Иван Леонидов: предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве

Санаторий в Кисловодске и Дворец пионеров в Москве: о границах авторства Ивана Леонидова – во второй части статьи Петра Завадовского.

Статья является второй частью исследования, первая часть которого была опубликована в материале от 13 августа. Его тема – предположительное участие Ивана Леонидова в создании ряда объектов ансамбля санатория имени Орджоникидзе в Кисловодске и Дворца пионеров в Москве. Это предположение выдвинуто на основе сравнительного формально-стилистического анализа этих объектов и проектной практики Леонидова начиная с 1933, ранее подробно рассмотренной в статье «Иван Леонидов и «стиль Наркомтяжпром»»[i]. Безусловно, исследование не претендует на окончательность выводов, и ставит своей целью представить проблему и побудить к ее дальнейшему изучению.

2. Спальный корпус №2 санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. Интерьеры зимнего сада и лестницы.

Другой пример, вызывающий подозрения в творческом участии Ивана Леонидова, интерьеры лестницы и примыкающего к ней холла, именуемого в книге Моисея Гинзбурга «зимним садом»[ii]. Авторами наружной архитектуры корпуса №2 в книге указаны архитекторы Е.М. Попов и Ю.Н.Гумбург, оформления интерьеров – И.Г.Кузьмин[iii].

Сравнивая иллюстрацию 1940 года с современным фото, нетрудно заметить серьезное искажение исходного авторского замысла. Пол, первоначально решенный в сочетании плит мрамора с галечным покрытием, придававшим помещению атмосферу зимнего сада, сегодня покрыт банальным паркетом «в елочку». Цветник в центре заменен на большего размера декоративный бассейн. Тонкие деревянные колонки, первоначально вынесенные внутрь замыкающей перспективу плавно вогнутой ниши – отчетливый помпейский акцент – сегодня сдвинуты к краям ниши, разрушив первоначальный эффект. Дверные полотна, исходно строгого рисунка, заменены на пошленькие криволинейно-филенчатые. Исчезла элегантная модернистская мебель из гнутой никелированной трубки (илл.8).

Илл. 8. «Зимний сад» в корпусе №2. Фото 1940 г. и сегодняшнее состояние, фото Николая Васильева.


Тем не менее, дошедшего до наших дней вполне достаточно, чтобы почувствовать руку Леонидова: весь интерьер построен на сочетании вышеописанных помпейских мотивов с излюбленными Леонидовым египетскими: ультрамариновый потолок с расположенными по сетке белыми снежинками (типично леонидовский мотив) адресует к росписям потолков египетских гробниц. Колонны, фланкирующие выход на лестницу, имеют египтизирующие капители, аналогичные описанным в предыдущем разделе. Также элементы деревянного декора очень близки леонидовским решениям в интерьерах 1-го корпуса. Это вышеупомянутые колонки в нише, родственные колонкам во входном вестибюле 1-го корпуса, и балясины лестницы, составленные из гиперболоидов и аналогичные изображенным на шаржах В.В.Калинина (илл.9).

Илл. 9. Балясины лестницы корпуса №2 и аналогичные элементы в руках Леонидова на шаржах В.В. Калинина 1936г.


Для проверки первого впечатления от интерьеров стоит присмотреться к названному Гинзбургом автору интерьеров 2-го корпуса – Ивану Гергиевичу Кузьмину. Первые годы учебы во Вхутеине Иван Кузьмин (1903–1984) был студентом Александра Веснина, ассистентом которого был Иван Леонидов. После организации в 1928 отдельной мастерской Леонидова, большинство студентов Веснина перешли в нее – с Кузьминым в их числе[iv]. По окончании института в 1930 Кузьмин принимает участие в конкурсе на соцрасселение Магнитогорска в составе «Бригады ОСА» под руководством Леонидова. За пару лет до смерти глубокое почтение Кузьмина к своему к учителю выразилось в предпринятой им реконструкции чертежей Леонидова на основе журнальных иллюстраций[v]. Воспоминания Кузьмина о Леонидове приводит в своей книге Селим Хан-Магомедов[vi]. Таким образом, в 1936 огромное влияние Леонидова на своего ученика представляется более чем вероятным, и в случае интерьеров лестницы и зимнего сада корпуса №2 можно, не особо рискуя, напрямую включить Леонидова в число авторов этих интерьеров наряду с Кузьминым.

