Градплан Москвы: «Наша цель – интенсификация сценария городской жизни на прибрежных территориях Москвы-реки»

Говорим с руководителем института Градостроительного планирования города Москвы – о том, чем занимается институт, и о его главном сейчас проекте – градостроительном развитии прибрежных территорий Москвы-реки.

Беседовала:
Мария Трошина

12 Февраля 2018
mainImg
В 2014 году конкурс на «Градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке» выиграл консорциум во главе с бюро «Проект Меганом». Конкурс был громким, – тогда казалось, что вот-вот река преобразится, а за ней и значительная часть города. «Мы получили колоссальную базу идей, неоценимых для дальнейшего развития города», – так прокомментировал результаты конкурса Москвы-реки Сергей Кузнецов. Но масштаб задачи – гигантский, она требует большого объема серьезной, нередко рутинной работы. Работа начата и ведется, но говорят о ней сейчас не очень много.

Затем, в 2015 году, НИ и ПИ Генплана совместно с архитекторами «Меганома» разработал на основе победившего конкурсного предложения следующий, более детализированный вариант концепции развития прибрежных территорий с перспективой до 2035 года. В 2016 году оператором реализации концепции градостроительного развития прибрежных территорий стал НИ и ПИ Градостроительного планирования города Москвы. Мы поговорили с его директором Диной Саттаровой о результатах работы 2017 года.
zooming

Дина Саттарова, директор института
Градостроительного планирования города Москвы

Конкурс на градостроительное развитие Москвы-реки был одним из первых конкурсов Москомархитектуры, наряду с парком Зарядье и новыми станциями метро. Однако, в отличие от упомянутых конкурсов, мы так и не увидели продолжения темы, и как-то все подзабыли про него.

– Масштаб проекта «Москва-река» невозможно сравнивать с точечными объектами, даже такими грандиозными, как парк «Зарядье», не говоря уже о станциях метро. Здесь важно не только разрабатывать архитектурно-планировочные решения отдельных участков, но и представлять картину в целом. При этом достаточно детально, так как Москва-река протекает через весь город и связывает в единое целое совершенно разные по своему характеру территории, и одновременно – планировочно – разделяет их. Наша задача – в глубоком анализе различных аспектов и в какой-то степени – координации проектировщиков и застройщиков, работы различных организаций, отвечающих за отдельные направления – транспорт, воду, очистные сооружения. Необходимо также отметить, что после конкурса началась повседневная и рутинная, в сущности, работа, этапы которой не нуждаются в постоянном освещении. Город уже начал получать результаты работы градостроителей по прибрежным зонам – это и благоустроенные набережные по программе «Моя улица», и текущая реализация крупных градостроительных инициатив вдоль набережной, включая застройку, инженерно-транспортную инфраструктуру, элементы благоустройства.

– Какие работы по развитию прибрежных территорий выполняет ваш институт?

– Институт актуализировал и вывел на новый уровень проработки градостроительного и архитектурно-пространственного развития территорий концептуальный замысел, предложенный победителями конкурса. Мы провели оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий площадью около трех с половиной тысяч гектар.

Разработан проект стратегии их развития, это – комплексная работа. С одной стороны мы предлагаем стратегическое планирование, с другой – «опускаемся» на уровень проработки архитектурно-планировочных решений отдельных участков. Результатом стратегии станет комплексный сценарий градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, направленный на создание единого, связного городского пространства, обеспечивающего эффективное социально-экономическое, экологическое, транспортное и пространственное развитие. Цель стратегии – интенсификация сценария городской жизни, рост деловой активности и инвестиционной привлекательности территорий. Мы также выполняем архитектурные концепции для отдельных фрагментов территорий.

– Столь масштабные проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу. Учитывается ли опыт зарубежных проектов, прежде всего – уже реализованных?

