Александра Черткова: «Для нас принципиально важно вовлекать детей в процесс проектирования»

В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.

26 Марта 2020
mainImg
Что нужно для создания комфортного пространства для детей в городе?

Александра Черткова: Основные принципы комфортного пространства для детей в городе мы сформулировали в нашей концепции «Город для детей». Это комплексный подход, позволяющий сделать все элементы города – улицы, дворы, площади и парки – безопасными и дружелюбными, а главное адаптированными к восприятию и потребностям маленьких горожан. Первый принцип – возможность свободно и безопасно перемещаться. Это обеспечивается регулированием скоростного режима автомобилей на жилых улицах; артикулированностью границ между пешеходной зоной и траффиком; созданием сети замкнутых пешеходных маршрутов, связывающих центры притяжения детей; созданием игровых пространств не только во дворах, но и на улицах; обеспечением достаточной освещенности всех улиц и социального контроля. Второй принцип – разнообразие игровых зон в городской среде, игровых форматов и ландшафтов. Причем все они должны быть не строго ограничены и отгорожены, а вплетены в ткань города так, чтобы у ребенка была возможность наблюдать за всеми механизмами городской жизни.
Детская площадка во дворе элитного дома Малая Ордынка 19
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Третий принцип – идентификация. У каждого объекта городской среды должно быть «свое лицо». Город в целом должен быть доброжелательным к ребенку и представлять собой интерактивную познавательную среду.

Еще один принцип, общемировой, – экология – распространяется и на «Город для детей». В городах должны быть защитные барьеры от оживленного траффика и природные оазисы с хорошей шумоизоляцией.

Среда должна быть комфортна и интересна как для детей, так и для взрослых, чтобы эти две группы взаимодействовали, обменивались опытом.
Жилой двор в Набережных Челнах
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Обязателен принцип инклюзии: дети с ограниченными возможностями должны быть включены в общественную жизнь и полноправно использовать городское пространство.

Также, для нас принципиально важно применять в своей практике и популяризировать вовлечение детей в процесс проектирования. Таким образом, формируется личное ответственное отношение к городу, облегчается процесс самоидентификации, выявляются потребности детей в городе и создаются нешаблонные решения.

В чем заключаются основные тренды развития пространств для детей, детских площадок на сегодняшний день? Особенно в России?

А.Ч.: Для нас тренд №1 – методы, основанные на взаимодействии с будущими пользователями среды. Необходимо правильно задавать вопросы целевой аудитории – детям и взрослым о том, что они думают о том или ином месте, как собираются проводить там время, а затем корректно трактовать ответы и обрабатывать полученные данные.

Тренд №2 – создание специализированных зон для разных возрастных групп и выделение пространства для совместного использования. Каждая зона должна быть оснащена оборудованием, предназначенным для детей определенного возраста. Соответственно и ассортиментная линейка производителей должна включать наборы для самых маленьких, для детей постарше и для подростков.
Жилой двор в Набережных Челнах
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Третий тренд – оборудование мест для разных форм времяпрепровождения: ролевых игр, активного лазания, тихих игр, спокойного отдыха, общения в компании – у нас даже есть такой термин для мест коммуникации – «шушукальница». Мы разработали минимальный набор для качественной детской площадки, где каждый ребенок найдет себе занятие: он может посидеть один или в компании, хочет – может активно поиграть, побегать, придумать сам игру. Поэтому тренд №4 – обеспечить максимальную вариативность. Это мощный элемент развития и коммуникации на площадке: маленькие люди должны иметь возможность интересно и увлеченно совместно играть, налаживать межличностные связи, экспериментировать и реализовывать свои идеи.

Еще один тренд, о котором стоит упомянуть, – маршруты. Мало думать только о каких-то отдельных площадках, необходимо разрабатывать связывающие их маршруты разного масштаба: дворовый, районный, городской. Эти пути коммуникации, пути пересечений и общения. Это может быть безопасный маршрут колесного транспорта для детей, прогулочный для мам с колясками, включающий разные зоны, в которых ребенку постарше будет чем себя занять. Такой комплексный подход обеспечивает максимально эффективное времяпрепровождение в городском пространстве и ребенка, и взрослого.

Что нужно, чтобы повысить привлекательность таких пространств, не только в центре города, но и в других районах? Как с помощью урбанистики создать места притяжения в районах города?

