Репрезентативная выборка

Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.

author pht

Беседовала:
Елена Петухова

mainImg
Баннер Биеннале на фасаде Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Закончилась очередная, седьмая по счету биеннале «Архитектура Петербурга», представляющая собой подборку новых проектов и построек ведущих бюро города, объединившихся в независимую ассоциацию ОАМ в 2000 году. Традиционная площадка проведения биеннале – Мраморный зал Этнографического музея, подчеркивает особый статус выставки и ее участников. Работы наиболее востребованных и активно строящих в Санкт-Петербурге бюро наглядно представляют уровень и состояние архитектурно-строительного рынка города, фиксируя в чертежах, макетах, визуализациях и фотографиях его сегодняшние и завтрашние тенденции.
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея. Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Зона деловой программы на выставке «Архитектура Петербурга 2019». Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Репрезентативную функцию биеннале дополняет деловая программа, привлекающая участников, в том числе, и из смежных областей – девелоперов, строителей, поставщиков и производителей материалов. Потребность в налаживании диалога не только с горожанами и потенциальными партнерами, но и с представителями своего цеха ведет к поискам новых форматов. Об изменениях и о тенденциях, которые биеннале продемонстрировала в 2019 году, а также о возможных путях дальнейшего развития мы поговорили с несколькими членами ОАМ и приглашенными участниками программы.
zooming
***
 
Экспозиция «Студия 44» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Никита Явейн
«Студия 44»
 
 
На биеннале традиционно представляются проекты и постройки бюро, входящих в ОАМ, за последние два года. Получается своего рода «выставка достижений народного хозяйства», калейдоскоп разных проектных культур, разного понимания питерского стиля. Участвующие в выставке бюро – очень разные. Например, Герасимов и Земцов – абсолютно разные архитектурные миры и разное мироощущение. И каждый показывает свое видение прошедшего периода, свои достижения. Создать из этого единое программное высказывание практически невозможно. Нельзя состыковать нестыкуемое. Единственное, что несколько нивелирует различие подходов – единая форма подачи. А изображать единство там, где его нет и не может быть, бессмысленно.

Для создания каких-то программных выставок есть два пути: либо делать индивидуальные выставки, к чему, наверное, мы придем в той или иной мере, либо делать групповые или тематические экспозиции с куратором и его кураторским видением. Но у биеннале Санкт-Петербурга есть своя традиция и, мне кажется, ее стоит сохранять, экспериментируя больше с дизайном экспозиций.
zooming
Мы попробовали сделать свою часть немного иначе, чтобы акцентировать проект Музея обороны и блокады. В чем-то этот эксперимент был удачным, что-то нужно еще додумать. Но уже понятно, что есть возможность и смысл в поисках каких-то новых форматов презентации архитектуры в рамках Биеннале.

«Студия 44» сейчас готовится к большой юбилейной выставке, которую хотим сделать через год и на ней мы постараемся учесть опыт и участия в биеннале «Архитектура Петербурга», и других выставок, в которых мы принимали участие за последнее время.
***
 
Фрагмент экспозиции бюро «Евгений Герасимов и партнеры» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Евгений Герасимов
«Евгений Герасимов и партнеры»
 
Из тенденций, которые демонстрирует биеннале 2019 года, я могу выделить прагматизм представленных проектов. Видно, как под влиянием все более жестких рыночных реалий архитектурное сообщество избавляется от иллюзий. Все меньше проектируется «воздушных замков», завлекательных и при этом нереализуемых в силу несоответствия текущей экономической ситуации. Я рад, что биеннале точно отражает актуальный уровень развития общества, развития строительной технологии и развитие рынка недвижимости в Санкт-Петербурге. Мы точно понимаем, где мы, какие мы и где мы будем в ближайшее время.
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале.
Фотография © пресс-служба Биеннале «Архитектура Петербурга»
Налицо повышение стандартизации и особенно это заметно в области жилья, составляющего едва ли не 95% объема строительства в нашем городе. Доходы населения падают. Жилья высокого уровня проектируется и строится все меньше. Подавляющее большинство проектов – это комфорт- и эконом-класс, которые собираются по единым стандартам и моделям, как автомобиль Жигули.

Большой интерес вызвали дискуссии, посвященные развитию Серого пояса и общественных пространств Санкт-Петербурга. Эти темы будут все более актуальны в ближайшее время.
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале. Модератор круглого стола – Евгений Герасимов.
Фотография © пресс-служба Биеннале «Архитектура Петербурга»
Круглый стол «Архитектура общественных пространств. Прорывы и ошибки» в рамках деловой программы Биеннале. Один из спикеров круглого стола – Олег Шапиро, бюро Wowhaus
Фотография © пресс-служба Биеннале «Архитектура Петербурга»
zooming
Приятно, что все активнее заявляют о себе своими проектами и постройками молодые архитектурные бюро. Хотелось бы, чтобы они были больше вовлечены в выставочный процесс. Люди работают и работают много, упорно, и мы хотели бы их видеть в рядах экспонентов. Полагаю, на следующем биеннале будет более разнообразная экспозиция. И вероятно мы продолжим эксперименты с форматами презентации проектов, чтобы сделать ее более понятной для неспециалистов. В этом году мы показываем макеты наших домов, но это могут быть и видео-ролики, показывающие проекты в развитии.

Мы открыты к диалогу с городом и горожанами и хотим показать результаты своей работы всем, кто интересуется архитектурой и готов к конструктивному диалогу.
***
 
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Сергей Орешкин
«А. ЛЕН»
 
В биеннале 2019 года мы пригласили представить свои проекты несколько архитектурных бюро, которые сейчас активно работают и, возможно, в будущем станут членами ОАМ. Их немного, но то, что они делают, очень интересно.

Если судить по работам, представленным в обеих, основной и дополнительной, экспозициях, можно сказать, что, как всегда бывает во время кризиса, уровень архитектуры опять подрос. Это происходит каждый раз, когда ухудшается экономическая ситуация, падает объем работ, а конкуренция, наоборот, растет.
zooming
В этом году впервые в программу биеннале включена параллельная выставка на сторонней площадке – своего рода пробный шар – в «Голицин Лофт» молодые архитекторы представили проект «Манифест». Чем больше таких мероприятий, тем лучше. Мы хотели что-то сделать в новом питерском АртПлее, но решили пока не разбрасываться. Может быть, в следующий раз попробуем развить этот формат, будем экспериментировать.

Еще одной отличительной особенностью этой биеннале стало отсутствие приглашенных иностранных гостей. Создается ощущение, что последние десять лет слишком много внимания и поддержки оказывалось нашим зарубежным коллегам, тогда как российские архитекторы не получают никакой поддержки в продвижении заграницей. Западные зодчие приезжают на грантовые средства, выделяемые посольствами и государственными департаментами. Более того, наше законодательство позволяет им открывать в России практику и конкурировать с российскими архитекторами. Мы в свою очередь такой возможности за рубежом не имеем. Наше государство не поддерживает своих архитекторов, а западные страны жестко защищают свои рынки. Я убежден, что нужно восстанавливать паритет. Уровень российской архитектуры сильно подрос за последние лет. И мы в состоянии конкурировать с коллегами. Не уступая им в качестве проектов, мы имеем возможность вести более гибкую ценовую политику. Например, те стадии, которые иностранные бюро делают за 14-15% от стоимости строительства, мы, по факту, делаем за 1,5-2%.
***
 
Панельная дискуссия «Судьба «серого» пояса» в рамках деловой программы Биеннале.
Фотография © пресс-служба Биеннале «Архитектура Петербурга»
Анатолий Столярчук
АМ Столярчука

Биеннале «Архитектура Петербурга 2019», проходящая уже в седьмой раз, отражает высокий профессиональный уровень и требовательность к оформлению экспозиций бюро, входящих в объединение ОАМ. Несмотря на влияние глобализма, им удается демонстрировать приемы петербургской архитектурной школы: следование контексту, уважительное отношение к исторической застройке. Петербургская архитектура страдает из-за несовершенства нормативной базы, конъюнктуры строительного рынка, агрессивного популизма определенного круга общественных организаций.

Несколько последних выставок Объединение архитектурных мастерских проводит с участием Гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). Это придало новое качество и актуальность деловой программе выставки, привлекло большое количество участников и зрителей. Одним из наиболее значимых мероприятий выставки этого года можно назвать панельную дискуссию «Судьба серого пояса Петербурга», поскольку редевелопмент промышленных зон города действительно является одним из главных направлений дальнейшего развития городских территорий.
Панельная дискуссия «Судьба «серого» пояса» в рамках деловой программы Биеннале.
Фотография © пресс-служба Биеннале "Архитектура Петербурга
zooming
Вместе с Гильдией управляющих и девелоперов, мы продолжим работу над программой, чтобы сократить количество малозначительных мероприятий и сфокусировать внимание аудитории на программных и наиболее значимых для сообщества темах. ОАМ – Объединение людей со сложившейся, надеюсь, хорошей репутацией, и ей надо дорожить.
***
 
Экспозиция бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Михаил Кондиайн
«Земцов, Кондиайн и партнеры»
 
В этом году биеннале посвящена теме нового строительства и исторической застройки, как центра Санкт-Петербурга, так и его городов-спутников, которые имеют свою историю. Возможно ли строить новое в центре? Есть ли способы остановить отток обеспеченной части населения из центра? Как бороться с деградацией рядовой фоновой застройки, которая начинает разрушаться? Как город должен развиваться, чтобы центр оставался комфортным и привлекательным для проживания? Как обеспечить необходимую социальную инфраструктуру и качественную среду, отвечающую современным требованиям? Эти и многие другие вопросы мы обсуждаем в рамках программы биеннале. Ответами на них могут служить экспозиции членов ОАМ, а также проекты из дополнительной выставки на антресолях, для участия в которой мы пригласили наших коллег, не членов ОАМ, показать их работы. В результате на биеннале представлен достаточно широкий спектр питерской архитектуры, позволяющий выявить тенденции.
zooming
Можно отметить, что изменился типологический состав проектов. Если десять лет назад преобладали офисные и общественные здании, то сейчас в основном проектируется и строится жилье. И сам характер жилой архитектуры начал меняться. С введением правил, регламентирующих высоту застройки, стало меньше комплексов выше 40 метров. Все, что выше этой отметки, должно проходить Градостроительный совет и комиссии, на которых надо доказать необходимость и корректность доминанты. Все активнее внедряются решения, направленные повышение комфорта, например – дворы без машин.
***
 
Выставка «Манифест» в «Голицын Лофт»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
 
Олег Манов
FUTURA-ARCHITECTS

Биеннале «Архитектура Петербурга 2019» стало для нашего бюро первым опытом полноценного участия в выставке в Этнографическом музее, а для меня – первым опытом создания авторской выставки «Манифест» в креативном кластере «Голицын Лофт». Впервые за всю историю петербургской биеннале мне и Илье Юсупову удалось убедить организаторов в том, что необходимо развивать биеннальный формат и использовать возможности привлечения большего количества посетителей на разных площадках.
Выставка «Манифест» в «Голицын Лофт»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Концепция нашей выставки была ориентирована на основную тему биеннале этого года – взаимодействие архитектуры и общества. Сегодня общество и архитектура находятся в разных плоскостях и их интересы практически не пересекаются. Это происходит потому, что архитектура воспринимается не как искусство, а только как бизнес и оценивается только с точки зрения стоимости и эффективности. Чтобы вернуть внимание общества к архитектуре, необходимо добавить еще один критерий для ее оценки – эмоции, которые будет испытывать каждый житель города при взаимодействии с архитектурным объектом. Люди скорее запомнят пережитые эмоции, чем слова или дела.
zooming
В этом году к участию в выставке приглашали не только членов ОАМ, что, как мне кажется, хорошо дополнило общее впечатление от выставки. Было приятно видеть новые имена, новые мнения и новые подходы. Особенно понравились стенды компании «Б2» Феликса Буянова и «Проектной культуры» под руководством Александра Зюзина. Работы этих мастерских, особенно общественные проекты, отличает свежий взгляд и эффектные решения.

Как обычно, интересной и насыщенной была деловая программа с участием известных архитекторов Санкт-Петербурга, но хотелось бы, чтобы к участию в ней активнее приглашали коллег из других городов России и Европы. Очень важно знать, что происходит за пределами родного города «из первых рук». Особенно сейчас, когда объемы строительства снизились и возможностей внедрять новейшие технологии становится все меньше в связи с тотальной экономией на стройке.
***
 
Лекция "Public space: от микро к макро" Степана Кухарского, партнера бюро SA lab
Фотография © SA lab
Алина Черейская
SA lab

Биеннале показывает общий срез архитектуры в городе на данный момент в рамках деятельности членов ОАМ. Можно посмотреть в одном пространстве, что проектируют мастерские с опытом более двадцати лет. Преимущественно показаны жилые здания и комплексы. Это говорит о снижении спроса к общественно-деловой застройке. Скорее всего эта тенденция сохранится, а возможно, и усилится в ближайшем будущем.
Выставка «Архитектура Петербурга 2019» в Мраморном зале Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
В архитектуре прослеживается стабильно консервативный подход в большинстве проектов.
Благодаря деловой программе биеннале работает и как площадка для общения между архитекторами, девелоперами и представителями администрации. В этом году наиболее полезными были мастер-классы с практическими кейсами от юристов и адвокатов. Такие знания можно использовать на практике.

Но есть ощущение некой консервации формата, который не меняется на всем протяжении существования биеннале. Хотелось бы более насыщенной программы, актуальных тем, воркшопов и масштабности самой экспозиции в целом. Стоит подумать о развитии и даже о смене площадки, что могло бы быть любопытно.​
*** 
 
Выставка приглашенных участников Биеннале на антресолях Мраморного зала Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Выставка приглашенных участников Биеннале на антресолях Мраморного зала Этнографического музея
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Экспозиция архитектурной мастерской Мамошина на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Экспозиция бюро «Студия 17» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Экспозиция бюро «Intercolumnium» на выставке «Архитектура Петербурга 2019»
Фотография © Елена Петухова, Архи.ру


25 Февраля 2019

author pht

Беседовала:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.