English version

Золотное шитье

Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на улице Калинина
Россия, Казань, ул. Калинина, д. 1Б

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.В. Липгарт
Архитекторы: Е.В. Зотова, Е.В. Подошвин

2023

Заказчик: КамаСтройИнвест
Дом спроектирован для участка в историческом районе Суконная слобода, которая располагается на периферии центральной части города: одной стороной она подходит к озеру Нижний Кабан, другой – к проспекту Универсиады, ведущему в аэропорт. У этих мест богатая история: суконную фабрику для нужд армии основал Петр I, позднее здесь скрывался от властей Емельян Пугачев, Александр Пушкин приезжал собирать фактуру, Федор Шаляпин ходил в начальное училище, некоторое время здесь жил Алексей Пешков.

Однако об уютном дачно-провинциальном духе деревянных домов, крутых улочек и пышной зелени сейчас не напоминает почти ничего: основательная подготовка к 1000-летию Казани и программа ликвидации ветхого жилья стерли все черты индивидуальности Суконной слободы. Освободившиеся территории заняло пестрое собрание: современный IT-кластер, лубочная Петербургская улица, напоминающий дворец театр кукол «Экият», жилой комплекс «Барселона» от Хосе Асебильо и другие диковинные сочетания. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с западной стороны
© Липгарт Архитектс

Участок, с которым работал Степан Липгарт, выходит на улицу Тихомирнова – такая странная фамилия была у профессионального революционера. Сейчас она четырехполосная, поскольку продолжает проспект Универсиады, но еще десять лет назад была грунтовой. Наполнение квартала, как и всей слободы, разнообразно: корпоративно-дворцового вида гостиница «Сулейман Палас», ангарного типа торговый центр, дом Осокиных XVIII века, хрущевка. Но за «точку отсчета», своеобразный камертон для отстройки пропорций, авторы приняли здание с соседней улицы Волкова – краснокирпичный лицей начала XX века, изначально бывший городским начальным женским училищем.

Напротив через улицу Тихомирнова начинается нагорная часть, застроенная элитным жильем. Собственно на участке перепад рельефа небольшой – в сторону Петербургской улицы идет понижение примерно на один метр. Высотное ограничение – 20 метров. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с восточной стороны
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Развертки по улицам
© Липгарт Архитектс
Двор, дерево, фонарь
Пользуясь размером и ориентацией участка, авторы располагают дома таким образом, чтобы поддержать красные линии улицы Тихомирнова и достроить контур квартала: две «скобы» закрепляют углы, оставляя в центре место для третьего, подходящего к улице поперечно торцом. Таким образом достигается сомасштабность окружению и формируются два двора. Первый, со стороны улицы Волкова, остается на естественном уровне городской поверхности; в нем автор сохраняет несколько существующих сейчас деревьев. Второй двор, южный, приподнят на стилобате, со стороны улицы в него ведут широкая лестница с каскадным озеленением и пандус, оба под решетчатым стеклянным козырьком, похожим на крыло стрекозы. А для освещения пространства внутри стилобата задуман стеклянный купол – зенитный фонарь. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с юго-западной стороны
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Вид с в сторону восточного двора с лестницы и пандуса со стороны улицы Тихомирова
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Генплан
© Липгарт Архитектс

Внутри под куполом, согласно первоначальной версии проекта, должен был расположиться фудкорт и ритейл – крытая общественная площадь в окружении магазинов. В конечном счете ресторанный дворик заменили на парковку для МГН, что, конечно, жаль. Между тем арендные пространства для кафе и магазинов в проекте занимают, наряду с входными лобби, все первые этажи. Три широких перспективных раструба входов, привлекая внимание и приглашая войти внутрь, увеличивают тротуар микро-площадями – и складываются в элегантную линию, напоминающую одновременно гибеллинские зубцы казанского Кремля и арабесково-флоральный орнамент из кринов с плавными скруглениями входов и слегка заостренными лепестками. В рисунок вплетается и цилиндрический объем одного из трех входов. Все это – любопытная особенность, поскольку совсем нечасто в современной жилой архитектуре можно увидеть красивую графику плана, которая, безусловно, отразится и на пластике фасадов в уровне пешехода. 
ЖК на улице Калинина. План 1 этажа
© Липгарт Архитектс

Впрочем, то и другое, даже если и было задумано, то затем ненавязчиво интегрировано, чтобы не сказать зашифровано, в плане. Здесь нет прямых аналогий. Существеннее, что заложенная на уровне первого этажа легкая складчатость становится одним из основных приемов решения всех фасадов в целом, отчего они превращаются в подобие шторы-занавеса: расправленного посередине, собранного по краям. Не потому ли, что неподалеку театр? И золотистые грани низа так напоминают бахрому... Даже и балконы на боковых фасадах и по сторонам лестницы во двор, с их чередующейся пластикой, то треугольные, то округлые – похожи на театральные ложи.
ЖК на улице Калинина. Общий вид с улицы Тихомирова, с северо-восточной стороны
© Липгарт Архитектс

Впрочем, все эти аналогии ненавязчивы до недоказуемости, зато полученная форма зданий отличается очевидным разнообразием и сдержанной гибкостью, внутренней логикой и вариациями. 
 
