21.02.2019
беседовала: Юлия Тарабарина

Сергей Скуратов: «Здания из кирпича обогащают городскую среду»

В прошедшем году Сергей Скуратов получил Гран-при Wienerberger Brick Award Russia. Говорим с архитектором, который много и творчески работает с кирпичом, об особенностях этого материала и о международном конкурсе, прием заявок на который продолжается до 9 апреля.

информация:

Капелла Сан Бернардо, Арегнтина. Архитекторы: Nicolás Campodonico Estudio. Специальный приз Wienerberger Brick Award 2018
Капелла Сан Бернардо, Арегнтина. Архитекторы: Nicolás Campodonico Estudio. Специальный приз Wienerberger Brick Award 2018

Архи.ру: 
Как вы в принципе относитесь к премиям, сосредоточенным на использовании какого-то одного материала, к примеру кирпича, или бетона, дерева?

Сергей Скуратов: 
Или меди. Очень хорошо отношусь. Я вообще воспринимаю здания через несколько, скажем так, призм. В частности, через призму контекста – или через призму материала. Конкурсы на дома из кирпича или меди – почему нет, это очень хорошо. У каждого материала есть свои секреты, не у всех получается их разгадать и раскрыть суть материала. Кроме того думаю жюри оценивает не только материал или способ его использования – а смотрит на то, какие задачи решены в том или ином проекте, как они выполнены, и как в этом помог материал. Мне кажется, это нормально.

Современный фасад как правило отличается от конструкции здания. Фасад – во многих случаях декорация. Как тогда оценивать материал?

Возможность использовать один и тот же материал для конструктива, фасадов и интерьера – о таком мечтает каждый архитектор.
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov architects
Сергей Скуратов, Sergey Skuratov architects

Но многое зависит от конкретной ситуации, от задачи и от заказа. Если тебе заказан элитный дом, к нему предъявляются требования исключительной эстетики и дороговизны фасадов и интерьеров. Если речь идет о частном доме, мы более свободны в выборе материалов. Можно сделать не только кирпичные стены, полы, но и кирпичные потолки или даже кирпичные своды. Конечно, есть преклонение перед домами, сделанными «на одном дыхании», где материал – будь то кирпич, дерево или камень, проявляет себя целостно. Как например, частный дом Йорна Утсона на Средиземном море, где все сделано из камня: и фасады, и перекрытия.

Возвращаясь к кирпичу: в XIX веке дома с открытым кирпичным фасадом считались более дешевыми, чем, скажем, дома, покрытые штукатуркой и тем более каменный облицовкой. Сейчас кирпич стал элитным материалом отделки фасадов. Вы не видите здесь парадокса?

Нет, не вижу. Во-первых, кирпич XIX века за рядом редких исключений впитывал воду и требовал защиты. Клинкерный кирпич, который получил распространение в XX веке, намного прочнее. С его помощью можно добиться большей выразительности фасадов, можно делать консоли, решетки, кирпичные скаты и множество других выразительных элементов. Можно сильно выносить кирпич из кладки, не опасаясь, что он потрескается или оторвется.

С другой стороны если открыть какую-нибудь книгу по истории кирпича – громадное количество памятников мировой архитектуры построены из кирпича и кирпич выразителен на фасадах. Взять хотя бы кирпичную готику: XIII-XVI века в Северной Европе, Голландии, Бельгии. Конечно, кирпичные фасады во Флоренции или Венеции – это подготовка под камень. Между тем в Болонье, например – городские стены, арки, башни, громадная часть городской архитектуры сделана из кирпича, он очень выразителен и совершенно виртуозен. Так что вопрос спорный: многое зависит от места и от традиции.

Что важно для вас в этом материале: красота его фактуры, его способность откликаться на контекст или вызывать в памяти исторические аллюзии?

Все важно. Упрощу: мне очень нравятся дома из кирпича. Я его чувствую и понимаю. Понимаю, как с помощью кирпича создать тот или иной образ. В Москве мало хорошо отрисованных и качественно построенных домов из кирпича. Мне кажется, что добавление зданий из кирпича в городскую среду обогащает ее. Это благородная задача – строить дома из кирпича: они тактильно привлекательны, визуально насыщены, дают ощущение надежности. Они необычайно украшают пространство, в которое попадают – значительно больше, чем дома из камня или оштукатуренные. В них много деталей, важных для современной архитектуры – в отличие, скажем, от построек советского конструктивизма, которые, на мой взгляд, в визуальном плане очень бедны.
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Вы работаете с кирпичом около 20 лет. Как бы вы охарактеризовали эволюцию вашей работы с кирпичом? Скажем, раньше были фрагменты кирпича, соединение многих разных материалов, а потом все пришло к некоей кирпичной скульптуре?

