Еще одна харизматичная промышленная территория Петербурга в скором времени заживет по-новому: весной холдинг AAG купил фабрику «Красное знамя» с тем, чтобы приспособить ее под многофункциональный комплекс с гостиницей и торговым променадом, над архитектурной частью работает давний партнер AAG, бюро Степана Липгарта. А с 27 июля по 13 августа холдинг совместно с журналом «Проект Балтия» провел воркшоп для архитекторов до 30 лет, которые работали над концепцией благоустройства дворовых пространств бывшей фабрики.
Участники разделились на две группы, одной руководило бюро Степана Липгарта, второй – бюро ХВОЯ, которое также знакомо с фабрикой, поскольку делало для силовой станции ТЭЦ проект приспособления под концертный зал. Выработанные за время воркшопа идеи AAG планирует воплощать в жизнь.
В рамках воркшопа прошли офлайн и онлайн лекции Яны Голубевой, Елены Масловой, Елизаветы Савиной, Степана Липгарта, Маргариты Штиглиц и Надежды Керимовой. Познакомиться с подробными результатами воркшопа можно на выставке в пространстве «Линии» до 13 сентября. Мы кратко рассказываем об основных идеях.
ХВОЯ: Красная Нить
Участники группы: Зоя Должикова, Ксения Ченпалова, Ольга Розова, Карина Зимина, Сергей ЯнченкоБлагоустройства дворовых пространств участка фабрики «Красное знамя»
© ХВОЯ
По мнению подопечных бюро ХВОЯ, «архитектура Мендельсона заслуживает большего», поэтому прежде всего необходимо открыть территорию бывшей текстильной фабрики городу. Сквозной образ концепции – нити, связывающие пространства и людей: основные оси пересекают территорию и вплетаются в существующую городскую пешеходную сеть. «Нить – это уникальный путь каждого человека, и здесь пересекается множество подобных путей, создавая ткань, покрывающую все пространство», – поясняют авторы. Также в концепции проявлена «тема уровней, изначально заложенная в проекте Мендельсона». Многоуровневость достигается с помощью двух приемов: «откоп/насыпь» и «воздушный мост».
Дети Мендельсона: Урбанистический лес
Участники группы: Анастасия Лунгу, Александра Соловьева, Ольга Кожухарь, Дмитрий Ильин, Полина Ворохова«Дети Мендельсона» – продолжатели дела «Детей Иофана», в описании концепции безошибочно угадывается стиль Степана Липгарта: «идея основана на парадоксальном симбиозе двух противоположностей – явления промышленной революции, некогда окутанного зацикленной производственной работой, и природы, постепенно оживающей и окутывающей оболочку фабрики годами, с момента остановки производства». Опорный образ концепции, улавливающий дух места – зарастающие травой и деревьями фабричные здания, на долгие годы оставшиеся без работы. Отсюда обилие зелени, превращающее квартал в «городские джунгли», причем благодаря подбору растений этот образ работает и в холодное время года. В русле экотрендов повторно используются артефакты, найденные на территории фабрики: катушки как ограничители и столбы для арт-объекта.
Урбанистический лес
© Дети Мендельсона
Поскольку в квартале помимо торговли будет жилье, авторы ищут баланс между общественным и частным. Было решено превратить променад в транзитную зону, а двор – в кульминацию маршрута, именно в нем раскрывается идея джунглей и разнообразие функциональных зон, от кафе и фитнес клуба до детских площадок и амфитеатра. По мере движения по территории бывшей фабрики сугубо урбанистическое превращается в «зеленое и неистовое».