English version

Полифония строгого стиля

Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020 / 2020 — 2023

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»
Жилой комплекс из двух домов называется «Московский» в честь проспекта, на котором стоит. ID Moskovskiy (ID – часть аббревиатуры из названия компании застройщика EID, Euroinvest Development) расположен за Обводным каналом в центральной части большого квартала, ограниченного Московским проспектом, Смоленской и Заозерной улицами. Его окружение: рядовые постройки рубежа XIX-XX веков – по линиям застройки и в глубине квартала; советская неоклассика 1930-1950-х – на красную линию проспекта выходит дом с аркой Льва Косвена 1953 года; на участках к востоку – жилые многоэтажки 2000-х. Комплекс строится на территории бывшего ВНИИ токов высокой частоты.
Ситуационный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

«ID Московский» включает два элемента: первый – девятиэтажный, L-образный в плане (1-я и 2-я секция), и второй – десятиэтажный, П-образный (3-я секция).
Генеральный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Дома, соединенные пилонадой, не замыкают двор, который лишь с двух сторон очерчен L-образным корпусом, но стоят друг рядом с другом, обращенные парадными фасадами к Московскому проспекту. Расположение их на второй линии не отменяет композиционную и объемно-пространственную связь с застройкой проспекта. Входной портал первой секции соосен симметричному дому Косвена, выходящему на красную линию, его проездная арка становится своеобразным парадным въездом, предваряющим регулярное пространство двора. Третья секция находится на одной оси с аркой дома №76 по Московскому проспекту, её протяженный фасад становится своеобразной ширмой, экранирующей исторические дворы от глухих брандмауэров современной застройки.
Вид с птичьего полета с западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Этот дом, в отличие от предшествующих проектов, где планировки в основном выполняли наши партнеры, был создан целиком моей командой, поэтому, на мой взгляд, он получился более цельным, гармоничным и созвучным петербургской-ленинградской традиции. В некотором смысле меня вдохновлял пример Лидваля, который начинал с дорогих и сложно украшенных зданий, таких, как доходный дом для его матери на Каменноостровском проспекте, потом создал архитектуру очень простого жилья для рабочих завода Нобеля, а позже вернулся в дорогой сегмент с найденными решениями, обнаружив некий идеальный баланс простого и сложного.

По сравнению с предыдущими проектами Степана Липгарта «Московский» заметно строже. Это обобщенная неоклассика, близкая к Беренсу и наследовавшим ему советским 1930-м, с элементами ар-деко и совсем без округлых линий. Ни капителей, ни гуськов, ни каблучков. Автор объясняет жесткий характер архитектуры тем, что дом находится в глубине квартала, а дворовые фасады петербургских домов традиционно более скупы на декор. Но как раз пластически «Московский» очень изобретателен и дворовым отнюдь не выглядит. Наряду с обобщенным ордером, характерным для неоклассики 1920–1930-х, в «Московском» есть также устремленность в небо, присущая архитектуре ар-деко и любимая Липгартом тема отягощенного порыва. Которые, в частности, воплощены в парадном фасаде первого дома.
Секция 1, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Данный фасад, ближайший к Московскому проспекту, определен мощным вертикальным движением. По центру его расположен двухъярусный входной портал первой секции, вытянутый вверх, представляющий собой полуциркульную нишу с плоским завершением. Этот портал как бы удваивается узкой «рамой» высотой в четыре этажа, которая в свою очередь обрамляется шестиэтажным центральным ризалитом, надстроенным трехэтажным аттиком. Возникает вертикальная композиция высотой в дом, напоминающая с боковых ракурсов своей «телескопичностью» объектив старинного фотоаппарата.
Секция 1, деталь входа в парадную. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Оба элемента комплекса «Московский» имеют традиционное для классики строение: цоколь, бельэтажная середина и относительно легкий верх. (Цоколь будет облицован стеклофибробетоном под известняк, а верхние ярусы отделаны штукатуркой). Фасадные композиции домов находятся в визуальном диалоге, соотнесены друг с другом при помощи сквозных мотивов: портал, ризалит, эркер и терраса-пергола. Волевому и строгому главному фасаду первого дома противопоставлен дворовый, структурированный типичными для Петербурга гранеными эркерами, которые в верхнем ярусе продолжаются террасами-перголами. Это еще один прием вертикального развития. Сначала натиск материи (эркер), затем нейтральная гладкая стена и, наконец, уменьшение материальности (терраса-пергола).
Вид на секция 1 с юго-западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Общий вид. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