Постепенно я пришел к мономатериальности, например через 5-й Бутиковский, хотя там еще много разных материалов… Первым был дворовый фасад дома в Чистом переулке мы там попытались создать современный парафраз его исторического фасада. Первым мономатериальным домом для меня был «Даниловский форт». Хотелось сделать обстановку этого места более теплой; это получилось, и я понял, что кирпич способен создавать новую среду. В «Арт Хаусе», в «Садовых кварталах», в «Эгодоме» кирпич формирует новую среду – ни один другой материал с этой задачей не справился бы.
Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной, вл. 8. «Даниловский форт». Постройка, 2008. Фотография © Юрий Пальмин
Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной, вл. 8. «Даниловский форт». Постройка, 2008. Фотография © Юрий Пальмин
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальмин
Фотография: Ю.Пальмин
Жилой Комплекс «Арт хаус» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой Комплекс «Арт хаус» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Михаил Розанов
Жилой дом с подземной автостоянкой на ул. Бурденко © Михаил Розанов
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК «Эгодом» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кроме того, особенно это заметно в «Эгодоме», кирпич помогает выстраивать «мостики» с промышленной архитектурой, важные и ценные для Москвы, ассоциирующиеся со временем расцвета конца XIX века. Конечно, речь не о повторении, а о переосмыслении, мы принимаем эстафетную палочку от старого прома, добавляем теплоты. Поэзия стены и детали, которая там отразилась, занимает какое-то место в моем сознании.

Кто из мастеров XX века с вашей точки зрения хорошо работал с кирпичом

Во-первых Аалто. Во-вторых, один из моих любимых авторов, просто уникальный, хотя не очень известный – Эладио Диесте, 1950-е – 1960-е годы. Арки, своды, замечательная пластика.

Dieste

Dieste

frente

А Марио Ботта?

Нет, Ботта мне не очень нравится, суховат.

Очень нравится Цумтор. Херцог и де Мерон блестяще работают с кирпичом, взять хотя бы Тейт Модерн. Очень тонко чувствуют материал. Огромное количество архитекторов прекрасно работают с кирпичом. В последние годы невероятное количество прекрасных, виртуозных зданий появляется из кирпича.


New Tate Modern

Аравена на биеннале показывал арки из сырца для Африки.

Да, тоже интересная тема. Рассматривая победителей Wienerberger Brick Awards я бы сказал, что в мире сейчас все больше интереса к экзотике. С одной стороны, к удешевлению стоимости строительства, а с другой – к не-массовости, к решениям, привязанным к конкретной стране, экономической ситуации и месту. Почему среди победителей так много проектов из Камбоджи, Вьетнама, Африки? Все устали, все хотят чего-то сделанного вручную. Неслучайно возникают дома из напластований глины, у Херцога и де Мерона в частности.
Термитный дом, Вьетнам. Архитекторы Tropical Space. Один из победителей Wienerberger Brick Award 2016
Термитный дом, Вьетнам. Архитекторы Tropical Space. Один из победителей Wienerberger Brick Award 2016

Это антиглобалисткая тенденция…

Ну да, интерес представляют вещи, сделанные вопреки.

Какие подходы на ваш взгляд – «правильные», и могли бы помочь тем или иным зданиям получить признание на таком конкурсе, как Wienerberger Brick Awards?

Прежде всего применение материала должно быть мотивировано, обусловлено внутренними причинами. Не должно быть материала ради материала. Должно быть серьезное обоснование того, почему дом кирпичный. Если заказчики попросили сделать здание с облицовкой из кирпича просто потому, что он хорошо продается – это не обоснование, это всего лишь вопрос облицовки; мне кажется, такие дома вообще не рассматриваются, не попадают в шорт-лист. Если за этим нет серьезной авторской философии, такая работа, по-моему, вообще не будет рассматриваться.

Иными словами, материал должен стать «месседжем»?

Думаю, что да – сам дом должен измениться под материал. Если этого не происходит, такой дом, думаю, изучать неинтересно.

Я для себя развил эту историю, перевел ее в более художественное русло. Мы спорили с Николаем Лызловым – он говорил, что нельзя делать кирпичные потолки, что это нетектонично. Я говорю, а если ты делаешь скульптуру из одного материала – это тектонично? Думаю, что доказать нетектоничность можно только примерами из прошлого, когда технологии были весьма ограничены. С другой стороны есть множество удачных современных примеров с кирпичным потолком и кровлей. И с кирпичным перекрытием, устроенным «в распор».

Рекомендуете ли вы коллегам участвовать в международном конкурсе Brick Awards?

Конечно рекомендую. Вообще надо больше участвовать в конкурсах. И чем моложе архитектор, чем больше у него впереди, тем активнее и старательнее надо участвовать.
беседовала: Юлия Тарабарина

поставщики, технологии:


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Олег Мединский
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Александр Бровкин
  • Иван Кожин
  • Андрей Романов
  • Владимир Плоткин
  • Рустам Керимов
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Грень
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Надточий
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Зайченко
  • Игорь Шварцман
  • Юлия Тряскина
  • Михаил Канунников
  • Марк Сафронов
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Даниил Лоренц
  • Иван Рубежанский
  • Карен Сапричян
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Всеволод Медведев
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вилла-BG_019
  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи