Анатолий Столярчук: «Современная архитектура – это безусловный прогресс»

Говорим о кризисе, взгляде в будущее, об авангарде, о прекрасном, о прикладном значении традиции.

Беседовала:
Ирина Бембель

20 Февраля 2017
mainImg
Архи.ру:
– Анатолий Аркадьевич, я не спрашиваю, каким для Вас был прошедший год – знаю, что он был нелёгким. Большинство из нас ощущают на себе продолжающийся кризис, поэтому предлагаю поразмышлять о его сущности и причинах. Лично я убеждена, что экономический спад, больно ударивший по архитектурной и строительной отрасли, – лишь одно из многих следствий общего кризиса культуры. Согласны ли Вы с этим?

Анатолий Столярчук:
– Год, действительно, был непростым – кризис больно бьёт по архитектурно-строительной отрасли. Архитектура – это одно из выражений культуры, но без финансовой составляющей она просто невозможна. Связан ли напрямую экономический спад с кризисом культуры? И да, и нет. С одной стороны, стремительные изменения очевидны, мир буквально перевернулся у нас на глазах. Упадок культуры наблюдается везде, куда ни глянь. Причин много, причины разные, но, если мы хотим сохранить архитектуру как часть культуры – нужно этому как-то противостоять.

– Общий ход событий разворачивается таким образом, что будущее, которое ещё сравнительно недавно казалось светлым и прекрасным, больше нас не зовёт и не манит. Оно пугает. Между тем, в архитектуре «миф будущего» оказался удивительно живучим. Авангардные формы, до сих пор питающие современную архитектуру, устремлены вперёд, и приёмы столетней давности по-прежнему воспринимаются как символы будущего. Как Вы думаете – почему?

– Могу сказать, что лично мне будущее никогда не казалось светлым и прекрасным, я предвидел проблемы, которые всегда имеют место быть. В том числе и те, которые закладываем мы сами. Не согласен и с тем, что авангардные формы сегодня воспринимаются как символы будущего. Архитектура стремительно развивается вслед за компьютерными технологиями, и то, что вчера казалось передовым, сегодня выглядит безнадёжно устаревшим.
Апарт-отель на Таллинской улице. Аксонометрия. Проект 2013 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

– Говоря о «мифе будущего», я подразумеваю некую общественную парадигму, каковой до недавнего времени был коммунизм и каковой до сих пор остаётся идея прогресса, подразумевающая, что всё развивается от простого к сложному, от худшего к лучшему. Установка на «будущее» свойственна не только авангардной, но всей современной архитектуре, при этом я продолжаю настаивать, что образная (а не технологическая) составляющая авангарда и сегодня воспринимается как символ прогресса. Так, например, Сергей Скуратов, представляя в Петербурге свой ЖК «Садовые кварталы», охарактеризовал приём сильно вынесенной вперёд консоли в здании школы как символ будущего (дословно не помню, но общий смысл был таким).

На мой взгляд, здесь произошла подмена понятий. Сначала идею небесного рая – прообраза традиционной красоты – подменил миф земного будущего как всеобщего материального благоденствия, а затем его, в свою очередь, вытеснила идея научно-технического прогресса как такового. При этом растущее потребление высокотехнологичных благ абстрактной человеческой единицей никак не увязывается с долгосрочным общественным благом.

Что делать в этих условиях архитектору? Приспосабливаться и выживать? Принимать условия игры? Уходить из профессии?

– Архитектура – это ответ на социальный запрос. В том числе и несовершенный запрос. Впрочем, сегодня нормативы сильно отличаются от того, что строилось 50-60 лет назад. Парковки, детские сады, зелень – нарушить всё это никто не даст. Если говорить об экологии – зелёные технологии тоже развивается, хотя желающих «сорить деньгами» в этом направлении мало. Всё упирается в финансирование. Таким образом, архитектор вынужден принимать условия игры.

– Мне кажется, у общества произошёл глобальный «сбой настроек». Подобно тому, как современная музыка отказывается от тональности и ритма, становясь неотличимой от НЕмузыки (произвольной комбинации звуков), изобразительное искусство и архитектура отказывается от безусловных категорий прекрасного и безобразного, когда прекрасное является отражением высшей объективной реальности – божественных универсалий (именно этот тезис Платона, развитый христианством, стал основой европейской эстетики).
Молодёжный досуговый центр. Постройка, 2014 © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Что Вы как архитектор вкладываете в понятия «красота», «прекрасное»?