В фасаде десятиэтажного второго дома происходит наложение разных тем, подобно стретте в фуге: портал, ризалиты, эркеры, перголы, экспонированные в первом доме последовательно, здесь спрессованы, наложены друг на друга. Входной портал второго дома по абрису такой же двухъярусный и вертикальный, как в первом, но лишён ниши-углубления, и не дублируется «рамами» в верхних этажах. Здесь же, на первых двух этажах применена отличная от первого дома отделка, руст, что кроме прочего подчеркивает различную функцию нижней части домов, (коммерческие помещения и детский сад соответственно). В архитектуре второго дома с одной стороны, нет такого мощного порыва, как в главном фасаде первого дома, с другой – пластическая насыщенность выше. Здесь почти отсутствует гладкая стена, наоборот, количество слоев, профилей, выступающих и углубленных элементов велико и разнообразно.
Секция 3 со встроенным ДОО, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Помимо прочего, обилие уступов и выступов позволяет сделать «линейку» балконов многообразной: начиная от французских и «небольших для чаепития» – до упомянутых выше террас-пергол на последнем этаже.
Секция 3, вид верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Секция 3, лоджии и балконы верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Два дома соединяются друг к другом с помощью пилонады из восьми сдвоенных пилонов, несущих променад на уровне второго этажа. Нельзя не увидеть здесь отсылки к Дому Бенуа на Каменноостровском с колоннадой в курдонере. Пилонада разделяет двор на две части и структурируя его, подводит с одной стороны к парадной второй секции, с другой ко входу в детский сад, расположенному в торце третьей секции. Для воспитанников детского сада галерея пилонады будет иметь практическое значение: в дождливые дни они смогут совершать прогулки под ее сенью, в погожие – некоторое время шествовать под ней к площадкам, расположенным в северо-восточной части двора. На кровле галереи устроят мини-сад, общественное пространство, поставят скамейки и кадки с растениями. Попасть туда можно будет как с улицы по лестнице, так и со второго этажа первого дома.
Вид на секцию 2 и переходную колоннаду между 2 и 3 секцией. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Заметим, что пилонада, как и колоннада, – это дополнительное пространственное переживание. Пространство перед ней – всегда торжественное, за ней – более камерное, шествие вдоль нее – ритмическое приключение.
Вид с юго-западной стороны на секцию 3. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Проект Липгарта для вестибюлей реализован не будет. А жаль, он продолжал темы, заявленные на фасадах: семиметровые потолки, подчеркнутые вертикали в декоре стен, три узких окна во втором ярусе (офис управляющей компании), напоминающие концертный орган, рисунок крыльев на стенах и ар-декошные восьмиугольники, стремящиеся к ромбам. Все эти детали задавали торжественный тон.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 4. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

Что касается квартирографии, в «Московском» она представлена вариантами от студий до 4-комнатных квартир, в диапазоне от 35 м2 до 138 м2. В их решениях можно отметить два принципа. Площадь дома убывает кверху, при этом квартиры к верхним этажам становятся больше по площади, а их количество уменьшается. «Ряд квартир близок дореволюционной анфиладной планировке и парадным планировкам 1930-1950-х, – рассказывает Степан Липгарт. – Речь прежде всего о симметричных квартирах третьей секции [второго дома, – прим. ред.], центром которых стала большая гостиная с эркером. Таким образом, мы не только в решении объемов и фасадов, но и в планировках стремились следовать принципам жилого дома, традиционного для Петербурга-Ленинграда».
  • zooming
    1 / 19
    Секция 1, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 19
    Секция 1, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 19
    Секция 1, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 19
    Секция 1, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 19
    Секция 1, план кровли. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    6 / 19
    Секция 1, разрез 1-1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    7 / 19
    Секция 1, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    8 / 19
    Секция 2, разрез 2-2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    9 / 19
    Секция 2, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    10 / 19
    Секция 2, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    11 / 19
    Секция 2, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    12 / 19
    Секция 2, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    13 / 19
    Секция 2, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    14 / 19
    Секция 3, разрез 3-3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    15 / 19
    Секция 3, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    16 / 19
    Секция 3, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    17 / 19
    Секция 3, план 4-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    18 / 19
    Секция 3, план 8-9 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    19 / 19
    Секция 3, план 10 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

***

Итак, дом строг в деталях, но срежиссирован сложно и разнообразно. Он откликается на петербургский и ленинградский контекст, выстраивает «второй парадный фронт» за линией Московского проспекта; он активно использует эркеры и террасы-перголы, а его пилонада интерпретирует идею Бенуа. Что же до строгости решения, то оно имеет как бы две грани. С одной стороны, это средство достижения сдержанной элегантности не в ущерб содержательности, с другой – средство монументализации и воплощения волевого порыва – героической темы, которая последовательно развивается в произведениях Степана Липгарта. В этом смысле дом близок ордерным кораблям графического триптиха, показанного архитектором на ноябрьском фестивале Зодчество: целеустремленным и элегантно-могущественным.
Графический триптих "Immobile super mobile erigo (На зыбком воздвигаю незыблемое)". Ростра, Под килем, Огни за кормой. 2020
© Степан Липгарт

Подобное настроение более чем созвучно минувшему грозовому 2020 году, нашему «новейшему времени», когда определенное эстетство не исключает напряжения всех сил и самодисциплины.
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020 / 2020 — 2023

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»

15 Января 2021

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.