English version

Баланс уплотнения

Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

30 Марта 2020
mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой дом на Октябрьской набережной
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 86, корпус 2, литер А.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Столярчук А.А., Рубина Е.Е., Баженова Т.В., Карагодин Д.А., Леднев А.В.

8.2019 — 12.2019

Заказчик: ООО «СЕНАТОР»
Жилой дом будут строить в районе Сосновка, рядом с Уткиной заводью – о последней должны были слышать многие из песни Бориса Гребенщикова, которая косвенным образом сообщает о маргинальной атмосфере района. Как нетрудно догадаться, раньше здесь был сосновый бор, от которого сохранился изрядный кусок – территория дачи Александра Чернова, отданная «Радиоцентру №3» и, соответственно, закрытая.

Микрорайон, в котором располагается участок под застройку, выходит на Октябрьскую набережную – это бывший городок «Свет рабочим» при ГРЭС «Красный Октябрь», состоящий из «немецких» трехэтажных домиков 1920-1930-х годов, хрущевок и чуть более высоких «сталинок».
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

В этой части города правый берег Невы, в отличие о левого, где выросли мегалитических размеров жилые комплексы, сохраняет пока небольшой масштаб и сопутствующие ему зеленые улочки и дворики, не слишком заполненные машинами. Но постепенно и он уплотняется. В рассматриваемый квартал, например, в 2007 вклинился 25-этажный дом, чуть ближе к набережной строится ЖК Veren «Студии-44». Дом мастерской Анатолия Столярчука расположится на третьей от набережной линии, в самом сердце «городка». С этим и связаны основные трудности, возникшие при проектировании.
  • zooming
    1 / 3
    Правый берег Невы. Многофункциональный жилой комплекс «Мегалит». Постройка, 2016.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 3
    Левый берег Невы. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Итак, дом отступает, но все равно будет заметен, поскольку по высоте превзойдет окружающие постройки в два-три раза. Его конфигурация – единственно возможное решение задачи с данными условиями ТЭПов и инсоляции. Две секции обращены к набережной, еще одна уходит вглубь квартала, вместе они образуют г-образный план, который позволяет не затенять квартиры соседних домов. Такое расположение, впрочем, соответствует широтной ориентации всего микрорайона. На небольшом «пятне» удалось разместить дворик с площадками, детский сад на две группы – он занимает весь первый этаж корпуса с окнами на юг, павильон для въезда в подземный паркинг и все прочее, что заложено в СНИП – проезды, отступы, наземные парковки и т.д.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Останавливаться на этом столь подробно стоит по той причине, что работа с участками, похожими на нерешаемое уравнение, стала одной из «фирменных» задач мастерской Анатолия Столярчука. Подобная ситуация была с домом на Прилукской улице, комплексом на Софийской и многими другими. Как правило, итог – чистая форма, не наводящая на размышления о чрезмерных усилиях, с которыми пришлось «натягивать» многоэтажный дом на небольшой участок в сложившейся среде.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Фасадные решения опять же характерны для мастерской – это отклик на контекст и балансировка с помощью ритма и пропорций, без дословных цитат или подражаний, на языке современной архитектуры.

Архитекторы трактуют Г-образный объем дома как двухслойный: у него есть «основа» нейтрального оттенка серого цвета, стены, облицованные панелями горизонтальных пропорций в двух тонах, чуть темнее и чуть светлее – и легкая светлая материя застекленных лождий, которые состоят из белых рамок и стекла. «Основа» ведет себя исключительно нейтрально, только на пространственном шарнире угла возникает крупная модернистская консоль с витражом-«телевизором», которая, между тем, берет на себя роль главного акцента – своего рода «лица» дома: он, таким образом, смотрит мимо реки в сторону центра города.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Входа под консолью нет, только торец встроенного ДОУ, так что решение не функциональное, а образное, пластическое, но в данном случае ключевое: оно акцентирует угол, в частности для проезжающих по набережной. Витраж-«телевизор» собран из остекленных лоджий, таких же, как и те, что образуют штриховку крупных горизонталей справа и слева фасада, вытянутого вдоль набережной.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Белые лоджии появляются посередине на протяженных фасадах пластин, они сгруппированы в вертикальные блоки где-то по три, а где-то и по пять, и скомпонованы в шахматном порядке: так авторам удается избежать пресловутых «градусников», то есть вертикальных групп, которые в последнее время стали чересчур узнаваемы – и, с другой стороны, придать фасаду крупную выразительную пластику выступов – углублений и ритмично организованную светотень, в то же время обеспечив каждой квартире полноценный светлый объем, в среднем – 6-метровой площади.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Во дворе, где хорошо видны вертикали коммуникационных узлов, ритм спокойнее, но возникают новые темы – к примеру, тонкой сетки белых клеток, и сильнее ощущается многосоставность здания.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Следует отметить, что шахматные композиции из лоджий становятся характерной чертой почерка Анатолия Столярчука, он не впервые работает с этой темой, и каждое решение звучит иначе. К примеру, в гостинице на проспекте Ветеранов шахматный рисунок из застекленных лоджий и углублений намного плотнее, но его разбавляет подсветка и отделка из латуни. В доме на Прилукской лоджии отчеркнуты тонкими вертикалями.
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

