English version

Теплое сияние

Гостиница на берегу реки аккуратно встроена в спальный район Петербурга, претендуя в то же время на роль акцента, прививающего месту вкус к сдержанной, но не лишенной изыска современной архитектуре.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
Россия, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 91, корпус 1, литера А

Авторский коллектив:
А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Д.А. Карагодин, А.В. Леднев

3.2019 — 6.2019

Заказчик: ООО «Трансторг»
0 Трехзвездочную гостиницу на 350 номеров планируют построить на южной окраине города, недалеко от станции метро «Проспект Ветеранов». Место приятное: зеленый берег реки Новая, напротив – строящийся храм. Через реку и проспект – жилая застройка, а сама будущая гостиница расположится в одном квартале с универмагом «Таллинский» и спортивно-оздоровительным центром. Они образуют среди спального микрорайона пятно общественных функций, которые гостиница призвана развить и дополнить в меру возможностей, поскольку на ее первых этажах запланированы торговые площади, фитнес-зал и кафе.
Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Ситуационный план
© Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Участок достаточно удобный, в плане близок к квадрату, небольшая часть которого – водоохранная зона. Зато он расположен почти на самом берегу реки, что позволило архитекторам предложить, в дополнение к проекту гостиницы, эскизный проект благоустройства прибрежной зоны – зеленые склоны, спуски к воде, новые деревья и мощение вместо существующего газона с единственной вереницей деревьев. Задача нового сквера – оформить место для прогулок посетителей отеля и в то же время прилечь местных жителей в ареал кафе и магазинов, помочь развитию бизнеса на отдельно взятом, сравнительно небольшом, участке.
  • zooming
    1 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Генплан
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 7
    Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План на отм. 0,000
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План на отм. +5,100
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План экплуатируемой кровли
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    6 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. План типового этажа
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    7 / 7
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Разрез
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

По периметру территории авторы располагают проезд, прямоугольник основной части занят стилобатом на одном ярусе подземной парковки, из которого, в свою очередь, вырастают две пластины собственно гостиницы, объединенные общим коммуникационным ядром, но смещенные одна относительно другой: одна ближе к реке, другая дальше, в плане получается похоже на очень стилизованный зигзаг молнии.

Объем получает от этого приема пластику, возможность облегчить массу методом разделения – и, с другой стороны, отзывается на контекст: советские дома розового кирпича вдоль изгиба проспекта Стачек здесь выстроены длинной «пилой» и ступенька в объемах гостиницы интерпретирует этот прием, вступает в диалог с окружением.

«Пила» домов 1970-х на проспекте Ветеранов: 


Но самая интересная, пожалуй, часть проекта – стилобат. Во-первых, он, в какой-то мере интерпретируя современную классику Дэвида Чипперфильда, объединяет два нижних яруса со стороны торгового центра высокой – около 9 метров, стройной и воздушной, галереей. В обоих ярусах гостиницы с этой стороны расположены кафе и магазины, так что наличие галереи функционально оправдано. В целом, если закрыть глаза на непритязательную внешность соседнего универмага «Таллинский», здесь возникает городская торговая площадь, а высота крытого променада и тонкие пропорции пилонады добавляют импозантности и задают тон, как бы призывая окружение вытянуться постройнее.
  • zooming
    1 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 5
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Фасады собственно стилобата продолжают тему, заданную галереей: они расчерчены сеткой светлых опор и перекрытий, которая непринужденно «держит» большие плоскости остекления, трактуя объем основания как тонкокостный и легкий каркас. Оказывается, здание не чуждо эффекта парения, но в то же время твердо стоит «на ногах». Впрочем любопытнее то, что стилобат, в целом прямоугольный, получает несколько ответвлений, что делает его асимметричным, а композицию – нескучной. Эти «протуберанцы», в отличие от основной структуры и галереи, более плотные, с узкими прорезями и широкими пилонами.

Со стороны реки расположен главный вход и сюда далеко выступает козырек-рамка, обеспечивающий защиту от дождя для такси с постояльцами (так как высота 9 м, здесь свободно проедет и двухъярусный автобус). Выступ в северной части, на торце гостиницы, обеспечивает проезд, над ним помещается ярус магазинов. А вот южный выступ над проездом, на торце, обращенном к проспекту, несет на себе часть пластины гостиницы – объемы, таким образом, не то чтобы предсказуемо вырастают из блока основания, – все сложнее, тема зигзагообразного сдвига развивается, здание ведет себя в пространстве достаточно свободно, что добавляет и динамики, и интереса. В какой-то степени все галереи и выступы, несмотря на строгий геометризм на грани стерильности, похожи на корни здания – этакие ноги тропического дерева. Так или иначе, а они активно формируют пространство на уровне человеческого восприятия, выстраивают вокруг гостиницы ощущение освоенного городского пространства.
  • zooming
    1 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Кровлю стилобата предлагают озеленить и активно использовать: это способ не только получить дополнительные площади и точку притяжения, но и улучшить видовые характеристики тех номеров, что на реку не выходят. Здесь же находятся дополнительные эвакуационные выходы.
  • zooming
    1 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 3
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Фасад подчинен той же тонкой разгранке, что и стилобат, но здесь система оживлена диагоналями шахматного порядка: следуя ему, чередуется пара застекленных лоджий и углубления с желтыми откосами, которые благодаря керамике, латуни и подсветке сияют теплым светом, напоминая то ли вкрапления драгоценных камней, то ли свет каминов, то ли срезы породы, внутри которой медь или даже золото. Любопытный прием и очень уютный – он отчетливо показывает, что перед нами место, где можно погреться и отдохнуть, работая с эффектом теплого окна в вечернем городе и прочими знаками дома и покоя. Отчасти эффект сохраняется и днем – вообще все здание пронизано желтоватыми вставками, в стилобате они тоже присутствуют.

