English version

Золотное шитье

Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на улице Калинина
Россия, Казань, ул. Калинина, д. 1Б

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.В. Липгарт
Архитекторы: Е.В. Зотова, Е.В. Подошвин

2023

Заказчик: КамаСтройИнвест
Дом спроектирован для участка в историческом районе Суконная слобода, которая располагается на периферии центральной части города: одной стороной она подходит к озеру Нижний Кабан, другой – к проспекту Универсиады, ведущему в аэропорт. У этих мест богатая история: суконную фабрику для нужд армии основал Петр I, позднее здесь скрывался от властей Емельян Пугачев, Александр Пушкин приезжал собирать фактуру, Федор Шаляпин ходил в начальное училище, некоторое время здесь жил Алексей Пешков.

Однако об уютном дачно-провинциальном духе деревянных домов, крутых улочек и пышной зелени сейчас не напоминает почти ничего: основательная подготовка к 1000-летию Казани и программа ликвидации ветхого жилья стерли все черты индивидуальности Суконной слободы. Освободившиеся территории заняло пестрое собрание: современный IT-кластер, лубочная Петербургская улица, напоминающий дворец театр кукол «Экият», жилой комплекс «Барселона» от Хосе Асебильо и другие диковинные сочетания. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с западной стороны
© Липгарт Архитектс

Участок, с которым работал Степан Липгарт, выходит на улицу Тихомирнова – такая странная фамилия была у профессионального революционера. Сейчас она четырехполосная, поскольку продолжает проспект Универсиады, но еще десять лет назад была грунтовой. Наполнение квартала, как и всей слободы, разнообразно: корпоративно-дворцового вида гостиница «Сулейман Палас», ангарного типа торговый центр, дом Осокиных XVIII века, хрущевка. Но за «точку отсчета», своеобразный камертон для отстройки пропорций, авторы приняли здание с соседней улицы Волкова – краснокирпичный лицей начала XX века, изначально бывший городским начальным женским училищем.

Напротив через улицу Тихомирнова начинается нагорная часть, застроенная элитным жильем. Собственно на участке перепад рельефа небольшой – в сторону Петербургской улицы идет понижение примерно на один метр. Высотное ограничение – 20 метров. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с восточной стороны
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Развертки по улицам
© Липгарт Архитектс
Двор, дерево, фонарь
Пользуясь размером и ориентацией участка, авторы располагают дома таким образом, чтобы поддержать красные линии улицы Тихомирнова и достроить контур квартала: две «скобы» закрепляют углы, оставляя в центре место для третьего, подходящего к улице поперечно торцом. Таким образом достигается сомасштабность окружению и формируются два двора. Первый, со стороны улицы Волкова, остается на естественном уровне городской поверхности; в нем автор сохраняет несколько существующих сейчас деревьев. Второй двор, южный, приподнят на стилобате, со стороны улицы в него ведут широкая лестница с каскадным озеленением и пандус, оба под решетчатым стеклянным козырьком, похожим на крыло стрекозы. А для освещения пространства внутри стилобата задуман стеклянный купол – зенитный фонарь. 
ЖК на улице Калинина. Панорамный вид с юго-западной стороны
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Вид с в сторону восточного двора с лестницы и пандуса со стороны улицы Тихомирова
© Липгарт Архитектс
ЖК на улице Калинина. Генплан
© Липгарт Архитектс

Внутри под куполом, согласно первоначальной версии проекта, должен был расположиться фудкорт и ритейл – крытая общественная площадь в окружении магазинов. В конечном счете ресторанный дворик заменили на парковку для МГН, что, конечно, жаль. Между тем арендные пространства для кафе и магазинов в проекте занимают, наряду с входными лобби, все первые этажи. Три широких перспективных раструба входов, привлекая внимание и приглашая войти внутрь, увеличивают тротуар микро-площадями – и складываются в элегантную линию, напоминающую одновременно гибеллинские зубцы казанского Кремля и арабесково-флоральный орнамент из кринов с плавными скруглениями входов и слегка заостренными лепестками. В рисунок вплетается и цилиндрический объем одного из трех входов. Все это – любопытная особенность, поскольку совсем нечасто в современной жилой архитектуре можно увидеть красивую графику плана, которая, безусловно, отразится и на пластике фасадов в уровне пешехода. 
ЖК на улице Калинина. План 1 этажа
© Липгарт Архитектс

Впрочем, то и другое, даже если и было задумано, то затем ненавязчиво интегрировано, чтобы не сказать зашифровано, в плане. Здесь нет прямых аналогий. Существеннее, что заложенная на уровне первого этажа легкая складчатость становится одним из основных приемов решения всех фасадов в целом, отчего они превращаются в подобие шторы-занавеса: расправленного посередине, собранного по краям. Не потому ли, что неподалеку театр? И золотистые грани низа так напоминают бахрому... Даже и балконы на боковых фасадах и по сторонам лестницы во двор, с их чередующейся пластикой, то треугольные, то округлые – похожи на театральные ложи.
ЖК на улице Калинина. Общий вид с улицы Тихомирова, с северо-восточной стороны
© Липгарт Архитектс

Впрочем, все эти аналогии ненавязчивы до недоказуемости, зато полученная форма зданий отличается очевидным разнообразием и сдержанной гибкостью, внутренней логикой и вариациями. 
 
