English version

Дом на острове

Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой комплекс на улице Эсперова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д.8, лит А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анатолий Аркадьевич Столярчук (руководитель авторского коллектива), Елизавета Ефимовна Рубина (главный архитектор проекта), Татьяна Вячеславовна Баженова
При участии Артёма Владимировича Леднёва

2016 — 2017

Проектная организация – партнёр: ООО «Глобал М»
Заказчик: ООО «ПромСтройКомплект»
0 Крестовский остров – привлекательное место для петербургских застройщиков и архитекторов. Не так давно он был островом-парком, чуть позже – островом-стадионом. Сегодня – остров самой дорогой недвижимости в городе. Западная часть осталась демократичной: аттракционы, зелень и открывшаяся наконец «Зенит-арена» привлекают много людей. Восточная часть разительно отличается: необычайно безлюдные и тихие улицы, закрытые дворы, малоэтажные дома с выразительной архитектурой.

За последние полтора десятка лет здесь успели поработать многие востребованные мастерские, и редкий дом остается без архитектурных наград. Бюджет позволяет если не все, то многое: качественные материалы, гигантских грифонов, застекленные бульвары-оранжереи и причалы у парадных. Кроме того Крестовский остров не тяготит контекстом – массовая жилая застройка его почти не коснулась, здания стоят отдельно в окружении зелени. Тем удивительнее, что новые дома, которые здесь появляются, в основном далеки от вычурности. В то же время гулять здесь интересно: живая энциклопедия современных архитектурных приемов и экспериментов.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Тихая улица Эсперова, на которой расположится дом, спроектированный архитектурной мастерской Анатолия Столярчука, спрятана в восточной части острова. Трапециевидный участок расположен на «второй линии» от воды, прямо за домом «Венеция» Евгения Герсимова, и поделен между домом, спроектированным архитектурным бюро Анатолия Столярчука и строящимся по проекту Intercolomnium жилым комплексом Esper Club. Вместе они образуют замкнутое каре, которое обеспечит периметральную застройку участка. Другие соседи: клубный комплекс Diadema Club House по проекту бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», коттеджи для судей Конституционного суда и бассейн «Спартак» 1972 года постройки, превратившийся теперь в дельфинарий.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

В таком окружении архитекторы бюро Анатолия Столярчука поставили перед собой задачу создать дом, не похожий на соседние. «Подстраиваться под какие бы то ни было стили или архитектурный язык рядом стоящих домов – тупиковый и губительный путь, – говорит Анатолий Столярчук. – Результат в большинстве случаев будет выглядеть пародийно». Заказчик также не навязывал стилевых решений, что позволило создать простой и элегантный дом.

Его фасад, по словам архитектора, – «абсолютно монотонная стена, фоновая, без акцентов, перфорированная окнами». Впрочем, стена вовсе не монотонна: широкие откосы французских балконов, шахматно чередующихся с обычными окнами в рамках крупных квадратов фасадной сетки, делают пластику достаточно активной и непростой. Поначалу даже кажется, что ритм стены хаотично-вольный, и только потом с любопытством понимаешь, что это не так. Преобладающая материя фасада – светлый камень, но вставки терракотовых панелей формируют нюансированный ответ на соседство кирпичной поверхности «Венеции», а тонкие ребра фасадной решетки перекликаются с вертикальными тягами и неоготическими консолями дома Евгения Подгорнова.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Два прямых угла здания скруглены широкими дугами: здесь балконы исчезают, высокие окна «в пол» получают откосы а их ритм сгущается. Направленные в одну сторону откосы акцентируют поворот наподобие зубьев гигантской шестеренки – дом кажется согнутым, как пластилиновый. Третий, широкий угол – градусов 120 – задан поворотом улицы Эсперова. Здесь улица встречается с одноименным переулком, ведущим в сторону реки, и на стыке трех улиц образуется мини-площадь. Здесь, с видом на Неву, расположен главный вход со сквозным проходом во двор, в первом этаже акцентированный углублением-лоджией на двух опорах. Выше окна решены так же, как и на других поворотах, только здесь объединено не три, а пять вертикальных рядов – стена подчеркнуто «растянута» на сгибе.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Эсперова, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Жилой дом на Эсперова. Вверху: развертка по улице Эсперова, вид с северо-востока. Внизу: развертка по улицам Эсперова и Солнечной, вид с северо-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Дом полностью жилой и состоит из четырех шестиэтажных секций с одним ярусом подземной парковки, занявшей все пятно застройки; внутренний двор – кровля подземной парковки. Западная секция, вытянутая вдоль улицы Вакуленчука, занята апартаментами, остальные – квартирами, на каждом этаже их от 2 до 4 площадью от 50 до 220 м2.

Первый этаж вдоль улицы Эсперова придвинут к красной линии, прорезан сравнительно небольшими окнами, и выглядит как цоколь. Парадный вход, как мы помним, решен в виде глубокого уступа-выреза на двух опорах. С северо-восточной стороны, единственной, где дом не имеет уличного фронта и «красной линии», а примыкает к группе естественных зарослей, архитекторы превратили первый этаж в галерею: широкие витражи прячутся здесь за редкой чередой круглых сдвоенных опор, живо напоминающих «красную дорику» Ивана Фомина.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Верхний, шестой этаж также отступает от красной линии, но с тыльной стороны отступ невелик и прикрыт тонкой, продолжающей ритм фасада пилонадой, а с речной стороны по требованию КГИОП полоса сплошного витража отодвинута глубоко, метров на пять, и образует широкую террасу с речными видами для трех пентхаусов в северной части дома. С этой стороны дом получил сдержанно профилированный карниз глубокого выноса – он одновременно «останавливает» рост здания, пряча за собой отступающий шестой этаж, и продолжает, хотя и не буквально, линию карниза дома Евгения Подгорнова. Высота дома Анатолия Столярчука до карниза – 18 м, общая, включая техэтажи – 23 м.
Жилой дом на Эсперова. Развертка по улице Вакуленчука, вид с юго-запада © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Торцы двух домов смыкаются, что не слишком характерно для современной строительной практики, но типично для исторической застройки Петербурга. В местах примыкания дом, спроектированный бюро Анатолия Столярчука, теряет пластичность, предпочитая оформить переход лаконично: стеклянным витражом, артикулирующим и в то же время смягчающим стыки между двумя домами принципиально разной архитектуры. На улице Эсперова витраж нависает над проездной аркой, со стороны тупиковой улицы Вакуленчука сплошная стеклянная плоскость прорезана лишь карнизом, который заставляет нас вспомнить хрестоматийные произведения постмодернизма. Лаконизм «стыковочных» фрагментов переходит во двор: гигантские поверхности витражного остекления здесь обрамлены плоскими рамами и разделены «башнями» лестнично-лифтовых узлов и оживлены лишь рядом вертикальных «бойниц» – окон первого этажа и галерей, теперь уже на одиночных круглых опорах, зеркально отражающей внутри наружную галерею северо-восточного фасада.
Жилой дом на Эсперова © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

«Найденное архитектурное решение будет жить только при определенном условии – качественных дорогих материалах и качественном исполнении», – подчеркивает Анатолий Столярчук. Действительно, дом кажется результатом сочетания достаточно редких по нашим временам условий: сравнительно удачных риелторских обстоятельств Крестовского острова, небольшой высоты, ограничений, насыщенного окружения – все это подталкивает к работе с нюансами. Дом – средовой, но детально проработанный, он – тот самый вариант контекстуального модернизма, который требует качественного исполнения и дорогих элементов – к примеру, того же натурального камня или французских окон. Этот жанр был развит в 2000-х, а затем сник вместе с рынком; действительно, с социальной точки зрения он не может вызывать особой симпатии, а с эстетической – может, на такие дома интересно рассматривать, отыскивая новые сочетания старых приемов. Поэтому так или иначе, а хотелось бы, чтобы жанр продолжил свое развитие. 
zooming
Жилой дом на Эсперова. План 1 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Жилой дом на Эсперова. План 2 этажа © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
zooming
Жилой дом на Эсперова. Разрез 1-1 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Жилой комплекс на улице Эсперова
Россия, Санкт-Петербург, ул. Эсперова, д.8, лит А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Анатолий Аркадьевич Столярчук (руководитель авторского коллектива), Елизавета Ефимовна Рубина (главный архитектор проекта), Татьяна Вячеславовна Баженова
При участии Артёма Владимировича Леднёва

2016 — 2017

Проектная организация – партнёр: ООО «Глобал М»
Заказчик: ООО «ПромСтройКомплект»

13 Июля 2017

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Теплое сияние
Гостиница на берегу реки аккуратно встроена в спальный район Петербурга, претендуя в то же время на роль акцента, прививающего месту вкус к сдержанной, но не лишенной изыска современной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Геометрия интеграции
Проект жилого дома за Обводным каналом в Петербурге построен на поиске баланса между нормативами, контекстом и убежденностью в актуальности модернистской, лишенной признаков стилизаторства, архитектуры.
Плодотворные ограничения
Иногда особенности участка и пожелания заказчика вынуждают архитекторов в поиске лучшего варианта из возможных решать не столько творческие, сколько сугубо вычислительные задачи. В то же время жесткие ограничения, как известно, нередко приводят к неожиданным находкам. МФК на Софийской улице в Петербурге как раз из числа таких проектов.
Градсовет Петербурга 12.07.2018
Заседания Градсовета стали в Петербурге довольно редки. На сей раз обсуждали здание школы на Петергофском шоссе мастерской Юсупова и жилой МФК Анатолия Столярчука, также как и границы компетенций и полномочий совета.
(А)симметричные кварталы
Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.
Учтивый гость
Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.
Триколор на Неве
В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».
Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов...
Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.
Проект трудной судьбы
О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.
Жёлтый, зелёный, полосатый и белый
Публикуем первые четыре реализации, присланные архитекторами и приглянувшиеся редакции. В первую подборку вошли центр реабилитации инвалидов, два магазина и вестибюль бизнес-центра.
Похожие статьи
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?