Еще одна харизматичная промышленная территория Петербурга в скором времени заживет по-новому: весной холдинг AAG купил фабрику «Красное знамя» с тем, чтобы приспособить ее под многофункциональный комплекс с гостиницей и торговым променадом, над архитектурной частью работает давний партнер AAG, бюро Степана Липгарта. А с 27 июля по 13 августа холдинг совместно с журналом «Проект Балтия» провел воркшоп для архитекторов до 30 лет, которые работали над концепцией благоустройства дворовых пространств бывшей фабрики.
Участники разделились на две группы, одной руководило бюро Степана Липгарта, второй – бюро ХВОЯ, которое также знакомо с фабрикой, поскольку делало для силовой станции ТЭЦ проект приспособления под концертный зал. Выработанные за время воркшопа идеи AAG планирует воплощать в жизнь.
В рамках воркшопа прошли офлайн и онлайн лекции Яны Голубевой, Елены Масловой, Елизаветы Савиной, Степана Липгарта, Маргариты Штиглиц и Надежды Керимовой. Познакомиться с подробными результатами воркшопа можно на выставке в пространстве «Линии» до 13 сентября. Мы кратко рассказываем об основных идеях.
ХВОЯ: Красная Нить
Участники группы: Зоя Должикова, Ксения Ченпалова, Ольга Розова, Карина Зимина, Сергей ЯнченкоПо мнению подопечных бюро ХВОЯ, «архитектура Мендельсона заслуживает большего», поэтому прежде всего необходимо открыть территорию бывшей текстильной фабрики городу. Сквозной образ концепции – нити, связывающие пространства и людей: основные оси пересекают территорию и вплетаются в существующую городскую пешеходную сеть. «Нить – это уникальный путь каждого человека, и здесь пересекается множество подобных путей, создавая ткань, покрывающую все пространство», – поясняют авторы. Также в концепции проявлена «тема уровней, изначально заложенная в проекте Мендельсона». Многоуровневость достигается с помощью двух приемов: «откоп/насыпь» и «воздушный мост».
Дети Мендельсона: Урбанистический лес
Участники группы: Анастасия Лунгу, Александра Соловьева, Ольга Кожухарь, Дмитрий Ильин, Полина Ворохова«Дети Мендельсона» – продолжатели дела «Детей Иофана», в описании концепции безошибочно угадывается стиль Степана Липгарта: «идея основана на парадоксальном симбиозе двух противоположностей – явления промышленной революции, некогда окутанного зацикленной производственной работой, и природы, постепенно оживающей и окутывающей оболочку фабрики годами, с момента остановки производства». Опорный образ концепции, улавливающий дух места – зарастающие травой и деревьями фабричные здания, на долгие годы оставшиеся без работы. Отсюда обилие зелени, превращающее квартал в «городские джунгли», причем благодаря подбору растений этот образ работает и в холодное время года. В русле экотрендов повторно используются артефакты, найденные на территории фабрики: катушки как ограничители и столбы для арт-объекта.
Поскольку в квартале помимо торговли будет жилье, авторы ищут баланс между общественным и частным. Было решено превратить променад в транзитную зону, а двор – в кульминацию маршрута, именно в нем раскрывается идея джунглей и разнообразие функциональных зон, от кафе и фитнес клуба до детских площадок и амфитеатра. По мере движения по территории бывшей фабрики сугубо урбанистическое превращается в «зеленое и неистовое».