Иван Леонидов: предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве

Санаторий в Кисловодске и Дворец пионеров в Москве: о границах авторства Ивана Леонидова – во второй части статьи Петра Завадовского.

Статья является второй частью исследования, первая часть которого была опубликована в материале от 13 августа. Его тема – предположительное участие Ивана Леонидова в создании ряда объектов ансамбля санатория имени Орджоникидзе в Кисловодске и Дворца пионеров в Москве. Это предположение выдвинуто на основе сравнительного формально-стилистического анализа этих объектов и проектной практики Леонидова начиная с 1933, ранее подробно рассмотренной в статье «Иван Леонидов и «стиль Наркомтяжпром»»[i]. Безусловно, исследование не претендует на окончательность выводов, и ставит своей целью представить проблему и побудить к ее дальнейшему изучению.

2. Спальный корпус №2 санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. Интерьеры зимнего сада и лестницы.

Другой пример, вызывающий подозрения в творческом участии Ивана Леонидова, интерьеры лестницы и примыкающего к ней холла, именуемого в книге Моисея Гинзбурга «зимним садом»[ii]. Авторами наружной архитектуры корпуса №2 в книге указаны архитекторы Е.М. Попов и Ю.Н.Гумбург, оформления интерьеров – И.Г.Кузьмин[iii].

Сравнивая иллюстрацию 1940 года с современным фото, нетрудно заметить серьезное искажение исходного авторского замысла. Пол, первоначально решенный в сочетании плит мрамора с галечным покрытием, придававшим помещению атмосферу зимнего сада, сегодня покрыт банальным паркетом «в елочку». Цветник в центре заменен на большего размера декоративный бассейн. Тонкие деревянные колонки, первоначально вынесенные внутрь замыкающей перспективу плавно вогнутой ниши – отчетливый помпейский акцент – сегодня сдвинуты к краям ниши, разрушив первоначальный эффект. Дверные полотна, исходно строгого рисунка, заменены на пошленькие криволинейно-филенчатые. Исчезла элегантная модернистская мебель из гнутой никелированной трубки (илл.8).

Илл. 8. «Зимний сад» в корпусе №2. Фото 1940 г. и сегодняшнее состояние, фото Николая Васильева.


Тем не менее, дошедшего до наших дней вполне достаточно, чтобы почувствовать руку Леонидова: весь интерьер построен на сочетании вышеописанных помпейских мотивов с излюбленными Леонидовым египетскими: ультрамариновый потолок с расположенными по сетке белыми снежинками (типично леонидовский мотив) адресует к росписям потолков египетских гробниц. Колонны, фланкирующие выход на лестницу, имеют египтизирующие капители, аналогичные описанным в предыдущем разделе. Также элементы деревянного декора очень близки леонидовским решениям в интерьерах 1-го корпуса. Это вышеупомянутые колонки в нише, родственные колонкам во входном вестибюле 1-го корпуса, и балясины лестницы, составленные из гиперболоидов и аналогичные изображенным на шаржах В.В.Калинина (илл.9).

Илл. 9. Балясины лестницы корпуса №2 и аналогичные элементы в руках Леонидова на шаржах В.В. Калинина 1936г.


Для проверки первого впечатления от интерьеров стоит присмотреться к названному Гинзбургом автору интерьеров 2-го корпуса – Ивану Гергиевичу Кузьмину. Первые годы учебы во Вхутеине Иван Кузьмин (1903–1984) был студентом Александра Веснина, ассистентом которого был Иван Леонидов. После организации в 1928 отдельной мастерской Леонидова, большинство студентов Веснина перешли в нее – с Кузьминым в их числе[iv]. По окончании института в 1930 Кузьмин принимает участие в конкурсе на соцрасселение Магнитогорска в составе «Бригады ОСА» под руководством Леонидова. За пару лет до смерти глубокое почтение Кузьмина к своему к учителю выразилось в предпринятой им реконструкции чертежей Леонидова на основе журнальных иллюстраций[v]. Воспоминания Кузьмина о Леонидове приводит в своей книге Селим Хан-Магомедов[vi]. Таким образом, в 1936 огромное влияние Леонидова на своего ученика представляется более чем вероятным, и в случае интерьеров лестницы и зимнего сада корпуса №2 можно, не особо рискуя, напрямую включить Леонидова в число авторов этих интерьеров наряду с Кузьминым.