3. Элементы благоустройства санатория в Кисловодске.

В книге Моисея Гинзбурга обращает на себя внимание фотография с газонным партером перед южным фасадом Корпуса №1[vii]. Сегодня это место засажено деревьями, и все следы первоначального решения стерты временем (илл.10).

Илл.10. Партер перед корпусом №1: сегодня (фото Николая Васильева) и в 1940 году.


Композиция из трех полуколец с полукруглыми площадками, соединенных радиальными дорожками, является горизонтальной проекцией декоративного амфитеатра, который Леонидов многократно применил в проекте Южного берега Крыма и вариант которого осуществил в своей знаменитой лестнице (илл.11).

Илл. 11. Иван Леонидов. Фрагмент перспективы Артека с цветником-амфитеатром (1937), и партер перед корпусом №1 санатория в Кисловодске, фото 1940 г.


Второй элемент благоустройства санатория, позволяющий предполагать влияние Леонидова – это решение площадки перед призматическим объемом клуба и главным входом в санаторий. Характерной чертой первоначального решения этой площади, позднее полностью измененного, являются полукруглые замощенные площадки-ниши по обеим сторонам прямоугольного декоративного пруда[viii]. Леонидов вообще имел пристрастие к полукруглым нишам, но у конкретно этого решения есть прямые прецеденты – проекты сада «Эрмитаж» и Тверского бульвара (оба – 1933). Таким образом, из всех проектировщиков санатория такое решение наиболее близко именно творческому почерку Леонидова (илл. 12).

Илл. 12. Проект сада «Эрмитаж» (1933) и партер перед главным входом в санаторий в Кисловодске, фото 1940 г.



4. Коллектив

Вспомним, что Леонидов был вызван Гинзбургом в Кисловодск закрывать прорыв с проектированием интерьеров санатория. Но фактическое участие архитектора в работе оказалось гораздо шире: Леонидов побудил коллег отказаться от готового (до рабочих чертежей) проекта главной лестницы и выстроить лестницу по своему проекту. Причем автор отвергнутого проекта, В.В. Калинин, согласно своим воспоминаниям, приведенным Селимом Хан Магомедовым, осуществлял авторский надзор при строительстве леонидовской лестницы[ix]. Чертежи лестницы сегодня неизвестны: возможно, они не сохранились. Высказывались предположения о том, что их и не было, а лестница строилась по эскизам и по месту. В связи с ее сложностью, в том числе и конструктивной, это представляется маловероятным. В то же время, мне трудно представить себе «концептуальщика» и визионера Леонидова, корпящего над рабочей документацией. Логично предположить, что ее выполнил все тот же В.В. Калинин. Тот факт, что Леонидов, фактически отобрав объект у Калинина, выполнил свой практически его руками, не может не вызывать удивления. Воспоминания Калинина лишены признаков обиды на Леонидова. Подобным же образом, руками своего ученика И.Г.Кузьмина, Леонидов выполняет интерьеры спального корпуса №2. В этом случае, правда, авторство за Кузьминым было оставлено. Явственные следы влияния и, возможно, участия Леонидова несет благоустройство санатория.

Все это рисует достаточно необычную картину широкого и довольно бесцеремонного вмешательства Леонидова в работу коллег. И то, что такое вмешательство не только не было отвергнуто, но и оказалось результативным, воспринимается свидетельством как огромного авторитета Леонидова среди коллег-конструктивистов, так и его личного обаяния. Правда, оно, похоже, не было совсем уж бесконфликтным, как о том свидетельствует шарж Калинина, изображающий Гинзбурга и Леонидова как «членов комиссии по невмешательству в кисловодские дела»! (илл.13).

