Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Жилой дом будут строить в районе Сосновка, рядом с Уткиной заводью – о последней должны были слышать многие из песни Бориса Гребенщикова, которая косвенным образом сообщает о маргинальной атмосфере района. Как нетрудно догадаться, раньше здесь был сосновый бор, от которого сохранился изрядный кусок – территория дачи Александра Чернова, отданная «Радиоцентру №3» и, соответственно, закрытая.
Микрорайон, в котором располагается участок под застройку, выходит на Октябрьскую набережную – это бывший городок «Свет рабочим» при ГРЭС «Красный Октябрь», состоящий из «немецких» трехэтажных домиков 1920-1930-х годов, хрущевок и чуть более высоких «сталинок».
В этой части города правый берег Невы, в отличие о левого, где выросли мегалитических размеров жилые комплексы, сохраняет пока небольшой масштаб и сопутствующие ему зеленые улочки и дворики, не слишком заполненные машинами. Но постепенно и он уплотняется. В рассматриваемый квартал, например, в 2007 вклинился 25-этажный дом, чуть ближе к набережной строится ЖК Veren «Студии-44». Дом мастерской Анатолия Столярчука расположится на третьей от набережной линии, в самом сердце «городка». С этим и связаны основные трудности, возникшие при проектировании.
Правый берег Невы. Многофункциональный жилой комплекс «Мегалит». Постройка, 2016.
Итак, дом отступает, но все равно будет заметен, поскольку по высоте превзойдет окружающие постройки в два-три раза. Его конфигурация – единственно возможное решение задачи с данными условиями ТЭПов и инсоляции. Две секции обращены к набережной, еще одна уходит вглубь квартала, вместе они образуют г-образный план, который позволяет не затенять квартиры соседних домов. Такое расположение, впрочем, соответствует широтной ориентации всего микрорайона. На небольшом «пятне» удалось разместить дворик с площадками, детский сад на две группы – он занимает весь первый этаж корпуса с окнами на юг, павильон для въезда в подземный паркинг и все прочее, что заложено в СНИП – проезды, отступы, наземные парковки и т.д.
Останавливаться на этом столь подробно стоит по той причине, что работа с участками, похожими на нерешаемое уравнение, стала одной из «фирменных» задач мастерской Анатолия Столярчука. Подобная ситуация была с домом на Прилукской улице, комплексом на Софийской и многими другими. Как правило, итог – чистая форма, не наводящая на размышления о чрезмерных усилиях, с которыми пришлось «натягивать» многоэтажный дом на небольшой участок в сложившейся среде.
Фасадные решения опять же характерны для мастерской – это отклик на контекст и балансировка с помощью ритма и пропорций, без дословных цитат или подражаний, на языке современной архитектуры.
Архитекторы трактуют Г-образный объем дома как двухслойный: у него есть «основа» нейтрального оттенка серого цвета, стены, облицованные панелями горизонтальных пропорций в двух тонах, чуть темнее и чуть светлее – и легкая светлая материя застекленных лождий, которые состоят из белых рамок и стекла. «Основа» ведет себя исключительно нейтрально, только на пространственном шарнире угла возникает крупная модернистская консоль с витражом-«телевизором», которая, между тем, берет на себя роль главного акцента – своего рода «лица» дома: он, таким образом, смотрит мимо реки в сторону центра города.
Входа под консолью нет, только торец встроенного ДОУ, так что решение не функциональное, а образное, пластическое, но в данном случае ключевое: оно акцентирует угол, в частности для проезжающих по набережной. Витраж-«телевизор» собран из остекленных лоджий, таких же, как и те, что образуют штриховку крупных горизонталей справа и слева фасада, вытянутого вдоль набережной.
Белые лоджии появляются посередине на протяженных фасадах пластин, они сгруппированы в вертикальные блоки где-то по три, а где-то и по пять, и скомпонованы в шахматном порядке: так авторам удается избежать пресловутых «градусников», то есть вертикальных групп, которые в последнее время стали чересчур узнаваемы – и, с другой стороны, придать фасаду крупную выразительную пластику выступов – углублений и ритмично организованную светотень, в то же время обеспечив каждой квартире полноценный светлый объем, в среднем – 6-метровой площади.
Во дворе, где хорошо видны вертикали коммуникационных узлов, ритм спокойнее, но возникают новые темы – к примеру, тонкой сетки белых клеток, и сильнее ощущается многосоставность здания.
Следует отметить, что шахматные композиции из лоджий становятся характерной чертой почерка Анатолия Столярчука, он не впервые работает с этой темой, и каждое решение звучит иначе. К примеру, в гостинице на проспекте Ветеранов шахматный рисунок из застекленных лоджий и углублений намного плотнее, но его разбавляет подсветка и отделка из латуни. В доме на Прилукской лоджии отчеркнуты тонкими вертикалями.
На Октябрьской балконы почти кубической формы и очень артикулированные. Кроме того, различная высота «столбиков» позволяет дому откликнуться на окружающую застройку, «впитать» в себя ее типологию.
Анатолий Столярчук полагает, что модернизация старых панорам неминуема, процесс этот невозможно удержать. И есть в этом свои плюсы: будет сделана реконструкция подъездных дорог, приведут в порядок прилегающую территорию, появится детский сад. Почти нет сомнений, что дом более высокого класса даст району импульс к развитию, а также сбалансирует высотную застройку, которая уже появилась.
Об уплотнении как благе пару лет назад рассуждал петербургский офис MLA+: согласно подсчетам, в «теле» города можно построить жилья примерно на 77 миллионов квартир. Если использовать этот потенциал, то Петербург не будет расти вширь еще лет десять. Уплотнять, конечно, следует правильно: подбирать и совмещать функции, соответствовать нормам и контексту. Перед нами как раз пример такого гуманного варианта: внимательный к контексту, без сомнения гармоничный дом, чья высота, возможно – не такой уж и недостаток.