English version

Дом на острове

Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

13 Июля 2017
mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой комплекс на улице Эсперова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д.8, лит А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анатолий Аркадьевич Столярчук (руководитель авторского коллектива), Елизавета Ефимовна Рубина (главный архитектор проекта), Татьяна Вячеславовна Баженова
При участии Артёма Владимировича Леднёва

2016 — 2017

Проектная организация – партнёр: ООО «Глобал М»
Заказчик: ООО «ПромСтройКомплект»
Крестовский остров – привлекательное место для петербургских застройщиков и архитекторов. Не так давно он был островом-парком, чуть позже – островом-стадионом. Сегодня – остров самой дорогой недвижимости в городе. Западная часть осталась демократичной: аттракционы, зелень и открывшаяся наконец «Зенит-арена» привлекают много людей. Восточная часть разительно отличается: необычайно безлюдные и тихие улицы, закрытые дворы, малоэтажные дома с выразительной архитектурой.

За последние полтора десятка лет здесь успели поработать многие востребованные мастерские, и редкий дом остается без архитектурных наград. Бюджет позволяет если не все, то многое: качественные материалы, гигантских грифонов, застекленные бульвары-оранжереи и причалы у парадных. Кроме того Крестовский остров не тяготит контекстом – массовая жилая застройка его почти не коснулась, здания стоят отдельно в окружении зелени. Тем удивительнее, что новые дома, которые здесь появляются, в основном далеки от вычурности. В то же время гулять здесь интересно: живая энциклопедия современных архитектурных приемов и экспериментов.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Тихая улица Эсперова, на которой расположится дом, спроектированный архитектурной мастерской Анатолия Столярчука, спрятана в восточной части острова. Трапециевидный участок расположен на «второй линии» от воды, прямо за домом «Венеция» Евгения Герсимова, и поделен между домом, спроектированным архитектурным бюро Анатолия Столярчука и строящимся по проекту Intercolomnium жилым комплексом Esper Club. Вместе они образуют замкнутое каре, которое обеспечит периметральную застройку участка. Другие соседи: клубный комплекс Diadema Club House по проекту бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», коттеджи для судей Конституционного суда и бассейн «Спартак» 1972 года постройки, превратившийся теперь в дельфинарий.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

В таком окружении архитекторы бюро Анатолия Столярчука поставили перед собой задачу создать дом, не похожий на соседние. «Подстраиваться под какие бы то ни было стили или архитектурный язык рядом стоящих домов – тупиковый и губительный путь, – говорит Анатолий Столярчук. – Результат в большинстве случаев будет выглядеть пародийно». Заказчик также не навязывал стилевых решений, что позволило создать простой и элегантный дом.

Его фасад, по словам архитектора, – «абсолютно монотонная стена, фоновая, без акцентов, перфорированная окнами». Впрочем, стена вовсе не монотонна: широкие откосы французских балконов, шахматно чередующихся с обычными окнами в рамках крупных квадратов фасадной сетки, делают пластику достаточно активной и непростой. Поначалу даже кажется, что ритм стены хаотично-вольный, и только потом с любопытством понимаешь, что это не так. Преобладающая материя фасада – светлый камень, но вставки терракотовых панелей формируют нюансированный ответ на соседство кирпичной поверхности «Венеции», а тонкие ребра фасадной решетки перекликаются с вертикальными тягами и неоготическими консолями дома Евгения Подгорнова.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Два прямых угла здания скруглены широкими дугами: здесь балконы исчезают, высокие окна «в пол» получают откосы а их ритм сгущается. Направленные в одну сторону откосы акцентируют поворот наподобие зубьев гигантской шестеренки – дом кажется согнутым, как пластилиновый. Третий, широкий угол – градусов 120 – задан поворотом улицы Эсперова. Здесь улица встречается с одноименным переулком, ведущим в сторону реки, и на стыке трех улиц образуется мини-площадь. Здесь, с видом на Неву, расположен главный вход со сквозным проходом во двор, в первом этаже акцентированный углублением-лоджией на двух опорах. Выше окна решены так же, как и на других поворотах, только здесь объединено не три, а пять вертикальных рядов – стена подчеркнуто «растянута» на сгибе.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Эсперова, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Вверху: развертка по улице Эсперова, вид с северо-востока. Внизу: развертка по улицам Эсперова и Солнечной, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Дом полностью жилой и состоит из четырех шестиэтажных секций с одним ярусом подземной парковки, занявшей все пятно застройки; внутренний двор – кровля подземной парковки. Западная секция, вытянутая вдоль улицы Вакуленчука, занята апартаментами, остальные – квартирами, на каждом этаже их от 2 до 4 площадью от 50 до 220 м2.