Илл. 13. Шарж В.В. Калинина на Моисея Гинзбурга и Ивана Леонидова (1936).



5. Иван Леонидов и московский Дворец Пионеров и октябрят.
Переулок Стопани (ныне Огородная слобода), 5.

Особняк чаепромышленника В.Я. Высоцкого был построен в 1900 архитектором Романом Клейном. С 1922 по 1935 год в здании размещалось Всесоюзное общество старых большевиков. После ликвидации общества, в 1936, особняк по предложению Надежды Крупской был отдан под размещение городского Дома пионеров. Роскошные интерьеры особняка старым большевикам не мешали, но показались неуместными известному другу культуры Никите Хрущеву, тогдашнему Первому секретарю МГК ВКП(б).

Переустройство и новое оформление помещений особняка для размещения дома пионеров было поручено архитекторам К.С. Алабяну, А. В. Власову и А.К.Чалдымову (№1. на схеме илл. 14) В росписи и декорировании интерьеров, изготовлении мебели участвовали художники В. А. Стенберг, П. Я. Павлинов, Н. М. Чернышев, Г. И. Рублёв, Л. А. Бруни и В. А. Фаворский. Однако уже в конце 1930-х многие помещения были вновь переоформлены мастерами Палеха. Помимо этого особняка, Дворцу пионеров был отдан другой, на противоположной стороне переулка (№2 на схеме). Здесь разместились «технический и научный блоки» дворца, оформление интерьеров которых было поручено Ивану Леонидову. Сейчас здесь помещается представительство фирмы Xerox, и все следы леонидовских интерьеров, как можно догадаться, остались в далеком прошлом[x].

Дворцу была придана значительная территория, включавшая сквер у особняка Высоцкого, сад особняка и часть переулка, отгороженная оградой с воротами. На территории существовали павильоны и летний театр. Сегодня в сильно искаженном виде сохранилась часть интерьеров в основном здании дворца (сегодня – «Детский центр творчества на Стопани»). Практически все следы благоустройства в наши дни отсутствуют.

Однако сохранившиеся элементы интерьеров и исторические фото благоустройства заставляют подозревать здесь повторение истории в Кисловодске: там, где появился Иван Леонидов, его формальное влияние, его рука прослеживаются далеко за пределами части, непосредственно порученной архитектору. Наиболее заметны следы Леонидова в благоустройстве центральной площади дворца, созданной на части переулка Стопани (ныне Огородная слобода) (илл 14).
Илл.14. Дворец пионеров и октябрят, переулок Стопани, 5. Схема расположения объектов и реконструкции утраченных элементов благоустройства. Благоустройство перед дворцом в 1946 г.



5.1. Экседры и ростральные колонны (№3–4 на схеме).

На фото конца 1940-х мы видим необычную композицию из подпорных стенок (возможно – скамеек) и фонарей, симметрично устроенных по бокам памятника (исходно – Сталина, теперь – юноши-Владимира Ульянова). Форма этих элементов достаточно необычна: стенки имеют экседрообразные участки с полукруглыми наростами с внешней стороны (по три на каждой). А фонарям придана форма ростральных колонн с рострами-цветочными кашпо полуэллиптической формы, и тороидальными отгибами по верху колонны, аналогичными колоннам в Кисловодске. Все вместе вполне однозначно отсылает данное решение к Леонидову: экседры с наростами являются упрощенной версией леонидовского амфитеатра (сравним с вышеописанным партером в Кисловодске), а ростральная колонна – потомком гиперболической башни. Кашпо же сами по себе очень характерны для Леонидова с его любовью к цветам в вазах оригинальных форм (см. Ключики) (илл. 15).

Илл.15. Дворец пионеров и октябрят, переулок Стопани, 5. Декоративная стенка (скамейка?) и фонарь-ростральная колонна: сравнение с аналогами в творчестве Ивана Леонидова.


