Фантастический роман

Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
В Музее Москвы скоро закроется выставка «Время Москвы-реки», которая представляет собой повторный показ проекта, показанного на Миланской триеннале прошедшим летом и занявшего там третье место. Выставка должна была завершиться в середине декабря, но ее продлили, так что теперь воскресенье – последний день. А сегодня вечером запланирован повтор оперы «Вода» Бориса Лесного и Дуни Франкштейн.
Выставка «Время Москвы-реки» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Выставка небольшая, вход бесплатный, и расположена она на первом этаже третьего корпуса, прямо за гардеробом, неподалеку от входа в музей с Остоженки. В сущности, это инсталляция – утопическая фантазия, выстроенная как хронология артефактов, собранных и прокомментированных в отдаленном будущем. Период, предшествующий нашему настоящему, дан очень пунктирно и начинается с 1919 года: отсчет начат сто лет назад, так что событие выбрано совсем случайное – ледостав, замерзание реки, что в то время случалось с рекой ежегодно. Хронология в целом довольно случайная и основана на творческом выборе авторов: о чем захотели, о том и рассказали. Так в ленте появляется НЭР – замечательное урбанистическое движение 1960-х – 1970-х, чье упоминание мотивировано их участием в триеннале 1968 года и тем, что «их план города будущего основан на идее «русла». В общем-то «русло» НЭР – развитая дорога, а не река, но зато НЭРовцы участвовали в триеннале 61 год назад, так что и вошли в состав как своего рода «группа поддержки»: хоть триеннале 1968 года закрылась почти сразу из-за волнений, сам факт участия дал московскому движению мощнейший импульс, и авторы нынешней выставки как будто приобщаются к харизме той «намоленной» истории.

Очевидно, что учить чему-то зрителя выставка всерьез не планирует, сколько упоминает разные вещи и затрагивает в душе разные струны – художественным способом. Вот к примеру сравнение бассейнов Москвы-реки и Волги, иллюстрирующее появление Волго-Донского канала – так мелко, что потребуется лупа и терпение, чтобы что-то усвоить, и карта гугл, чтобы сопоставить хоть какие-то контуры. Словом, это ни разу не учебник. Зато струны играют как хотят, и нередко одна из самых звучных – ностальгическая. К примеру, 1971 год иллюстрирует апогей дорожного строительства, что правда: огромное количество дорог и бетонных мостов на больших реках было построено в это время.

«Новые шоссе уничтожали леса и деревни, сгоняли людей с давно обжитых мест», – говорят авторы. И не уничтожали, и не сгоняли, уж во всяком случае не дороги: такое количество лесов, которое есть в нашей стране, шоссе не могут уничтожить, разве что заштриховать в мелкую сетку, что вряд ли реально. Дорога может стать проблемой для отдельно взятого Химкинского леса, но не для лесов вообще, – поспорим немного с авторами. И сгоняли людей с насиженных мест не столько шоссе, сколько политика «укрупнения», которая, в свою очередь, сама уничтожила массу дорог, которые тоже «укрупнили». То есть на самом деле всё сложнее, но тему всколыхнули. И вот она, ностальгическая нота: деревенские дома, исчезнувшие под МКАД, макет Сергея Топунова.
Сергей Топунов. Деревенские дома, исчезнувшие под МКАД. Макет. Выставка «Время Москвы-реки» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Из интересных фактов – рыбки гуппи, выпущенные кем-то в реку и прижившиеся на Курьяновских станциях аэрации: они переродились, стали серыми, а прекрасный хвост усох. Еще две увлекательных истории: видеоинтервью режиссера Ильи Давыдова с диггерами, которые рассказывают, в частности, что в треть подземных рек врезаны нелегальные стоки нечистот. Ради одного этого видео стоит зайти на выставку.
Экранчик с интервью с московскими диггерами. Режиссер Илья Давыдов. Выставка «Время Москвы-реки» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Другое видео, к сожалению, сокращено – о мусорном флоте, который мэр Юрий Лужков запустил на Москве-реке в 1998 году. Он собирает «в год около 3000 м3 мусора, 20 000 м3 ила, 8000 л нефтепродуктов».

