Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.03.2020

Александра Черткова: «Для нас принципиально важно вовлекать детей в процесс проектирования»

Татьяна Виана де Баррос
Мастерская:
Архитектурное бюро «Дружба»

В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.

Что нужно для создания комфортного пространства для детей в городе?

Александра Черткова: Основные принципы комфортного пространства для детей в городе мы сформулировали в нашей концепции «Город для детей». Это комплексный подход, позволяющий сделать все элементы города – улицы, дворы, площади и парки – безопасными и дружелюбными, а главное адаптированными к восприятию и потребностям маленьких горожан. Первый принцип – возможность свободно и безопасно перемещаться. Это обеспечивается регулированием скоростного режима автомобилей на жилых улицах; артикулированностью границ между пешеходной зоной и траффиком; созданием сети замкнутых пешеходных маршрутов, связывающих центры притяжения детей; созданием игровых пространств не только во дворах, но и на улицах; обеспечением достаточной освещенности всех улиц и социального контроля. Второй принцип – разнообразие игровых зон в городской среде, игровых форматов и ландшафтов. Причем все они должны быть не строго ограничены и отгорожены, а вплетены в ткань города так, чтобы у ребенка была возможность наблюдать за всеми механизмами городской жизни.

Детская площадка во дворе элитного дома Малая Ордынка 19
Детская площадка во дворе элитного дома Малая Ордынка 19
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Третий принцип – идентификация. У каждого объекта городской среды должно быть «свое лицо». Город в целом должен быть доброжелательным к ребенку и представлять собой интерактивную познавательную среду.

Еще один принцип, общемировой, – экология – распространяется и на «Город для детей». В городах должны быть защитные барьеры от оживленного траффика и природные оазисы с хорошей шумоизоляцией.

Среда должна быть комфортна и интересна как для детей, так и для взрослых, чтобы эти две группы взаимодействовали, обменивались опытом.
Жилой двор в Набережных Челнах
Жилой двор в Набережных Челнах
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Обязателен принцип инклюзии: дети с ограниченными возможностями должны быть включены в общественную жизнь и полноправно использовать городское пространство.

Также, для нас принципиально важно применять в своей практике и популяризировать вовлечение детей в процесс проектирования. Таким образом, формируется личное ответственное отношение к городу, облегчается процесс самоидентификации, выявляются потребности детей в городе и создаются нешаблонные решения.

В чем заключаются основные тренды развития пространств для детей, детских площадок на сегодняшний день? Особенно в России?

А.Ч.: Для нас тренд №1 – методы, основанные на взаимодействии с будущими пользователями среды. Необходимо правильно задавать вопросы целевой аудитории – детям и взрослым о том, что они думают о том или ином месте, как собираются проводить там время, а затем корректно трактовать ответы и обрабатывать полученные данные.

Тренд №2 – создание специализированных зон для разных возрастных групп и выделение пространства для совместного использования. Каждая зона должна быть оснащена оборудованием, предназначенным для детей определенного возраста. Соответственно и ассортиментная линейка производителей должна включать наборы для самых маленьких, для детей постарше и для подростков.
Жилой двор в Набережных Челнах
Жилой двор в Набережных Челнах
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Третий тренд – оборудование мест для разных форм времяпрепровождения: ролевых игр, активного лазания, тихих игр, спокойного отдыха, общения в компании – у нас даже есть такой термин для мест коммуникации – «шушукальница». Мы разработали минимальный набор для качественной детской площадки, где каждый ребенок найдет себе занятие: он может посидеть один или в компании, хочет – может активно поиграть, побегать, придумать сам игру. Поэтому тренд №4 – обеспечить максимальную вариативность. Это мощный элемент развития и коммуникации на площадке: маленькие люди должны иметь возможность интересно и увлеченно совместно играть, налаживать межличностные связи, экспериментировать и реализовывать свои идеи.

Еще один тренд, о котором стоит упомянуть, – маршруты. Мало думать только о каких-то отдельных площадках, необходимо разрабатывать связывающие их маршруты разного масштаба: дворовый, районный, городской. Эти пути коммуникации, пути пересечений и общения. Это может быть безопасный маршрут колесного транспорта для детей, прогулочный для мам с колясками, включающий разные зоны, в которых ребенку постарше будет чем себя занять. Такой комплексный подход обеспечивает максимально эффективное времяпрепровождение в городском пространстве и ребенка, и взрослого.

Что нужно, чтобы повысить привлекательность таких пространств, не только в центре города, но и в других районах? Как с помощью урбанистики создать места притяжения в районах города?