3. Элементы благоустройства санатория в Кисловодске.

В книге Моисея Гинзбурга обращает на себя внимание фотография с газонным партером перед южным фасадом Корпуса №1[vii]. Сегодня это место засажено деревьями, и все следы первоначального решения стерты временем (илл.10).

Илл.10. Партер перед корпусом №1: сегодня (фото Николая Васильева) и в 1940 году.


Композиция из трех полуколец с полукруглыми площадками, соединенных радиальными дорожками, является горизонтальной проекцией декоративного амфитеатра, который Леонидов многократно применил в проекте Южного берега Крыма и вариант которого осуществил в своей знаменитой лестнице (илл.11).

Илл. 11. Иван Леонидов. Фрагмент перспективы Артека с цветником-амфитеатром (1937), и партер перед корпусом №1 санатория в Кисловодске, фото 1940 г.


Второй элемент благоустройства санатория, позволяющий предполагать влияние Леонидова – это решение площадки перед призматическим объемом клуба и главным входом в санаторий. Характерной чертой первоначального решения этой площади, позднее полностью измененного, являются полукруглые замощенные площадки-ниши по обеим сторонам прямоугольного декоративного пруда[viii]. Леонидов вообще имел пристрастие к полукруглым нишам, но у конкретно этого решения есть прямые прецеденты – проекты сада «Эрмитаж» и Тверского бульвара (оба – 1933). Таким образом, из всех проектировщиков санатория такое решение наиболее близко именно творческому почерку Леонидова (илл. 12).

Илл. 12. Проект сада «Эрмитаж» (1933) и партер перед главным входом в санаторий в Кисловодске, фото 1940 г.



4. Коллектив

Вспомним, что Леонидов был вызван Гинзбургом в Кисловодск закрывать прорыв с проектированием интерьеров санатория. Но фактическое участие архитектора в работе оказалось гораздо шире: Леонидов побудил коллег отказаться от готового (до рабочих чертежей) проекта главной лестницы и выстроить лестницу по своему проекту. Причем автор отвергнутого проекта, В.В. Калинин, согласно своим воспоминаниям, приведенным Селимом Хан Магомедовым, осуществлял авторский надзор при строительстве леонидовской лестницы[ix]. Чертежи лестницы сегодня неизвестны: возможно, они не сохранились. Высказывались предположения о том, что их и не было, а лестница строилась по эскизам и по месту. В связи с ее сложностью, в том числе и конструктивной, это представляется маловероятным. В то же время, мне трудно представить себе «концептуальщика» и визионера Леонидова, корпящего над рабочей документацией. Логично предположить, что ее выполнил все тот же В.В. Калинин. Тот факт, что Леонидов, фактически отобрав объект у Калинина, выполнил свой практически его руками, не может не вызывать удивления. Воспоминания Калинина лишены признаков обиды на Леонидова. Подобным же образом, руками своего ученика И.Г.Кузьмина, Леонидов выполняет интерьеры спального корпуса №2. В этом случае, правда, авторство за Кузьминым было оставлено. Явственные следы влияния и, возможно, участия Леонидова несет благоустройство санатория.

Все это рисует достаточно необычную картину широкого и довольно бесцеремонного вмешательства Леонидова в работу коллег. И то, что такое вмешательство не только не было отвергнуто, но и оказалось результативным, воспринимается свидетельством как огромного авторитета Леонидова среди коллег-конструктивистов, так и его личного обаяния. Правда, оно, похоже, не было совсем уж бесконфликтным, как о том свидетельствует шарж Калинина, изображающий Гинзбурга и Леонидова как «членов комиссии по невмешательству в кисловодские дела»! (илл.13).