Первый этаж вдоль улицы Эсперова придвинут к красной линии, прорезан сравнительно небольшими окнами, и выглядит как цоколь. Парадный вход, как мы помним, решен в виде глубокого уступа-выреза на двух опорах. С северо-восточной стороны, единственной, где дом не имеет уличного фронта и «красной линии», а примыкает к группе естественных зарослей, архитекторы превратили первый этаж в галерею: широкие витражи прячутся здесь за редкой чередой круглых сдвоенных опор, живо напоминающих «красную дорику» Ивана Фомина.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Верхний, шестой этаж также отступает от красной линии, но с тыльной стороны отступ невелик и прикрыт тонкой, продолжающей ритм фасада пилонадой, а с речной стороны по требованию КГИОП полоса сплошного витража отодвинута глубоко, метров на пять, и образует широкую террасу с речными видами для трех пентхаусов в северной части дома. С этой стороны дом получил сдержанно профилированный карниз глубокого выноса – он одновременно «останавливает» рост здания, пряча за собой отступающий шестой этаж, и продолжает, хотя и не буквально, линию карниза дома Евгения Подгорнова. Высота дома Анатолия Столярчука до карниза – 18 м, общая, включая техэтажи – 23 м.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Вакуленчука, вид с юго-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Торцы двух домов смыкаются, что не слишком характерно для современной строительной практики, но типично для исторической застройки Петербурга. В местах примыкания дом, спроектированный бюро Анатолия Столярчука, теряет пластичность, предпочитая оформить переход лаконично: стеклянным витражом, артикулирующим и в то же время смягчающим стыки между двумя домами принципиально разной архитектуры. На улице Эсперова витраж нависает над проездной аркой, со стороны тупиковой улицы Вакуленчука сплошная стеклянная плоскость прорезана лишь карнизом, который заставляет нас вспомнить хрестоматийные произведения постмодернизма. Лаконизм «стыковочных» фрагментов переходит во двор: гигантские поверхности витражного остекления здесь обрамлены плоскими рамами и разделены «башнями» лестнично-лифтовых узлов и оживлены лишь рядом вертикальных «бойниц» – окон первого этажа и галерей, теперь уже на одиночных круглых опорах, зеркально отражающей внутри наружную галерею северо-восточного фасада.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

«Найденное архитектурное решение будет жить только при определенном условии – качественных дорогих материалах и качественном исполнении», – подчеркивает Анатолий Столярчук. Действительно, дом кажется результатом сочетания достаточно редких по нашим временам условий: сравнительно удачных риелторских обстоятельств Крестовского острова, небольшой высоты, ограничений, насыщенного окружения – все это подталкивает к работе с нюансами. Дом – средовой, но детально проработанный, он – тот самый вариант контекстуального модернизма, который требует качественного исполнения и дорогих элементов – к примеру, того же натурального камня или французских окон. Этот жанр был развит в 2000-х, а затем сник вместе с рынком; действительно, с социальной точки зрения он не может вызывать особой симпатии, а с эстетической – может, на такие дома интересно рассматривать, отыскивая новые сочетания старых приемов. Поэтому так или иначе, а хотелось бы, чтобы жанр продолжил свое развитие. 
zooming
Жилой дом на Эсперова. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Жилой дом на Эсперова. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Жилой дом на Эсперова. Разрез 1-1 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука


Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой комплекс на улице Эсперова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д.8, лит А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анатолий Аркадьевич Столярчук (руководитель авторского коллектива), Елизавета Ефимовна Рубина (главный архитектор проекта), Татьяна Вячеславовна Баженова
При участии Артёма Владимировича Леднёва

2016 — 2017

Проектная организация – партнёр: ООО «Глобал М»
Заказчик: ООО «ПромСтройКомплект»

13 Июля 2017

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.