English version

Триколор на Неве

В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».

mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры
Россия, Санкт-Петербург, Проспект Обуховской Обороны, д. 120

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Л. Кулаченков, А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Т.В. Баженова
 

2016

Проект выполнен совместно с архитектурным бюро «Студия-44».
Заказчик: Алмаз-Антея
Представительное здание с главным корпусом и двумя симметричными флигелями возникло в юго-восточной части территории Обуховского завода как часть заводского комплекса. Лаконичный П-образный объём раскрыт на Неву; среди множества промышленных корпусов он выделяется отчётливым стремлением авторов собрать воедино утилитарную застройку и придать ей некую репрезентативность. Главный фасад акцентирован гранитным крыльцом с сильно вынесенным навесом.

Основной фронт здания во всю высоту расчерчен вертикалями, напоминая гигантский портик в духе Ноя Троцкого. Общая классическая композиция с цоколем, основным телом и аттиком также отсылает к монументальному стилю 1930-х. Правда, в отличие от своих прототипов, новое здание ВНИИРА облицовано ярким керамогранитом. Вместо колонн-пилонов-лопаток – плоский цветной рисунок. Патриотичный сине-красно-белый окрас – фирменный стиль заказчика, концерна «Алмаз-Антей» – по его желанию, был применён ко всей заводской застройке.
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн

И всё же для главного крыльца было сделано исключение: здесь применён тёмно-коричневый керамогранит и благородный натуральный камень. Гордость архитектора – высокотехнологичное структурное остекление без грубых переплётов, с зеркальным напылением, отражающим воду и дальний берег. Тот же панорамный вид открывается изнутри высокого просторного холла.
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн

Здание включило в себя институтские лаборатории и администрацию. На первом этаже расположены: вестибюльная группа, лифтовой холл, служба охраны, диспетчерская, служебные и инженерно-технические помещения, а также лаборатории и столовая. Пятый – седьмой этажи заняты лабораториями. Выше находятся офисные и административные помещения. Позади здания, вплотную к нему, был пристроен производственно-складской корпус.

Строгий, в меру репрезентативный облик новой постройки, с одной стороны, отвечает жанру административного заводского здания, а с другой – вполне характерен для почерка его автора. Архитекторы, сформировавшиеся на строгих принципах монументального советского функционализма, часто подчёркивают свою преемственность по отношению к учителям. Прямолинейная скупость сурового стиля семидесятых сегодня уже кажется благородной простотой, а его градостроительная осмысленность заставляет ностальгировать по крепкой советской школе.
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн

Крупный масштаб фасада, обращённого на Неву, рассчитан на цельное восприятие с противоположной Октябрьской набережной и с Большого Обуховского моста. Обращает на себя внимание тщательное благоустройство некогда депрессивной зоны. Конечно, столь яркая расцветка в панораме Невы выглядит вовсе не «по-петербургски». Однако это связано не только с патриотическим посылом данного заказчика, а скорее является общей бедой наших новостроек, чьи авторы стремятся компенсировать бледность северного климата пестротой цвета. И всё же территория невской набережной – не спальный район. Остаётся лишь надеяться на veto новых колористических норм Петербурга, которых ожидаем с завершением в декабре молодёжного архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции застройки новых жилых районов «Петербургский стиль XXI века».
 
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры. Реализация, 2016. Проектировщики: Архитектурная мастерская А.А. Столярчука, Студия 44. Фотография © Маргарита Явейн
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры
Россия, Санкт-Петербург, Проспект Обуховской Обороны, д. 120

Авторский коллектив:
Архитекторы: В.Л. Кулаченков, А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Т.В. Баженова
 

2016

Проект выполнен совместно с архитектурным бюро «Студия-44».
Заказчик: Алмаз-Антея

09 Декабря 2016

Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Похожие статьи
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.