А шахматная геометрия, надо признать, становится характерной для Анатолия Столярчука – похожее решение использовалось в доме на Прилукской улице и в МФК на Софийской.
  • zooming
    1 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    2 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    3 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    4 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    5 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Фасады
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука
  • zooming
    6 / 6
    Трехзвёздочная гостиница со встроенными помещениями. Фасады
    © Архитектурная мастерская А.А. Столярчука

Высота башен – предельно допустимые на этом участке 55 метров, что чуть ниже жилого дома по проспекту Ветеранов, расположенного напротив будущей гостиницы. Анатолий Столярчук признается, что проект можно было бы улучшить, сделав башни разными по высоте. Но для этого требовалось либо поступиться квадратными метрами, либо идти на длительную процедуру согласования.

Проект получился спокойным и элегантным – именно такие слова чаще всего используют эксперты градостроительного совета, когда обсуждают планшеты мастерской Анатолия Столярчука. Новое здание согласуется окружением по высотности, функциям и даже приемам объемного построения, честно соблюдает все нормы и демонстрирует выверенный фасадный рисунок, не лишенный эмоциональности. Прививка новой архитектуры к спальному району получается безболезненной, но эффективной: здание задает новый подход и строй, после его появления выстраивать район по подобию «Таллинского» уже вряд ли получится.
 
Архитектор:
Анатолий Столярчук
Проект:
Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
Россия, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 91, корпус 1, литера А

Авторский коллектив:
А.А. Столярчук, Е.Е. Рубина, Д.А. Карагодин, А.В. Леднев

3.2019 — 6.2019

Заказчик: ООО «Трансторг»

22 Июля 2019

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Геометрия интеграции
Проект жилого дома за Обводным каналом в Петербурге построен на поиске баланса между нормативами, контекстом и убежденностью в актуальности модернистской, лишенной признаков стилизаторства, архитектуры.
Плодотворные ограничения
Иногда особенности участка и пожелания заказчика вынуждают архитекторов в поиске лучшего варианта из возможных решать не столько творческие, сколько сугубо вычислительные задачи. В то же время жесткие ограничения, как известно, нередко приводят к неожиданным находкам. МФК на Софийской улице в Петербурге как раз из числа таких проектов.
Градсовет Петербурга 12.07.2018
Заседания Градсовета стали в Петербурге довольно редки. На сей раз обсуждали здание школы на Петергофском шоссе мастерской Юсупова и жилой МФК Анатолия Столярчука, также как и границы компетенций и полномочий совета.
(А)симметричные кварталы
Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.
Учтивый гость
Для исторической части Петербурга мастерская Анатолия Столярчука спроектировала жилой дом с характером, но дружелюбный к соседям.
Дом на острове
Каменный, но прозрачный; с колоннами, но современной архитектуры – Анатолий Столярчук спроектировал дом для Крестовского острова.
Триколор на Неве
В прошлом году в Санкт-Петербурге, на проспекте Обуховской Обороны, 120, завершилось строительство Всероссийского научно-исследовательского института радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА»), входящего в ООО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Проект выполнен «Архитектурной мастерской Столярчука» совместно с бюро «Студия-44».
Анатолий Столярчук: «Для сегодняшних гипермаркетов...
Гипермаркеты – один из наиболее востребованных видов современных сооружений. Есть ли в нём место для архитектуры, или всё исчерпывается требованиям технологий и экономичности? Об этом мы беседуем с Анатолием Столярчуком, автором серии «Лент» в Петербурге.
Проект трудной судьбы
О том, как проекту, построенному на равноправном диалоге с реконструируемым фасадом снесенного «доходника», удалось отстоять своё право на современную стилистику новой части здания.
Жёлтый, зелёный, полосатый и белый
Публикуем первые четыре реализации, присланные архитекторами и приглянувшиеся редакции. В первую подборку вошли центр реабилитации инвалидов, два магазина и вестибюль бизнес-центра.
Похожие статьи
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Подводный велобульвар
У Центрального вокзала в Амстердаме, на реке Эй открылась подводная парковка на 4000 велосипедов: ее кровля одновременно служит общественным пространством. Авторы проекта – бюро VenhoevenCS.
Республика детей
Проектируя школу в Картмазово, бюро GAFA исходило из детского восприятия городской среды: башни жилого комплекса, к которому относится учебное заведение, превращаются в «донжоны» и «колокольни», а само здание школы – в средневековый отчасти «вернакулярный» квартал у подножия крепостных стен.  
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.