Кара һәм ак (черный и белый)
Корпусов, напомним, три, и со стороны улицы они разделены контрастным цветом. Первоначально планировалось, что два южных будут черными, северный белым, затем черный заменили на контекстуальный оттенок темного шоколада, сохранив фактуру сплошных, напоминающих вельвет (опять занавес!) тонких рельефных ребер, которым вторит «реснитчатый» карниз над стеклянной лентой верхнего этажа. 
ЖК на улице Калинина. Вид западного корпуса с северо-восточной стороны, с улицы Тихомирова
© Липгарт Архитектс

Темно-коричневый, действительно, «попадает» в цвет соседних зданий, хотя в целостном объеме выглядит несколько благороднее. 
ЖК на улице Калинина. Вид на участок проектирования с юго-восточной стороны с перекрестка улиц Тихомирова и Туфана Минуллина
© Липгарт Архитектс

Дворовые фасады на уличные – и похожи, и не похожи. Они – целиком светло-золотистого древесного оттенка, хотя полосатую фактуру сохраняют, как и формат решетчатых балконов разной формы. Но балконов, впадин и выступов здесь намного больше, частью фасады складываются в гармошку треугольных эркеров. Можно представить себе, что, если это «изнанка» занавеса, то она собралась складками намного теснее. Или вовсе не изнанка – а зрительный зал с видом на город? 
ЖК на улице Калинина. Вид восточного двора на стилобате
© Липгарт Архитектс

Сам оттенок умеренно-светлого дерева кажется обоснованным и внутренним характером двора как такового, и воспоминанием о когда-то бывшей здесь деревянной Казани. Тему поддерживают и сохраняемые деревья, и деревянная обрешетка купола. Получается свежо и неожиданно. Впрочем, дерево приобретает в городе все большую популярность и начинает ассоциироваться именно с элитным жильем: например, в отделке фасадов самого дорогого на настоящий момент дома используется лиственница. Тем не менее, стоит акцентировать, что дворовый фасад авторы видят в металле: предполагается использовать окрашенный алюминий или алюминиевый композит с текстурой искусственного кракелюра.
Волны и выступы
Дома невысокие, 4 жилых этажа, один, первый, общественный – в этом одно из достоинств высотного ограничения, их масштаб очень комфортный, умеренный. В относительно небольшом масштабе хорошо читается активная пластика: дома «лепные», их скульптурность разнообразна, углы то скругленные, то острые.

Поскольку автор – Степан Липгарт, известен своей приверженностью к интерпретации ар-деко разной степени классичности, само авторство провоцирует к поиску аналогий из преимущественно тридцатых годов прошлого века. Кое-что можно найти: к примеру, тяготение широких окон к горизонтали, или трехчастную структуру объема с утопленными цоколем и аттиком, но смелым карнизом.
ЖК на улице Калинина. Архитектурно-художественная подстветка
© Липгарт Архитектс

А также – приверженность к эркерам, фасадам-гармошкам, или упомянутую выше осмысленность графики плана – если в первом этаже можно увидеть текучесть арабески, то в жилых этажах со стороны двора очень ритмично, ровно в ряд, чередуются круглые и треугольные балконы. 
ЖК на улице Калинина. План 2 этажа
© Липгарт Архитектс

К тридцатым хочется возвести и рельефные «ардекошные» каменные паттерны первого этажа, чья фактура на первый взгляд напоминает акустические панели, но при ближайшем рассмотрении оказывается деконструкцией каннелюры, где острые желобки и треугольные контуры соседствуют с дугами. А золотистый цвет натурального камня, как кажется, восходит аж к пастозно-золотистым фонам Густава Климта. 
ЖК на улице Калинина. Вид на фрагмент восточного фасада и въезд в подземный паркинг
© Липгарт Архитектс

Впрочем, «гофра» эркеров-клавиш не в меньшей степени может напомнить, к примеру, бруталистский театр на Таганке
ЖК на улице Калинина. Вид с улицы Тихомирова на фрагмент северного фасада, лестницу и пандус в восточный двор
© Липгарт Архитектс

Интереснее другое – тут почти не возможно обнаружить ни прямых цитат, ни даже погружения в определенную, популярную в современных клубных домах стилистику, в которую именно Степан Лигпарт временами так охотно и умело погружается. Дом ощущается как очень современный благодаря высокой степени обобщения, энергичной работе с формой и цветом. Сложность формы – именно что на уровне современных поисков в этом, «среднем» масштабе.

Цельная вертикально-полосатая поверхность то разглаживается, как будто по ней провели руками; собирается вертикалями, то ершистыми, то волнистыми – то вдруг в этом предсказуемом ритме намечается сбой, асимметричный выступ. Это какая-то новая, с элементами нелинейности – или как минимум авторской непредсказуемости, – трактовка темы «рабочего городка», далеко, впрочем, ушедшего в сторону дорогих фактур и оттенков, так же как и планировок: комнат с несколькими окнами, обзором на две стороны, обеденной зоной в эркере. С балконов и террас верхних этажей будет видно озеро Кабан и центральная часть города. Входы в здание сквозные, все лестницы освещены естественным светом. 

Словом, если здесь и есть отзвук поисков эстетики тридцатых, то очень опосредованный, актуализированный. Чувствуется и отклик на «булгарский» контекст: в золотистой «тесьме» откосов, «слитках» первого этажа, «смуглости» облицовки, а также в террасах, готовых принимать щедрое солнце. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 3 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 4 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 7
    ЖК на улице Калинина. План 5 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 7
    ЖК на улице Калинина. План -1 этажа
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 7
    ЖК на улице Калинина. Разрез
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    6 / 7
    ЖК на улице Калинина. Фасады
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    7 / 7
    ЖК на улице Калинина. Фасады
    © Липгарт Архитектс
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на улице Калинина
Россия, Казань, ул. Калинина, д. 1Б

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.В. Липгарт
Архитекторы: Е.В. Зотова, Е.В. Подошвин

2023

Заказчик: КамаСтройИнвест

17 Октября 2023

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.