English version

Лепка ракурсом

Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на Оренбургском тракте, Казань
Россия, Казань, улица Шишкина, 3

Авторский коллектив:
Руководитель и автор внешнего облика: Степан Липгарт
Планировочные решения: Екатерина Зотова
Генплан: Евгений Подошвин

2022 — 2023

Заказчик – ООО «Специализированный Застройщик Гринвич»
Практически во всех наших городах, особенно больших, на окраине есть такие места, где встречаются между собой промзона, автомобильная развязка, большой торговый центр, пара относительно новых жилых башен и домики «частного сектора», соседствующие со всем этим как будто по недоразумению. Как правило, они предназначены под достаточно плотную застройку. Думаю, многие практикующие архитекторы сталкивались с подобными задачами – это довольно-таки сложный ребус.
ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Проект, над которым сейчас работает Степан Липгарт практически хрестоматийный пример такой задачи: многоэтажный, до 25 этажей и до 75 метров, жилой комплекс на двух соседних участках недалеко от озера Средний Кабан, рядом с двумя магистралями, ведущими в сторону аэропорта: Оренбургским трактом и проспектом Универсиады. И совсем рядом с развязкой, где обе трассы встречаются. Развязка называется Танковым кольцом, поскольку перекресток здесь решен как большое, 100 метров в диаметре, кольцо. Торец одного из участков, восточного, выходит к развязке. Другой, западный, участок развернут к под углом 90 градусов к первому и состыкован с ним отчасти углом, отчасти стороной. Он вытянут меридионально и его северный торец выходит к тыльному рабочему фасаду торгового центра, не самого эстетичного в городе. То есть территория, предназначенная для жилого комплекса, зажата как минимум с двух сторон техническим, не самым приятным соседством. 

Слева ТЦ Бахетле, справа одна из башен ЖК «Чистое небо»


Кроме того в створе между двумя территориями расположена надземная парковка и три башни ЖК «Чистое небо», которые на вид представляют собой вариант «грибов» из девяностых по классификации Дарьи Парамоновой, хотя и построены в 2010-е. Первоначально планировалось, что ЖК займет и те два участка, о которых идет речь сейчас, в 2012 году тут помещали пару несложных секционных домов микрорайонного вида и почти одной высоты, 13–15 этажей. 
ЖК «Чистое небо», проект, Проектная декларация от 2012, генпроектировщик «БАУЕР Казань». Башни реализованы, секционные дома нет
АК БАРС Строй / Новостройки Казани / цитата для критических целей

Степан Липгарт подошел к сложному участку совершенно иначе – с меркой современного урбаниста с одной стороны, и архитектора, увлеченного ар-деко, с другой. Предложил разновысотное и разносилуэтное решение, внутренние оси, сквозной проход, террасы, галереи, даже искусственную речку.
Общий вид дворового пространства восточного участка с восточной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

А также – архитектуру, которую сам характеризует как «схематизированное ар-деко», в нескольких вариантах зеленого цвета, любимого, практически фирменного, в Казани, но в то же время напоминающего ардекошный Eastern Columbia building в Лос-Анджелесе. Подобрал для фасадов алюминий с блестящим покрытием, похожим на стекло с радиусными кракелюрами. 
Вид здание 1.2 и 1.3 и пространство пешеходного променада западного участка с северо-западной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Для меня эта работа стала попыткой привить, ну или начать прививать сложному участку черты настоящего города, – гуманизировать среду настолько, насколько это возможно в имеющихся условиях и рамках. Мы запланировали открытый для города пешеходный бульвар, ведущий по диагонали от торгового центра к юго-востоку, общественные первые этажи с ритейлом; поначалу предлагали еще одну, открытую для горожан пешеходную галерею и искусственную реку на месте существующего ручья.

