Поставленные задачи – разбор способов продвижения архитектуры на государственном уровне в европейских странах и формулирование рекомендаций для развития архитектурной политики в России. Подробно рассмотрены инструменты 5 стран: Великобритании, Франции, Нидерландов, Дании и Австрии. Частично изучены 20 стран и в целом, по словам авторов, 127 методов поддержки архитектурной деятельности. Исследование проведено по заказу Москомархитектуры, авторы – Citymakers (Петр Кудрявцев, Алексей Чагин, Вера Автаева, Ольга Кононова).
Точкой отсчета стали известные сведения: в России мало архитекторов на душу населения. Во Франции 0.44 на тысячу человек, в Великобритании – 0.55, Нидерландах – 0.63, Австрия – 0.58, в Дании – аж 1.72. В России 0.1. Далее – еще более печальная, но в общем-то очевидная статистика: ни одного Притцкера или премии мирового значения, RIBA, впрочем, в счет не взяли; ни одного выигранного международного конкурса, рассчитанного на реализацию. Во Франции 2 Притцкера, в Великобритании 3, в Голландии-Австрии-Дании по одному. Но и средняя зарплата там от 32 до 53 (Голландия, Британия), в РФ – 9 тысяч EUR в год. Округляем, умножаем на 75 – получаем по 56 000 рублей в месяц для российского архитектора. Округляем и умножаем среднюю зарплату архитекторов Британии – 330 000 рублей в месяц.
Далее (этого в презентации исследования нет) сложно удержаться от того, чтобы не сравнить общий объем средств, затраченных на зарплаты архитекторов – крайне приблизительно, конечно, для России это 800 млн рублей в месяц, для Британии, где архитекторов больше всего в этом списке – 12 млрд (опять же рублей, для сравнения) – словом в 15 раз больше. А населения в Британии в 2.2 раза меньше. Иными словами, российские архитекторы где-то в 30 раз беднее британских. По приблизительным оценкам. Впрочем, данный параметр в исследовании не развернут. Акцент сделан на: объединениях, образовании профессиональном и общем, конкурсах, устойчивом развитии, изданиях, повышении квалификации.
По пяти странам
пересказываем вкратцеГосударственные программы
Национальная арх-стратегия принята в Голландии в 1991 (обновлялся пять раз), в Британии в 2012, во Франции в 2015. Цели – совершенствование отрасли, в числе прочего экономическое. В Дании политика есть, но когда принята, неизвестно; отвечает за нее датский архитектурный центр DAC.
Архитектурные премии
Госпремия для архитекторов в Нидерландах – «Золотая пирамида» (Gouden Piramide), победитель получает 75 000 EUR. В Австрии существует 30 премий разного масштаба, самая престижная – национальная премия Staatspreis Architektur от министерства науки BMWFW. Ежегодная премия Дании – The Architecture Award People.
Каталоги
Архкаталог Франции для молодых, до 35 лет, и называется Albums des Jeunes Architectes. Для Великобритании упомянут портал Architecture and Design Scotland. В Австрии – книга Best of Austria и единая платформа Nextroom, существующая с 1996.
Архитектурное образование для молодежи и школьников
Госдеп культуры и спорта Англии проводит уроки, посвященные застроенной среды в рамках внешкольной программы Engaging Places. В Австрии с 2010 года работает программа Initiative Baukulturvermittlung für junge Menschen, заодно координирующая архитектурное сообщество. Во Франции в Нанте ежегодно проводится детский фестиваль Archi'teliers. В Дании проектирование и урбанистика включены в школьную программу.
Подтверждение прав / повышение квалификации
Институт, в чем-то похожий на факультет повышения квалификации. В России не обязателен, но, забегая вперед, скажем, что такая возможность существует на базе вузов в Москве, Ижевске, Екатеринбурге, Новосибирске.
Во Франции обязательны 3 года постдипломного образования, по 20 часов в год. В Нидерландах обязательно для всех практикующих архитекторов всегда, 60 часов в год. Про Данию и Австрию не сказано. Британцы – но только члены RIBA – практикуют непрерывное образование постоянно; провалившие экзамен, лишаются членства; публикуются ежегодные списки сдавших.
Союзы архитекторов и прочие комиссии
Во Франции их целых два: UNSFA и Архитектурный синдикат SA. Плюс CNOA, национальный совет – защищает права, издает книги, собирает статистику. В Британии же комиссия по архитектуре и городской среде работала до 2011. А больше нет.
В Австрии организаций много, самая известная – ŐGFA, австрийское общество архитектуры. Нередко функции союзов берут не себя институты, такие как RIBA, королевский институт британских архитекторов, или NAI, нидерландский архитектурный институт. В Голландии также имеется Фонд поддержки архитектуры. В Дании – архитектурный центр DAC.
Среди других способов продвижения: стипендии, к примеру австрийская BMUKK от минобразования, и поддержка молодых бюро; сопровождение конкурсов, фестивали (названа роттердамская биеннале), фестивали кино, поддержка «зеленых» устойчивых решений. А также поддержка международного сотрудничества (в Австрии этим занимается проект Wonderland) и архитектуры «на экспорт», к примеру, правительство Дании запустило программу поддержки бюро, стремящихся работать на экспорт.
По 20 странам
тоже вкратце, но с картинкамиВторая часть исследования распределена по темам и, в отличие от первой части, по 16 пунктам сопоставлена европейская и российская практика продвижения архитектуры. Данные поданы достаточно подробно, а отставание – не то чтобы акцентировано, скорее смягчено в формулировках, словом, вчитавшись, убеждаешься, что по каждому пункту в России что-нибудь да есть; так или иначе упомянуты многие, хотя заметен акцент на проектах московского правительства и Москомархитектуры. Цитируем: «В российской практике организация массовых архитектурных мероприятий также достаточно распространена. Наиболее ярким событием архитектурной и градостроительной сфер является Московский урбанистический форум». В разделе Локальные центры поддержки архитектуры: «Главной архитектурной организацией на уровне Москвы является Архитектурный совет, действующий при Москомархитектуре как коллегиальный и совещательный орган».
Из интересных цифр: общая сумма гостипендий, полученных архитекторами в 2013 году – 6.3 млн рублей на 108 человек. В среднем это 58 000 рублей на каждого, примерно похоже на названную выше среднюю зарплату. 16 млн рублей – выручка проекта «Москва глазами инженера», самого сейчас активного просветительского проекта из московских в 2016 году.
Рекомендации
Разделены на 4 блока: популяризация, развитие профессиональной среды, актуализация образовательных программ, поддержка архитектурных организаций. Назовем несколько интересных советов, где-то половина из них, заметим, связана с новыми инициативами, созданием фондов, программ и премий; а не развитием существующих. В то же время характер рекомендаций может быть понят как «эволюционный», радиальных предложений по регулированию здесь, кажется, нет.1. Пожалуй, одна из важных рекомендаций: определение рекомендованной суммы за участие в конкурсе и гарантии получения контракта в случае победы в конкурсах. Комментарий: «Участие в конкурсной деятельности является убыточным для многих бюро, введение определенного порога может стать мотивирующим фактором, повышающим качество проектов».
2. Учреждение ежегодной и профессиональной премии и ее трансляция по телевидению. Аргументы – телевидение самое популярное медиа в России, до 70% аудитории.
3. Каталог лучших архитектурных проектов, «выбранных по решению архитектурного совета или главного архитектора города».
4. Создание архитектурного фонда, направленного на проведение мероприятий и популяризацию архитектуры.
5. Внедрение архитектуры в дошкольные и школьные занятия. Комментарий: «Создание экспериментальной учебной программы в рамках одной из инновационных школ Москвы».
6. Развитие программ повышения квалификации, создание программы, рассчитанной на 15-20 часов.
7. Учреждение центра международной мобильности студентов, именных стипендий для студентов, премий для преподавателей, площадки межвузовского взаимодействия.
В общей сложности рекомендаций – 19, со всеми ними, также как и более подробно с результатами анализа можно познакомиться, скачав презентацию исследования.
Резюмируя, скажем следующее: беглый просмотр данного исследования показывает, прежде всего, «недокормленность» архитектурной сферы в России – маленькие зарплаты, небольшие премии в конкурсах, отсутствие крупных денежных премий. С другой стороны, разнообразие форм и методов поддержки архитектурной сферы в стране в целом присутствует. Исследование Москомархитектуры в части рекомендаций демонстрирует вероятное желание создать в будущем новые структуры в каждом, или почти каждом из названных направлений.