English version

Паломничество в страну ар-деко

В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
Жилой комплекс «Маленькая Франция»
Россия, Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., д. 5-7

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, автор проекта фасадных решений : Степан Липгарт 
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень, Элина Габитова

10.2016 — 2020 / 2018 — 2023

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»
Планировочные решения, стадия П, РД: А-Архитектс
Под крылом Воронихина
Дом строится на Васильевском острове, в квартале, выходящем на набережную Лейтенанта Шмидта, и в плотной исторической среде, по соседству с домами XIX и начала XX веков – на месте снесенного советского здания бывшего Алюминиевого института. Главный визави – расположенный не напротив, но в зоне видимости, памятник архитектуры классицизма, Горный институт Андрея Воронихина (1806 – 1811). «Воронихин любимейший, давал фору и Росси, и Кваренги», – говорит Степан Липгарт, объясняя свою любовь к автору Казанского собора способностью того создать особое пространство красоты вокруг своих произведений. 

Дом с курдонером
Название «Маленькая Франция» принадлежит заказчику Александру Завьялову и обосновывается жемчужным парижским колоритом. Светло-серый фибробетон в сочетании с изящными коваными решетками и французскими окнами до пола действительно напоминает французскую столицу. Заказчик же предложил сделать курдонер, – и это совпало с желанием архитектора. Потому что композиция дома с курдонером и системой внутренних дворов создает очень петербургский образ.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Общий вид с птичьего полёта с западной стороны
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». План участка с благоустройством территории
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Разрез
    © A-Architects

И хотя курдонеры характерны не столько для Васильевского, сколько для Петроградской стороны, на 20-й линии Васильевского есть исторический дом с отступом, то есть ритм, масштаб и парцелляция исторической застройки учтены. Сам Степан Липгарт ссылается как на основной источник вдохновения на Лидваля, у которого курдонеры есть и в доме Лидваль на Каменноостровском, и в Толстовском доме на Рубинштейна. Оттуда же взят мотив торжественных пропилей.
  • zooming
    Доходный дом, Санкт-Петербург, Фонтанка 52-54, Внутренние дворы, проект и строительства Ф И Лидваль Ежегодник ОАХ №7
    © Степан Липгарт
  • zooming
    Доходный дом, Санкт-Петербург, Фонтанка 52-54, Внутренние дворы, проект и строительства Ф И Лидваль Ежегодник ОАХ №7
    © Степан Липгарт

У меня же первой ассоциацией был знаменитый Дом трёх Бенуа с его торжественными курдонерами. В любом случае, мне кажется, отсылка к неоклассике Каменноостровского проспекта присутствует. Эта улица, возведенная за десять лет с 1905 по 1915 – время вертикального культурного виража нашей страны – мекка и сокровищница для мастеров традиционной архитектуры, где сконцентрированы архитектурные шедевры и приемы, актуальные в том числе и для сегодняшнего дня. В принципе новый дом легко там представить и по стилю, и по масштабу, и по количеству инвенций.

Доходный дом Серебряного века как идеальное жилье
Неоклассические дома Серебряного века и советского ар-деко принято считать идеалом современного жилья. Не случайно тот же Толстовский дом или дом Левинсона на Карповке или московские высотки раскручиваются как модные места жительства в хипстерском краеведении.
«Для меня идеальными масштабом и характером городского жилого дома являются те, что присущи петербургскому доходному жилью начала XX века. Отношение застройки к уличному и внутреннему пространству, общего к приватному, по-моему, здесь также найдены наилучшим образом, за исключением серьёзного «но» – тесного и тёмного двора – особенности, возникшей из-за несовершенства градостроительного законодательства того времени».

Сегодня проблем с количеством света во дворах не существует. В «Маленькой Франции» два курдонера: парадный и внутриквартальный, плюс еще несколько небольших дворовых территорий с благоустройством. Если в предыдущем липгартовском доме «Ренессанс» контекстом был многоэтажный спальный район, и масштаб в двадцать этажей отменить было невозможно, то в проекте на Васильевском, слава Богу и регламенту, этажей ровно столько, сколько нужно в историческом городе. «Французский» дом выходит на красную линию симметричными четырехэтажными корпусами с пятым аттиковым этажом, а, отступая в глубину двора, повышается ступенями до семиэтажного главного корпуса. Уже этим дом отличается от Серебряного века, где корпуса чаще имеют одинаковую высоту. А где ступени, там террасы. Вообще террасы, ярусы и регистры, ступенчатое расположение корпусов в современном городе необходимы и хороши.
  • zooming
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Вид на центральный сour d′honneur с 20-й линии
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Перспектива по 20-й линии, вид с севера
    © Липгарт Архитектс

