English version

Кирпичный дом в большом городе

Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

09 Октября 2020
mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК “Alter”
Россия, Санкт-Петербург, Магнитогорская, 11

Авторский коллектив:
Автор объемно-пространственных и фасадных решений: С. В. Липгарт

2018 — 2020 / 3.2020

Планировочные решения, производство стадии П, производство стадии РД: ООО А-Архитектс
Визуализация: рекламное агенство Mosgraf
Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG
ЖК на Малоохтинском проспекте
Россия, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, 8

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений: С. В. Липгарт

2020 — 2020

Генплан, объемно-планировочные решения: ООО «Испытательный центр «Стройэксперт»
Два дома Степана Липгарта на реке Охте в Санкт-Петербурге интересны тем, что это продолжение темы кирпичного дома в современном городе. Тема актуальная, кирпич нравится и архитекторам, и жителям, за последние двадцать лет в России появилось немало удачных примеров. Кирпичное здание можно спроектировать множеством способов: в виде скульптуры в модернистском ключе, в смешении лофтовой эстетики с приемами традиционной архитектуры, а можно в романтических вариациях ар-деко, которые и были выбраны.
ЖК “Alter”
© Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
Дом на Малоохтинском проспекте
© Липгарт Архитектс

Контекст у жилых комплексов в районе реки Охты, на Магнитогорской улице и на Малоохтинском проспекте – общий. Участки находятся на границе исторического и советского Петербурга, в рыхлом поясе, наполненном как дореволюционными жилыми и промышленными зданиями, так и советскими хрущевками. Впрочем, виды из обоих домов откроются роскошные – на другом берегу самый что ни на есть исторический город с ансамблем Смольного и Никольским собором. Район перспективный, недалеко находится питерский Артплей, рядом строится жилой комплекс шведского девелопера. Главной точкой отсчета при обращении к кирпичной архитектуре стала судостроительная фабрика 1911 года постройки, сменившая много названий, из которых наиболее запоминающееся «Фабрика Лепсе», – краснокирпичный дореволюционный пром с башней, где в наше время поселился бизнес-центр.
  • zooming
    1 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Бывшая судостроительная фабрика Лепсе, ныне бизнес-центр «Шаумяна,10».
    © Степан Липгарт


ЖК Alter на Магнитогорской улице
Если контекст у проектов на Магнитогорской и на Малоохтинском был сходный, то согласовательные мытарства оказались разные. Сначала дом Alter на Магнитогорской был задуман автором в стиле кирпичного экспрессионизма (Backstein expressionismus) – разновидности ар-деко, характерной для масштабных немецких и голландских зданий 1920-х типа Чилехауса в Гамбурге или высотки Анцайгер в Ганновере, в которых бурные процессы машинного века уже очевидны, но кирпичная оболочка еще держится старых приемов ремесленного качества. Романтизм и гигантомания, с одной стороны, рукотворный, замысловатый маньеризм кирпичных узоров – с другой.
  • zooming
    1 / 4
    Ратуша в Вильгельмсхавене
    Фотография: Christian A. Schroeder / CC BY-SA 4.0
  • zooming
    2 / 4
    Высотное здание Anzeiger в Ганновере
    Фотография: Christian A. Schroeder / CC BY-SA 4.0
  • zooming
    3 / 4
    Станция метро Borsigwerke в Берлине
    Фотография © A.Savin, WikiCommons
  • zooming
    4 / 4
    Жилая водонапорная башня в Бремене. Арх. Вильгельм Кунц.
    Фотография: Hannes Grobe / CC BY-SA 3.0