Долго работали с силуэтом, сделали достаточно много террас – они помогли нам где-то отступить от бульвара, раздвинуть его рамки чтобы он не был слишком затесненным. Подобрали цвет, несколько оттенков зеленого и светло-кремовый. Нашли алюминиевый композит, который показался нам интересным решением: фасады должны быть покрыты поблескивающей «коркой», похожей на стекло или лед. 
 
Наша работа шла при профессиональных консультациях главного архитектора города – Ильсияр Тухватуллиной. Без них вряд ли удалось бы добиться определенного качества в части соответствия контексту и уместности тех, или иных наших решений.

Итак, комплекс состоит из двух участков. Западный, с ТЦ у северной границы – первая очередь, восточный, с развязкой у восточного торца – вторая. 

Исходные параметры участков ортогональны: север-юг, запад-восток, но Степан Липгарт проводит общественную улицу-бульвар по диагонали, мимо ТЦ от Танкового училища на северо-западе к частному сектору на юго-востоке. Так он объединяет два участка – улица, по замыслу, открывается для города, на ней должны быть магазины в первых этажах – и в то же время накладывает поверх ортогональной сетки вторую, диагональную, получая много новых ракурсов. И выстраивает, исходя из двух сеток, в том числе и контуры домов. 
Схема участков. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Вид с северо-западной стороны на пешеходный променад западного участка. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Помимо западной городской улицы внутри комплекса есть и восточная – ее зигзаг задан сочетанием двух сеток. Это не совсем улица, а внутренний двор. На востоке он полузамкнут дугой многофункционального комплекса, отделяющего двор от развязки. МФК небольшой, достаточно лаконичный и светлый. Внизу встроенные коммерческие помещения, вверху спорт. Основная задача объема – служить ширмой перед автострадой, а вогнутые контуры фасадов определены соседством круговой развязки. Дополнительно усложненная, источненная пластика обусловлена тем, что в случае с МФК много площадей не требовалось и его, таким образом уменьшили – попутно получив элегантные дуги и заостренные углы.
Вид на восточный участок с северной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Общий вид от танкового кольца с юго-восточной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Вид от танкового кольца с северо-восточной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Восточный двор – приватный, предназначен для жителей. Первоначально Степан Липгарт предлагал обустроить в нем искусственный водоем на месте существующего ручья, а галерею в первом этаже северного секционного дома сделать доступной для города, проходной. Так получилось бы две городские оси. Но, к сожалению, обе идеи остались на бумаге, двор полностью закрыт, водоема не будет. 
Вид дворового пространства восточного участка с западной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Но вернемся к жилым домам. На мой взгляд, одну из главных особенностей этого проекта можно определить как многосилуэтность. Дома лепятся, то ли растут, то ли складываются, то ли «стекают» шлейфами террас. выемки, каскады, пластины, острые уступы и трапециевидные углы – ракурсов много и архитектор заметно стремится умножить среди них количество стройных, тонких, вертикальных или утоншающихся кверху. Все, определенно, имеет две цели: «упаковать» необходимый объем как можно стройнее, – и раскрыть, насколько возможно, больше света, «воздуха», а также ракурсов, которые делают проход внутри комплекса и вокруг него интересным, изменяемым.  
Визуализация, вид с юго-восточной стороны на пешеходный променад западного участка. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Интересно, что встреча двух сеток, ортогональной и диагональной, отмеченная выше на плане, получает и объемное воплощение. Особенно это заметно по нижним террасам, заполняющим углы башен: они как будто подчиняются диагональным плоскостям, существующим в пространстве одновременно с диагональными линиями на планах. 

По словам Степана Липгарта, нижние террасы должны усилить и «городскую» составляющую пространства между башнями: люди будут ходить внизу, сидеть чуть выше – с таким «обитаемым» подиумом башни становятся менее замкнутыми. 
Вид с юго-восточной стороны на пешеходный променад западного участка с территории восточного участка. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
  • zooming
    Принципиальный разрез. Поперечное сечение. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Принципиальный разрез. Сечение по линии восток-запад. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс

Все это дает довольно сложную стереометрию объемов сродни частям головоломки из 1980-х, такой, которую не сразу получалось сложить. Сейчас в Москве принято делать башни прямоугольными почти квадратными, а в соседнем ЖК видим прошлую моду, на округлые башни. Исходя из обоих контекстов, хронологического и локального, башни Степана Липгарта ни на что не похожи. И заметно гордятся этим, добавляют нюансы и к силуэту, и к планам. 