От Кленце к Бурову
Архитектуре дома на Васильевском свойственны геометричность и орнаментальность, которые при этом не мешают ордеру. Здесь автор опирается на опыт предшественников. Степан Липгарт: «В «МФ» есть отсылки к неогреческому немецкому стилю Нового Эрмитажа Лео фон Кленце. Архитектура этого здания очень сильно меня впечатлила, особенно его декоративность, связанная с жесткой геометрией и повторяемостью. В моем проекте она приближена к ар-деко, больше обобщена и геометризована, от Кленце же ряд пластических элементов фасада». Действительно, некоторые детали липгартовского дома вроде акротериев в обрамлении окон пилястровыми портиками и на стыке карнизов пришли из Нового Эрмитажа: они другие, но в тех же местах. Плоскостность и орнаментальность боковых фасадов Нового Эрмитажа неожиданна для того времени, она как-то не замечается за портиком с атлантами, а ведь это почти ХХ век.
  • zooming
    1 / 3
    Новый Эрмитаж. Арх. Лео фон Кленце
    © Максим Атаянц
  • zooming
    2 / 3
    Премацци Луиджи.Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы.1861 г.
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Новый Эрмитаж. Арх. Лео фон Кленце
    © Степан Липгарт

От плоскостно-орнаментального ордера Кленце можно прочертить линию к дому Андрея Бурова на Тверской с орнаментами в технике сграффито. Соответственно, Степан Липгарт эту линию вплетает в свое произведение, и оно начинает работать как интертекст, актуализируя разные слои неоклассической традиции.
Жилой комплекс «Маленькая Франция». Вид из двора в сторону улицы с севера
© Липгарт Архитектс

Интересно, что ордерные элементы во французском доме, хотя и уплощаются орнаментом (пилястры с узором всегда более бестелесные, потому что «одетые»), но не исчезают. Когда Сергей Чобан применил орнаменты в Гранатном переулке, создал сложную свето-теневую поверхность фасада, – и это его программная позиция, выраженная в книге «30:70. Архитектура как баланс сил», – он ориентировался, скорее, на рациональный модерн. Светотень – да, а ордер – нет. Опыт Сергея Чобана Степан учитывает (сейчас делаются пробы с фибробетоном, коего заказчик «МФ» имеет собственное производство, идет работа над поверхностью, над тем, как сделать рельеф красивым и глубоким). Но у Липгарта сохраняется более подробная и традиционная артикуляция фасадов: не просто оси, но ордерное оформление, структура из ризалитов и простенков. Тема портиков (оконное обрамление высотой в два этажа пилястрами и фронтоном) на ризалите чередуется с менее насыщенной частью фасада (интермедией), где пульсация, ритм окон есть, а ордерных элементов почти нет.

Фасад центрального высокого корпуса отмечен торжественным ризалитом с ар-декошным порталом (почти как в высотке МИДа), портиком бельэтажа и венчанием по мотивам часовой башенки из Мраморного дворца. Как водится, этот фасад в глубине курдонера становится театральным задником, получает дистанцию, усиливающую эффект восприятия. Упоминавшиеся «лидвалевские» пропилеи при входе в курдонер добавляют пафоса. Все-таки курдонер – это всегда сильное пространственное переживание.
  • zooming
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Общий ночной вид на сour d′honneur с юга в зимнее время года
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Общий ночной вид фасада по 20-й лини с севера
    © Липгарт Архитектс

Кроме того, Липгарт постарался на фасадах обозначить внутреннюю структуру дома, разделение на квартиры, отметить с помощью порталов и ордерных обрамлений входы в квартиры и вестибюли. Есть такое правило, – назовем его правилом Михаила Филиппова, потому что он его провозгласил в 1990-х, – что окна разных этажей жилого дома должны быть разными по размеру и украшениям, потому что в квартире, занимая целый этаж, живет семья. Такая структура характерна для домов 1910-х, но исчезает в стране победившего пролетариата в 1930-50-х, когда окна становятся одинаковыми. Филиппов призывал вернуться в Серебряный век. Сегодня мало таких семей, которые могут позволить себе анфилады из восьми комнат, и в целом общество более атомизированное, соответственно, и квартиры меньше. В доме на Васильевском французские окна есть во всех квартирах (даже не знаю, какой социальный вывод из этого сделать – решайте сами); по высоте они одинаковые, но разные по ширине. Некоторые группируются по три, обозначая границы квартир. В данном случае внутренняя структура показана другими способами: это ярусы и ризалиты, раскреповка карниза, ордерная композиция, нижние галереи ситихаусов и террасы пентхаусов.
  • zooming
    1 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Первый этаж секции А
    © A-Architects
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Первый этаж секции В
    © A-Architects
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Первый этаж секции С
    © A-Architects
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Типовой этаж секции А
    © A-Architects
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Типовой этаж секции В
    © A-Architects
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Типовой этаж секции С
    © A-Architects

Итак, традиционная трехчастность, симметричная композиция со стороны улицы, ордерные приемы артикуляции фасадов. При этом понятно, что дом создан в XXI веке. В чем новизна?

