English version

От Калининграда до Лондона

О двух конкурсных проектах мастерской Анатолия Столярчука, работе в кризис и отношении к стилизации.

mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Мастерская:
АМ А.А. Столярчука
Проект:
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде
Россия, Калининград

Авторский коллектив:
Архитекторы: Столярчук А., Рубина Е., Ляшко М., Селянкина Н., Хилько К.
Руководитель авторского коллектива: Ландышева Н.

2015 — 2015

В кризис люди ведут себя по-разному. Кто-то включает режим экономии и «залегает на дно», мечтая лишь о том, чтобы свести концы с концами. А кто-то, не унывая, использует затишье для роста и развития.

Так, руководитель мастерской Анатолий Столярчук, наряду с рутинной порой работой «ради куска хлеба», поощряет конкурсные инициативы своей молодёжи. И хотя риск остаться «в минусе» здесь весьма велик – всё же убыточной такую работу назвать никак нельзя: на ней растут и крепчают кадры. Предлагаем вниманию читателей два конкурсных проекта мастерской Столярчука, выполненных за последние месяцы.

Один из них выполнен для Калининграда, где в сентябре 2015 года состоялся открытый архитектурный конкурс под названием «Сердце города» на концепцию правительственного историко-культурного комплекса. Его организатором выступило некоммерческое партнерство «Градостроительное Бюро “Сердце города”», которое действовало по поручению правительства Калининградской области и при содействии администрации городского округа «Город Калининград».

Другой конкурс – «London Nursery School», на концепцию детского сада, – прошёл в декабре в Лондоне. Его организатором выступило частное итальянское бюро «AWR Competetions».
 
***
Проект правительственного историко-культурного комплекса в Калининграде

Участок для проектирования располагается по соседству с зоной исторического центра Калининграда, конкурс на развитие которой выиграла в 2014 году «Студия-44». Статус участка, о котором пойдёт речь, даже более ответственный, поскольку на этом месте находился замок Кёнигсберг XIII-XIX веков. Иными словами, это самое сердце города. Во время войны замок сильно пострадал, хотя его стены и башни ещё сохранялись. Тем не менее, в шестидесятые годы было принято решение об их сносе, несмотря на протесты неравнодушных горожан. Рядом с пустырём, скрывающим фундаменты замка, в семидесятые было начато строительство Дома советов, который должен был принять на себя роль главной городской доминанты взамен утраченного замка. Вместо этого здание стало для города символом долгостроя, оставаясь до сих пор незавершённым и без ясного будущего.

Согласно конкурсному заданию, участники должны были сами решить судьбу Дома советов, а также и вопрос воссоздания/невоссоздания замка в прежнем виде. Так или иначе на этом месте должна была разместиться резиденция городского правительства и историко-культурный комплекс. Мастерская Столярчука решительно отвергла мысль о «муляже»: вместо этого авторы предложили здание, которое повторяет нерегулярные контуры внутреннего периметра замка, но снаружи приобретает вид правильного каре.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Ситуационный план. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Вид с высоты птичьего полёта. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Массивный прямоугольник срезан сверху по косой линии в направлении южной террасы и острова Канта; в самую низкую его часть строго по центральной оси врезан монументальный цилиндрический объём с конференц-залом и открытым амфитеатром на крыше.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Вид с высоты птичьего полёта. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Вид Южной террасы. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Главный вход в комплекс – через широкую арку с одной из главных улиц Калининграда – улицы Шевченко. Войдя в него, посетитель оказывается в заглублённом пространстве музейного вестибюля, сразу вовлекаясь в живой контакт с артефактами орденского замка. Отсюда можно подняться на каждый из четырёх этажей, а также на озеленённую благоустроенную крышу.
Поднявшись на нулевую отметку, посетитель может попасть в павильон «Сердце города», открытый музей, где можно ознакомиться с археологическими находками раскопов замка, информационный центр для туристов, специализированные магазины, рестораны, кафе. Здесь же располагается зона администрации комплекса и городская библиотека-медиатека. Все функциональные зоны имеют отдельные входы с внешней стороны, либо со двора.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Интерьер музея. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Второй этаж (+6.000) – это, прежде всего, резиденция губернатора. Здесь находится его кабинет, зал официальных переговоров, конференц-зал, наградной зал, административные помещения, а также образовательный центр и Музей истории королевского замка.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Интерьер многофункционального зала. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

На третьем этаже (+12.000) размещаются пространства для временных экспозиций и Музей раритетов. Четвёртый уровень (+18.000) – это эксплуатируемая кровля с ресторанами и общедоступной рекреационной зоной со смотровыми площадками, откуда можно совершить виртуальную экскурсию в прошлое. Здесь представлена виртуальная 3D-модель орденского замка Кёнигсберг, воссозданная по чертежам немецкого архитектора Фридриха Ларса, которую можно исследовать с разных точек кровли с помощью специальных оптических приборов.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Композиция в виде каре, центральная «башня-цитадель», кирпичный колорит – всё это апеллирует к обобщённому образу средневекового замка. Вместе с тем, поскольку здание Дома советов авторы решили сохранить, «Пост-замок» получил также некоторые признаки позднесоветской стилистики: торжественную монументальность, строгую симметрию, суровый лаконизм. Наконец, над всем этим возвышается образный уровень «дружелюбной современности» – озеленённая видовая кровля, лазерные шоу во дворе, а также стеклянные стены и вставки в мощение двора, открывающие музеефицированные фундаменты.

Конкурсная работа вошла в десятку лучших. При этом большинство финалистов пошли по пути более или менее точного воссоздания исторического замка. Право на существование, безусловно, имеют оба подхода, но, как подчеркнула главный архитектор проекта Нина Ландышева, внутри коллектива по этому поводу царит полное согласие: мастерская ищет пути диалога с прошлым без копирования старины.
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Планы этажей. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Схема функционального зонирования. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Фасады. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде. Фасады. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

 
***
Детский сад на берегу Дептфордского канала в Лондоне

Ещё один конкурсный проект был разработан для живописного уголка бывшей лондонской промзоны. Участок под строительство напоминает мыс, ограниченный с одной стороны эстакадой, а с другой – Дептфордским каналом. Фрагменты качественной современной среды соседствуют здесь с пустырями, гаражами и стихийными парковками.
Детский сад в Лондоне. Существующее положение. Проект, 2015 © 2010-2015 AWR – Architecture Workshop in Rome

В непосредственной близости располагается современный комплекс апартаментов «Creekside Village», а также колледж музыки и танцев «Trinity Laban» – произведение Херцога и де Мерона, за которое авторы в 2001 году получили Притцкера. Неподалёку раскинулся Гринвичский парк со знаменитой обсерваторией. Место интересное и перспективное, причастное истории, но практически лишённое исторического архитектурного контекста.
Детский сад в Лондоне. Существующее положение. Проект, 2015 © 2010-2015 AWR – Architecture Workshop in Rome

В этих условиях авторы проекта поставили перед собой задачу связать принципы зелёной архитектуры и собственные представления о современной игровой площадке для детей, соответствующей большому современному городу. Как рассказывает Нина Ландышева, в основу образного решения была положена горсть кубиков Лего, брошенных на траву. Так родилась идея пяти изолированных друг от друга разноцветных павильонов с верхним светом для игр детей разного возраста. Объединяющая их детская площадка изрезана прямыми дорожками, пересекающимися под разными углами. Но это не просто лужайка для игр, а озеленённая крыша, под которой находится нулевой уровень комплекса.
Детский сад в Лондоне. Ситуационный план. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Детский сад в Лондоне. Ситуационный план. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Детский сад в Лондоне. Схема расположение корпусов. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Последний представляет собой общую зону, где располагаются вестибюль, административные помещения, медицинский кабинет, конференц-зал, спальни, а также большое мультифункциональное пространство столовой, включающее кухню, прачечную, кладовую и помещения для персонала.
Детский сад в Лондоне. Вид на игровую зону. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Детский сад в Лондоне. Открытые парковые зоны. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Детский сад в Лондоне. План. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Детский сад в Лондоне. Разрез. Проект, 2015 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Большое разноцветное окно столовой открывает детям вид на Депфордский канал. В самом сердце комплекса расположена общая игровая комната со стеклянной крышей, где могут общаться дети из всех групп. Главный вход расположен со стороны колледжа и улицы Laban Walk Road, как бы продолжая тему образования и воспитания.

Описанный проект не вошёл в число призёров, но дал молодым авторам европейский конкурсный опыт, который, хочется пожелать, пригодится им в будущем.
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Мастерская:
АМ А.А. Столярчука
Проект:
Проект историко-культурного комплекса в Калининграде
Россия, Калининград

Авторский коллектив:
Архитекторы: Столярчук А., Рубина Е., Ляшко М., Селянкина Н., Хилько К.
Руководитель авторского коллектива: Ландышева Н.

2015 — 2015

15 Марта 2016

АМ А.А. Столярчука: другие проекты
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Теплое сияние
Гостиница на берегу реки аккуратно встроена в спальный район Петербурга, претендуя в то же время на роль акцента, прививающего месту вкус к сдержанной, но не лишенной изыска современной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Геометрия интеграции
Проект жилого дома за Обводным каналом в Петербурге построен на поиске баланса между нормативами, контекстом и убежденностью в актуальности модернистской, лишенной признаков стилизаторства, архитектуры.
Плодотворные ограничения
Иногда особенности участка и пожелания заказчика вынуждают архитекторов в поиске лучшего варианта из возможных решать не столько творческие, сколько сугубо вычислительные задачи. В то же время жесткие ограничения, как известно, нередко приводят к неожиданным находкам. МФК на Софийской улице в Петербурге как раз из числа таких проектов.
Градсовет Петербурга 12.07.2018
Заседания Градсовета стали в Петербурге довольно редки. На сей раз обсуждали здание школы на Петергофском шоссе мастерской Юсупова и жилой МФК Анатолия Столярчука, также как и границы компетенций и полномочий совета.
(А)симметричные кварталы
Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.
Учтивый гость
Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.
Дом на острове
Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.
Триколор на Неве
В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».
Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов...
Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.
Проект трудной судьбы
О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.
Жёлтый, зелёный, полосатый и белый
Публикуем первые четыре реализации, присланные архитекторами и приглянувшиеся редакции. В первую подборку вошли центр реабилитации инвалидов, два магазина и вестибюль бизнес-центра.
Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.