English version

Поток и линии

Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

02 Августа 2021
mainImg
0 Если бы в России 1930-х годов случился не социалистический строй, а буржуазная демократия, то, возможно, частные дома напоминали бы проекты Степана Липгарта. Образ заказчика этих вилл не прост, поскольку требует жизни напоказ, как будто тебя снимают в кино. Вспоминается архитектор Малле-Стивенс, причем не его ар-декошные парижские особняки и виллы, которые ближе к модернизму, а его облик денди и его работа в качестве художника для высокой моды. В виллах же Липгарта просматривается некий панэстетический курс на будущее, причем курс этот лежит сквозь наступающие темные века, поэтому в предъявленном нам панэстетизме есть и героическая нота.
 

 
Дом-ГЭС

Проект виллы-гидроэлектростанции был создан в 2007 году в соавторстве с Борисом Кондаковым для архитектурного конкурса «Дом-Автоном», где требовалось спроектировать жилье, не зависящее от каких-либо коммуникационных сетей. У организаторов посыл был экологический, но архитекторы на волне своего увлечения революционным романтизмом 1930-х, произведениями Эриха Мендельсона, Ноя Троцкого и Евгения Левинсона, трактовали его, скорее, как союз искусства и техники. Тема архитектуры здесь, по словам Липгарта, – движение воды и классический ордер. В последнем, считаемым многими архитекторами скучной латынью, сковывающей творческий процесс, Степан Липгарт, наоборот, чувствует энергию.
Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
© Степан Липгарт, Борис Кондаков

Условный дорический фриз с триглифами отделяет нижний ярус здания от верхнего, а жилая анфилада над водопадом представляет собой галерею с колоннами, утверждающую человека над сокрушительной силой падающей воды. С одной стороны, перед нами покорение водной стихии, с другой – соединение человеческой, технической и природной энергии в единое целое – синергия. У этой синергии есть прототип.
«С детства на меня значительное впечатление производили постройки Канала имени Москвы, одухотворённость их по сути функциональной архитектуры, которая особенно внушительно читалась во время работы шлюзов: как поднималась в них вода, как махины судов степенно вырастали вровень с ажурными башенками и бельведерами. Рухлядев и Кринский, функционалисты, в 20-е годы смело экспериментировавшие с формой и пространством, здорово свели тут свой авангардный опыт с классическим материалом, плодотворность такого синтеза и синергии очевидна. С другой стороны, масштаб этих гидротехнических построек близок к типологии большого загородного дома. Так что образ «Дома-ГЭС» – в возвращении от шлюза к вилле».

  • zooming
    1 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    2 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    3 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков
  • zooming
    4 / 4
    Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков
    © Степан Липгарт, Борис Кондаков

Очевидно, что в таком доме не будет недостатка в свете и тепле. Сидеть на энергетическом потоке и преобразовывать его энергию в благих целях – это, по-видимому, и есть миссия потенциального хозяина такой виллы. Нельзя тут не вспомнить Дом смотрителя реки в утопическом городе Шо Николя Леду, где река проходит сквозь цилиндрическую часть дома, причем не принося практической пользы. На ум также приходит иконическое здание ХХ века, предмет поклонения всех архитекторов, вилла Fallingwater Френка Ллойда Райта, в которой роль низвергающейся воды также декоративная. Завершая с историческими ассоциациями, напомню высказывание Ле Корбюзье, который однажды с другом-поэтом посетил строящуюся плотину в Альпах и выразил свой восторг сопровождавшим их инженерам, но был не понят. Вот как он описывает инцидент: «Мы попытались объяснить им, почему находим их плотину замечательной: размах подобных работ, перенесенный в практику городского строительства, мог бы вызвать коренные преобразования. И вдруг эти люди возмутились: «Как? Вы хотите изуродовать большие города! Вы настоящие варвары! Вы забываете о правилах эстетики». Пожалуй, можно сказать, что в доме ГЭС противоречия сняты: эстетика ордера и энергия техники прекрасно уживаются.
 

 
Вилла ИТР

Аббревиатура ИТР расшифровывается с раннесоветских времен как инженерно-технический работник, только отечественные итээры, за исключением крупных руководителей, в виллах не жили, да и у последних резиденции назывались дачами.
 