Илл. 13. Шарж В.В. Калинина на Моисея Гинзбурга и Ивана Леонидова (1936).



5. Иван Леонидов и московский Дворец Пионеров и октябрят.
Переулок Стопани (ныне Огородная слобода), 5.

Особняк чаепромышленника В.Я. Высоцкого был построен в 1900 архитектором Романом Клейном. С 1922 по 1935 год в здании размещалось Всесоюзное общество старых большевиков. После ликвидации общества, в 1936, особняк по предложению Надежды Крупской был отдан под размещение городского Дома пионеров. Роскошные интерьеры особняка старым большевикам не мешали, но показались неуместными известному другу культуры Никите Хрущеву, тогдашнему Первому секретарю МГК ВКП(б).

Переустройство и новое оформление помещений особняка для размещения дома пионеров было поручено архитекторам К.С. Алабяну, А. В. Власову и А.К.Чалдымову (№1. на схеме илл. 14) В росписи и декорировании интерьеров, изготовлении мебели участвовали художники В. А. Стенберг, П. Я. Павлинов, Н. М. Чернышев, Г. И. Рублёв, Л. А. Бруни и В. А. Фаворский. Однако уже в конце 1930-х многие помещения были вновь переоформлены мастерами Палеха. Помимо этого особняка, Дворцу пионеров был отдан другой, на противоположной стороне переулка (№2 на схеме). Здесь разместились «технический и научный блоки» дворца, оформление интерьеров которых было поручено Ивану Леонидову. Сейчас здесь помещается представительство фирмы Xerox, и все следы леонидовских интерьеров, как можно догадаться, остались в далеком прошлом[x].

Дворцу была придана значительная территория, включавшая сквер у особняка Высоцкого, сад особняка и часть переулка, отгороженная оградой с воротами. На территории существовали павильоны и летний театр. Сегодня в сильно искаженном виде сохранилась часть интерьеров в основном здании дворца (сегодня – «Детский центр творчества на Стопани»). Практически все следы благоустройства в наши дни отсутствуют.

Однако сохранившиеся элементы интерьеров и исторические фото благоустройства заставляют подозревать здесь повторение истории в Кисловодске: там, где появился Иван Леонидов, его формальное влияние, его рука прослеживаются далеко за пределами части, непосредственно порученной архитектору. Наиболее заметны следы Леонидова в благоустройстве центральной площади дворца, созданной на части переулка Стопани (ныне Огородная слобода) (илл 14).
Илл.14. Дворец пионеров и октябрят, переулок Стопани, 5. Схема расположения объектов и реконструкции утраченных элементов благоустройства. Благоустройство перед дворцом в 1946 г.



5.1. Экседры и ростральные колонны (№3–4 на схеме).

На фото конца 1940-х мы видим необычную композицию из подпорных стенок (возможно – скамеек) и фонарей, симметрично устроенных по бокам памятника (исходно – Сталина, теперь – юноши-Владимира Ульянова). Форма этих элементов достаточно необычна: стенки имеют экседрообразные участки с полукруглыми наростами с внешней стороны (по три на каждой). А фонарям придана форма ростральных колонн с рострами-цветочными кашпо полуэллиптической формы, и тороидальными отгибами по верху колонны, аналогичными колоннам в Кисловодске. Все вместе вполне однозначно отсылает данное решение к Леонидову: экседры с наростами являются упрощенной версией леонидовского амфитеатра (сравним с вышеописанным партером в Кисловодске), а ростральная колонна – потомком гиперболической башни. Кашпо же сами по себе очень характерны для Леонидова с его любовью к цветам в вазах оригинальных форм (см. Ключики) (илл. 15).

Илл.15. Дворец пионеров и октябрят, переулок Стопани, 5. Декоративная стенка (скамейка?) и фонарь-ростральная колонна: сравнение с аналогами в творчестве Ивана Леонидова.