А.Ч.: Основная проблема периферийных районов – монотонность и дисперсность застройки. И развитие рекреационных пространств сейчас, к сожалению, не всегда решает эти проблемы, символом которых стали одинаковые пластиковые «кремли» со стандартным набором оборудования и однообразным функционалом. Необходимо проводить комплексный анализ районной застройки, выявлять пешеходные маршруты, места притяжения с потенциалом к формированию локальных центров, в которых будут сконцентрированы уникальные общественные и рекреационные функции. Таким образом, мы создадим яркое, оригинальное пространство, с которым будет ассоциироваться весь район, одновременно, сформируем место и повод для общения соседей. Разумеется, в каждом дворе следует оставить необходимый функционал, позволяющий пользователям – жильцам этого двора, которые, например, не могут или не хотят выходить за пределы, – использовать пространство. В локальных центрах можно будет устанавливать индивидуально спроектированное и многофункциональное оборудование, рассчитанное на большее количество пользователей, а в обычных дворах можно будет устанавливать более экономичное и типовое оборудование.

Мы в «Дружбе» уверены, что в ближайшем будущем крупные российские города начнут использовать эту методику для качественного изменения среды в спальных районах за счет создания уникальных локальных рекреационных центров. Для этого необходимо внедрять подобный комплексный подход в долгосрочные программы развития городской среды.
Творческий сквер в Выксе
Фотография Алексея Народицкого. Предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Кроме комплексности, необходимо более активно взаимодействовать с жителями в рамках проектов городского благоустройства в российских городах. Отличным примером конструктивного диалога с горожанами может стать успешный опыт московской программы «Мой район». Вовлечение жителей в процесс выработки решений о том, каким будет их двор и их район, позволит решить множество проблем.

Расскажите о реализованных городских проектах, которые вы считаете наиболее успешными.

А.Ч.: Здесь я бы упомянула два проекта – в Выксе и в Набережных Челнах. Вокруг сквера на улице Пирогова, 6 были сосредоточены музыкальная, спортивная, художественная и общеобразовательная школы, а также центр научно-технического творчества. При этом там не было пространства для детей, где они могли бы проводить свободное время, играть после занятий.
Первый воркшоп вместе с детьми. Творческий сквер в Выксе
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Из абсолютно неприспособленного для общественного использования места мы с помощью местных жителей создали живое, активно развивающееся пространство. Художественную и дизайн-концепцию придумали сами дети, и мы, профессионалы, руководствовались этой концепцией весь период реализации проекта. В результате общих усилий получился объект на границе общественного пространства и детской площадки. Мы создали новое по типологии и функциям пространство, отталкиваясь от специфики места и пожеланий пользователей.
Макет, сделанный детьми на первом воршкопе. Творческий сквер в Выксе
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»
Творческий сквер в Выксе
Фотография Алексея Народицкого. Предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

В проекте в Набережных Челнах перед нами стояла задача – создать новые сценарии использования современного двора. Мы взяли за основу принцип комбинирования функциональных зон, каждая из которых имеет несколько вариантов использования. Центром двора стал модульный объект, включающий стол для проведения праздников, сцену, зону для общения под навесом. Для любителей спокойного отдыха мы запроектировали разноплановые места для общения и уединения. Детская площадка представляет собой лабиринт из зелёных модулей – «кабинетов». Здесь есть зоны для активной игры и спокойной – «шушукальницы». Кроме того, мы сформировали детские маршруты с рассредоточенными на них объектами. И, что самое интересное, придумали новый функциональный дизайн для бельевой сушилки и ковровыбивалки. Оказалось, что этот формат до сих пор очень востребован.

Над чем вы сейчас работаете?

А.Ч.: Сейчас мы приступаем к работе над экспериментальным проектом конструктора из игрового оборудования и элементов благоустройства для детских садов. Проект включает разработку методических рекомендаций по использованию конструктора и созданию на его основе различных комбинаций, адаптированных под конкретные площадки и задачи. Мы включили в проект исследовательскую часть, предполагающую работу с будущими пользователями конструктора, и планируем добавить в методику этап вовлечения, который должен будет предварять разработку каждой комбинации. Мы надеемся, что этот проект, состоящий из трех элементов: конструктора, методички и практики вовлечения детей и педагогов, при масштабировании и активном внедрении , позволит сделать дворы детских садов уникальными даже если они состоят из готовых элементов.

26 Марта 2020

Беседовала:

Татьяна Виана де Баррос
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой (DNK ag), Алексея Козыря, Михаила Бейлина(Citizenstudio) и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом «Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Сейчас на главной
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».