Загородный дом был спроектирован в 2011 году для сына известного девелопера. Заказчик руководил в тот момент промышленным предприятием, то есть с известной долей условности можно было отнести к его личности звучное «ИТР». Отсюда родился и образ виллы: резиденция технократической элиты. Аэродинамические обтекаемые формы, умножение линий в металлических ограждениях, параллели в вертикалях, скругления углов, – все эти приемы отсылают к одной из вариаций ар-деко, а именно стилю стримлайн, характерному для промышленного дизайна 1930-х: от автомобилей и теплоходов до дирижаблей. С поправкой на нашу эпоху.
  • zooming
    1 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    5 / 5
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    1 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Вилла состоит из двух корпусов, перпендикулярных друг другу. В двухэтажном корпусе размещены спальни, в одноэтажном – остекленном – гостиная и кухня. На крыше первого этажа расположилась парадная терраса, куда можно подняться, как по внутренней лестнице, ведущей в холл второго этажа, так и непосредственно по монументальным ступеням главного фасада. Ключевая идея уличной лестницы – движение, усиленное стекающим подле нее декоративным водным потоком. Многие, и я в том числе, приняли лестницу поначалу за эскалатор, поскольку графичные линии перилл и ограждений создают ощущение текучей динамики работающего конвейера.
  • zooming
    1 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Вилла ИТР Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2011 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Подвижная эстетика увязана с эргономикой: под лестницу заезжает автомобиль, доставляя продукты ко входу на кухню, а кухонный лифт, размещенный в оформленной барельефом надстройке, поднимает блюда на крышу террасы. Главный фасад обрамляет небольшой бассейн, вдоль которого тянется колоннада-пергола, обеспечивающая связь основной кухни с уличной. Перекрытие перголы из тонких металлических реек продолжает тему стримлайна, дополняя образ упорядоченного движения стремительных линий.
 

 
Павильон Lecayet

Заказчик следующего проекта, Александр Лекае, – увлеченный коллекционер советских ретроавтомобилей и автор ряда книг, посвященных этой теме. Почвой для его знакомства, а в дальнейшем сотрудничества со Степаном Липгартом стал тот факт, что прадед архитектора – Андрей Александрович Липгарт – продолжительное время был главным конструктором Горьковского автозавода и являлся одним из создателей отечественной школы автомобилестроения. В 2015 году Александр Лекае обратился к Степану с идеей дома приемов с залом для экспозиции исторической техники. Проект павильона был создан без привязки к местности, на грани с архитектурной фантазией.
  • zooming
    1 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 3
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Здесь сказалось и совместное увлечение 1930-ми, и некоторый экспозиционный пафос. На стене особняка в качестве намеренного эпатажа фигурирует сталинская цитата о том, что Советской России не обязательно идти за Европой, пора самим указывать путь.
Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт
 
Павильон Lecayet двухчастен: его составляют одно- и двухэтажный объемы, трактованные автором как ведущий и ведомый, а если согласовать понятия с теорией Ильи Голосова, – как объективный и субъективный.

В одноэтажном, «субъективном», корпусе экспонируются автомобили, двухэтажный, «объективный», – пространство для экспонирования самого хозяина дома, место репрезентации и эстетического времяпрепровождения. Стеклянный витраж с шестью стройными окнами уподоблен шестиколонному портику – надо же придать достоинство частному жилищу! В соответствии с функцией (дом торжественных приемов) над парадным входом павильона размещена специфическая деталь: балкон для приветствий и встреч гостей, выход на эту трибуну находится на втором этаже, где разместился просторный кабинет хозяина с пятиметровыми потолками.
  • zooming
    1 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    5 / 5
    Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области Заказчик: Частное лицо Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  

 
Вилла Acropolis Litorinum

Заключение этой серии проектов – пока наиболее масштабное – эскиз виллы для петербургского партнера Липгарта – девелопера, купившего несколько лет назад землю у Финского залива. Место – высокий берег отступившего Литоринового моря, доисторического водоема, на дне которого помещались значительные прибрежные территории современного Балтийского моря, да и сам город Петербург. Терракотовые вертикали сосен, склон, падающий к несуществующей стихии, приморские бризы и небеса родили идею живописного Акрополя. Но контекст здесь не исчерпывается поэзией моря. Тут же, рядом с окопами Великой Отечественной сохранился бетонный фундамент берегового орудия времен Линии Маннергейма, следы боев несут и прихотливые линии старых деревьев, очевидно испытавших на себе разрушительный огонь войны. Все это Степан Липгарт не без дерзости включил в образный строй виллы.
  • zooming
    1 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Акрополи, как и дворцы древнеримских вельмож, представляли собой живописные многокомпонентные ансамбли. Это повлияло на структуру Acropolis Litorinum, сочетающую три части, объединенные галереями.
 
К западу расположился высокий «флигель» хозяйских спальни и библиотеки, напоминающий с отдельных ракурсов корабль с мачтой и капитанской рубкой, отражающийся в прозрачных витражах.
Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт

Остекленный переход западной галереи ведет к центральной части, обращенной изогнутыми дугами своих балконов и стеклянных стен к миру и морю. Вертикали на витражах напоминают деки музыкальных инструментов. В пластичности вогнутых форм фасадов, в их природе ар-деко определенно читается оммаж парижским дворцам времен выставки 1937 года.
  • zooming
    1 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    2 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    3 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт
  • zooming
    4 / 4
    Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
    © Степан Липгарт

Западная галерея имеет еще одну примечательную черту: выстроенные вдоль архитектурно оформленного затопленного окопа, ее несуществующие лицевые опоры очерчены линиями витражей расстекловки, как бы намечающими тени колонн. Последние кажутся легкими и невесомыми, но капители и антаблемент подчеркивают, что все-таки это – опоры, часть ордера. В действительности же перекрытие галереи покоится на консольных балках, а те в свою очередь на столбах по оси задней стены. Идея отблеска эфемерных колонн в воде окопа – прием в стиле «Отражений» Дебюсси: колонны и так являются стеклянными проекциями самих себя, а в водной глади возникает отражение отражений.
Acropolis Litorinum Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области Заказчик: частный клиент Год проектирования: 2015 Статус: не осуществлён
© Степан Липгарт

Восточная галерея, ведущая от центральной части, минуя пространство бассейна отправляет взгляд к небольшой триумфальной арке, которая, впрочем, играет также роль видового бельведера. К нему в свою очередь поднимается лестница – по сути из глубин древнего моря, выстраивая зримую связь между ушедшими водами, земной твердью и небесными сферами.

В своих пока не нашедших реализации проектах вилл Степан Липгарт предложил несколько изящных решений в стиле ар-деко, переосмысленном и продолженном в современности. Причем если Дом ГЭС – скорее декларация идей, то в Вилле «ИТР», Pavillon Lecayaet и Acropolis Litorinum сформировалась узнаваемая авторская манера, перспективная для будущего.

