Как обустроить архитектуру в России

Новое исследование, представленное на «Открытом городе», анализирует методы поддержки архитектурной отрасли в Европе и дает советы для России. Публикуем выдержки.

Автор текста:
Дмитрий Леонов

mainImg
«В рамках данного исследования речь идет о soft-методах – инструментах, направленных на популяризацию архитектуры и повышение качества архитектурных проектов», – говорится в начале исследования. Оно презентовано совсем недавно, 27-28 сентября на конференции Москомархитектуры «Открытый город». Полное название: «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике».

Поставленные задачи – разбор способов продвижения архитектуры на государственном уровне в европейских странах и формулирование рекомендаций для развития архитектурной политики в России. Подробно рассмотрены инструменты 5 стран: Великобритании, Франции, Нидерландов, Дании и Австрии. Частично изучены 20 стран и в целом, по словам авторов, 127 методов поддержки архитектурной деятельности. Исследование проведено по заказу Москомархитектуры, авторы – Citymakers (Петр Кудрявцев, Алексей Чагин, Вера Автаева, Ольга Кононова).

Точкой отсчета стали известные сведения: в России мало архитекторов на душу населения. Во Франции 0.44 на тысячу человек, в Великобритании – 0.55, Нидерландах – 0.63, Австрия – 0.58, в Дании – аж 1.72. В России 0.1. Далее – еще более печальная, но в общем-то очевидная статистика: ни одного Притцкера или премии мирового значения, RIBA, впрочем, в счет не взяли; ни одного выигранного международного конкурса, рассчитанного на реализацию. Во Франции 2 Притцкера, в Великобритании 3, в Голландии-Австрии-Дании по одному. Но и средняя зарплата там от 32 до 53 (Голландия, Британия), в РФ – 9 тысяч EUR в год. Округляем, умножаем на 75 – получаем по 56 000 рублей в месяц для российского архитектора. Округляем и умножаем среднюю зарплату архитекторов Британии – 330 000 рублей в месяц.
Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике», фрагмент © Citymakers
Сравнительный анализ архитектурной деятельности в России и за рубежом. Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике» © Citymakers

Далее (этого в презентации исследования нет) сложно удержаться от того, чтобы не сравнить общий объем средств, затраченных на зарплаты архитекторов – крайне приблизительно, конечно, для России это 800 млн рублей в месяц, для Британии, где архитекторов больше всего в этом списке – 12 млрд (опять же рублей, для сравнения) – словом в 15 раз больше. А населения в Британии в 2.2 раза меньше. Иными словами, российские архитекторы где-то в 30 раз беднее британских. По приблизительным оценкам. Впрочем, данный параметр в исследовании не развернут. Акцент сделан на: объединениях, образовании профессиональном и общем, конкурсах, устойчивом развитии, изданиях, повышении квалификации.

По пяти странам
пересказываем вкратце

Государственные программы
Национальная арх-стратегия принята в Голландии в 1991 (обновлялся пять раз), в Британии в 2012, во Франции в 2015. Цели – совершенствование отрасли, в числе прочего экономическое. В Дании политика есть, но когда принята, неизвестно; отвечает за нее датский архитектурный центр DAC.

Архитектурные премии
Госпремия для архитекторов в Нидерландах – «Золотая пирамида» (Gouden Piramide), победитель получает 75 000 EUR. В Австрии существует 30 премий разного масштаба, самая престижная – национальная премия Staatspreis Architektur от министерства науки BMWFW. Ежегодная премия Дании – The Architecture Award People.
Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике», фрагмент © Citymakers

Каталоги
Архкаталог Франции для молодых, до 35 лет, и называется Albums des Jeunes Architectes. Для Великобритании упомянут портал Architecture and Design Scotland. В Австрии – книга Best of Austria и единая платформа Nextroom, существующая с 1996.

Архитектурное образование для молодежи и школьников
Госдеп культуры и спорта Англии проводит уроки, посвященные застроенной среды в рамках внешкольной программы Engaging Places. В Австрии с 2010 года работает программа Initiative Baukulturvermittlung für junge Menschen, заодно координирующая архитектурное сообщество. Во Франции в Нанте ежегодно проводится детский фестиваль Archi'teliers. В Дании проектирование и урбанистика включены в школьную программу.

Подтверждение прав / повышение квалификации

Институт, в чем-то похожий на факультет повышения квалификации. В России не обязателен, но, забегая вперед, скажем, что такая возможность существует на базе вузов в Москве, Ижевске, Екатеринбурге, Новосибирске.

Во Франции обязательны 3 года постдипломного образования, по 20 часов в год. В Нидерландах обязательно для всех практикующих архитекторов всегда, 60 часов в год. Про Данию и Австрию не сказано. Британцы – но только члены RIBA – практикуют непрерывное образование постоянно; провалившие экзамен, лишаются членства; публикуются ежегодные списки сдавших.

Союзы архитекторов и прочие комиссии
Во Франции их целых два: UNSFA и Архитектурный синдикат SA. Плюс CNOA, национальный совет – защищает права, издает книги, собирает статистику. В Британии же комиссия по архитектуре и городской среде работала до 2011. А больше нет.

В Австрии организаций много, самая известная – ŐGFA, австрийское общество архитектуры. Нередко функции союзов берут не себя институты, такие как RIBA, королевский институт британских архитекторов, или NAI, нидерландский архитектурный институт. В Голландии также имеется Фонд поддержки архитектуры. В Дании – архитектурный центр DAC.

Среди других способов продвижения: стипендии, к примеру австрийская BMUKK от минобразования, и поддержка молодых бюро; сопровождение конкурсов, фестивали (названа роттердамская биеннале), фестивали кино, поддержка «зеленых» устойчивых решений. А также поддержка международного сотрудничества (в Австрии этим занимается проект Wonderland) и архитектуры «на экспорт», к примеру, правительство Дании запустило программу поддержки бюро, стремящихся работать на экспорт.

По 20 странам
тоже вкратце, но с картинками

Вторая часть исследования распределена по темам и, в отличие от первой части, по 16 пунктам сопоставлена европейская и российская практика продвижения архитектуры. Данные поданы достаточно подробно, а отставание – не то чтобы акцентировано, скорее смягчено в формулировках, словом, вчитавшись, убеждаешься, что по каждому пункту в России что-нибудь да есть; так или иначе упомянуты многие, хотя заметен акцент на проектах московского правительства и Москомархитектуры. Цитируем: «В российской практике организация массовых архитектурных мероприятий также достаточно распространена. Наиболее ярким событием архитектурной и градостроительной сфер является Московский урбанистический форум». В разделе Локальные центры поддержки архитектуры: «Главной архитектурной организацией на уровне Москвы является Архитектурный совет, действующий при Москомархитектуре как коллегиальный и совещательный орган».

Из интересных цифр: общая сумма гостипендий, полученных архитекторами в 2013 году – 6.3 млн рублей на 108 человек. В среднем это 58 000 рублей на каждого, примерно похоже на названную выше среднюю зарплату. 16 млн рублей – выручка проекта «Москва глазами инженера», самого сейчас активного просветительского проекта из московских в 2016 году.
Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике», фрагмент © Citymakers
Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике», фрагмент © Citymakers
Исследование «Поддержка архитектурной деятельности: международный опыт и возможности применения в российской практике», фрагмент © Citymakers

Рекомендации
Разделены на 4 блока: популяризация, развитие профессиональной среды, актуализация образовательных программ, поддержка архитектурных организаций. Назовем несколько интересных советов, где-то половина из них, заметим, связана с новыми инициативами, созданием фондов, программ и премий; а не развитием существующих. В то же время характер рекомендаций может быть понят как «эволюционный», радиальных предложений по регулированию здесь, кажется, нет.

1. Пожалуй, одна из важных рекомендаций: определение рекомендованной суммы за участие в конкурсе и гарантии получения контракта в случае победы в конкурсах. Комментарий: «Участие в конкурсной деятельности является убыточным для многих бюро, введение определенного порога может стать мотивирующим фактором, повышающим качество проектов».

2. Учреждение ежегодной и профессиональной премии и ее трансляция по телевидению. Аргументы – телевидение самое популярное медиа в России, до 70% аудитории.

3. Каталог лучших архитектурных проектов, «выбранных по решению архитектурного совета или главного архитектора города».

4. Создание архитектурного фонда, направленного на проведение мероприятий и популяризацию архитектуры.

5. Внедрение архитектуры в дошкольные и школьные занятия. Комментарий: «Создание экспериментальной учебной программы в рамках одной из инновационных школ Москвы».

6. Развитие программ повышения квалификации, создание программы, рассчитанной на 15-20 часов.

7. Учреждение центра международной мобильности студентов, именных стипендий для студентов, премий для преподавателей, площадки межвузовского взаимодействия.

В общей сложности рекомендаций – 19, со всеми ними, также как и более подробно с результатами анализа можно познакомиться, скачав презентацию исследования.

Резюмируя, скажем следующее: беглый просмотр данного исследования показывает, прежде всего, «недокормленность» архитектурной сферы в России – маленькие зарплаты, небольшие премии в конкурсах, отсутствие крупных денежных премий. С другой стороны, разнообразие форм и методов поддержки архитектурной сферы в стране в целом присутствует. Исследование Москомархитектуры в части рекомендаций демонстрирует вероятное желание создать в будущем новые структуры в каждом, или почти каждом из названных направлений. 

04 Октября 2018

Автор текста:

Дмитрий Леонов
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Макеты в масштабе 1:1
Поселок Веркбунда в Вене, идеальное социальное жилье, построенное ведущими европейскими архитекторами для выставки 1932 года – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.