А.Ч.: Основная проблема периферийных районов – монотонность и дисперсность застройки. И развитие рекреационных пространств сейчас, к сожалению, не всегда решает эти проблемы, символом которых стали одинаковые пластиковые «кремли» со стандартным набором оборудования и однообразным функционалом. Необходимо проводить комплексный анализ районной застройки, выявлять пешеходные маршруты, места притяжения с потенциалом к формированию локальных центров, в которых будут сконцентрированы уникальные общественные и рекреационные функции. Таким образом, мы создадим яркое, оригинальное пространство, с которым будет ассоциироваться весь район, одновременно, сформируем место и повод для общения соседей. Разумеется, в каждом дворе следует оставить необходимый функционал, позволяющий пользователям – жильцам этого двора, которые, например, не могут или не хотят выходить за пределы, – использовать пространство. В локальных центрах можно будет устанавливать индивидуально спроектированное и многофункциональное оборудование, рассчитанное на большее количество пользователей, а в обычных дворах можно будет устанавливать более экономичное и типовое оборудование.

Мы в «Дружбе» уверены, что в ближайшем будущем крупные российские города начнут использовать эту методику для качественного изменения среды в спальных районах за счет создания уникальных локальных рекреационных центров. Для этого необходимо внедрять подобный комплексный подход в долгосрочные программы развития городской среды.
Творческий сквер в Выксе
Творческий сквер в Выксе
Фотография Алексея Народицкого. Предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Кроме комплексности, необходимо более активно взаимодействовать с жителями в рамках проектов городского благоустройства в российских городах. Отличным примером конструктивного диалога с горожанами может стать успешный опыт московской программы «Мой район». Вовлечение жителей в процесс выработки решений о том, каким будет их двор и их район, позволит решить множество проблем.

Расскажите о реализованных городских проектах, которые вы считаете наиболее успешными.

А.Ч.: Здесь я бы упомянула два проекта – в Выксе и в Набережных Челнах. Вокруг сквера на улице Пирогова, 6 были сосредоточены музыкальная, спортивная, художественная и общеобразовательная школы, а также центр научно-технического творчества. При этом там не было пространства для детей, где они могли бы проводить свободное время, играть после занятий.
Первый воркшоп вместе с детьми. Творческий сквер в Выксе
Первый воркшоп вместе с детьми. Творческий сквер в Выксе
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

Из абсолютно неприспособленного для общественного использования места мы с помощью местных жителей создали живое, активно развивающееся пространство. Художественную и дизайн-концепцию придумали сами дети, и мы, профессионалы, руководствовались этой концепцией весь период реализации проекта. В результате общих усилий получился объект на границе общественного пространства и детской площадки. Мы создали новое по типологии и функциям пространство, отталкиваясь от специфики места и пожеланий пользователей.
Макет, сделанный детьми на первом воршкопе. Творческий сквер в Выксе
Макет, сделанный детьми на первом воршкопе. Творческий сквер в Выксе
Фотография предоставлена архитектурным бюро «Дружба»
Творческий сквер в Выксе
Творческий сквер в Выксе
Фотография Алексея Народицкого. Предоставлена архитектурным бюро «Дружба»

В проекте в Набережных Челнах перед нами стояла задача – создать новые сценарии использования современного двора. Мы взяли за основу принцип комбинирования функциональных зон, каждая из которых имеет несколько вариантов использования. Центром двора стал модульный объект, включающий стол для проведения праздников, сцену, зону для общения под навесом. Для любителей спокойного отдыха мы запроектировали разноплановые места для общения и уединения. Детская площадка представляет собой лабиринт из зелёных модулей – «кабинетов». Здесь есть зоны для активной игры и спокойной – «шушукальницы». Кроме того, мы сформировали детские маршруты с рассредоточенными на них объектами. И, что самое интересное, придумали новый функциональный дизайн для бельевой сушилки и ковровыбивалки. Оказалось, что этот формат до сих пор очень востребован.

Над чем вы сейчас работаете?

А.Ч.: Сейчас мы приступаем к работе над экспериментальным проектом конструктора из игрового оборудования и элементов благоустройства для детских садов. Проект включает разработку методических рекомендаций по использованию конструктора и созданию на его основе различных комбинаций, адаптированных под конкретные площадки и задачи. Мы включили в проект исследовательскую часть, предполагающую работу с будущими пользователями конструктора, и планируем добавить в методику этап вовлечения, который должен будет предварять разработку каждой комбинации. Мы надеемся, что этот проект, состоящий из трех элементов: конструктора, методички и практики вовлечения детей и педагогов, при масштабировании и активном внедрении , позволит сделать дворы детских садов уникальными даже если они состоят из готовых элементов.