Первый вариант Alter’a был домом с «бастионами», решенным в форме несимметричного каре, отмечавшего изгиб реки. Венчающую балюстраду украшали пинакли в виде фабричных труб – дань индустриальному пейзажу. Вообще фабричные трубы вызывают у архитекторов загадочные чувства: в них видят кампаниллы (а в фабриках – базилики), английский раннеиндустриальный пейзаж из труб представлялся Шинкелю курящимися египетскими обелисками. Степану Липгарту, наоборот, в пинаклях явились фабричные трубы (у Михаила Белова, помнится, были пинакли в виде нефтяных вышек). На мой взгляд, технике самое место – в пинаклях, на периферии, как горгульям – в водостоках готических соборов. Архитекторы же фабрику романтизируют и, пожалуй, чувствуют в ней энергию и витальность.
  • zooming
    1 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Один из вариантов проекта на Магнитогорской ул. в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Один из вариантов проекта на Магнитогорской ул. в стиле кирпичного экспрессионизма
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в классическом стиле
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Проект дома на Магнитогорской ул. Вариант каре в классическом стиле
    © Липгарт Архитектс

Так вот, романтический Backstein Expressionismus не прошел согласование у главного архитектора Петербурга, и второй, классический, вариант дома Alter также не был принят. Постепенно жилой комплекс на Магнитогорской приобрел вид сгруппированных вокруг двора трех кирпичных башен, которые выстраивают диалог с тремя белыми башнями другого архитектора, расположенными в непосредственной близости. Так что получилось некое посвящение. Поэты и композиторы свои произведения часто посвящают, а архитекторы почему-то нет. На моей памяти первый случай.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    2 / 3
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    3 / 3
    Генплан участка. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс

Три башни выполнены в так называемом «ребристом» стиле американского ар-деко. Ребристые углы уступов подчеркивают вертикальное движение, линии умножаются и стремятся вверх, завершаясь характерными скруглениями, как струи фонтанов, взмывшие вверх и достигшие предела высоты. Террасы последних трех этажей как раз и покоятся на этих «струях». Плюс есть еще пространство на крыше для жителей пентхаусов. Террасы – характерная черта американского ар-деко, а вот окна с мелкой расстекловкой в клеточку как раз больше свойственны амстердамскому и гамбургскому кирпичному экспрессионизму. Кстати, все окна – французские, до пола, чему нельзя не порадоваться.
  • zooming
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)

В соответствии с принятой структурой, в стилобате и в нижних этажах разместят коммерческие помещения. На крыше стилобата будет закрытый двор, а под ним – паркинг. Любопытно совмещение масштабов. Масштаб стилобата – один этаж, а нижний регистр башен с пилястрами – три этажа. Если башни формируют градостроительную акваторию – поскольку воспринимаются с дальних точек, – то стилобат (с кофейнями) и въезды в паркинг ориентированы на человеческий масштаб и уличное пространство. Кстати, два общественных пространства – набережную, что идет вдоль исторического «Завода Лепсе» через квартал Alter к шведскому жилому комплексу, и двор – благоустроят в рамках проекта.
  • zooming
    1 / 7
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    2 / 7
    ЖК “Alter”
    © Липгарт Архитектс, Агентство Mosgraf (визуализация)
  • zooming
    3 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    4 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    5 / 7
    План типового этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    6 / 7
    План 1-го этажа. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс
  • zooming
    7 / 7
    Разрез. ЖК “Alter”
    © А-Архитектс


Дом на Малоохтинском проспекте
Этот дом предназначен для еще более пестрого контекста: желто-белое классическое казенное здание, доходный дом Серебряного века, лишенный декора, и советские пятиэтажки 1960-х. На участке ранее уже было спроектировано здание, однако его решения не удовлетворяли заказчика. Первоначально новый проектируемый объем складывался криволинейным, со сложным силуэтом, шел поиск наиболее оптимальной композиции с точки зрения инсоляции и показателей. В дальнейшем заказчик предпочёл вернуться к более простой форме, которая была задана в предшествовавшем проекте. Все фасады состоят из трех ярусов по два этажа плюс двухэтажный «цоколь» и аттик. От того, что этажи объединены по два, возникает зрительный эффект уменьшения высоты: кажется, что этажей пять, а на самом деле – девять. Дом выходит на улицу торцом, он же главный фасад. Композицию держат два эркера с нишей между ними. Чувственной линией эркеров проект адресуется к доходному дому начала ХХ века в стиле модерн, в частности к произведениям Алексея Бубыря. Один из вариантов даже был штукатурным, и в нем это происхождение особенно заметно.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант с широкими эркерами
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант «Бубырь штукатурный».
    © Липгарт Аркитектс
  • zooming
    5 / 5
    Дом на Малоохтинском проспекте. Вариант «Бубырь штукатурный».
    © Липгарт Аркитектс

