Гостиница на Прибалтийской площади
Санкт-Петербург, улица Кораблестроителей, дом 14, литера А
Проектировщик: Архитектурная мастерская Столярчука
Заказчик:ООО «Аквапарк Билдинг»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Анатолий Столярчук начал презентацию с того, что в процессе проектирования мастерской пришлось решать проблему прежде всего этического характера: участок располагается перед гостиницей «Прибалтийская» – знаковым объектом ленинградской архитектуры, фактически на бывшей площади, то есть искажение градостроительного ансамбля неизбежно. Гостиницу, которая изначально называлась «Интурист», в 1978 построила шведская компания Skanska по проекту Николая Баранова, в свое время она была частью морского фасада Петербурга. Перед зданием обустроили площадь с фонтанами и спусками к воде, отблески золотистого купола ресторана должны были быть видны жителям Кронштадта, а в впечатляющая лестница – пассажирам «Метеоров».
Градостроительная ситуация, впрочем, с тех пор сильно изменилась: Морская набережная перестала быть набережной, от моря ее отделил каньон ЗСД и 170 га новых намывных территорий с высотными жилыми комплексами. А в 2006 году облик «Прибалтийской» уже исказили, построив перед ней аквапарк «Вотервиль», который теперь планируют сносить. Анатолий Столярчук обратил внимание также на то, что осевая композиция, на которой расположена «Прибалтийская», нарушена – если продолжить линию улицы Нахимова, то она пройдет через центр гостиницы и площади, но уже не будет совпадать с бульваром Александра Грина на намыве.
«Заповедь «не нарушай и не порть» присутствовала. В процессе проектирования мы глубоко переживали, но считаем, что то, на чем в конечном итоге остановились, – принципиально возможно», – отметил Анатолий Столярчук.
Мастерская предложила два симметричных кубических корпуса, объединенных четырехэтажной перемычкой, равной по высоте ресторану «Прибалтийской». Номера через каждые два этажа отличаются, что на фасадах нашло отражение в переменном шаге проемов и простенков. Фасады облицованы керамическими плитами, на которые нанесена фактура естественного камня, а также латунными вставками. Заказчик, имя которого осталось не известным для архитекторов, готов финансировать реконструкцию остатков площади.
Гостиница рассчитана на 1937 номеров, верхний этаж занимают номера-пентхаусы, на первых располагаются ресторан, кафе, фитнес и офисные помещения. Высота корпусов не превышает 39 метров. Для сравнения, параметры «Прибалтийской»: высота 65 м и 1100 номеров.
Обсуждение проекта свелось к формуле Сократа, о которой вспомнил Михаил Мамошин: «Платон мне друг, но истина дороже». Многие поддержали проект как вещь в себе, но не согласились с возможностью его расположения вплотную к бывшему «Интуристу».
Михаил Сарри сравнил появление новой гостиницы с опущенным занавесом, который скрывает действо, ради которого люди и приходят в театр: «Был вид на произведение ленинградской архитектуры, теперь его нет. Если поддерживать тренд на искоренение памятников ленинградской архитектуры, то можно согласовывать. Но мы должны противостоять этому модному поветрию». Владимир Реппо отметил, что «два объема ставят крест на композиции».
Владимир Линов и Вячеслав Ухов предложили сделать корпуса более высокими, но компактными – так останется ощущение распахнутости, Феликс Буянов посоветовал отказаться от перемычки, чтобы раскрыть вид на ресторан и лестницу. Несколько экспертов увидели в ситуации возможность освободить памятник архитектуры от «Вотервиля» и поддержали бы запрет на строительство.
Сергей Орешкин, как автор аквапарка «с неудачной судьбой», рассказал, что архитектор «Интуриста» принял «Вотервиль» благосклонно и даже нарисовал несколько линий, хотя разговор в целом был непростой. Он отметил, что «брутальные корпуса избыточны и ухудшают композицию – это все должно быть на порядок ниже, надо поискать другое решение, поскольку ломаные линии в проекте Баранова и Евдокимова появились не просто так. Коммерчески очевидно, что это максимум, но фактор рентабельности для девелопера не главный на Градсовете». Святослав Гайкович увидел в проекте большое давление на мастерскую Анатолия Столярчука со стороны заказчика.
