English version

Полифония строгого стиля

Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.

mainImg
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020 / 2020 — 2023

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»
Жилой комплекс из двух домов называется «Московский» в честь проспекта, на котором стоит. ID Moskovskiy (ID – часть аббревиатуры из названия компании застройщика EID, Euroinvest Development) расположен за Обводным каналом в центральной части большого квартала, ограниченного Московским проспектом, Смоленской и Заозерной улицами. Его окружение: рядовые постройки рубежа XIX-XX веков – по линиям застройки и в глубине квартала; советская неоклассика 1930-1950-х – на красную линию проспекта выходит дом с аркой Льва Косвена 1953 года; на участках к востоку – жилые многоэтажки 2000-х. Комплекс строится на территории бывшего ВНИИ токов высокой частоты.
Ситуационный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

«ID Московский» включает два элемента: первый – девятиэтажный, L-образный в плане (1-я и 2-я секция), и второй – десятиэтажный, П-образный (3-я секция).
Генеральный план. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Дома, соединенные пилонадой, не замыкают двор, который лишь с двух сторон очерчен L-образным корпусом, но стоят друг рядом с другом, обращенные парадными фасадами к Московскому проспекту. Расположение их на второй линии не отменяет композиционную и объемно-пространственную связь с застройкой проспекта. Входной портал первой секции соосен симметричному дому Косвена, выходящему на красную линию, его проездная арка становится своеобразным парадным въездом, предваряющим регулярное пространство двора. Третья секция находится на одной оси с аркой дома №76 по Московскому проспекту, её протяженный фасад становится своеобразной ширмой, экранирующей исторические дворы от глухих брандмауэров современной застройки.
Вид с птичьего полета с западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Этот дом, в отличие от предшествующих проектов, где планировки в основном выполняли наши партнеры, был создан целиком моей командой, поэтому, на мой взгляд, он получился более цельным, гармоничным и созвучным петербургской-ленинградской традиции. В некотором смысле меня вдохновлял пример Лидваля, который начинал с дорогих и сложно украшенных зданий, таких, как доходный дом для его матери на Каменноостровском проспекте, потом создал архитектуру очень простого жилья для рабочих завода Нобеля, а позже вернулся в дорогой сегмент с найденными решениями, обнаружив некий идеальный баланс простого и сложного.

По сравнению с предыдущими проектами Степана Липгарта «Московский» заметно строже. Это обобщенная неоклассика, близкая к Беренсу и наследовавшим ему советским 1930-м, с элементами ар-деко и совсем без округлых линий. Ни капителей, ни гуськов, ни каблучков. Автор объясняет жесткий характер архитектуры тем, что дом находится в глубине квартала, а дворовые фасады петербургских домов традиционно более скупы на декор. Но как раз пластически «Московский» очень изобретателен и дворовым отнюдь не выглядит. Наряду с обобщенным ордером, характерным для неоклассики 1920–1930-х, в «Московском» есть также устремленность в небо, присущая архитектуре ар-деко и любимая Липгартом тема отягощенного порыва. Которые, в частности, воплощены в парадном фасаде первого дома.
Секция 1, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Данный фасад, ближайший к Московскому проспекту, определен мощным вертикальным движением. По центру его расположен двухъярусный входной портал первой секции, вытянутый вверх, представляющий собой полуциркульную нишу с плоским завершением. Этот портал как бы удваивается узкой «рамой» высотой в четыре этажа, которая в свою очередь обрамляется шестиэтажным центральным ризалитом, надстроенным трехэтажным аттиком. Возникает вертикальная композиция высотой в дом, напоминающая с боковых ракурсов своей «телескопичностью» объектив старинного фотоаппарата.
Секция 1, деталь входа в парадную. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Оба элемента комплекса «Московский» имеют традиционное для классики строение: цоколь, бельэтажная середина и относительно легкий верх. (Цоколь будет облицован стеклофибробетоном под известняк, а верхние ярусы отделаны штукатуркой). Фасадные композиции домов находятся в визуальном диалоге, соотнесены друг с другом при помощи сквозных мотивов: портал, ризалит, эркер и терраса-пергола. Волевому и строгому главному фасаду первого дома противопоставлен дворовый, структурированный типичными для Петербурга гранеными эркерами, которые в верхнем ярусе продолжаются террасами-перголами. Это еще один прием вертикального развития. Сначала натиск материи (эркер), затем нейтральная гладкая стена и, наконец, уменьшение материальности (терраса-пергола).
Вид на секция 1 с юго-западной стороны. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Общий вид. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