Асимметричная ниша между эркерами вносит в композицию главного фасада легкий элемент нерегулярности. Как будто волна прошла по поверхности, оставив на ней след, и сдвинула эркеры относительно оси. На самом деле эркеры пришлось заузить, чтобы они согласно нормам не превышали 30 % площади фасада. Эркеры опираются на консоли в виде перевернутых архитектонов – ар-декошная деталь! Кирпичная стена утончается кверху: в бельэтаже профилированные обрамления окон подчеркивают массу стены, в следующем ярусе лопатки между окнами становятся уже, а в третьем эркерном ярусе кирпичные лопатки частично закрыты металлическими пластинами. Возникает эффект уменьшения плотности и растворения телесности стены.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Генплан. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    4 / 4
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс

Подобная игра есть и в нижнем ярусе, который трудно назвать цокольным, так как он выглядит легким, состоит из двух стеклянных этажей, общественного коммерческого и жилого. Зрительно они объединены стеклянной плоскостью, на которой сгущаются и разреживаются кирпичные «шторы». Дворовый фасад организован с помощью ризалитов и эркеров, но более плоских и регулярных. С противоположной стороны дом имеет выступ со скруглением, здесь как бы продолжается движение волны, начатой на главном фасаде. В аттике находится пентхаус, стена здесь облицована ребристым кирпичным узором в виде «резинки».
  • zooming
    1 / 7
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 7
    Дом на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    3 / 7
    План 1-го этажа. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    4 / 7
    План 3-8 этажей.ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    5 / 7
    План 9-го этажа. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    6 / 7
    Разрез 1-1. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»
  • zooming
    7 / 7
    Разрез 2-2. ЖК на Малоохтинском проспекте
    © А-Архитектс и ООО «ИЦ Стройэксперт»

Дом планируется облицовать благородным клинкером, окна у него современные, лофтовые, с темно-серыми алюминиевыми рамами. То есть промышленный лофт в самом привлекательном, кирпичном, варианте скрещён с экспрессивной пластикой доходного дома Серебряного века. Также вспоминаются эксперименты с эркерами в кирпичном экспрессионизме и в застройке Петроградской стороны 1920-х годов. По-видимому, совмещать кирпичный лофт с традиционной архитектурой вообще плодотворно. Например, в московском здании Рассвет LOFT Studio промышленная эстетика была наложена на прием Нового Урбанизма, когда фасадный фронт состоял как бы из нескольких узких домов. Коктейль кирпичного лофта с ар-нуво и ар-деко в доме на Малоохтинском проспекте также весьма убедителен.
Дом на Малоохтинском проспекте
© Липгарт Архитектс

Обе вариации кирпичного дома, предложенные Степаном Липгартом, представляются мне перспективными для современного города. Трактованная творчески кирпичная кладка формирует в первых ярусах комфортную для глаза пластику, позволяя строить выше сколько угодно одинаковых этажей, если это необходимо. Значительная часть Манхэттена и других районов Нью-Йорка выстроена именно так. Для крупных российских городов, где по обстоятельствам непреодолимой силы не удается создавать гуманную 7-8 этажную застройку, фактурный кирпич разной степени ордерности – отличный выход. Там же, где масштаб меньше и ТЭПы не столь сильно довлеют над автором, возможности кирпичной пластики совершенно безграничны, что и доказывает проект на Малоохтинском проспекте.
P.S. Человек как художественная задача
Единение человеческого начала и художественных ценностей в традиционной архитектуре считалось непреложным. Превращение машины в идола, случившееся в архитектуре авангарда, привело к полному вытеснению человеческого, которое выражалось раньше в ордере, пластике, человекоподобии здания. Этот процесс продолжается около ста лет. В XXI веке наличие в поэтике архитектуры человеческого начала не только не считается обязательным, но о нем даже не вопрошают. Отчасти проблематика человека переместилась в благоустройство и планировку квартир, но там речь идет о чисто функциональном, то есть усеченном понимании человека.