Владимир Григорьев отметил, что происходящее – «результат рыночных отношений, за которые мы все когда-то проголосовали, потому что очень хотелось джинсов. Нам казалось, что джинсы это главное на свете». И предложил «совершать не градостроительные ошибки, а предпосылки».
Итог: «за» проголосовал 1 человек, «против» – 14. Рекомендовано доработать архитектурно-градостроительный облик.
Подробнее о проекте ->
Итог: «за» проголосовал 1 человек, «против» – 14. Рекомендовано доработать архитектурно-градостроительный облик.
Подробнее о проекте ->
Жилой комплекс у «Гранд-Каньона»
Санкт-Петербург, улица Шостаковича, участок 1Проектировщик: ООО «Проектная культура»
Заказчик:ООО «Эр-Би-Ай-Север»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Жилой комплекс планируют возводить рядом с ТРК «Гранд Каньон», который занимает реконструированное здание 1970-х годов, предназначавшееся для ткацкой фабрики. Полупромышленный квартал окружен микрорайонной позднесоветской застройкой и выходит на оживленные проспекты Суздальский и Энгельса, жилье в его пределах раньше не строилось.
«Проектная культура» запрашивают отклонение от разрешенных 40 метров до 75: в результате на участке свободно расположатся восемь башен от 15 до 24 этажей, появится силуэт и больше пространства для благоустройства и пристроенного детского сада. Корпуса объединяют два стилобата, между которыми перекинут мостик. Про фасадные решения Александр Зюзин рассказал следующее: «Каркасная сетка светло-серого цвета присутствует на всех корпусах, где-то она подчеркнута горизонталями, где-то идет волной. Преобладают четыре спокойных цвета из традиционной петербургской палитры, два теплых и два холодных».
Живописная композиция понравилась экспертам, а вот мнения относительно высоты разделились.
Сергей Орешкин выразил проекту горячую симпатию: «Любимый прием, когда много точек и башен, возрастает количество угловых хорошо освещенных квартир, поднимается класс застройки, появляется силуэт. Реновация Москвы на 90% состоит из таких решений». Также архитектор одобрил фасады: «С одной стороны это трехчастные петербургские фасады, с другой – современный подход, большое количество комнат с крупными окнами».
Владимир Линов назвал работу привлекательной: «Сделана с хорошим художественным вкусом, композиция музыкальная по построению объемов, по ритмам. Много плюсов, которые поднимают комфорт жилья в этом месте». И в очередной раз вернулся к вопросу влияния высоты на здоровье человека: «Не вижу причины, по которой нужно просить отклонение по высоте. Вполне можно ту же композицию по духу и форме сделать более низкую, вписаться в 40 метров. Архитекторы обязаны думать о здоровье населения».
Михаил Мамошин не согласился: с путепровода на проспекте Энгельса «40-метровые купированные дома мы не увидели и не запомнили бы». А также дал неожиданную оценку современному архитектурному процессу: «Мы в последнее время болеем одной болезнью: везде строим ансамбли, строим оси, делаем курдонеры. В районе поздесоветской застройки не нужно действовать по законам, которые изначально были заложены в Петербурге. Философия акцентов, высотная застройка нужны не только в коммерческих целях».
Владимир Григорьев усомнился в необходимости переносить традиционную трехчастность фасада на высотные здания, а также призвал думать о жилой среде и акцентировал важность ландшафтных решений: «Ландшафт – это колоссально, решение земли – это половина комфорта проживания. У нас не хватает сил на архитектуру земли. Газон – это прекрасно, но слишком просто».
Итог: «за» архитектурно-градостроительный облик проголосовали 15 человек, «против» – 1. «За» повышение высоты проголосовал 14 человек, «против» – 1. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.
Подробнее о проекте ->