English version

Теплое сияние

Гостиница на берегу реки аккуратно встроена в спальный район Петербурга, претендуя в то же время на роль акцента, прививающего месту вкус к сдержанной, но не лишенной изыска современной архитектуре.

mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
Россия, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 91, корпус 1, литера А

Авторский коллектив:
А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Д.А. Карагодин, А.В. Леднев

3.2019 — 6.2019

Заказчик: ООО «Трансторг»
Трехзвездочную гостиницу на 350 номеров планируют построить на южной окраине города, недалеко от станции метро «Проспект Ветеранов». Место приятное: зеленый берег реки Новая, напротив – строящийся храм. Через реку и проспект – жилая застройка, а сама будущая гостиница расположится в одном квартале с универмагом «Таллинский» и спортивно-оздоровительным центром. Они образуют среди спального микрорайона пятно общественных функций, которые гостиница призвана развить и дополнить в меру возможностей, поскольку на ее первых этажах запланированы торговые площади, фитнес-зал и кафе.
Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Ситуационный план
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Участок достаточно удобный, в плане близок к квадрату, небольшая часть которого – водоохранная зона. Зато он расположен почти на самом берегу реки, что позволило архитекторам предложить, в дополнение к проекту гостиницы, эскизный проект благоустройства прибрежной зоны – зеленые склоны, спуски к воде, новые деревья и мощение вместо существующего газона с единственной вереницей деревьев. Задача нового сквера – оформить место для прогулок посетителей отеля и в то же время прилечь местных жителей в ареал кафе и магазинов, помочь развитию бизнеса на отдельно взятом, сравнительно небольшом, участке.
  • zooming
    1 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Генплан
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 7
    Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План на отм. 0,000
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План на отм. +5,100
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План экплуатируемой кровли
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    6 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План типового этажа
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    7 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Разрез
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

По периметру территории авторы располагают проезд, прямоугольник основной части занят стилобатом на одном ярусе подземной парковки, из которого, в свою очередь, вырастают две пластины собственно гостиницы, объединенные общим коммуникационным ядром, но смещенные одна относительно другой: одна ближе к реке, другая дальше, в плане получается похоже на очень стилизованный зигзаг молнии.

Объем получает от этого приема пластику, возможность облегчить массу методом разделения – и, с другой стороны, отзывается на контекст: советские дома розового кирпича вдоль изгиба проспекта Стачек здесь выстроены длинной «пилой» и ступенька в объемах гостиницы интерпретирует этот прием, вступает в диалог с окружением.

«Пила» домов 1970-х на проспекте Ветеранов: 


Но самая интересная, пожалуй, часть проекта – стилобат. Во-первых, он, в какой-то мере интерпретируя современную классику Дэвида Чипперфильда, объединяет два нижних яруса со стороны торгового центра высокой – около 9 метров, стройной и воздушной, галереей. В обоих ярусах гостиницы с этой стороны расположены кафе и магазины, так что наличие галереи функционально оправдано. В целом, если закрыть глаза на непритязательную внешность соседнего универмага «Таллинский», здесь возникает городская торговая площадь, а высота крытого променада и тонкие пропорции пилонады добавляют импозантности и задают тон, как бы призывая окружение вытянуться постройнее.
  • zooming
    1 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Фасады собственно стилобата продолжают тему, заданную галереей: они расчерчены сеткой светлых опор и перекрытий, которая непринужденно «держит» большие плоскости остекления, трактуя объем основания как тонкокостный и легкий каркас. Оказывается, здание не чуждо эффекта парения, но в то же время твердо стоит «на ногах». Впрочем любопытнее то, что стилобат, в целом прямоугольный, получает несколько ответвлений, что делает его асимметричным, а композицию – нескучной. Эти «протуберанцы», в отличие от основной структуры и галереи, более плотные, с узкими прорезями и широкими пилонами.