В фасаде десятиэтажного второго дома происходит наложение разных тем, подобно стретте в фуге: портал, ризалиты, эркеры, перголы, экспонированные в первом доме последовательно, здесь спрессованы, наложены друг на друга. Входной портал второго дома по абрису такой же двухъярусный и вертикальный, как в первом, но лишён ниши-углубления, и не дублируется «рамами» в верхних этажах. Здесь же, на первых двух этажах применена отличная от первого дома отделка, руст, что кроме прочего подчеркивает различную функцию нижней части домов, (коммерческие помещения и детский сад соответственно). В архитектуре второго дома с одной стороны, нет такого мощного порыва, как в главном фасаде первого дома, с другой – пластическая насыщенность выше. Здесь почти отсутствует гладкая стена, наоборот, количество слоев, профилей, выступающих и углубленных элементов велико и разнообразно.
Секция 3 со встроенным ДОО, вид с запада. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Помимо прочего, обилие уступов и выступов позволяет сделать «линейку» балконов многообразной: начиная от французских и «небольших для чаепития» – до упомянутых выше террас-пергол на последнем этаже.
Секция 3, вид верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс
Секция 3, лоджии и балконы верхних этажей. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Два дома соединяются друг к другом с помощью пилонады из восьми сдвоенных пилонов, несущих променад на уровне второго этажа. Нельзя не увидеть здесь отсылки к Дому Бенуа на Каменноостровском с колоннадой в курдонере. Пилонада разделяет двор на две части и структурируя его, подводит с одной стороны к парадной второй секции, с другой ко входу в детский сад, расположенному в торце третьей секции. Для воспитанников детского сада галерея пилонады будет иметь практическое значение: в дождливые дни они смогут совершать прогулки под ее сенью, в погожие – некоторое время шествовать под ней к площадкам, расположенным в северо-восточной части двора. На кровле галереи устроят мини-сад, общественное пространство, поставят скамейки и кадки с растениями. Попасть туда можно будет как с улицы по лестнице, так и со второго этажа первого дома.
Вид на секцию 2 и переходную колоннаду между 2 и 3 секцией. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Заметим, что пилонада, как и колоннада, – это дополнительное пространственное переживание. Пространство перед ней – всегда торжественное, за ней – более камерное, шествие вдоль нее – ритмическое приключение.
Вид с юго-западной стороны на секцию 3. ID Moskovskiy
© Липгарт Архитектс

Проект Липгарта для вестибюлей реализован не будет. А жаль, он продолжал темы, заявленные на фасадах: семиметровые потолки, подчеркнутые вертикали в декоре стен, три узких окна во втором ярусе (офис управляющей компании), напоминающие концертный орган, рисунок крыльев на стенах и ар-декошные восьмиугольники, стремящиеся к ромбам. Все эти детали задавали торжественный тон.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 4. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер парадной. Вариант, вид 1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

Что касается квартирографии, в «Московском» она представлена вариантами от студий до 4-комнатных квартир, в диапазоне от 35 м2 до 138 м2. В их решениях можно отметить два принципа. Площадь дома убывает кверху, при этом квартиры к верхним этажам становятся больше по площади, а их количество уменьшается. «Ряд квартир близок дореволюционной анфиладной планировке и парадным планировкам 1930-1950-х, – рассказывает Степан Липгарт. – Речь прежде всего о симметричных квартирах третьей секции [второго дома, – прим. ред.], центром которых стала большая гостиная с эркером. Таким образом, мы не только в решении объемов и фасадов, но и в планировках стремились следовать принципам жилого дома, традиционного для Петербурга-Ленинграда».
  • zooming
    1 / 19
    Секция 1, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    2 / 19
    Секция 1, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    3 / 19
    Секция 1, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    4 / 19
    Секция 1, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    5 / 19
    Секция 1, план кровли. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    6 / 19
    Секция 1, разрез 1-1. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    7 / 19
    Секция 1, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    8 / 19
    Секция 2, разрез 2-2. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    9 / 19
    Секция 2, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    10 / 19
    Секция 2, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    11 / 19
    Секция 2, план 3-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    12 / 19
    Секция 2, план 8 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    13 / 19
    Секция 2, план 9 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    14 / 19
    Секция 3, разрез 3-3. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    15 / 19
    Секция 3, план 1 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    16 / 19
    Секция 3, план 2 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    17 / 19
    Секция 3, план 4-6 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    18 / 19
    Секция 3, план 8-9 этажей. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс
  • zooming
    19 / 19
    Секция 3, план 10 этажа. ID Moskovskiy
    © Липгарт Архитектс

***

Итак, дом строг в деталях, но срежиссирован сложно и разнообразно. Он откликается на петербургский и ленинградский контекст, выстраивает «второй парадный фронт» за линией Московского проспекта; он активно использует эркеры и террасы-перголы, а его пилонада интерпретирует идею Бенуа. Что же до строгости решения, то оно имеет как бы две грани. С одной стороны, это средство достижения сдержанной элегантности не в ущерб содержательности, с другой – средство монументализации и воплощения волевого порыва – героической темы, которая последовательно развивается в произведениях Степана Липгарта. В этом смысле дом близок ордерным кораблям графического триптиха, показанного архитектором на ноябрьском фестивале Зодчество: целеустремленным и элегантно-могущественным.
Графический триптих "Immobile super mobile erigo (На зыбком воздвигаю незыблемое)". Ростра, Под килем, Огни за кормой. 2020
© Степан Липгарт

Подобное настроение более чем созвучно минувшему грозовому 2020 году, нашему «новейшему времени», когда определенное эстетство не исключает напряжения всех сил и самодисциплины.
Архитектор:
Степан Липгарт
Проект:
ID Moskovskiy
Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 72

Авторский коллектив:
Автор фасадных решений, руководитель авторского коллектива: Степан Липгарт
ГАП: Е. В. Подошвин
Архитекторы: Н. А. Емельянова, Е. В. Зотова
Визуализация: О. В. Андрианова

2.2020 — 10.2020 / 2020 — 2023

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Московский»

15 Января 2021

Липгарт Архитектс: другие проекты
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Выходи во двор
Бывшая текстильная фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне, построенная при участии Эриха Мендельсона, превратится в жилой квартал. Рассматриваем концепции благоустройства дворовых территорий, созданные молодыми архитекторами под руководством Степана Липгарта и бюро ХВОЯ.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.