– Зарубежных примеров много, и мы постоянно исследуем успешные примеры реорганизации прибрежных территорий разных городов мира. Наиболее подробно мы остановились на изучении опыта Нью-Йорка, где, на наш взгляд, разработана в том числе наиболее полная иерархия необходимых документов – от уровня стратегического планирования развития всей прибрежной территории города с глубоким анализом социальных, экологических и экономических аспектов, отраженного в New York City Comprehensive Waterfront Development Plan – Vision 2020, до уровня отдельных фрагментов прибрежных территорий. В качестве примера последнего можно привести проект Transforming the East River Waterfront, где формирование и активизация связей прилегающих районов и реки рассматривается как определяющий фактор успешного развития территорий: эти связи должны быть усилены открытыми общественными пространствами на подходах к реке и на самой реке. Именно этот принцип мы взяли за основу при разработке архитектурных концепций на участки прибрежных территорий, формируя и активизируя как продольные связи вдоль реки, так и поперечные связи, обеспечивающие доступ к реке.
Разорванные и установленные связи между городом и прибрежными территориями Ист ривер в Нью-Йорке -- East River Waterfront -- The City of New York. Used with permission of the New York City Department of City Planning. All rights reserved

– Очевидно, что стратегия призвана повлиять на различные аспекты жизни горожан. Каким образом учитываются интересы городского сообщества?

– По нашему заказу коллективом социологов под руководством профессора Виктора Вахштайна было проведено социологическое исследование запросов основных групп пользователей прибрежных территорий Москвы-реки для определения корреспондирующих сценариев развития. На основе опроса жителей прибрежных территорий и посетителей набережных, инвесторов и девелоперов, туристических компаний и экспертов определялись форматы благоустройства набережных для комфортного досуга; услуги, сервисы, события и виды экономической деятельности. Получены предложения экспертного сообщества; выявлены ожидания бизнес-сообщества от участия в инвестиционных проектах развития прибрежных территорий вдоль Москвы-реки и определен уровень платежеспособности и покупательской активности на набережных. Были разработаны сценарии развития прибрежных территорий в зависимости от их местоположения.

Институт также провел оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий от Мневниковской поймы до западной части Нагатинской поймы города Москвы – для согласованной разработки ее оптимальной функционально-планировочной структуры, отраслевого, инфраструктурного и экономического развития. Мы проанализировали существующее положение и определили параметры градостроительного развития территории, сформулировали предложения по планировочной организации, архитектурно-градостроительным решениям, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; выполнили укрупненный расчет затрат.

– Каким образом в вашей работе отражена концепция-победитель конкурса 2014 года и участвует ли «Меганом» в разработке проекта сейчас?

– Да, «Меганом» разрабатывает архитектурно-планировочные решения некоторых прибрежных участков. В частности – территории части центральных набережных, которые не вошли в программу «Моя улица», фрагменты неблагоустроенных сходов к воде, для которых требуются реконструктивные мероприятия. Предлагаемые архитекторами локальные решения интегрируются специалистами нашего института в единую функционально-планировочную структуру прибрежных территорий с целью формирования связанной, открытой и доступной общественной среды вдоль набережных.

Нельзя сказать, что мы полностью основываемся на концепции «Меганома», но их предложение стало отправной точкой как анализа территорий, так и предлагаемых нами решений. К примеру, мы изучили возможность фильтрации воды в Москве-реке с помощью предложенных «Меганомом» искусственных островов.

Экологи и инженеры нашего института исследовали текущую ситуацию, и оказалось, что в силу многих причин, в том числе климатических и экономических, в Москве пользоваться такой моделью очистки воды нецелесообразно и неэффективно, по крайней мере, на настоящем этапе: далеко не все поверхностные дождевые стоки проходят очистку перед тем, как попасть в Москву-реку, в то время как именно они являются источником сильнейшего загрязнения – так что в первую очередь для улучшения экологии Москвы-реки необходимо решить эту проблему. Благодаря полученным официальным данным мы определили места существующих очистных сооружений и предложили схему размещения новых. Некоторые из них будут оборудованы эксплуатируемой кровлей, на которой планируется обустроить общественное пространство, насыщенное разнообразными функциями: детскими площадками, пристанью, кафе – и станут точками притяжения.
Очистные сооружения с эксплуатируемой кровлей. Визуализация © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017
Очистные сооружения с эксплуатируемой кровлей. Разрез © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017


– Благоустроенные кровли очистных сооружений – интересный ход. Что еще из новых решений, каких-то новых частностей большого проекта Москвы-реки, вы бы назвали? 

– В частности, мы предложили создать «балконы» под Шелепихинским и Дорогомиловским мостами.

Балкон под Дорогомиловским мостом призван стать новым центром притяжения горожан – это общественное пространство, многофункциональная трансформируемая площадка: открытая сцена для перфомансов, в том числе постановок театра Петра Фоменко, и в то же время – видовая площадка, место активного отдыха. Конструкция будет выступать за пределы берега не более чем на 20 метров. Такое решение позволит максимально близко подойти к воде, а благодаря ярусной конструкции самой площадки на ней смогут находиться до 200 человек.
Балкон под Дорогомиловским мостом, план © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017
Балкон под Шелепихинским мостом © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017
Балкон под Белорусским мостом © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017


– Раз уж мы говорим о реке – предусмотрены ли новые мосты? 

– Да, и довольно много. На сегодняшний день в планы градостроительного развития территорий Москвы-реки в зоне центрального бьефа входит создание 17 новых мостов, 9 из них автомобильно-пешеходные, 8 – только пешеходные: два на территории реконструируемого ЗИЛа, четыре пешеходных моста над Москвой-рекой, несколько – над железнодорожными путями, разрезающими ткань города не менее радикально, чем реки. Шесть из этих мостов уже включены в ППТ (проект планировки территории), 8 было предложено в проекте НИ и ПИ Генплана. Проанализировав этот материал и транспортную ситуацию, наш институт предложил еще три новых пешеходных моста: один к западу от Сити, между Ботаническим садом Первого МГМУ на левом берегу реки и улице Кульнева на правом; второй – над путями Киевской железной дороги, недалеко от станции метро Студенческая, этот мост должен соединить район Бережковской набережной с районом Студенческой улицы и Кутузовским проспектом, третий – на перспективу развития территории Павелецкого грузового двора. В зоне развития территории Павелецкого грузового двора также предложен один автомобильно-пешеходный мост для связи 1-го Павелецкого проезда с Дубининской улицей.
Предлагаемая концепция пешеходного моста между Ботаническим садом Первого МГМУ (на левом берегу Москвы-реки) и улицей Кульнева (на правом берегу Москвы-реки) © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017
Предлагаемая концепция пешеходного моста между Ботаническим садом Первого МГМУ (на левом берегу Москвы-реки) и улицей Кульнева (на правом берегу Москвы-реки) © Институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017


– Вы упомянули координацию работы различных ведомств. Зона реки, ее берега – сложная в этом отношении территория, здесь задействованы не только местные власти, но и федеральные. Как это осуществляется на практике?

– Действительно, некоторые предлагаемые нами мероприятия требуют активного межведомственного взаимодействия регионального и федерального уровней. В частности, наш институт по поручению куратора нашей работы – главного архитектора города Сергея Кузнецова – разработал концепцию пассажирских водных маршрутов по Москве-реке.

Дирекция Московского транспортного узла, имеющая тройное ведомственное подчинение – Российской Федерации, Москвы и Московской области – помогает обсудить разработанную нами концепцию с коллегами из федеральных и региональных ведомств.

Большую поддержку нам оказывает Владимир Ивкин, начальник Управления развития транспортно-логистической инфраструктуры и внутреннего водного транспорта. Мы надеемся, что благодаря его участию и заинтересованности коллег из различных ведомств сможем постепенно доработать концепцию и довести проект до реализации.

– Помимо развития прибрежных территорий Москвы-реки какие еще проекты разрабатываются в институте?

– На сегодняшний день в составе НИ и ПИ Градплана города Москвы – шесть производственных подразделений: архитектурно-планировочное управление, управление научно-экономических исследований, отделы инженерной инфраструктуры, оценки и развития социальной инфраструктуры, а также транспортная и экологическая мастерские.

Институт создан относительно недавно, в 2012 году, как учреждение, подведомственное Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы. Мы активно вовлечены в разработку проектов планировки территорий в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также в проекты планировки транспортно-пересадочных узлов, ведем работы по генеральному и мастер-планированию. За короткое время деятельности института выполнена оценка градостроительного потенциала территорий города Москвы общей площадью 60 тысяч 500 гектар, в том числе целого ряда промышленных зон в составе тридцати одной производственной территории.

В 2017 году институт разработал методические рекомендации по оценке экономической эффективности комплексного развития территорий – для проектировщиков.

Наша научно-исследовательская деятельность также направлена на совершенствование методов математического моделирования транспортной системы города. Специалисты транспортной мастерской ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» разработали программно-технический комплекс – модель транспортного спроса города Москвы и Московской агломерации. Модель обладает целым рядом преимуществ и используется при разработке всей градостроительной документации, разрабатываемой институтом – но это, я думаю, тема для отдельного разговора...
 

12 Февраля 2018

Беседовала:

Мария Трошина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.