Не лишним оказывается упоминание о серии дипломных проектов МАРХИ под руководством Бориса Еремина под названием «Москва. Месть природы», 1991 года, где важной частью была идея восстановления природных ландшафтов и «снятие с реки утилитарной нагрузки». Студенческие дипломы – своего рода предшественники проекта Юрия Григоряна, победившего в конкурсе на концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки в 2014 году.

Собственно этот победивший проект служит ядром выставки. Победить-то он победил, но дальнейшее развитие и адаптация концепции пошла по более прагматичному пути: уже в течение нескольких лет проработкой проекта занимается институт Градплана Москвы, и, насколько известно, не все смелые экологические идеи победившего проекта Григоряна были взяты на вооружение. Очистка воды, в частности, предусмотрена скорее традиционная, а не с помощью водорослей, – вряд ли в результате станет возможна идиллическая картинка с рыбаками напротив московского Кремля, ставшая символом меганомовского проекта. Никаких ни рыбаков, ни купальщиков пока и в планах нет.
Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
© Проект Меганом

Что, вероятно, и послужило причиной появления неформального общества «Друзья Москвы-реки», основанного, как сказано в экспликации, «в 2018 году Юрием Григоряном, Анной Камышан, Таисией Осиповой и географом Глафирой Паринос». Манифест общества – гвоздь программы выставки, или даже точнее будет сказать, что вся выставка – его креативная иллюстрация. Там сказано: сейчас река «... не просто большая и промышленная, она в каком-то смысле государственная. <...> символ власти, часть открыточного вида на Кремль и сфера повышенного интереса силовых ведомств <...> Эта река обслуживает не фабричные машины [как было раньше, – прим. ред.] – но механизмы власти». Там же содержится призыв вернуть реку «себе», по Гребенщикову, то есть людям: спортсменам, окрестным жителям, купальщикам, наконец.

Звучит настолько же смело, сколько и утопично. Авторы – а их, к слову, множество, – видимо, отдают себе в этом отчет и проецируют события в будущее намеренно утопично: после манифеста следует инсталляция Сергея Ситара 2019 года с насекомым в пластиковом яйце, а затем сразу 2023 год – «порты будущего, наконец, появляются на Москве-реке», – и дальше история развивается как фантастический роман, начинаясь с протеста купальщиков, которых арестовывает Росгвардия, после чего «сотни людей вышли на набережные Москвы-реки и устроили массовые купания, утверждая свое право на реку». Ну чем не мечта.

Позднее в реку запускают осетров, которых вылавливают браконьеры; к 2088 осетры появляются опять, и их охраняет «супер-герой, выходец из среды фермеров-амфибий» по имени Юра [так и хочется добавить: мы знаем этого человека, – прим авт.].
Супер-герой Юра, выходец из среды фермеров-амфибий (2088 год). Выставка «Время Москвы-реки» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

Там же размножаются ракушки-жемчужницы, которые сдают свой жемчуг на благоустройство города; а в 2050 биоактивные вещества порождают «плотную взвесь, пленку, обволакивающую погруженные в воду предметы и купальщиков» [пример: пучок мелковетвистой водоросли под стеклом; кто купался в Волге во время цветения воды, меня поймет, – прим. авт.].
«Образец речной ткани, примерно 2067 год. Из фонда Анны Андроновой, Егора Орлова и Алисы Силантьевой». Выставка «Время Москвы-реки» в Музее Москвы
Фотография: Архи.ру

И так далее до 2119 года, изящно замыкая второе столетие появлением «Думающих о реке», – за этот сюжет отвечало бюро Архиматика.

Выдуманных историй, заметим, больше, чем «исторической» половине, – как будто общество Друзей Москвы-реки стремится изменить будущее через свою утопическую фантастику или просто наслаждается творчеством.

Что сказать – в 2011 году появилось общество «Друзья Зарядья», и мы знаем, что было потом – построили парк «Зарядье». Правда там вмешалась правительственная инициатива. Можно ли проделать нечто похожее с огромной рекой, да еще и находящейся под пристальным вниманием спецслужб – покажет жизнь. Пока что проект больше похож на крик отчаянья. 
Экспликация и список многочисленных участников проекта
Фотография: Архи.ру


0

10 Января 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.