English version

Союз искусства и техники

Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК «Amo»
Россия, Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., д. 41

Авторский коллектив:
​Автор проекта фасадных решений, руководитель авторского коллектива для планировочных решений: Степан Липгарт
ГАП: Александр Гаврилов
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень

 А-Архитектс: стадии П, РД 

8.2018 — 2019

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»
Это второй дом Степана Липгарта на Васильевском острове и третий – в Петербурге (ЖК «Ренессанс» уже построен), все три спроектированы для заказчика ААG. «Маленькая Франция», дом, который строится на 20-й линии – это попытка принести в современность красоту Каменноостровского проспекта, переосмыслить доходный дом Серебряного века как идеал современного жилья. Гостинично-жилой комплекс «Amo» на 12-й линии продолжает и развивает эту идею.

Он будет возведен в центре Васильевского острова, между Малым и Средним проспектами, в окружении домов периода историзма: с эркерами в бельэтажах, обилием мелкой пластики и с петербургской колористикой, перемежающиеся вкраплениями советского и постсоветского времени. 

Дом Бремме как символический капитал
ЖК «Amo» заполняет лакуну, оставшуюся после сноса зданий фабрики эфирных масел, эссенций и красок, построенной братьями Бремме в 1897–1898. В течение всего XX века она выпускала витамины и другие медикаменты; фабрику снесли только в 2006 году. Деревянный особняк старше, он построен в начале XIX века, реконструирован в 1851 и в 1906 – тогда на фасаде появились керамические панно, которые сейчас хранятся в Музее архитектурной художественной керамики «Керамарх». Во время блокады и позднее в особняке работала хорошо известная в городе аптека витаминов.

Несколько лет назад общественность была обеспокоена планами сноса деревянного дома и компенсацией в виде воспроизведения его фасада в составе нового жилого комплекса. Затем изменился инвестор и архитектор проекта, а особняк, к началу XXI века ощутимо обветшавший, получил статус памятника федерального значения. Сейчас его планируется отреставрировать и сделать частью идентичности места. Будущая функция пока уточняется, предположительно там расположится частная школа или офис. Новый дом огибает особняк крыльями, не приближаясь к нему. Новый дом получает курдонёр, как и «Маленькая Франция», но он трактован иначе – центральное место на красной линии занимает отреставрированный памятник.
Общий вид с птичьего полёта с южной стороны. ЖК «Amo»
© Липгарт Архитектс
Генплан участка. ЖК «Amo»
© Липгарт Архитектс

Инфраструктура счастья
Второе отличие от проекта на 20-й линии – южный корпус «Amo» – гостиница. Владелец земли уже имеет по соседству, на 11-й линии, гостиницу «Наш отель», тот же оператор будет обслуживать новую. Гостинице отведена часть территории двора, при ней запланированы ресторан на первом этаже и фитнес-клуб на последнем, доступные жителям дома. Таким образом, кроме уникального особняка, жители получат и «инфраструктуру счастья» – спорт, еду и место для встреч (не говоря уже о французских окнах до пола с балконами и таких «нью-йоркских» форматах жилья, как двухэтажные сити-хаусы с отдельными входами, террасы и мансарды – короче, в таком доме хочется жить).

Гостиница примыкает южной стеной к существующему зданию больницы, а окна ее выходят на западную и северную стороны. С другой стороны комплекса расположен зеленый двор с отдельностоящим двухэтажным сталинским зданием бывшего детского сада.
  • zooming
    1 / 5
    Перспектива по 12-й линии с южной стороны, на переднем плане – гостиница. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Общий вид дворового фасада гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Первый этаж гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Типовой этаж гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Разрез гостиницы. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

Стиль дома можно определить как ар-деко, причем уличные пятиэтажные фасады ближе к масштабу исторической застройки, прорисованы детальнее, украшены сандриками над входом в отель и раскрепованными фронтонами над входом в ресторан, а линия карнизов продолжает карниз существующего здания больницы.

Органический Петербург: соединение рукотворного и природного
cic =
«Органический Петербург – идея, предложенная мной совместно с Алексеем Левчуком, метод организации жилой застройки городских территорий, основанный на переосмыслении градостроительных принципов исторического Петербурга. Речь идёт не о парадных, регулярных частях города с их жесткой иерархичной структурой, а, напротив, о наиболее пластичной городской ткани, в первую очередь застройке южной части Петроградской стороны. Мы трактуем историческое городское домовладение, как пространство для клетки, в роли которой выступает объём доходного дома с его усреднёнными габаритами и этажностью. Как известно, основной «злокачественный» признак такой клетки – это принцип организации двора – тёмного и тесного, плохо пригодного для комфортной жизни. Решение мы видим, во-первых, в размыкании дворового пространства, в использовании открытых курдонеров, то, что было найдено ещё в начале ХХ века. Наибольших успехов здесь достиг, на мой взгляд, Федор Лидваль. Во-вторых, в построении структуры всего квартала, где центральную часть занимает озеленение, по сути дела объединённый супердвор, в который раскрывается часть упомянутых курдонеров. Внешняя сторона застройки, обращенная к улице регулярна, держит красные линии квартала, внутренняя же наоборот пластична, проникает, перетекает в живую, природную среду.

Мы видим большой потенциал в упомянутой идее и планируем в дальнейшем её развивать. В практическом же плане объёмно-планировочная структура дома на 12-й линии – первый опыт реализации принципов Органического Петербурга».

  • zooming
    1 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук
  • zooming
    2 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук
  • zooming
    3 / 3
    Концепция «Органический Петербург», предложенная Алексеем Левчуком и Степаном Липгартом в рамках кураторской работы для воркшопа «Оттепель», организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке КГА СПб и компании AAG, 2018 год
    © Степан Липгарт, Алексей Левчук

Дома на средневековой площади
Питерские дворы имеют довольно прихотливую форму. Они хоть и часть мифологии города, но все же дворы-колодцы и особой красотой не отличаются, за исключением некоторых, например в Таврическом доме Лидваля на улице Рубинштейна. Двор «Amo» – никоим образом не «колодец», он достаточно просторен, но внутренние стены выстроены зигзагообразно. Что, в частности, позволяет лучше раскрыть южную стену для солнечных лучей, обеспечив достаточную инсоляцию. С другой стороны, изрезанный контур дворовых фасадов работает на разнообразие ритма и композиции: каждый фрагмент подчинен общему замыслу, но имеет и собственное лицо – как будто перед нами группа небольших домов с узкими фасадами, структурированными тягами и карнизами, эркерами и окнами, ярусами со смещением осей. И у каждого объема – своя роспись, что облегчает навигацию, делая восприятие жилья небанальным: вместо номера подъезда здесь можно будет говорить о фасаде с растительным или морским узором.

Человеку тяжело воспринять монотонный фасад длиной сто метров, идеальная длина – 20-30 м, как в историческом городе. На это указывал, в частности, Алан Джейкобс в книге «Великие улицы». В свое время Михаил Филиппов в «Итальянском квартале» применил прием композиции большого дома, как бы состоящего из небольших построек разных эпох, с фасадами в три-пять осей, и так воспроизвел гуманный принцип исторической застройки. В «Amo» предложен несколько иной принцип: соединение небольших домов вокруг площади, но цель по большому счету та же.
  • zooming
    Общий вид южного дворового фасада жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Перспектива западного дворового фасада жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

В отличие от парадного курдонера «Франции», внутриквартальная площадь «Amo» неправильной формы. Вообще благоустройство двора в наше время – добродетель. Поэтому тип двора важен. Московские «беньяминовские» дворы, в которых прячется русская деревня, нам уже не подходят, поскольку имеют тенденцию превращаться в пустыри. Петербургские дворы-колодцы, выразительные, но мрачноватые, – тоже. А вот двор как средневековая площадь, позволяющий выделить приватные, полуприватные и общественные пространства, – вполне. Камилло Зитте в книге «Художественные основы градостроительства» утверждает, что нерегулярность средневековых площадей сообщает им живописность, и от них возникает чувство гармонии, они кажутся правильными, несмотря на неровные очертания, потому что есть главный «герой» – собор. В комплексе на Васильевском роль «собора» сыграет особняк Бремме.

Узорчатый стиль: союз искусства и техники
Узорчатые фасады – несколько типов узоров для филенок с райскими цветами и деревьями нарисовала выпускница петербургской Академии Художеств Анастасия Директоренко – адресуются к «Ажурному» блочному дому Андрея Бурова на Ленинградском проспекте и к его же дому № 25 на Тверской с росписями в технике сграффито по эскизам Фаворского. Он умел сочетать технологичность с искусством и собирался тиражировать свой «Ажурный дом», который мы теперь считаем уникальным.
  • zooming
    1 / 5
    Перспектива по 12-й линии с северной стороны. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент юго-западной части жилого дома, вид со стороны двора. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Первый этаж жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Третий этаж жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Разрез жилого дома. ЖК «Amo»
    © Липгарт Архитектс

Цвета Степан Липгарт предложил сдержанно-современные, подходящие для насыщенного декором дома: жемчужный, пепел, шоколадный, кофе с молоком.

Отдельной задачей стала реализация техники сграфитто, любимой архитекторами Ренессанса и их последователями середины XX века, в современных условиях. С XV по XX век сграффито воплощался на нескольких слоях штукатурки. В ЖК «Amo» ренессансную технику решено имитировать с помощью трехметровых керамических панелей с резьбой, где под первым красочным слоем обнаруживается второй, контрастный – что более надежно и долговечно, чем штукатурка, а следовательно, лучше соответствует требованиям к современному фасаду. Карнизы планируется изготовить целиком из фибробетона. Весьма вероятно, что у этой технологии есть будущее. Разграфленные на прямоугольники стены отсылают не только к росписям ар-деко и ар-нуво, но и к мраморным интарсиям кватроченто. Мера плоскостности и рельефности фасадов за счет разработанных карнизов соблюдена. Важен малый масштаб дворовых фасадов – частный, камерный, буквально в две филенки – часто совпадающий с размером квартир. С масштабом квартиры соотносятся и структурированные ризалитами уличные фасады, а значит, достигнута соотнесенность с человеком – главное условие долгой и счастливой жизни дома в историческом городе.
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК «Amo»
Россия, Санкт-Петербург, 12-я линия В.О., д. 41

Авторский коллектив:
​Автор проекта фасадных решений, руководитель авторского коллектива для планировочных решений: Степан Липгарт
ГАП: Александр Гаврилов
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень

 А-Архитектс: стадии П, РД 

8.2018 — 2019

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»

02 Июля 2020

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.