02 Августа 2021

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Похожие статьи
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Геология фасадов
Калифорнийский университет в Санта-Барбаре впервые за последние 55 лет открыл новый учебный корпус. Автором проекта выступило архитектурное бюро из Сиэтла LMN Architects.
Музыкальная фабрика
В Манчестере открылся концертно-выставочный комплекс по проекту OMA. Заказчик – компания Factory International, организатор Манчестерского международного фестиваля.
Фасад для шоссе
В проекте здания управления автодорог в Дакке, столице Бангладеш, архитекторы Framework учли особенности участка, расположенного на оживленном шоссе, но с видом на зеленую зону.
Приближение искусства к народу
Первый и пока единственный филиал Государственного музея искусств (SMK) в Копенгагене отроется в сельской местности на севере Дании. Авторы проекта его комплекса – Reiulf Ramstad Arkitekter.
Адаптивная реконструкция
Восстановлением разрушенной землетрясением в феврале 2023 года турецкой провинции Хатай и ее столицы Антакьи займется консорциум архитекторов с Foster + Partners и BIG в составе.
Big in Japan
В Токио завершено строительство 266-метрового небоскреба Toranomon Hills Station Tower по проекту Сёхэя Сигэмацу, главы нью-йоркского отделения OMA. Это первый объект, реализованный OMA на территории японской столицы, и самый крупный проект в портфеле бюро.
Космический ковчег
MAD Architects представили проект реконструкции склада Чжанцзянского цементного завода под многофункциональный общественный центр. По мысли Ма Яньсуна, над массивными бетонными стенами зависнет космический «ковчег».
Другой Версаль
Парижское Atelier Delalande Tabourin для реконструкции небольшого дома в Версале использовали особый бетон, в который добавлена кирпичная крошка.
Высотная биофилия
The Spiral в Нью-Йорке, первый «сверхвысокий» небоскреб, спроектированный бюро Бьярке Ингельса BIG, – эксперимент в высотном озеленении: его террасы с кустарником и деревьями достигают высоты в 300 м и более.
Укрощение стихии
Бюро Carlo Ratti Associati разработало проект реконструкции знаменитых набережных Мурацци-дель-По в Турине: все более сильные разливы реки новому общественному центру будут не страшны.
Путь на глубину
На севере Норвегии бюро Rever og Drage Arkitekter соорудили на озере традиционный причал, но предназначен он не для лодок, а для любования пейзажем.
Пирамида для горожан
Бывший музей албанского лидера Энвера Ходжи в центре Тираны открылся после реконструкции по проекту MVRDV как образовательный центр и общественное пространство.
Иллюзия уединения
Кафе и частный дом на острове у северо-восточного побережья Китая создают иллюзию романтического – и драматического – уединения среди суровой природы. Авторы проекта – пекинское бюро TAO.
Золотное шитье
Пятиэтажный клубный дом, спроектированный Степаном Липгартом в Казани, реагирует на разностилевой контекст цельностью и одновременно подвижностью формы, а на соседство с театром «Экият» – сходством со складками театрального занавеса и активной пластикой балконов, в которой прочитывается сходство с театральными ложами. Он весь немного «на котурнах», но обобщен и современен. В нем даже не так просто найти элементы ар-деко, хотя дух тридцатых, пропущенный через фильтр неомодернизма, все же чувствуется. Как и Восток.
Примирение
Реставрация Соляного склада для Звенигородского музея-заповедника, с одной стороны, достаточно точно реализована по проекту бюро «Народный архитектор» – а, с другой стороны, она не обошлась без дополнительных исследований и корректировок, которые в данном случае, скорее, во благо. Обнаружен исходный цвет покраски, детали фасадов, лучше изучена история перестроек. Итог – проявлен импозантный характер ампирного здания, самого старого в городе, проявлены отличия поздних пристроек. Но, главное, город получил новое культурное и общественное пространство, которые уже «работает» вовсю.
Между городом и деревней
Два жилых дома, построенных в чешском Каменице по проекту пражской студии NEW HOW architects, поддерживают важный вектор развития всего поселения.
Работа с цветом
Архитекторы MVRDV реконструировали высотное здание в Шэньчжэне: проект должен стать образцом для перестройки невостребованных сооружений в масштабе всего Китая.
Наследие пивоваров
Реконструируя бывшую пивоварню Kingway в одном из районов Шэньчжэня, китайское бюро URBANUS попыталось сохранить дух места и коллективную память горожан об ушедшей эпохе.
Мозаика в 3D
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, появилось еще одно офисное здание с необычным фасадом от Studio Ardete.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
«Дом зерна»
Посетительский центр при органическом агропромышленном центре по проекту Reiulf Ramstad Arkitekter на севере Дании напоминает о традиционных для региона амбарах и хлебопекарных печах.
Технологии и материалы
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Сейчас на главной
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Сияние на Угре
Живописный берег Угры, где предположительно началось Великое стояние, – любимое место досуга жителей Юхнова. После первого этапа благоустройства здесь появились беседки в виде конструкций для просушки льна, спуск к воде и арт-объект «Уграметр».
Распределение масс
Деловой центр AIA East Gateway по проекту Creative Crews на востоке Бангкока должен стать стимулом для развития окружающего района и для возвращения удаленно работающих сотрудников в офисы.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.