Фабрика начала ХХ века была домом для машины, но парадоксальным образом сохраняла человеческое начало в строении кирпичного фасада, пропорциях, силуэте, карнизах и наличниках. Теперь мы ценим и сохраняем доавангардный кирпичный пром, причем сохраняем именно оболочку, распоряжаясь внутренним пространством по своему усмотрению. Как хорошо, что форма не следовала функции! В кирпичном экспрессионизме 1920-х жилой дом, напротив, в каком-то смысле стал фабрикой, наполнился индустриальной романтикой, но человеческое сохранил априори благодаря рисунку рукотворной кирпичной кладки.

Сегодня архитекторы о человеческом начале как художественной задаче не спрашивают, поглощенные менее высокими, хотя и не менее важными, задачами. Но для Степана Липгарта этот вопрос был главным в период получения образования. Именно о человеке состоялся спор студента Липгарта с деконструктивистом Томом Мейном, и вектор был выбран Степаном именно тогда. Во всех своих петербургских проектах – ЖК «Ренессанс», ЖК «Бомонд» и ЖК «Маленькая Франция» на Васильевском острове, архитектор занимается исследованием пластики фасада, в котором человек так или иначе присутствует. И два кирпичных дома на Охте – не исключение.

Остается, конечно, еще главный вопрос «Зачем?». Зачем человек в архитектуре? Ответ, по крайней мере для христианина, очень простой. Человек – это образ Божий. Выкидывая из архитектуры человека, мы устраняем из нее и Бога. Остается природа и техника, экологический тоталитаризм и роботизированная цивилизация, которые мы и наблюдаем в надвигающемся шестом технологическом укладе. Искусство и архитектура (если она – искусство) всегда точно предсказывают образ будущего. Хорошо, что они оставляют нам надежду.
 
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ЖК “Alter”
Россия, Санкт-Петербург, Магнитогорская, 11

Авторский коллектив:
Автор объемно-пространственных и фасадных решений: С. В. Липгарт

2018 — 2020 / 3.2020

Планировочные решения, производство стадии П, производство стадии РД: ООО А-Архитектс
Визуализация: рекламное агенство Mosgraf
Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг AAG
ЖК на Малоохтинском проспекте
Россия, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, 8

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений: С. В. Липгарт

2020 — 2020

Генплан, объемно-планировочные решения: ООО «Испытательный центр «Стройэксперт»

09 Октября 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Липгарт Архитектс: другие проекты
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Старое и новое с коммерческим интересом
Реставрация и реконструкция исторического универмага La Samaritaine в центре Парижа повысила его «ценовую категорию», но дополнила его 96 социальными квартирами и яслями на 80 малышей. Новую часть комплекса спроектировало бюро SANAA.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Острые профили
На фасадах жилого дома в Иокогаме тонкие панели из преднапряженного бетона защищают интерьер от солнца, разделяют балконы соседних квартир и кадрируют виды города. Авторы проекта – Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Стальные грани
В музее Ордрупгор в пригороде Копенгагена открылось для публики подземное крыло по проекту бюро Snøhetta: его перекрытия покрыты многогранным стальным «кожухом», который преломляет и отражает свет.
Кортеновая спираль
Смотровая башня Marsk Tower по проекту BIG открывает любителям природы виды датского национального парка «Ваттовое море».
Архитектурная реабилитация
Исправительное учреждение Anstalten в Гренландии по проекту бюро Schmidt Hammer Lassen и Friis & Moltke расположено на берегу моря; окна – без решеток, и из них открываются виды фьорда.
Экологичный поворот
История о том, как планы прокладки дороги по границе парка превратились в планы по сохранению экосистемы и благоустройства прогулочных маршрутов.
Обтекаемые формы
В Германии сдан в эксплуатацию первый дом, напечатанный на 3D-принтере. Авторы проекта – MENSE-KORTE ingenieure+architekten, за печать отвечали PERI AG.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.