– Я считаю вопрос эстетики субъективным. Есть примеры неоспоримые, но в целом Вы же не будете говорить, что здание в модерне менее красиво, чем здание в барокко или, скажем, в хай-теке.

Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает, а созидает – конечно, исходя из пожеланий заказчика, градостроительной ситуации, типологии, функционала… Но именно не изображает, а созидает. Конечно, это не значит, что мы не должны быть художниками. Мы должны уметь рисовать рукой (к счастью, пока этому ещё учат – в Академии художеств, например). Но это лишь средство к созиданию.

Что такое «красота»? Это наиболее сложная составляющая витрувианской триады, хотя есть позиции неоспоримые, например, гармония. Гармония – это соответствие месту, окружению, функции (хотя порой функция меняется). Архитектура прочитывается в пространстве, в движении, в чередовании объёмов и пауз, света и тени. У японцев есть такое понятие, как архитектура пустоты. Красота неуловима. Она может быть достигнута абсолютно аскетичными средствами, как у Корбюзье, а может проявиться и в изобилии орнамента. Так, не будучи любителем барокко, я был поражён в Риме пространственной мощью церквей Бернини – а ведь этой архитектуре уже около пятисот лет!

– Анатолий Аркадьевич, неужели Вы распространяете идею прогресса и на архитектуру? А как же Древний Египет, античность? Готика?..

– В целом современная архитектура являет собой безусловный прогресс, в сравнении с архитектурой исторической. С точки зрения технической и технологической сегодня есть здания, от которых можно просто сойти с ума. Как они воздействуют эстетически – это другой вопрос. Но важно также помнить, что относительно архитектуры в обществе постоянно происходят переоценки. В целом, если «стереть случайные черты», современная архитектура – это безусловный прогресс. В вопросах техники и технологий это очевидно, что касается эстетики – здесь сравнение неправомерно, потому что это другая эстетика.

– А в чём суть этого различия? На мой взгляд, в том, что традиционная эстетика неразрывно связана с этикой. В традиции прекрасное и безобразное образно выражали фундаментальные категории добра и зла. Современная эстетика, действительно, субъективна, поскольку она эти ориентиры по сути отвергла.

– Когда в наше время появляются новые здания «в стилях» – я отношусь к ним как минимум с осторожностью. Во-первых, нужно быть большим знатоком, чтобы работать «в стилях», а во-вторых, исторические формы воспроизводятся сегодня с применением совершенно чуждых материалов и технологий. Бетонное здание с пластмассовыми украшениями всем своим видом кричит, что оно – фальшивка!

С другой стороны, например, архитектура Альберта Шпеера обслуживала имперские в самом худшем смысле идеи, однако она впечатляет…

– Очевидно, потому, что архитектор был не бездарным. Но я говорю, разумеется, о генезисе традиции, а не о конкретных смысловых посылах или намерениях тех или иных архитекторов. Дело в том, что сегодня традицию, как правило, отождествляют с теми или иными формальными признаками – в первую очередь, с ордерной классикой, мне же кажется, что традиция превратилась в стиль уже в период своего упадка, тогда как изначально сущностью традиции была принципиальная ориентация на «вечность».

– Я воспринимаю традиционные элементы скорее в прикладном смысле. Приведу пример из своей практики. В 2011 году мы получили диплом за здание реабилитационного центра с такой формулировкой: «За развитие традиции в современной архитектуре». Это здание возникло на фундаменте типовой поликлиники, которая предполагалась на этом участке. Чтобы здание не было скучным, мы придумали колоннаду, которая неожиданно придала ему совершенно особое звучание. Потом многие коллеги выражали своё удивление, что заказчик согласился на лишние траты.
Центр социальной реабилитации инваидов и детей инвалидов. Постройка, 2010. Фотография © Шабловский Г. С.

Это к разговору о рациональном и иррациональном. Даже такой маленький шаг, несопоставимый с высокими образцами, придал выразительность этому, в общем, заурядному зданию. Таков потенциал традиции, и эта иррациональная составляющая должна присутствовать в архитектуре.

– Мне кажется, что мы говорили по большей части на разных языках, однако ваша позиция очень характерна, спасибо.

20 Февраля 2017

Беседовала:

Ирина Бембель
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
В Пермском Политехе обучили искусственный интеллект...
В Пермском Политехе разработали интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.