Как свидетельствуют фото 1940-х, стенки с экседрами и ростральными колоннами были расположены по обеим частям сегодняшней проезжей части переулка Огородная Слобода. Одна из стенок с экседрой сохранилась, превращенная в цоколь ограды особняка Xerox. След второй существует в виде полукруглого выреза, примыкающего к тротуару. Также сохранились два пилона с участком ограды (с поздней решеткой), которая сегодня перегораживает тротуар и выходит на проезжую часть (илл. 16).

Илл.16. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.2. Ограда и ворота с фонарями (№5 на схеме).

Еще более необычны ограда дворца с воротами, зафиксированные на фотографии поздних 1940-х. Устои ворот решены призматическими пилонами с стоящими на них фонарями, форму которых лучше всего сравнить с гибридом пальмы с земляникой. На пилонах нарисованы леонидовские вазы: крынкообразная на левом и гиперболическая на правом! Пытаясь стилистически атрибутировать сами фонари, трудно найти что-то более им близкое, чем фантастические павильонов и фонтаны с разверток и перспектив леонидовского проекта Южного берега Крыма (1935–1938). Волнообразные формы решеток ограды и ворот имеют единственный отечественный аналог – трубчатую мебель в интерьерах Дворца пионеров, приписываемую Ивана Леонидову. Пытаясь поставить такой декоративный модернизм в международный контекст, можно указать на голландское «модернистское необарокко» Сибольда ван Равенстейна поздних 1930-х – 1950-х годов. (илл.17).

Илл.17. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.3. Павильон на территории Дворца пионеров и октябрят.

Среди дошедших до нас старых фото Дворца пионеров есть изображение паркового павильона – возможно, заднего фасада сцены зеленого театра. Его формы, сочетающие египетские карнизы – выкружки и арки, лентами вставленные между опор, близки формальному языку Леонидова второй половины 1930-х. Те же черты мы наблюдаем в архитектуре санаториев на панораме Южного брега Крыма (около 1936) (илл. 18).

Илл.18. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.4. Элементы внутренней отделки Дворца пионеров и октябрят.

Интерьеры существующего сегодня «центра детского творчества» требуют тщательного обследования и изучения. В настоящей статье можно лишь дать несколько примеров того, что они этого заслуживают, сохранив элементы отделки, позволяющие предположить влияние, а может и участие Ивана Леонидова. Это деревянные дверные обрамления, египтизирующий стиль которых аналогичен деревянным элементам в интерьерах санатория в Кисловодске. Один из таких порталов, сегодня не существующий, мы видим на старом снимке «шахматной комнаты», автором интерьера которой признается Власов. Другой сохранился до нашего времени в помещении театрального кружка (кабинет 205), также выделяющегося неожиданным решением потолка. Представляется, что из всех архитекторов, работавших во дворце, Леонидов – первый в очереди на авторство этих психоделичных грибочков. А на авторство портала других кандидатов я просто не вижу (илл. 19).

Илл.19. Несохранившийся портал «шахматной комнаты» (фото 1946 г.), портал и потолок зала театрального кружка (фото О. Радич).


См. также: Завадовский П. Иван Леонидов: предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве // Проект Байкал, №17(66), 2021. Стр. 88–96. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.66.1723

[i] Завадовский П. К. Иван Леонидов и «стиль Наркомтяжпром» // Проект Байкал, №62, 2019. Стр.112–119.
[ii] Гинзбург М. Я. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске. Москва, 1940. Стр. 23.
[iii] Гинзбург, М. Я. Ibid. Стр.80.
[iv] Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. Серия «Кумиры авангарда». Москва, 2010. Стр.478.
[v] Там же. Стр.275–276.
[vi] Там же. Стр. 324.
[vii] Гинзбург М. Я. Ibid. Стр. 68.
[viii] Там же. Стр. 84.
[ix] Хан-Магомедов С.О. Ibid. Стр. 212.
[x] Gozak A., Leonidov A. Ivan Leonidov. London, 1988. P. 134-135.

23 Января 2021

Похожие статьи
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.