English version

Проект трудной судьбы

О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.

Автор текста:
Ирина Бембель

24 Декабря 2015
mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Многоквартирный дом на улице Мира
Россия, Санкт-Петербург, Улица Мира, д. 36, литера А

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Столярчук А.А.
Главный архитектор проекта: Рубина Е.Е.
Архитектор: Ландышева Н.А.
 

2013 — 2014

Партнер: ООО «Граст»
Заказчик: ООО «Коннолахтинский-55»
Участок под строительство жилого дома, о котором идёт речь, расположен в промышленной зоне Петроградской стороны, недалеко от старого трамвайного депо № 3. Улица Мира, нарядная и регулярная по очертаниям в районе Австрийской площади, здесь становится рыхлой и непрезентабельной: остатки исторической застройки соседствуют с панельными советскими домами и сугубо утилитарными сооружениями. Подобные места сейчас привлекают закономерное внимание девелоперов, что проявляется в растущем числе вкраплений современной архитектуры и ещё большем количестве проектных предложений.

Одно из них – проект жилого комплекса мастерской Анатолия Столярчука, который предполагается реализовать на пересечении улиц Мира и Котовского. Его судьба оказалась весьма непростой: во-первых, из-за необходимости сноса (с последующим воссозданием фасада) исторического здания архитектора Дмитрия Крыжановского. И хотя бывший доходный дом, признанный аварийным, был давно расселён, градозащитники неоднократно пытались в судебном порядке оспорить решение о сносе. Во-вторых, не гладко складывались и отношения с заказчиком.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Но сначала о самом проекте. Перед его авторами стояла ответственная задача «привязки» нового корпуса к историческому объёму – скромному образцу петербургских доходных домов с характерными чертами модерна. В градостроительном смысле архитекторам предстояло визуально закрепить угол перекрёстка, пока никак не структурированный, и придать аморфной застройке более регулярный характер. Исчезающий при этом зелёный дворик, раскрытый на улицу Котовского, предполагается компенсировать за счёт сноса двухэтажного дворового флигеля.

Проект мастерской Столярчука включил в себя воссоздаваемый исторический объём как часть уравновешенной, почти симметричной в плане композиции в виде растянутой вширь буквы П, отведя ему роль одного из ризалитов. Первый этаж имеет общественное назначение, такая же функция двух этажей корпуса по улице Котовского. Выше располагаются типовые жилые этажи. На отметке 23 м стена делает отступ: здесь расположена видовая терраса для жильцов мансарды (высота карниза 28 м). Образуемый ризалитами компактный замкнутый двор имеет два арочных прохода: по улице Мира и по улице Котовского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План 1 этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План типового этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Если план застройки в значительной степени продиктован формой участка, то выбор стилистики нового корпуса был свободным и представлял наибольшую трудность ввиду наличия фасада в стиле модерн. Приём исторической стилизации, учитывая укрупнение масштаба и общее изменение композиции, был авторами довольно быстро отвергнут, уступив место современному языку, достаточно нейтральному, но не лишённому генетической связи с архитектурой Крыжановского.

Главный фасад здания, возвышающийся над старым карнизом на три этажа, смотрит на улицу Котовского строгой серой плоскостью, расчерченной пунктирным графическим рисунком. Общая симметрия его осевой композиции нарушена удлинением торцевого выступа, примыкающего к брандмауэру бывшего доходного дома. Этот угловой стык двух торцов решён на контрасте простых геометрических объёмов, фактуры и цвета, что хорошо отвечает его акцентной градостроительной роли.
Тема доходного дома через угловой срез бокового входа переходит на главный фасад. Учитывая его укрупнённые в сравнении с историческим соседом габариты, авторы стремились уравновесить общее впечатление нейтральной стилистикой и светлым тоном облицовки. Роль ударных акцентов выполняют здесь центральная арка с модернизированным люнетом и объединяющая два верхних этажа фигурная лоджия красно-кирпичного цвета. Своим колоритом и осевым расположением они отвечают центральному эркеру на доме Крыжановского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Из множества существующих приёмов взаимодействия с историческим контекстом авторы проекта выбрали путь уважительного, но равноправного и открытого стилевого диалога современности с историей. Однако именно стилистика стала камнем преткновения в отношениях с заказчиком, в результате чего проект, получивший серебряный диплом «Архитектона-2013», был заказчиком отвергнут, а к проектированию приглашена другая фирма.

Однако на этом история не закончилась. Альтернативный проект встретил жёсткую критику градсовета: новый проектировщик попытался пойти тем путём, который изначально отверг Столярчук, т.е. украшая новые объёмы эклектичным историзирующим декором. После этого заказчик вынужден был вновь обратиться к Анатолию Аркадьевичу в поисках компромисса. В итоге за мастерской Столярчука осталась разработка фасадов и их согласование в КГА и КГИОП.
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Котовского. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

История, несмотря на несколько смягчённый конец, довольно грустная и, к сожалению, не уникальная. Известна масса случаев, когда заказчик, получив концепцию от известной мастерской с многолетней хорошей репутацией, передаёт её для дальнейшего проектирования («на растерзание») другой фирме с заданием максимально удешевить проект. В данном случае ситуация несколько иная, но и она хорошо иллюстрирует незащищённость архитектора (а в конечном итоге, и потребителя) и общее снижение спроса на качественную архитектуру.

Кризис внёс свои коррективы в график работ, но будем надеяться, что в конце концов на месте снесённой исторической руины возникнет новый благоустроенный комплекс, хранящий память места и отвечающий при этом современным представлениям о городской среде.
Многоквартирный дом на улице Мира. План мансарды. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука


Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Многоквартирный дом на улице Мира
Россия, Санкт-Петербург, Улица Мира, д. 36, литера А

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Столярчук А.А.
Главный архитектор проекта: Рубина Е.Е.
Архитектор: Ландышева Н.А.
 

2013 — 2014

Партнер: ООО «Граст»
Заказчик: ООО «Коннолахтинский-55»

24 Декабря 2015

Автор текста:

Ирина Бембель
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Сейчас на главной
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.