24.12.2015

Проект трудной судьбы

О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.

информация:

Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Участок под строительство жилого дома, о котором идёт речь, расположен в промышленной зоне Петроградской стороны, недалеко от старого трамвайного депо № 3. Улица Мира, нарядная и регулярная по очертаниям в районе Австрийской площади, здесь становится рыхлой и непрезентабельной: остатки исторической застройки соседствуют с панельными советскими домами и сугубо утилитарными сооружениями. Подобные места сейчас привлекают закономерное внимание девелоперов, что проявляется в растущем числе вкраплений современной архитектуры и ещё большем количестве проектных предложений.

Одно из них – проект жилого комплекса мастерской Анатолия Столярчука, который предполагается реализовать на пересечении улиц Мира и Котовского. Его судьба оказалась весьма непростой: во-первых, из-за необходимости сноса (с последующим воссозданием фасада) исторического здания архитектора Дмитрия Крыжановского. И хотя бывший доходный дом, признанный аварийным, был давно расселён, градозащитники неоднократно пытались в судебном порядке оспорить решение о сносе. Во-вторых, не гладко складывались и отношения с заказчиком.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014. Ситуационный план © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Но сначала о самом проекте. Перед его авторами стояла ответственная задача «привязки» нового корпуса к историческому объёму – скромному образцу петербургских доходных домов с характерными чертами модерна. В градостроительном смысле архитекторам предстояло визуально закрепить угол перекрёстка, пока никак не структурированный, и придать аморфной застройке более регулярный характер. Исчезающий при этом зелёный дворик, раскрытый на улицу Котовского, предполагается компенсировать за счёт сноса двухэтажного дворового флигеля.

Проект мастерской Столярчука включил в себя воссоздаваемый исторический объём как часть уравновешенной, почти симметричной в плане композиции в виде растянутой вширь буквы П, отведя ему роль одного из ризалитов. Первый этаж имеет общественное назначение, такая же функция двух этажей корпуса по улице Котовского. Выше располагаются типовые жилые этажи. На отметке 23 м стена делает отступ: здесь расположена видовая терраса для жильцов мансарды (высота карниза 28 м). Образуемый ризалитами компактный замкнутый двор имеет два арочных прохода: по улице Мира и по улице Котовского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. План 1 этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План 1 этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. План типового этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План типового этажа. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Если план застройки в значительной степени продиктован формой участка, то выбор стилистики нового корпуса был свободным и представлял наибольшую трудность ввиду наличия фасада в стиле модерн. Приём исторической стилизации, учитывая укрупнение масштаба и общее изменение композиции, был авторами довольно быстро отвергнут, уступив место современному языку, достаточно нейтральному, но не лишённому генетической связи с архитектурой Крыжановского.

Главный фасад здания, возвышающийся над старым карнизом на три этажа, смотрит на улицу Котовского строгой серой плоскостью, расчерченной пунктирным графическим рисунком. Общая симметрия его осевой композиции нарушена удлинением торцевого выступа, примыкающего к брандмауэру бывшего доходного дома. Этот угловой стык двух торцов решён на контрасте простых геометрических объёмов, фактуры и цвета, что хорошо отвечает его акцентной градостроительной роли.
Тема доходного дома через угловой срез бокового входа переходит на главный фасад. Учитывая его укрупнённые в сравнении с историческим соседом габариты, авторы стремились уравновесить общее впечатление нейтральной стилистикой и светлым тоном облицовки. Роль ударных акцентов выполняют здесь центральная арка с модернизированным люнетом и объединяющая два верхних этажа фигурная лоджия красно-кирпичного цвета. Своим колоритом и осевым расположением они отвечают центральному эркеру на доме Крыжановского.
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

Из множества существующих приёмов взаимодействия с историческим контекстом авторы проекта выбрали путь уважительного, но равноправного и открытого стилевого диалога современности с историей. Однако именно стилистика стала камнем преткновения в отношениях с заказчиком, в результате чего проект, получивший серебряный диплом «Архитектона-2013», был заказчиком отвергнут, а к проектированию приглашена другая фирма.

Однако на этом история не закончилась. Альтернативный проект встретил жёсткую критику градсовета: новый проектировщик попытался пойти тем путём, который изначально отверг Столярчук, т.е. украшая новые объёмы эклектичным историзирующим декором. После этого заказчик вынужден был вновь обратиться к Анатолию Аркадьевичу в поисках компромисса. В итоге за мастерской Столярчука осталась разработка фасадов и их согласование в КГА и КГИОП.
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Котовского. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Котовского. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. Развертка по улице Мира. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

История, несмотря на несколько смягчённый конец, довольно грустная и, к сожалению, не уникальная. Известна масса случаев, когда заказчик, получив концепцию от известной мастерской с многолетней хорошей репутацией, передаёт её для дальнейшего проектирования («на растерзание») другой фирме с заданием максимально удешевить проект. В данном случае ситуация несколько иная, но и она хорошо иллюстрирует незащищённость архитектора (а в конечном итоге, и потребителя) и общее снижение спроса на качественную архитектуру.

Кризис внёс свои коррективы в график работ, но будем надеяться, что в конце концов на месте снесённой исторической руины возникнет новый благоустроенный комплекс, хранящий память места и отвечающий при этом современным представлениям о городской среде.
Многоквартирный дом на улице Мира. План мансарды. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Многоквартирный дом на улице Мира. План мансарды. Проект, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчукаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Антон Бондаренко
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Чобан
  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Андрей Асадов
  • Арсений Леонович
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Селивохин
  • Роман Леонидов
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Николай Миловидов
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян
  • Антон Надточий
  • Юлия Тряскина
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Курков
  • Илья Уткин
  • Сергей Труханов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Антон Барклянский
  • Василий Крапивин
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Сенкевич
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Сергей  Орешкин
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Гнездилов
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Гинзбург

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом «KINO»
  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Моносад на московском монорельсе
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи