Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.02.2021

Промышленный Петербург

Фрагмент из книги «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга», раскрывающей новые грани наследия северной столицы.

В издательстве «Северный паломник» вышла книга «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга» – переработанный и дополненный вариант исследования, впервые опубликованного в 2003 году. Новое издание так же подготовлено под редакцией доктора архитектуры, профессора Маргариты Штиглиц и содержит новые материалы и фотографии.

«В книгу вошли очерки о 51 предприятии. Выбор мотивирован, прежде всего, историко-архитектурной значимостью объектов, степенью их сохранности и реальными перспективами использования. Также 174 предприятия представлено в адресном указателе исторических промобъектов Петербурга XVIII-XX вв» – говорится на сайте издательства.

Книга раскрывает ценность наследия, оставшегося в тени классических ансамблей Петербурга, его активную градоформирующую роль, высокий технический и эстетический уровень построек. Карты и богатый иллюстративный ряд позволяет использовать книгу в качестве альтернативного путеводителя по Петербургу.

С любезного разрешения Маргариты Штирлиц публикуем рассказ об объекте, открывающем книгу – Новом Адмиралтействе.

Книгу пока еще можно приобрести в магазинах «Подписные издания», «Читай-город» и MonitorBox.

Адмиралтейский судостроительный завод

АО «Адмиралтейские верфи»

В самом названии предприятия заключается напоминание об Адмиралтействе – первой русской судостроительной верфи, непосредственным и достойным преемником которой стал этот старейший кораблестроительный завод. Его двухсотлетняя история связана с важнейшими этапами превращения России в могучую морскую державу.

Расположение комплекса в нижнем течении Невы, где она делает плавный изгиб, на трех небольших островах: Ново-Адмиралтейском, Матисовом и Галерном, было очень удобно для кораблестроения. Уже в XVIII веке здесь размещались Галерный двор, лоцманская деревня и многочисленные склады. Они смыкались с Адмиралтейством, занимавшим все обширное прибрежное пространство от Зимнего дворца до Новой Голландии и Галерной верфи.

Но благоустройство столицы требовало вывода промышленности из Адмиралтейства, находившегося в непосредственной близости от царской резиденции и городского центра. Поэтому указом императора Павла в 1800 году на Ново-Адмиралтейском острове, называвшемся тогда Калинкиным, на месте Галерного двора была основана верфь, названная Новым Адмиралтейством, куда постепенно переводилось производство крупных военных судов. На соседнем Галерном островке стали строить фрегаты, клипера и небольшие парусники. При этом Старое Адмиралтейство продолжало работать еще несколько десятилетий.

В застройке обоих островов можно выделить следующие основные этапы. Первый этап в 1825–1838-е годах связан с работами по развитию и улучшению флота, проводившимися в царствование Николая I. Архитекторы Э.Х. Анерт и И.Г. Гомзин, инженеры П.-Д. Базен, Л.Л. Карбоньер и В.П. Лебедев построили в этот период целый комплекс зданий самого разнообразного назначения – эллинги, мастерские, склады, чертежную и др. Осуществлялись также и работы по внутреннему и внешнему благоустройству завода. Тогда же был возведен первый в России каменный эллинг. Автор первоначального замысла – выдающийся инженер Пьер-Доминик Базен – взял за прототип аналогичное сооружение во Франции. Грандиозный эллинг перекрыт высокой крышей-шатром размерами 92 × 29 × 26 м. Структурную основу здания составляют кирпичные пилоны, связанные продольными аркадами. Гигантская арка на торце, обращенном к Неве, была сплошь остеклена (этот стеклянный экран разбирался перед спуском корабля). Строители остроумно перевели тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Строительство этого уникального сооружения, украсившего, наряду с Сальным буяном, панораму Невы напротив Горного института, было окончено в 1838 году.
Малый каменный эллинг
Малый каменный эллинг
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Петербургские зодчие эпохи классицизма сознавали значение устья Невы как «морских ворот» города. Архитектурный замысел Нового Адмиралтейства, уже на ранней стадии учитывавший важное градостроительное значение комплекса, был разработан по принципам классической композиции. В конце Галерной улицы просматривался главный вход на завод. От него вела длинная аллея – главная композиционная и функциональная ось комплекса. Справа от нее размещалась непосредственно судостроительная часть – эллинги и главные мастерские. На береговой полосе перед зданиями – пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска кораблей. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствием царствующих особ и свиты на 26 церемониях. В 1830-х годах были устроены пристани, набережная, чугунные ворота с решетками и мосты. Рисунки, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда архитектура корабля еще неотделима от архитектуры эллинга.
Малый каменный эллинг. Гравюра середины XIX в.
Малый каменный эллинг. Гравюра середины XIX в.
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