Кара һәм ак (черный и белый)
Корпусов, напомним, три, и со стороны улицы они разделены контрастным цветом. Первоначально планировалось, что два южных будут черными, северный белым, затем черный заменили на контекстуальный оттенок темного шоколада, сохранив фактуру сплошных, напоминающих вельвет (опять занавес!) тонких рельефных ребер, которым вторит «реснитчатый» карниз над стеклянной лентой верхнего этажа. 
ЖК на улице Калинина. Вид западного корпуса с северо-восточной стороны, с улицы Тихомирова
© Липгарт Архитектс

Темно-коричневый, действительно, «попадает» в цвет соседних зданий, хотя в целостном объеме выглядит несколько благороднее. 
ЖК на улице Калинина. Вид на участок проектирования с юго-восточной стороны с перекрестка улиц Тихомирова и Туфана Минуллина
© Липгарт Архитектс

Дворовые фасады на уличные – и похожи, и не похожи. Они – целиком светло-золотистого древесного оттенка, хотя полосатую фактуру сохраняют, как и формат решетчатых балконов разной формы. Но балконов, впадин и выступов здесь намного больше, частью фасады складываются в гармошку треугольных эркеров. Можно представить себе, что, если это «изнанка» занавеса, то она собралась складками намного теснее. Или вовсе не изнанка – а зрительный зал с видом на город? 
ЖК на улице Калинина. Вид восточного двора на стилобате
© Липгарт Архитектс

Сам оттенок умеренно-светлого дерева кажется обоснованным и внутренним характером двора как такового, и воспоминанием о когда-то бывшей здесь деревянной Казани. Тему поддерживают и сохраняемые деревья, и деревянная обрешетка купола. Получается свежо и неожиданно. Впрочем, дерево приобретает в городе все большую популярность и начинает ассоциироваться именно с элитным жильем: например, в отделке фасадов самого дорогого на настоящий момент дома используется лиственница. Тем не менее, стоит акцентировать, что дворовый фасад авторы видят в металле: предполагается использовать окрашенный алюминий или алюминиевый композит с текстурой искусственного кракелюра.
Волны и выступы
Дома невысокие, 4 жилых этажа, один, первый, общественный – в этом одно из достоинств высотного ограничения, их масштаб очень комфортный, умеренный. В относительно небольшом масштабе хорошо читается активная пластика: дома «лепные», их скульптурность разнообразна, углы то скругленные, то острые.

Поскольку автор – Степан Липгарт, известен своей приверженностью к интерпретации ар-деко разной степени классичности, само авторство провоцирует к поиску аналогий из преимущественно тридцатых годов прошлого века. Кое-что можно найти: к примеру, тяготение широких окон к горизонтали, или трехчастную структуру объема с утопленными цоколем и аттиком, но смелым карнизом.
ЖК на улице Калинина. Архитектурно-художественная подстветка
© Липгарт Архитектс

А также – приверженность к эркерам, фасадам-гармошкам, или упомянутую выше осмысленность графики плана – если в первом этаже можно увидеть текучесть арабески, то в жилых этажах со стороны двора очень ритмично, ровно в ряд, чередуются круглые и треугольные балконы. 
ЖК на улице Калинина. План 2 этажа
© Липгарт Архитектс

К тридцатым хочется возвести и рельефные «ардекошные» каменные паттерны первого этажа, чья фактура на первый взгляд напоминает акустические панели, но при ближайшем рассмотрении оказывается деконструкцией каннелюры, где острые желобки и треугольные контуры соседствуют с дугами. А золотистый цвет натурального камня, как кажется, восходит аж к пастозно-золотистым фонам Густава Климта. 
ЖК на улице Калинина. Вид на фрагмент восточного фасада и въезд в подземный паркинг
© Липгарт Архитектс

Впрочем, «гофра» эркеров-клавиш не в меньшей степени может напомнить, к примеру, бруталистский театр на Таганке
ЖК на улице Калинина. Вид с улицы Тихомирова на фрагмент северного фасада, лестницу и пандус в восточный двор
© Липгарт Архитектс

Интереснее другое – тут почти не возможно обнаружить ни прямых цитат, ни даже погружения в определенную, популярную в современных клубных домах стилистику, в которую именно Степан Лигпарт временами так охотно и умело погружается. Дом ощущается как очень современный благодаря высокой степени обобщения, энергичной работе с формой и цветом. Сложность формы – именно что на уровне современных поисков в этом, «среднем» масштабе.

Цельная вертикально-полосатая поверхность то разглаживается, как будто по ней провели руками; собирается вертикалями, то ершистыми, то волнистыми – то вдруг в этом предсказуемом ритме намечается сбой, асимметричный выступ. Это какая-то новая, с элементами нелинейности – или как минимум авторской непредсказуемости, – трактовка темы «рабочего городка», далеко, впрочем, ушедшего в сторону дорогих фактур и оттенков, так же как и планировок: комнат с несколькими окнами, обзором на две стороны, обеденной зоной в эркере. С балконов и террас верхних этажей будет видно озеро Кабан и центральная часть города. Входы в здание сквозные, все лестницы освещены естественным светом. 

Словом, если здесь и есть отзвук поисков эстетики тридцатых, то очень опосредованный, актуализированный. Чувствуется и отклик на «булгарский» контекст: в золотистой «тесьме» откосов, «слитках» первого этажа, «смуглости» облицовки, а также в террасах, готовых принимать щедрое солнце. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 3 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 4 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 5 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 7
    ЖК на улице Калинина. План -1 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 7
    ЖК на улице Калинина. Разрез
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    6 / 7
    ЖК на улице Калинина. Фасады
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    7 / 7
    ЖК на улице Калинина. Фасады
    © Липгарт Архитектс
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на улице Калинина
Россия, Казань, ул. Калинина, д. 1Б

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.В. Липгарт
Архитекторы: Е.В. Зотова, Е.В. Подошвин

2023

Заказчик: КамаСтройИнвест

17 Октября 2023

Липгарт Архитектс: другие проекты
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.