English version

Полифония строгого стиля

Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

15 Января 2021
mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»
0 Жилой комплекс из двух домов называется «Московский» в честь проспекта, на котором стоит. ID Moskovskiy (ID – часть аббревиатуры из названия компании застройщика EID, Euroinvest Development) расположен за Обводным каналом в центральной части большого квартала, ограниченного Московским проспектом, Смоленской и Заозерной улицами. Его окружение: рядовые постройки рубежа XIX-XX веков – по линиям застройки и в глубине квартала; советская неоклассика 1930-1950-х – на красную линию проспекта выходит дом с аркой Льва Косвена 1953 года; на участках к востоку – жилые многоэтажки 2000-х. Комплекс строится на территории бывшего ВНИИ токов высокой частоты.
Ситуационный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

«ID Московский» включает два элемента: первый – девятиэтажный, L-образный в плане (1-я и 2-я секция), и второй – десятиэтажный, П-образный (3-я секция).
Генеральный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Дома, соединенные пилонадой, не замыкают двор, который лишь с двух сторон очерчен L-образным корпусом, но стоят друг рядом с другом, обращенные парадными фасадами к Московскому проспекту. Расположение их на второй линии не отменяет композиционную и объемно-пространственную связь с застройкой проспекта. Входной портал первой секции соосен симметричному дому Косвена, выходящему на красную линию, его проездная арка становится своеобразным парадным въездом, предваряющим регулярное пространство двора. Третья секция находится на одной оси с аркой дома №76 по Московскому проспекту, её протяженный фасад становится своеобразной ширмой, экранирующей исторические дворы от глухих брандмауэров современной застройки.
Вид с птичьего полета с западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Этот дом, в отличие от предшествующих проектов, где планировки в основном выполняли наши партнеры, был создан целиком моей командой, поэтому, на мой взгляд, он получился более цельным, гармоничным и созвучным петербургской-ленинградской традиции. В некотором смысле меня вдохновлял пример Лидваля, который начинал с дорогих и сложно украшенных зданий, таких, как доходный дом для его матери на Каменноостровском проспекте, потом создал архитектуру очень простого жилья для рабочих завода Нобеля, а позже вернулся в дорогой сегмент с найденными решениями, обнаружив некий идеальный баланс простого и сложного.

По сравнению с предыдущими проектами Степана Липгарта «Московский» заметно строже. Это обобщенная неоклассика, близкая к Беренсу и наследовавшим ему советским 1930-м, с элементами ар-деко и совсем без округлых линий. Ни капителей, ни гуськов, ни каблучков. Автор объясняет жесткий характер архитектуры тем, что дом находится в глубине квартала, а дворовые фасады петербургских домов традиционно более скупы на декор. Но как раз пластически «Московский» очень изобретателен и дворовым отнюдь не выглядит. Наряду с обобщенным ордером, характерным для неоклассики 1920–1930-х, в «Московском» есть также устремленность в небо, присущая архитектуре ар-деко и любимая Липгартом тема отягощенного порыва. Которые, в частности, воплощены в парадном фасаде первого дома.
Секция 1, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Данный фасад, ближайший к Московскому проспекту, определен мощным вертикальным движением. По центру его расположен двухъярусный входной портал первой секции, вытянутый вверх, представляющий собой полуциркульную нишу с плоским завершением. Этот портал как бы удваивается узкой «рамой» высотой в четыре этажа, которая в свою очередь обрамляется шестиэтажным центральным ризалитом, надстроенным трехэтажным аттиком. Возникает вертикальная композиция высотой в дом, напоминающая с боковых ракурсов своей «телескопичностью» объектив старинного фотоаппарата.
Секция 1, деталь входа в парадную. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Оба элемента комплекса «Московский» имеют традиционное для классики строение: цоколь, бельэтажная середина и относительно легкий верх. (Цоколь будет облицован стеклофибробетоном под известняк, а верхние ярусы отделаны штукатуркой). Фасадные композиции домов находятся в визуальном диалоге, соотнесены друг с другом при помощи сквозных мотивов: портал, ризалит, эркер и терраса-пергола. Волевому и строгому главному фасаду первого дома противопоставлен дворовый, структурированный типичными для Петербурга гранеными эркерами, которые в верхнем ярусе продолжаются террасами-перголами. Это еще один прием вертикального развития. Сначала натиск материи (эркер), затем нейтральная гладкая стена и, наконец, уменьшение материальности (терраса-пергола).
Вид на секция 1 с юго-западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Общий вид. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

В фасаде десятиэтажного второго дома происходит наложение разных тем, подобно стретте в фуге: портал, ризалиты, эркеры, перголы, экспонированные в первом доме последовательно, здесь спрессованы, наложены друг на друга. Входной портал второго дома по абрису такой же двухъярусный и вертикальный, как в первом, но лишён ниши-углубления, и не дублируется «рамами» в верхних этажах. Здесь же, на первых двух этажах применена отличная от первого дома отделка, руст, что кроме прочего подчеркивает различную функцию нижней части домов, (коммерческие помещения и детский сад соответственно). В архитектуре второго дома с одной стороны, нет такого мощного порыва, как в главном фасаде первого дома, с другой – пластическая насыщенность выше. Здесь почти отсутствует гладкая стена, наоборот, количество слоев, профилей, выступающих и углубленных элементов велико и разнообразно.
Секция 3 со встроенным ДОО, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Помимо прочего, обилие уступов и выступов позволяет сделать «линейку» балконов многообразной: начиная от французских и «небольших для чаепития» – до упомянутых выше террас-пергол на последнем этаже.
Секция 3, вид верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Секция 3, лоджии и балконы верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Два дома соединяются друг к другом с помощью пилонады из восьми сдвоенных пилонов, несущих променад на уровне второго этажа. Нельзя не увидеть здесь отсылки к Дому Бенуа на Каменноостровском с колоннадой в курдонере. Пилонада разделяет двор на две части и структурируя его, подводит с одной стороны к парадной второй секции, с другой ко входу в детский сад, расположенному в торце третьей секции. Для воспитанников детского сада галерея пилонады будет иметь практическое значение: в дождливые дни они смогут совершать прогулки под ее сенью, в погожие – некоторое время шествовать под ней к площадкам, расположенным в северо-восточной части двора. На кровле галереи устроят мини-сад, общественное пространство, поставят скамейки и кадки с растениями. Попасть туда можно будет как с улицы по лестнице, так и со второго этажа первого дома.
Вид на секцию 2 и переходную колоннаду между 2 и 3 секцией. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Заметим, что пилонада, как и колоннада, – это дополнительное пространственное переживание. Пространство перед ней – всегда торжественное, за ней – более камерное, шествие вдоль нее – ритмическое приключение.
Вид с юго-западной стороны на секцию 3. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Проект Липгарта для вестибюлей реализован не будет. А жаль, он продолжал темы, заявленные на фасадах: семиметровые потолки, подчеркнутые вертикали в декоре стен, три узких окна во втором ярусе (офис управляющей компании), напоминающие концертный орган, рисунок крыльев на стенах и ар-декошные восьмиугольники, стремящиеся к ромбам. Все эти детали задавали торжественный тон.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 4. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

Что касается квартирографии, в «Московском» она представлена вариантами от студий до 4-комнатных квартир, в диапазоне от 35 м2 до 138 м2. В их решениях можно отметить два принципа. Площадь дома убывает кверху, при этом квартиры к верхним этажам становятся больше по площади, а их количество уменьшается. «Ряд квартир близок дореволюционной анфиладной планировке и парадным планировкам 1930-1950-х, – рассказывает Степан Липгарт. – Речь прежде всего о симметричных квартирах третьей секции [второго дома, – прим. ред.], центром которых стала большая гостиная с эркером. Таким образом, мы не только в решении объемов и фасадов, но и в планировках стремились следовать принципам жилого дома, традиционного для Петербурга-Ленинграда».
  • zooming
    1 / 19
    Секция 1, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 19
    Секция 1, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 19
    Секция 1, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 19
    Секция 1, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 19
    Секция 1, план кровли. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    6 / 19
    Секция 1, разрез 1-1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    7 / 19
    Секция 1, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    8 / 19
    Секция 2, разрез 2-2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    9 / 19
    Секция 2, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    10 / 19
    Секция 2, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    11 / 19
    Секция 2, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    12 / 19
    Секция 2, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    13 / 19
    Секция 2, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    14 / 19
    Секция 3, разрез 3-3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    15 / 19
    Секция 3, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    16 / 19
    Секция 3, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    17 / 19
    Секция 3, план 4-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    18 / 19
    Секция 3, план 8-9 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    19 / 19
    Секция 3, план 10 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

***

Итак, дом строг в деталях, но срежиссирован сложно и разнообразно. Он откликается на петербургский и ленинградский контекст, выстраивает «второй парадный фронт» за линией Московского проспекта; он активно использует эркеры и террасы-перголы, а его пилонада интерпретирует идею Бенуа. Что же до строгости решения, то оно имеет как бы две грани. С одной стороны, это средство достижения сдержанной элегантности не в ущерб содержательности, с другой – средство монументализации и воплощения волевого порыва – героической темы, которая последовательно развивается в произведениях Степана Липгарта. В этом смысле дом близок ордерным кораблям графического триптиха, показанного архитектором на ноябрьском фестивале Зодчество: целеустремленным и элегантно-могущественным.
Графический триптих "Immobile super mobile erigo (На зыбком воздвигаю незыблемое)". Ростра, Под килем, Огни за кормой. 2020
© Степан Липгарт

Подобное настроение более чем созвучно минувшему грозовому 2020 году, нашему «новейшему времени», когда определенное эстетство не исключает напряжения всех сил и самодисциплины.
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»

15 Января 2021

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Липгарт Архитектс: другие проекты
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.