13.07.2017

Дом на острове

Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.

информация:

Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Крестовский остров – привлекательное место для петербургских застройщиков и архитекторов. Не так давно он был островом-парком, чуть позже – островом-стадионом. Сегодня – остров самой дорогой недвижимости в городе. Западная часть осталась демократичной: аттракционы, зелень и открывшаяся наконец «Зенит-арена» привлекают много людей. Восточная часть разительно отличается: необычайно безлюдные и тихие улицы, закрытые дворы, малоэтажные дома с выразительной архитектурой.

За последние полтора десятка лет здесь успели поработать многие востребованные мастерские, и редкий дом остается без архитектурных наград. Бюджет позволяет если не все, то многое: качественные материалы, гигантских грифонов, застекленные бульвары-оранжереи и причалы у парадных. Кроме того Крестовский остров не тяготит контекстом – массовая жилая застройка его почти не коснулась, здания стоят отдельно в окружении зелени. Тем удивительнее, что новые дома, которые здесь появляются, в основном далеки от вычурности. В то же время гулять здесь интересно: живая энциклопедия современных архитектурных приемов и экспериментов.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Тихая улица Эсперова, на которой расположится дом, спроектированный архитектурной мастерской Анатолия Столярчука, спрятана в восточной части острова. Трапециевидный участок расположен на «второй линии» от воды, прямо за домом «Венеция» Евгения Герсимова, и поделен между домом, спроектированным архитектурным бюро Анатолия Столярчука и строящимся по проекту Intercolomnium жилым комплексом Esper Club. Вместе они образуют замкнутое каре, которое обеспечит периметральную застройку участка. Другие соседи: клубный комплекс Diadema Club House по проекту бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», коттеджи для судей Конституционного суда и бассейн «Спартак» 1972 года постройки, превратившийся теперь в дельфинарий.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

В таком окружении архитекторы бюро Анатолия Столярчука поставили перед собой задачу создать дом, не похожий на соседние. «Подстраиваться под какие бы то ни было стили или архитектурный язык рядом стоящих домов – тупиковый и губительный путь, – говорит Анатолий Столярчук. – Результат в большинстве случаев будет выглядеть пародийно». Заказчик также не навязывал стилевых решений, что позволило создать простой и элегантный дом.

Его фасад, по словам архитектора, – «абсолютно монотонная стена, фоновая, без акцентов, перфорированная окнами». Впрочем, стена вовсе не монотонна: широкие откосы французских балконов, шахматно чередующихся с обычными окнами в рамках крупных квадратов фасадной сетки, делают пластику достаточно активной и непростой. Поначалу даже кажется, что ритм стены хаотично-вольный, и только потом с любопытством понимаешь, что это не так. Преобладающая материя фасада – светлый камень, но вставки терракотовых панелей формируют нюансированный ответ на соседство кирпичной поверхности «Венеции», а тонкие ребра фасадной решетки перекликаются с вертикальными тягами и неоготическими консолями дома Евгения Подгорнова.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Два прямых угла здания скруглены широкими дугами: здесь балконы исчезают, высокие окна «в пол» получают откосы а их ритм сгущается. Направленные в одну сторону откосы акцентируют поворот наподобие зубьев гигантской шестеренки – дом кажется согнутым, как пластилиновый. Третий, широкий угол – градусов 120 – задан поворотом улицы Эсперова. Здесь улица встречается с одноименным переулком, ведущим в сторону реки, и на стыке трех улиц образуется мини-площадь. Здесь, с видом на Неву, расположен главный вход со сквозным проходом во двор, в первом этаже акцентированный углублением-лоджией на двух опорах. Выше окна решены так же, как и на других поворотах, только здесь объединено не три, а пять вертикальных рядов – стена подчеркнуто «растянута» на сгибе.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Эсперова, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Эсперова, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение
Жилой дом на Эсперова. Вверху: развертка по улице Эсперова, вид с северо-востока. Внизу: развертка по улицам Эсперова и Солнечной, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Вверху: развертка по улице Эсперова, вид с северо-востока. Внизу: развертка по улицам Эсперова и Солнечной, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Дом полностью жилой и состоит из четырех шестиэтажных секций с одним ярусом подземной парковки, занявшей все пятно застройки; внутренний двор – кровля подземной парковки. Западная секция, вытянутая вдоль улицы Вакуленчука, занята апартаментами, остальные – квартирами, на каждом этаже их от 2 до 4 площадью от 50 до 220 м2.

Первый этаж вдоль улицы Эсперова придвинут к красной линии, прорезан сравнительно небольшими окнами, и выглядит как цоколь. Парадный вход, как мы помним, решен в виде глубокого уступа-выреза на двух опорах. С северо-восточной стороны, единственной, где дом не имеет уличного фронта и «красной линии», а примыкает к группе естественных зарослей, архитекторы превратили первый этаж в галерею: широкие витражи прячутся здесь за редкой чередой круглых сдвоенных опор, живо напоминающих «красную дорику» Ивана Фомина.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Верхний, шестой этаж также отступает от красной линии, но с тыльной стороны отступ невелик и прикрыт тонкой, продолжающей ритм фасада пилонадой, а с речной стороны по требованию КГИОП полоса сплошного витража отодвинута глубоко, метров на пять, и образует широкую террасу с речными видами для трех пентхаусов в северной части дома. С этой стороны дом получил сдержанно профилированный карниз глубокого выноса – он одновременно «останавливает» рост здания, пряча за собой отступающий шестой этаж, и продолжает, хотя и не буквально, линию карниза дома Евгения Подгорнова. Высота дома Анатолия Столярчука до карниза – 18 м, общая, включая техэтажи – 23 м.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Вакуленчука, вид с юго-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Вакуленчука, вид с юго-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

Торцы двух домов смыкаются, что не слишком характерно для современной строительной практики, но типично для исторической застройки Петербурга. В местах примыкания дом, спроектированный бюро Анатолия Столярчука, теряет пластичность, предпочитая оформить переход лаконично: стеклянным витражом, артикулирующим и в то же время смягчающим стыки между двумя домами принципиально разной архитектуры. На улице Эсперова витраж нависает над проездной аркой, со стороны тупиковой улицы Вакуленчука сплошная стеклянная плоскость прорезана лишь карнизом, который заставляет нас вспомнить хрестоматийные произведения постмодернизма. Лаконизм «стыковочных» фрагментов переходит во двор: гигантские поверхности витражного остекления здесь обрамлены плоскими рамами и разделены «башнями» лестнично-лифтовых узлов и оживлены лишь рядом вертикальных «бойниц» – окон первого этажа и галерей, теперь уже на одиночных круглых опорах, зеркально отражающей внутри наружную галерею северо-восточного фасада.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

«Найденное архитектурное решение будет жить только при определенном условии – качественных дорогих материалах и качественном исполнении», – подчеркивает Анатолий Столярчук. Действительно, дом кажется результатом сочетания достаточно редких по нашим временам условий: сравнительно удачных риелторских обстоятельств Крестовского острова, небольшой высоты, ограничений, насыщенного окружения – все это подталкивает к работе с нюансами. Дом – средовой, но детально проработанный, он – тот самый вариант контекстуального модернизма, который требует качественного исполнения и дорогих элементов – к примеру, того же натурального камня или французских окон. Этот жанр был развит в 2000-х, а затем сник вместе с рынком; действительно, с социальной точки зрения он не может вызывать особой симпатии, а с эстетической – может, на такие дома интересно рассматривать, отыскивая новые сочетания старых приемов. Поэтому так или иначе, а хотелось бы, чтобы жанр продолжил свое развитие. 
Жилой дом на Эсперова. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение
Жилой дом на Эсперова. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение
Жилой дом на Эсперова. Разрез 1-1 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Разрез 1-1 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Никита Токарев
  • Юрий Виссарионов
  • Алексей Иванов
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Николай Миловидов
  • Наталия Шилова
  • Даниил Лоренц
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Грень
  • Всеволод Медведев
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Лукаш Качмарчик
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Скуратов
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Александр Асадов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Шимон Матковски
  • Юлия Тряскина
  • Александр Попов
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Павел Андреев
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Владимир Биндеман
  • Николай Переслегин
  • Петр Фонфара
  • Александр Скокан
  • Магда Кмита
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Евгений Герасимов
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК «Кандинский Баухаус»
  • Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
  • Парк пяти морей
  • Концепция средовой организации и развития общественных пространств села Мингер
  • Жилой комплекс на улице Эсперова
  • Станция метро «Шереметьевская»
  • Проект благоустройства центра г. Иваново
  • Бизнес-центр «Академик»
  • Жилой район «Северный»

Технологии:

17.07.2017

ROCKWOOL на объектах Алматы и Астаны

Представляем современные объекты Казахстана, комфорт и безопасность которых обеспечивают технологические решения от компании ROCKWOOL.
ROCKWOOL
10.07.2017

Rockfon объявляет о начале конкурса для молодых архитекторов – ROCKFON Concept of ceilings, acoustic, life

Призёров ждёт денежный грант в размере пятидесяти тысяч рублей и поездка в Данию с программой «Архитектура Скандинавии»
ROCKFON Russia (ROCKWOOL A/S)
10.07.2017

Институт культурной автономии

Здание Саамского парламента Норвегии в Карасйоке.
RHEINZINK
05.07.2017

Кирпич для сибирских морозов

​Жилой комплекс MilkHouse занял первое место в рейтинге новостроек города Новосибирска. В его строительстве использовали клинкерный кирпич Gent Hagemeister.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
03.07.2017

Офис, бросивший вызов традициям


VELUX (Велюкс), AGC Glass Russia, SHINGLAS, AkzoNobel
другие статьи