На Октябрьской балконы почти кубической формы и очень артикулированные. Кроме того, различная высота «столбиков» позволяет дому откликнуться на окружающую застройку, «впитать» в себя ее типологию.
ЖК на ул. Прилукская
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Анатолий Столярчук полагает, что модернизация старых панорам неминуема, процесс этот невозможно удержать. И есть в этом свои плюсы: будет сделана реконструкция подъездных дорог, приведут в порядок прилегающую территорию, появится детский сад. Почти нет сомнений, что дом более высокого класса даст району импульс к развитию, а также сбалансирует высотную застройку, которая уже появилась.

Об уплотнении как благе пару лет назад рассуждал петербургский офис MLA+: согласно подсчетам, в «теле» города можно построить жилья примерно на 77 миллионов квартир. Если использовать этот потенциал, то Петербург не будет расти вширь еще лет десять. Уплотнять, конечно, следует правильно: подбирать и совмещать функции, соответствовать нормам и контексту. Перед нами как раз пример такого гуманного варианта: внимательный к контексту, без сомнения гармоничный дом, чья высота, возможно – не такой уж и недостаток. 
Жилой дом на Октябрьской набережной
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    1 / 9
    План автостоянки. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 9
    План 1-го этажа. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 9
    План 2-го этажа. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 9
    План 3-го этажа. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 9
    План 4-го, 5-го 6-го этажей. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    6 / 9
    План 7-го, 8-го, 9-го этажей. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    7 / 9
    План 10-го этажа. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 1. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 2. Жилой дом на Октябрьской набережной
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой дом на Октябрьской набережной
Россия, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 86, корпус 2, литер А.

Авторский коллектив:
Архитекторы: Столярчук А.А., Рубина Е.Е., Баженова Т.В., Карагодин Д.А., Леднев А.В.

8.2019 — 12.2019

Заказчик: ООО «СЕНАТОР»

30 Марта 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Теплое сияние
Гостиница на берегу реки аккуратно встроена в спальный район Петербурга, претендуя в то же время на роль акцента, прививающего месту вкус к сдержанной, но не лишенной изыска современной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Геометрия интеграции
Проект жилого дома за Обводным каналом в Петербурге построен на поиске баланса между нормативами, контекстом и убежденностью в актуальности модернистской, лишенной признаков стилизаторства, архитектуры.
Плодотворные ограничения
Иногда особенности участка и пожелания заказчика вынуждают архитекторов в поиске лучшего варианта из возможных решать не столько творческие, сколько сугубо вычислительные задачи. В то же время жесткие ограничения, как известно, нередко приводят к неожиданным находкам. МФК на Софийской улице в Петербурге как раз из числа таких проектов.
Градсовет Петербурга 12.07.2018
Заседания Градсовета стали в Петербурге довольно редки. На сей раз обсуждали здание школы на Петергофском шоссе мастерской Юсупова и жилой МФК Анатолия Столярчука, также как и границы компетенций и полномочий совета.
(А)симметричные кварталы
Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.
Учтивый гость
Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.
Дом на острове
Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.
Триколор на Неве
В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».
Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов...
Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.
Проект трудной судьбы
О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.
Жёлтый, зелёный, полосатый и белый
Публикуем первые четыре реализации, присланные архитекторами и приглянувшиеся редакции. В первую подборку вошли центр реабилитации инвалидов, два магазина и вестибюль бизнес-центра.
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.