Проектирование проходило в тесном контакте с Главархитектуры Московской области и Министерством строительства области, которые пристально мониторили процесс и не давали отступить от общего курса на минимизацию площадей. На небольшом квадратном участке площадью 1,47 га уместилось не только 3-этажное здание школы, но и спортивное ядро и площадки для прогулок – о компактности планировки говорит хотя бы тот факт, что пожарные проезды частично совмещены с беговыми дорожками стадиона. Проект «оптимизировали» на каждом этапе, но благодаря творческой воле архитекторов в итоге удалось реализовать нестандартный архитектурный замысел даже без необходимости согласовывать спецтехусловия, что зачастую требуется для решений, выходящих за рамки традиционного.
Три лепестка и атриум
Здание общей площадью более 7 500 м2 получило необычный план – три корпуса расходятся от ядра подобно трем лепесткам. Со стороны Советской улицы вдоль изгибающегося корпуса у главного входа в здание организована уютная и компактная площадь, где проходят общешкольные линейки, а на заднем дворе расположились спортивные зоны. Такая объемно-пространственная композиция обусловлена, в первую очередь, требованиями инсоляции. Учебные классы ориентированы на юго-восток, на запад выходят окна аудиторий, не требующих нормативной инсоляции. В здании 28 кабинетов. При расчетной вместимости школьного здания в 275 человек на самом деле в нем учатся 624 человека – таким образом, все аудитории заняты и не простаивают.Главной фишкой проекта, которую удалось реализовать несмотря на все оптимизации, стал разместившийся во входной зоне на площади 96 м2 атриум на высоту трех этажей с амфитеатром. Вполне ожидаемо он стал самым популярным и оживленным местом школы, где постоянно тусуются старшеклассники. Атриум выполняет еще и важную для лицея как образовательного учреждения функцию символического пространства: на стене высотой около 9 метров школьная администрация разместила панно, составленное из слов, выражающих ценности лицея, – их в ходе общешкольного проекта вместе выбирали педагоги и учащиеся. По словам директора школы Натальи Киселевой, на ступеньках амфитеатра проходят традиционные фотосессии классов. Андрей Асадов искренне гордится тем, что в школе, помимо необходимого набора помещений, «удалось организовать маленький элемент общественного пространства, который, сразу видно, хорошо работает».
Требования пожарной безопасности, а именно изолирования частей здания в случае возгораний, удалось соблюсти благодаря использованию пожарных штор, спрятанных в короба по всему периметру атриума. При срабатывании пожарной сигнализации эти металлические шторы, подобно рольставням или гаражным воротам, автоматически падают и выделяют атриум в отдельную зону, что предотвращает распространение огня и дыма.
Коридоры, примыкающие к аудиториям, компактные и имеют Г-образную форму, «загибаясь» от центрального корпуса. Благодаря гуманному масштабу и естественному освещению либо по всей длине коридора, либо в торцах, рекреации производят впечатление просторных, но не бесчеловечных пространств. Здесь не потеряешься, как можно потеряться в бесконечных коридорах-«кишках» типовой советской школы. В стенах, отделяющих рекреации от классов, предусмотрены небольшие оконные проемы, создающие ощущение проницаемости – правда их меньше, чем архитекторы хотели изначально: помешали коммуникационные стояки, спрятанные в стенах.
В большем «лепестке» размещен универсальный спортивный зал площадью 540 м2 с потолком на высоту двух этажей. В том же корпусе находятся аудитории, отделенные от спортзала коридором, который мог бы стать глухим и темным, если бы не одна небольшая хитрость, на которую пошли архитекторы. У дальней стены зала в кессонированном потолке устроен зенитный фонарь, и прямо рядом с ним, в стене коридора, организованы окошки. Так в рекреации одновременно и светло, и интересно: можно заглянуть в зал и посмотреть, как школьники занимаются спортом. «По нормативам все в порядке, но ощущение пространства совершенно другое», – с удовлетворением отмечает Асадов. Еще один спортзал, гимнастический, площадью почти 200 м2, расположен в другом крыле.
Из других интересных пространств стоит отметить библиотеку/медиатеку – светлое и просторное помещение с обильным остеклением и возможностью выйти на террасу (правда, когда мы побывали в школе в ноябре, выход на террасу был закрыт. Возможно, ее откроют в теплое время года).
Росток нового
Школа находится в квартале со смешанной застройкой, удаленном от центра, – по соседству частный сектор, чуть в отдалении общественные здания и 14-этажные жилые дома. На фоне прочих общественных зданий Домодедова школа выгодно отличается своим современным и лаконичным видом. Здание на удивление добротно сделано, это бросается в глаза. Спокойствие, достоинство и позитив – именно эти определения наиболее точно характеризуют внешний облик школы. Здесь по понятным причинам (бюджет, бюджет…) не было возможности использовать какие-то дорогие или эксклюзивные материалы. Отделку фасадов подсказали все те же нормы – в Московской области в облицовке образовательных учреждений допускаются малогорючие материалы (в отличие от Москвы, где облицовка должна быть вообще негорючей). В итоге остановились на алюминиевых кассетах – алюминий как раз относится к разряду малогорючих – и очень приятно, что выбор пал не на кричащие, якобы «веселенькие» детские цвета, а на спокойные тона: салатовый, бирюзовый, желтый, серый и белый.Скромный бюджет на проектирование не позволил архитекторам ни погрузиться в детальное проектирование интерьеров, ни провести полноценный авторский надзор. Были лишь составлены общие рекомендации по цветовой гамме, отделочным материалам. Школьные интерьеры, к слову сказать, выполненные в целом вполне достойно, все же могли бы быть гораздо изящнее и продуманнее, если бы архитекторы могли до конца сопровождать проект. Назвать хотя бы лестничные ограждения в атриуме – выбор перил из труб из полированной нержавейки, довольно кондовых, стал для Андрея Асадова неприятным сюрпризом. «Круглые и блестящие – два параметра, которые сводят на нет все дизайнерские усилия», – сожалеет он.
Случай домодедовской школы в очередной раз показывает, что государство не готово идти на лишние расходы на строительство и эксплуатацию школ, и, цитируя архитектора Сергея Скуратова, как-то высказавшегося на школьную тему, «здания с интересной, осмысленной архитектурой пробиваются, как ростки через треснувший бетон, и каждое появление – героическая история». Героизм домодедовской школы, несомненно имеющий место, был оценен профессиональным сообществом. На международном смотре-конкурсе архитектурных проектов в сфере образования BuildSchool 2019 школа по проекту ASADOV_ взяла бронзовый диплом в категории «Лучший объект нового строительства». В январе этого года стало известно, что этот проект, как и предполагалось, будет повторно использован – он одобрен для реализации в селе Тропарево под Можайском. Это хорошо: на один росток в треснувшем бетоне больше.