаз. Этот же приём позволяет по-новому взглянуть и на архитектуру Академических залов и рассмотреть то, на что раньше взгляд не падал. Покидая зал Помпеи, чувствуешь себя в книге Льюиса Кэрролла – почему это портал стал таким маленьким, словно его затопило водой или остывшей лавой? Смена ракурса отлично освежает привычное. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Стоит ли говорить, что большие работы размещаются в больших залах, акварели и графика – в галерее перехода, которая превращается в шкатулку. Гигантский плафон зритель обозревает с балкона, словно вглядываясь в открытый археологами культурный слой, а гроздь винограда с «Итальянском полудня» – на расстоянии вытянутой руки.  
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Свежесть лазури
Драматичные контрасты, порожденные сменой масштаба и пропорций, усиливает цветовое решение. При этом введенный архитектором дополнительный цвет – искренне удивляемся – многим не понравился. Корреспондент «Фонтанки» сравнивает его с лазурными городскими автобусами и спортивным бассейном. Издательство Blueprint настроено еще критичнее, называя «массу холодного синтетического цвета» «серьезным просчетом архитектора». Чуть мягче «Новая газета»: «пронзительно-бирюзовый цвет этих фальшполов в первый момент вызывает оторопь, но потом глаз привыкает – без резкого контрастного цветового пятна часть работ, выдержанных в красно-коричневых тонах и висящих на стенах почти такого же красно-коричневого цвета, просто исчезла бы из поля зрения».
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Претензии выглядят странными прежде всего потому, что на цветовом круге лазурный находится ровно напротив музейного бордового. Сильной контрастной парой пользовался и сам Брюллов. У искусствоведа Алексея Бобрикова читаем про «Последний день Помпеи»: «...этот холодный голубовато-зеленый (электрический, почти радиоактивный) свет молнии на красно-черном фоне – вообще лучшее изобретение Брюллова как художника».  

И да, как говорит сам Андрей Воронов, лазурный добавляет свежести и прохлады Средиземного моря, остужает голову, заставляет ее думать. «Последний день Помпеи» и так запечатлен в голове каждого русского человека. Но приподнятый пол, подчеркивающий жар лавы своей прохладностью, помогает простоять напротив картины подольше. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Лазурный, кстати, плещется только в центральной части выставки, да на информационных блоках у входа. Залы, отражающие первые и последние годы жизни и творчества художника, более спокойны. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Линия жизни
Как уже говорилось, кураторы выстраивали экспозицию в соответствии с хронологическим подходом: от студенческих работ и полных жизни автопортретов до картины «Христос во гробе». Дизайн выставки дополняет высказывание о том или ином периоде жизни художника.

Первый зал, в котором представлены ранние работы, Андрей Воронов сознательно не меняет. Здесь царит академический дух, от которого и сам Брюллов довольно быстро отмежевался. Оживление вызывает в основном «Итальянский полдень» – его легко опознать по не уменьшающейся толпе зрителей в одном из углов. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Далее следует стремительный взлет – довольно крутой для такого места пандус, который поднимает зрителя прямиком к кульминации выставки и жизни художника – «Последнему дню Помпеи». До определенного момента зритель не видит ничего, кроме пути и картины, остальное остается скрытым. Прямо над пандусом – ось светового фонаря.


Зал с хедлайнером делят другие не менее знакомые полотна – многочисленные портреты современниц и современников Брюллова, разделенные «рекой» пандуса, на перила которого удобно опереться, чтобы послушать аудиогид, рассмотреть детали, стать частью галереи характеров. Этот же «водораздел» помогает чуть отрегулировать потоки посетителей, которых на подобных выставках очень много в любой день и час. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Следующий зал, где размещаются эскизы и фрагмент росписи плафона Исаакиевского собора – метафора «обрыва» жизни, визуализированного балконом у «Святого Николая Мирликийского с ангелами». Эта работа фатально подорвала здоровье художника. Здесь же «Осада Пскова» разделяет занимающие всю высоту стен гигантские картоны от части с почти шпалерной развеской и чувственной «Вирсавией». 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Следом – коридор-шкатулка с графикой и акварелями и, наконец, последний спуск в зал с последними работами Брюллова. Для картины «Христос во гробе», впервые представленной широкой публики, здесь выстроен отдельный зал-крипта, который позволяет раскрыть технику «транспарент».
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Таким образом, получилось цельное и даже закольцованное высказывание – в последнем зале невозможно не сравнить поздний и печальный автопортрет с первыми, где художник напоминает Апполона Бельведерского. О выбранных архитектурных приемах можно спорить, но кажется, Брюллову, который любил сильные эффекты и умел управлять эмоциями зрителей, подход понравился бы. Посмотреть «Великого Карла» рекомендуем обязательно – хотя бы ради возможности приподняться на два метра ближе к потолкам Академических залов. Выставка продлится до 12 мая 2025 года, а затем поедет в Москву. Более подробную информацию, расписание и билеты ищите здесь

16 Января 2025

Похожие статьи
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.