Планы, благодаря сочетанию сеток, похожи на стилизованный то ли букет, то ли профиль с носом, смотрящим на восток. Их достоинство в том, что из гипотетического прямоугольника вырезан большой угол в юго-восточной части, дом еще немного и книжка, открытая в сторону солнца, что помогает хорошо осветить большинство террас и добиться достаточно большой поверхности хорошо освещенных фасадов. 
  • zooming
    Корпус 2.1. План второго и типового (6-13-го) этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Корпус 2.1. План типового (14-19-го) этажа. план 20-22 этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс

Западные фасады усложнены не только уступами террас, но и зигзагообразной гармошкой треугольных эркеров вверху, которые начинаются с уступов в нижней части и, придавая стене складчатость, также улавливают чуть больше света. 
Общий вид на западный участок с юго-западной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

При этом несложно заметить, что три башни, выстроенные по диагонали в ряд – одинаковые и отличаются только оттенком цвета, что при сложной пластике дает плюс ритмического объединения. 
ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

В секционных среднеэтажных домах восточной части все еще несколько сложнее. Их контуры тоже нарисованы по двум сеткам, в них тоже много террас и балконов, частью – угловых ступенчатых, составляющих одну из главных «фишек» проекта. 
Общий вид корпуса 2.2, 2.3 и двора восточного участка с юго-западной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Но тут Степан Липгарт в соавторстве со своей коллегой Екатериной Зотовой предлагают еще и план с «талиями», утоньшениями, позволяющими более рационально и компактно организовать планировки квартир-распашонок, выходящих на два фасада, избежать лишней толщины корпуса. В местах лестнично-лифтовых холлов и односторонних квартир корпуса толще, там, где квартиры двухсторонние – тоньше. 
  • zooming
    1 / 5
    Корпус 2.2. План 7-ого этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Корпус 2.3. План 7-го этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Корпус 2.2. План типового (3-его) этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Корпус 2.3 и 2.4. План типового (2-4-го)этажа. Принципиальная нарезка квартир. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Принципиальная схема 1-го этажа застройки восточного участка. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс

Это помогает решить и другую задачу – пластически разделить протяженный объем, акцентировать многосоставность, не прибегая к поднадоевшей разноцветности. Больше того – благодаря террасам и открытым балконам фасады получают глубокую светотень, кажется, они даже «изъедены» проемами.
Корпус 2.2, фрагмент северного фасада. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Корпус 2.3 и 2.1 вид с юго-восточной стороны вдоль южного фасада. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Зеленый цвет фасадов поначалу удивляет – настолько мы привыкли, что ар-деко «подают» с светлобежевом оттенке известняка или керамики. Впрочем он вписывается в ряд домов и элементов зданий с металлическими фасадами, как упомянутый Степаном Липгартом дом Колумбия, и не противоречит сопоставлению с зеленой поливной плиткой и майоликой. То есть решение поначалу, признаюсь, заставило вздрогнуть, а потом к этой зелени даже привыкаешь, тем более что ее планируют скорее оливковой и разнотоновой, и в сочетании с белым цвета слоновой кости – одна башня белая. 