Диалектика ордера и витража
Тут я подхожу к моей любимой теме соотношения ордера и стекла, которая будет основной в XXI веке. Соединить их можно тысячей разных способов, например, так гениально, как это сделал Самойлов в санатории «Наука» в Сочи (1938), где на стеклянных витражах, пробиваемых солнцем насквозь, чудесным образом размещались довольно чувственные ордерные элементы, колонны и портики, парящие в пространстве. Задачей Степана Липгарта, по его словам, было «добиться баланса между ордерными деталями и большими остекленными поверхностями. Витражи дают много света. Но пустота разрушает тектонику». В доме на Васильевском окна – почти без переплетов, поэтому и в самом деле фасады воспринимаются, как ордерный каркас в пространстве. Но каркас крепкий, проработанный. При всей плоскостности, в нем много слоев, и сам ордер изящного сухого рисунка убедителен и тектоничен. Это не романтическая витальность ар-нуво и ар-деко, но прозрачная стройность и рыцарственная стойкость и веселость классики среди всеобщего хаоса. Какое-то «наперекор», как говорил Гессе, название повести которого перефразировано в заголовке статьи.

«Левинсон, смягченный Лидвалем»?
Пытаясь дать формулу стиля дома на Васильевском, Степан сказал, что это «Левинсон, смягченный Лидвалем». Я не очень чувствую здесь Левинсона, в отличие от дома «Ренессанс», где его влияние очевидно. Большой масштаб и просторы там требовали мощной пластики фасадов, выразившейся в мега-ордере, сконструированном из сильно выступающих эркеров. А вот плоскостность Кленце во французском доме чувствуется. Более правильной, пожалуй, будет формула: Кленце-Лидваль-Левинсон-Липгарт. Это и есть виртуальное общение с мастерами традиционной архитектуры – вроде того, что происходит в повести Гессе «Паломничество в страну Востока», где в одном пространстве встречаются Моцарт и Ансельм Кентерберийский, Пауль Клее и сам Гессе, поэты и художники разных веков.

Лучезарный орнамент
Вообще ар-деко звучит здесь как-то под сурдинку. Больше всего – в портале главного входа и в сильно вынесенных лаконичных карнизах дворовых корпусов, а также в украшающих пропилеи и пилястры орнаментах с лучами, не столько воронихинскими, сколько перекликающимися с советской гербовой символикой. Степан Липгарт утверждает, что это мотивы диагонали и дуги, дополненные треугольниками во фризах, сначала придумались, а потом он внезапно понял, что треугольник – это циркуль. В любом случае мотив – лучезарный, выразительный, родом из станции метро «Аэропорт». Также ар-деко ощущается в люксовых форматах квартир. Террасы, например, вызывают в памяти пентхаусы Трайбеки в нью-йоркских ардекошных домах. С террас открывается вид на самый красивый город на земле.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Вид на террасу уличного фасада с южной стороны
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Перспектива по 20-й линии, вид с юга
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 3
    Жилой комплекс «Маленькая Франция». Фрагмент дворовой части, вид на выход из двухэтажной квартиры и палисадник при ней
    © Липгарт Архитектс

Личная галерея и личный вход
Наряду с пентхаусами в «Маленькой Франции» применен люксовый формат так называемых ситихаусов – двухэтажных квартир с отдельным входом с улицы. Ситихаусы в России встречаются не то чтобы часто в силу нашей истории, но в последнее время появились. Это как бы таунхаус, встроенный в среднеэтажный жилой дом, с общественной зоной на первом этаже и спальнями – на втором. Это предполагает дружелюбность социума, в 1990-е такое представить было невозможно. Это утверждает достоинство частного человека. В Англии входы в дом всегда отдельные с улицы – вспомните эти цветные узкие двери, часто с гербом, обрамленные портиками. В «Маленькой Франции» вход в ситихаусы осуществляется через тамбуры с узорчатой кованой оградой – оммаж Летнему саду, «где лучшая в мире стоит из оград» – там в летнее время можно оставить коляску или велосипед. Тамбуры выходят на тихую и зеленую, не туристическую 20-ю линию ВО, на которой почти нет транспорта и мало пешеходов. По сути, тамбуры – это крытые галереи в теле здания. Ситихаусы, расположенные со стороны двора, имеют небольшие палисадники, где можно посадить землянику и выпить чашечку кофе.

Поставщики, технологии

Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
Жилой комплекс «Маленькая Франция»
Россия, Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., д. 5-7

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, автор проекта фасадных решений : Степан Липгарт 
Архитекторы: Оксана Андрианова, Виктория Гребень, Элина Габитова

10.2016 — 2020 / 2018 — 2023

Заказчик: инвестиционно-строительный холдинг «AAG»
Планировочные решения, стадия П, РД: А-Архитектс

03 Апреля 2020

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.