Со стороны реки расположен главный вход и сюда далеко выступает козырек-рамка, обеспечивающий защиту от дождя для такси с постояльцами (так как высота 9 м, здесь свободно проедет и двухъярусный автобус). Выступ в северной части, на торце гостиницы, обеспечивает проезд, над ним помещается ярус магазинов. А вот южный выступ над проездом, на торце, обращенном к проспекту, несет на себе часть пластины гостиницы – объемы, таким образом, не то чтобы предсказуемо вырастают из блока основания, – все сложнее, тема зигзагообразного сдвига развивается, здание ведет себя в пространстве достаточно свободно, что добавляет и динамики, и интереса. В какой-то степени все галереи и выступы, несмотря на строгий геометризм на грани стерильности, похожи на корни здания – этакие ноги тропического дерева. Так или иначе, а они активно формируют пространство на уровне человеческого восприятия, выстраивают вокруг гостиницы ощущение освоенного городского пространства.
  • zooming
    1 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Кровлю стилобата предлагают озеленить и активно использовать: это способ не только получить дополнительные площади и точку притяжения, но и улучшить видовые характеристики тех номеров, что на реку не выходят. Здесь же находятся дополнительные эвакуационные выходы.
  • zooming
    1 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Фасад подчинен той же тонкой разгранке, что и стилобат, но здесь система оживлена диагоналями шахматного порядка: следуя ему, чередуется пара застекленных лоджий и углубления с желтыми откосами, которые благодаря керамике, латуни и подсветке сияют теплым светом, напоминая то ли вкрапления драгоценных камней, то ли свет каминов, то ли срезы породы, внутри которой медь или даже золото. Любопытный прием и очень уютный – он отчетливо показывает, что перед нами место, где можно погреться и отдохнуть, работая с эффектом теплого окна в вечернем городе и прочими знаками дома и покоя. Отчасти эффект сохраняется и днем – вообще все здание пронизано желтоватыми вставками, в стилобате они тоже присутствуют.

А шахматная геометрия, надо признать, становится характерной для Анатолия Столярчука – похожее решение использовалось в доме на Прилукской улице и в МФК на Софийской.
  • zooming
    1 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Фасады
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    6 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Фасады
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Высота башен – предельно допустимые на этом участке 55 метров, что чуть ниже жилого дома по проспекту Ветеранов, расположенного напротив будущей гостиницы. Анатолий Столярчук признается, что проект можно было бы улучшить, сделав башни разными по высоте. Но для этого требовалось либо поступиться квадратными метрами, либо идти на длительную процедуру согласования.

Проект получился спокойным и элегантным – именно такие слова чаще всего используют эксперты градостроительного совета, когда обсуждают планшеты мастерской Анатолия Столярчука. Новое здание согласуется окружением по высотности, функциям и даже приемам объемного построения, честно соблюдает все нормы и демонстрирует выверенный фасадный рисунок, не лишенный эмоциональности. Прививка новой архитектуры к спальному району получается безболезненной, но эффективной: здание задает новый подход и строй, после его появления выстраивать район по подобию «Таллинского» уже вряд ли получится.
 
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
Россия, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 91, корпус 1, литера А

Авторский коллектив:
А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Д.А. Карагодин, А.В. Леднев

3.2019 — 6.2019

Заказчик: ООО «Трансторг»

22 Июля 2019

В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Геометрия интеграции
Проект жилого дома за Обводным каналом в Петербурге построен на поиске баланса между нормативами, контекстом и убежденностью в актуальности модернистской, лишенной признаков стилизаторства, архитектуры.
Плодотворные ограничения
Иногда особенности участка и пожелания заказчика вынуждают архитекторов в поиске лучшего варианта из возможных решать не столько творческие, сколько сугубо вычислительные задачи. В то же время жесткие ограничения, как известно, нередко приводят к неожиданным находкам. МФК на Софийской улице в Петербурге как раз из числа таких проектов.
Градсовет Петербурга 12.07.2018
Заседания Градсовета стали в Петербурге довольно редки. На сей раз обсуждали здание школы на Петергофском шоссе мастерской Юсупова и жилой МФК Анатолия Столярчука, также как и границы компетенций и полномочий совета.
(А)симметричные кварталы
Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.
Учтивый гость
Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.
Дом на острове
Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.
Триколор на Неве
В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».
Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов...
Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.
Проект трудной судьбы
О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.
Жёлтый, зелёный, полосатый и белый
Публикуем первые четыре реализации, присланные архитекторами и приглянувшиеся редакции. В первую подборку вошли центр реабилитации инвалидов, два магазина и вестибюль бизнес-центра.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.