То есть «погружение в зеленый», которое в Казани подчас бывает, мягко говоря, резковатым, тут скорее освежает – и уж во всяком случае решение никак нельзя назвать шаблонным. 
Общий вид застройки западного участка с юго-восточной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Вид с северо-восточной стороны на северный фасад застройки западного участка. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Между тем если говорить о деталях, то несмотря на слова о «схематизированности» ар-деко в данном случае, их довольно много. Руст, уступчатые лопатки, рельефные полоски в межэтажных перемычках, тонкие тяги между сдвоенными и строенными проемами, и, наконец, поэтапной увеличение проемов кверху и заостренные пилоны в самом верху. И – особенно – граненая линия бортиков стилобата, нарисованная по той же диагонально-ортогональной схеме, что и план. И двухгранные экреры. Нельзя сказать, что сумма декора ар-деко здесь не узнаваема. Очень даже узнаваема. 
Вид на здание 1.1 и пространство пешеходного променада западного участка с юго-восточной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Вид на территорию восточного участка с северо-западной стороны. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс
Вид с южной стороны на западный участок, на встроенный детский сад. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
© Липгарт Архитектс

Только помещена она в совершенно не свойственный для себя контекст, прямо очень. 

Мы привыкли, что ар-деко это прежде всего направление, популярное в клубных домах исторического центра или хотя бы престижных районов. Здесь же – очень далекое место с не самым премиальным окружением. Маркетинговые плюсы конечно есть: 500 метров до озера, по километру до двух парков и ТЦ рядом. Но они не отменяют контрастных свойств близлежащей среды – следовательно, проект ставит цель, и это чувствуется, «вытянуть» среду через себя, придать ей новые качества, и городские, и пластические. Сейчас каждый первый об этом говорит, но тут особенно заметно, как за счет ракурсов, острых углов, треугольных скоплений террас, поворотов формируется насыщенная, но довольно осмысленная среда, причем не только не уровне благоустройства, как это тоже нередко бывает, но всего целиком, объемов, пропорций и перспективных построений. 

Отдельно хочу заметить, что сейчас распространено довольно много не стандартизированных, то есть не типовых, но заметно шаблонных решений для жилых комплексов. Повторяемых приемов, нередко вполне качественных, но очень повторяемых. Так вот, это решение – совершенно не шаблонное. Кроме того что привносит увлечение ар-деко в не вполне характерную для него типологию, так оно не похоже и на общепринятые варианты этого направления сейчас: возможно, из-за достаточно глубокой погруженности автора в контекст направления, у него получается нечто иное, чем то, что мы сейчас, во всяком случае в сфере недвижимости, привыкли именовать ар-деко. По многим параметрам смелое решение. 

***

Как водится, у смелых решений и сложных задач непростая судьба, и изменения в процессе работы, нередко в сторону упрощения, преследуют такие проекты. Здесь пришлось отказаться от идеи искусственного водоема и проходной галереи вдоль восточного двора, кроме того, общие негативные тенденции на рынке заставили заказчика на завершающем этапе работы пересмотреть выданное ранее техническое задание, увеличив целевой объем полезной площади на 25% (!).  Изменить проект надо было за месяц (так бывает), поэтому радикальная переделка была невозможна, и, хотя основные решения остались прежними, авторам пришлось пойти по известному пути: семиэтажные дома подросли до восьми, этажи, в том числе первые, уменьшили высоту, объемы – этого архитекторы особенно не любят – увеличились в ширину, а следовательно, некоторые ракурсы стали несколько менее элегантными, чем планировалось. 
  • zooming
    Откорректированный вариант. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Откорректированный вариант. ЖК на Оренбургском тракте, Казань. Архитектурная концепция
    © Липгарт Архитектс

Поэтому мы рассказываем о первоначальной концепции, чтобы оценить замысел, и планируем наблюдать за ходом реализации. 
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК на Оренбургском тракте, Казань
Россия, Казань, улица Шишкина, 3

Авторский коллектив:
Руководитель и автор внешнего облика: Степан Липгарт
Планировочные решения: Екатерина Зотова
Генплан: Евгений Подошвин

2022 — 2023

Заказчик – ООО «Специализированный Застройщик Гринвич»

29 Ноября 2023

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.