Как свидетельствуют фото 1940-х, стенки с экседрами и ростральными колоннами были расположены по обеим частям сегодняшней проезжей части переулка Огородная Слобода. Одна из стенок с экседрой сохранилась, превращенная в цоколь ограды особняка Xerox. След второй существует в виде полукруглого выреза, примыкающего к тротуару. Также сохранились два пилона с участком ограды (с поздней решеткой), которая сегодня перегораживает тротуар и выходит на проезжую часть (илл. 16).

Илл.16. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.2. Ограда и ворота с фонарями (№5 на схеме).

Еще более необычны ограда дворца с воротами, зафиксированные на фотографии поздних 1940-х. Устои ворот решены призматическими пилонами с стоящими на них фонарями, форму которых лучше всего сравнить с гибридом пальмы с земляникой. На пилонах нарисованы леонидовские вазы: крынкообразная на левом и гиперболическая на правом! Пытаясь стилистически атрибутировать сами фонари, трудно найти что-то более им близкое, чем фантастические павильонов и фонтаны с разверток и перспектив леонидовского проекта Южного берега Крыма (1935–1938). Волнообразные формы решеток ограды и ворот имеют единственный отечественный аналог – трубчатую мебель в интерьерах Дворца пионеров, приписываемую Ивана Леонидову. Пытаясь поставить такой декоративный модернизм в международный контекст, можно указать на голландское «модернистское необарокко» Сибольда ван Равенстейна поздних 1930-х – 1950-х годов. (илл.17).

Илл.17. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.3. Павильон на территории Дворца пионеров и октябрят.

Среди дошедших до нас старых фото Дворца пионеров есть изображение паркового павильона – возможно, заднего фасада сцены зеленого театра. Его формы, сочетающие египетские карнизы – выкружки и арки, лентами вставленные между опор, близки формальному языку Леонидова второй половины 1930-х. Те же черты мы наблюдаем в архитектуре санаториев на панораме Южного брега Крыма (около 1936) (илл. 18).

Илл.18. Остатки предположительно леонидовского благоустройства сегодня: экседры и пилоны ограды и ворот. Фото Д. Галимова.



5.4. Элементы внутренней отделки Дворца пионеров и октябрят.

Интерьеры существующего сегодня «центра детского творчества» требуют тщательного обследования и изучения. В настоящей статье можно лишь дать несколько примеров того, что они этого заслуживают, сохранив элементы отделки, позволяющие предположить влияние, а может и участие Ивана Леонидова. Это деревянные дверные обрамления, египтизирующий стиль которых аналогичен деревянным элементам в интерьерах санатория в Кисловодске. Один из таких порталов, сегодня не существующий, мы видим на старом снимке «шахматной комнаты», автором интерьера которой признается Власов. Другой сохранился до нашего времени в помещении театрального кружка (кабинет 205), также выделяющегося неожиданным решением потолка. Представляется, что из всех архитекторов, работавших во дворце, Леонидов – первый в очереди на авторство этих психоделичных грибочков. А на авторство портала других кандидатов я просто не вижу (илл. 19).

Илл.19. Несохранившийся портал «шахматной комнаты» (фото 1946 г.), портал и потолок зала театрального кружка (фото О. Радич).


См. также: Завадовский П. Иван Леонидов: предполагаемые реализации в Кисловодске и Москве // Проект Байкал, №17(66), 2021. Стр. 88–96. https://doi.org/10.51461/projectbaikal.66.1723

[i] Завадовский П. К. Иван Леонидов и «стиль Наркомтяжпром» // Проект Байкал, №62, 2019. Стр.112–119.
[ii] Гинзбург М. Я. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске. Москва, 1940. Стр. 23.
[iii] Гинзбург, М. Я. Ibid. Стр.80.
[iv] Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. Серия «Кумиры авангарда». Москва, 2010. Стр.478.
[v] Там же. Стр.275–276.
[vi] Там же. Стр. 324.
[vii] Гинзбург М. Я. Ibid. Стр. 68.
[viii] Там же. Стр. 84.
[ix] Хан-Магомедов С.О. Ibid. Стр. 212.
[x] Gozak A., Leonidov A. Ivan Leonidov. London, 1988. P. 134-135.

23 Января 2021

Похожие статьи
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.