По левую сторону от главной аллеи размещались различные мастерские – шлюпочные, литейные, меднокотельные. Среди них доминировало вытянутое вдоль дороги каменное двухэтажное здание, увенчанное башней с часами. Здесь находились канцелярия, чертежная и плазы для разбивки судов. Так уже в первой половине XIX века были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода. Новый каменный эллинг, построенный рядом со старым по проекту военных инженеров С.Н. Будзынского, Н.П. Дуткина и Н.Д. Куторги в 1893 году, дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм-памятник русским морякам, погибшим в Цусимском бою, Спас-на-водах, построенный в 1911 году по проекту М.М. Перетятковича (уничтоженный в 1930-е годы).
Вид со стороны реки Мойка
Вид со стороны реки Мойка
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Храм «Спас на водах»
Храм «Спас на водах»
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

Не сохранились также два каменных эллинга на Галерном островке. Здесь, у слияния рек Фонтанки и Невы, в начале XX века под руководством инженера Н.И. Дмитриева и архитектора А.И. Дмитриева были сооружены электростанция и новая судостроительная мастерская, а рукав Фонтанки переоборудован в бассейн для достройки судов. Последние заводские постройки предреволюционного времени – плаз и административное здание – возведены под руководством архитектора Н.П. Козлова.

В советский период завод вписал много ценных страниц в историю отечественного судостроения, однако ничего сколько-нибудь значительного в архитектурном плане на территории предприятия построено не было. Скорее, наоборот: со сносом храма-памятника Спас-на-водах была уничтожена панорама прибрежной части завода. Каменные эллинги застроили с торцов малопривлекательными зданиями из силикатного кирпича. Исчезли мощные градостроительные акценты при въезде в морскую столицу.
Большой каменный эллинг и мастерская на Матисовом острове © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Большой каменный эллинг и мастерская на Матисовом острове
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Постройки на Галерном острове © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Постройки на Галерном острове
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Застройка Галерного острова © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Застройка Галерного острова
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Кузница © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Кузница
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Судостроительная мастерская © Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.
Судостроительная мастерская
© Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Штиглиц М.С., Лелина В.И., Гордеева М.А., Кириков Б.М.

К счастью, сами постройки еще сохранились, однако увидеть их можно только с территории завода. Современное государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» занимает оба острова – Ново- Адмиралтейский и Галерный, а также часть Матисова острова, на котором с 1792 года находился знаменитый механический и литейный завод Ч. Берда (где, в частности, был построен первый русский пароход). Здесь изготавливалось и немало металлических конструкций и декора для зданий Петербурга и других городов. Наибольшую ценность из сохранившихся построек этого завода представляют служебное здание (дом Берда) и производственный корпус с водонапорной башней. С 1881 года завод Берда стал собственностью акционерного общества Франко-русских заводов.

Все перечисленные выше здания и сооружения охраняются государством и являются великолепными образцами промышленного зодчества и памятниками истории отечественного судостроения.

Привлекательность этой территории для города очевидна. Идеи ее переустройства выдвигались еще главным технологом завода Н.И. Дмитриевым, предлагавшим вывести производство и отдать острова под жилую застройку. В наши дни также иногда поднимается тема переноса судостроения на другие территории. Подобные предложения пока не реализуются, поскольку для этого не созрели основные экономические предпосылки. Одно можно сказать с уверенностью: наиболее старая и ценная в историко-архитектурном отношении часть заводской застройки – первый каменный эллинг, мастерская и караульный дом могут быть выведены за пределы заводской территории без особого ущерба для производства и вместе с восстановленным храмом-памятником образовать музейно-выставочный и деловой центр.