24.12.2015

Проект трудной судьбы

О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.

информация:

Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Участок под строительство жилого дома, о котором идёт речь, расположен в промышленной зоне Петроградской стороны, недалеко от старого трамвайного депо № 3. Улица Мира, нарядная и регулярная по очертаниям в районе Австрийской площади, здесь становится рыхлой и непрезентабельной: остатки исторической застройки соседствуют с панельными советскими домами и сугубо утилитарными сооружениями. Подобные места сейчас привлекают закономерное внимание девелоперов, что проявляется в растущем числе вкраплений современной архитектуры и ещё большем количестве проектных предложений.

Одно из них – проект жилого комплекса мастерской Анатолия Столярчука, который предполагается реализовать на пересечении улиц Мира и Котовского. Его судьба оказалась весьма непростой: во-первых, из-за необходимости сноса (с последующим воссозданием фасада) исторического здания архитектора Дмитрия Крыжановского. И хотя бывший доходный дом, признанный аварийным, был давно расселён, градозащитники неоднократно пытались в судебном порядке оспорить решение о сносе. Во-вторых, не гладко складывались и отношения с заказчиком.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Но сначала о самом проекте. Перед его авторами стояла ответственная задача «привязки» нового корпуса к историческому объёму – скромному образцу петербургских доходных домов с характерными чертами модерна. В градостроительном смысле архитекторам предстояло визуально закрепить угол перекрёстка, пока никак не структурированный, и придать аморфной застройке более регулярный характер. Исчезающий при этом зелёный дворик, раскрытый на улицу Котовского, предполагается компенсировать за счёт сноса двухэтажного дворового флигеля.

Проект мастерской Столярчука включил в себя воссоздаваемый исторический объём как часть уравновешенной, почти симметричной в плане композиции в виде растянутой вширь буквы П, отведя ему роль одного из ризалитов. Первый этаж имеет общественное назначение, такая же функция двух этажей корпуса по улице Котовского. Выше располагаются типовые жилые этажи. На отметке 23 м стена делает отступ: здесь расположена видовая терраса для жильцов мансарды (высота карниза 28 м). Образуемый ризалитами компактный замкнутый двор имеет два арочных прохода: по улице Мира и по улице Котовского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. План 1 этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План 1 этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. План типового этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План типового этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Если план застройки в значительной степени продиктован формой участка, то выбор стилистики нового корпуса был свободным и представлял наибольшую трудность ввиду наличия фасада в стиле модерн. Приём исторической стилизации, учитывая укрупнение масштаба и общее изменение композиции, был авторами довольно быстро отвергнут, уступив место современному языку, достаточно нейтральному, но не лишённому генетической связи с архитектурой Крыжановского.

Главный фасад здания, возвышающийся над старым карнизом на три этажа, смотрит на улицу Котовского строгой серой плоскостью, расчерченной пунктирным графическим рисунком. Общая симметрия его осевой композиции нарушена удлинением торцевого выступа, примыкающего к брандмауэру бывшего доходного дома. Этот угловой стык двух торцов решён на контрасте простых геометрических объёмов, фактуры и цвета, что хорошо отвечает его акцентной градостроительной роли.
Тема доходного дома через угловой срез бокового входа переходит на главный фасад. Учитывая его укрупнённые в сравнении с историческим соседом габариты, авторы стремились уравновесить общее впечатление нейтральной стилистикой и светлым тоном облицовки. Роль ударных акцентов выполняют здесь центральная арка с модернизированным люнетом и объединяющая два верхних этажа фигурная лоджия красно-кирпичного цвета. Своим колоритом и осевым расположением они отвечают центральному эркеру на доме Крыжановского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Из множества существующих приёмов взаимодействия с историческим контекстом авторы проекта выбрали путь уважительного, но равноправного и открытого стилевого диалога современности с историей. Однако именно стилистика стала камнем преткновения в отношениях с заказчиком, в результате чего проект, получивший серебряный диплом «Архитектона-2013», был заказчиком отвергнут, а к проектированию приглашена другая фирма.

Однако на этом история не закончилась. Альтернативный проект встретил жёсткую критику градсовета: новый проектировщик попытался пойти тем путём, который изначально отверг Столярчук, т.е. украшая новые объёмы эклектичным историзирующим декором. После этого заказчик вынужден был вновь обратиться к Анатолию Аркадьевичу в поисках компромисса. В итоге за мастерской Столярчука осталась разработка фасадов и их согласование в КГА и КГИОП.
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Котовского. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Котовского. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

История, несмотря на несколько смягчённый конец, довольно грустная и, к сожалению, не уникальная. Известна масса случаев, когда заказчик, получив концепцию от известной мастерской с многолетней хорошей репутацией, передаёт её для дальнейшего проектирования («на растерзание») другой фирме с заданием максимально удешевить проект. В данном случае ситуация несколько иная, но и она хорошо иллюстрирует незащищённость архитектора (а в конечном итоге, и потребителя) и общее снижение спроса на качественную архитектуру.

Кризис внёс свои коррективы в график работ, но будем надеяться, что в конце концов на месте снесённой исторической руины возникнет новый благоустроенный комплекс, хранящий память места и отвечающий при этом современным представлениям о городской среде.
Многоквартирный дом на улице Мира. План мансарды. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План мансарды. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Наталия Шилова
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерия Преображенская
  • Илья Машков
  • Екатерина Грень
  • Александр Асадов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Скокан
  • Зураб Басария
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Рустам Керимов
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Карлсон
  • Антон Барклянский
  • Владимир Плоткин
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Михаил Канунников
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Владимир Ковалёв
  • Левон Айрапетов
  • Константин Ходнев
  • Роман Леонидов
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Марк Сафронов
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Антон Бондаренко
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Арсений Леонович
  • Евгений Герасимов
  • Станислав Белых
  • Наталия Зайченко
  • Александр Попов
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Скуратов
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Николай Миловидов
  • Иван Кожин
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Юлий Борисов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарьядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи