Говорим с руководителем института Градостроительного планирования города Москвы – о том, чем занимается институт, и о его главном сейчас проекте – градостроительном развитии прибрежных территорий Москвы-реки.
В 2014 году конкурс на «Градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке» выиграл консорциум во главе с бюро «Проект Меганом». Конкурс был громким, – тогда казалось, что вот-вот река преобразится, а за ней и значительная часть города. «Мы получили колоссальную базу идей, неоценимых для дальнейшего развития города», – так прокомментировал результаты конкурса Москвы-реки Сергей Кузнецов. Но масштаб задачи – гигантский, она требует большого объема серьезной, нередко рутинной работы. Работа начата и ведется, но говорят о ней сейчас не очень много.
Затем, в 2015 году, НИ и ПИ Генплана совместно с архитекторами «Меганома» разработал на основе победившего конкурсного предложения следующий, более детализированный вариант концепции развития прибрежных территорий с перспективой до 2035 года. В 2016 году оператором реализации концепции градостроительного развития прибрежных территорий стал НИ и ПИ Градостроительного планирования города Москвы. Мы поговорили с его директором Диной Саттаровой о результатах работы 2017 года.
Дина Саттарова, директор института Градостроительного планирования города Москвы
– Конкурс на градостроительное развитие Москвы-реки был одним из первых конкурсов Москомархитектуры, наряду с парком Зарядье и новыми станциями метро. Однако, в отличие от упомянутых конкурсов, мы так и не увидели продолжения темы, и как-то все подзабыли про него.
– Масштаб проекта «Москва-река» невозможно сравнивать с точечными объектами, даже такими грандиозными, как парк «Зарядье», не говоря уже о станциях метро. Здесь важно не только разрабатывать архитектурно-планировочные решения отдельных участков, но и представлять картину в целом. При этом достаточно детально, так как Москва-река протекает через весь город и связывает в единое целое совершенно разные по своему характеру территории, и одновременно – планировочно – разделяет их. Наша задача – в глубоком анализе различных аспектов и в какой-то степени – координации проектировщиков и застройщиков, работы различных организаций, отвечающих за отдельные направления – транспорт, воду, очистные сооружения. Необходимо также отметить, что после конкурса началась повседневная и рутинная, в сущности, работа, этапы которой не нуждаются в постоянном освещении. Город уже начал получать результаты работы градостроителей по прибрежным зонам – это и благоустроенные набережные по программе «Моя улица», и текущая реализация крупных градостроительных инициатив вдоль набережной, включая застройку, инженерно-транспортную инфраструктуру, элементы благоустройства.
– Какие работы по развитию прибрежных территорий выполняет ваш институт?
– Институт актуализировал и вывел на новый уровень проработки градостроительного и архитектурно-пространственного развития территорий концептуальный замысел, предложенный победителями конкурса. Мы провели оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий площадью около трех с половиной тысяч гектар.
Разработан проект стратегии их развития, это – комплексная работа. С одной стороны мы предлагаем стратегическое планирование, с другой – «опускаемся» на уровень проработки архитектурно-планировочных решений отдельных участков. Результатом стратегии станет комплексный сценарий градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, направленный на создание единого, связного городского пространства, обеспечивающего эффективное социально-экономическое, экологическое, транспортное и пространственное развитие. Цель стратегии – интенсификация сценария городской жизни, рост деловой активности и инвестиционной привлекательности территорий. Мы также выполняем архитектурные концепции для отдельных фрагментов территорий.
– Столь масштабные проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу. Учитывается ли опыт зарубежных проектов, прежде всего – уже реализованных?
– Зарубежных примеров много, и мы постоянно исследуем успешные примеры реорганизации прибрежных территорий разных городов мира. Наиболее подробно мы остановились на изучении опыта Нью-Йорка, где, на наш взгляд, разработана в том числе наиболее полная иерархия необходимых документов – от уровня стратегического планирования развития всей прибрежной территории города с глубоким анализом социальных, экологических и экономических аспектов, отраженного в New York City Comprehensive Waterfront Development Plan – Vision 2020, до уровня отдельных фрагментов прибрежных территорий. В качестве примера последнего можно привести проект Transforming the East River Waterfront, где формирование и активизация связей прилегающих районов и реки рассматривается как определяющий фактор успешного развития территорий: эти связи должны быть усилены открытыми общественными пространствами на подходах к реке и на самой реке. Именно этот принцип мы взяли за основу при разработке архитектурных концепций на участки прибрежных территорий, формируя и активизируя как продольные связи вдоль реки, так и поперечные связи, обеспечивающие доступ к реке.
Разорванные и установленные связи между городом и прибрежными территориями Ист ривер в Нью-Йорке -- East River Waterfront -- The City of New York. Used with permission of the New York City Department of City Planning. All rights reserved
– Очевидно, что стратегия призвана повлиять на различные аспекты жизни горожан. Каким образом учитываются интересы городского сообщества?
– По нашему заказу коллективом социологов под руководством профессора Виктора Вахштайна было проведено социологическое исследование запросов основных групп пользователей прибрежных территорий Москвы-реки для определения корреспондирующих сценариев развития. На основе опроса жителей прибрежных территорий и посетителей набережных, инвесторов и девелоперов, туристических компаний и экспертов определялись форматы благоустройства набережных для комфортного досуга; услуги, сервисы, события и виды экономической деятельности. Получены предложения экспертного сообщества; выявлены ожидания бизнес-сообщества от участия в инвестиционных проектах развития прибрежных территорий вдоль Москвы-реки и определен уровень платежеспособности и покупательской активности на набережных. Были разработаны сценарии развития прибрежных территорий в зависимости от их местоположения.
Институт также провел оценку градостроительного потенциала прибрежных территорий от Мневниковской поймы до западной части Нагатинской поймы города Москвы – для согласованной разработки ее оптимальной функционально-планировочной структуры, отраслевого, инфраструктурного и экономического развития. Мы проанализировали существующее положение и определили параметры градостроительного развития территории, сформулировали предложения по планировочной организации, архитектурно-градостроительным решениям, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; выполнили укрупненный расчет затрат.
– Каким образом в вашей работе отражена концепция-победитель конкурса2014 года и участвует ли «Меганом» в разработке проекта сейчас?
– Да, «Меганом» разрабатывает архитектурно-планировочные решения некоторых прибрежных участков. В частности – территории части центральных набережных, которые не вошли в программу «Моя улица», фрагменты неблагоустроенных сходов к воде, для которых требуются реконструктивные мероприятия. Предлагаемые архитекторами локальные решения интегрируются специалистами нашего института в единую функционально-планировочную структуру прибрежных территорий с целью формирования связанной, открытой и доступной общественной среды вдоль набережных.
Нельзя сказать, что мы полностью основываемся на концепции «Меганома», но их предложение стало отправной точкой как анализа территорий, так и предлагаемых нами решений. К примеру, мы изучили возможность фильтрации воды в Москве-реке с помощью предложенных «Меганомом» искусственных островов.
Экологи и инженеры нашего института исследовали текущую ситуацию, и оказалось, что в силу многих причин, в том числе климатических и экономических, в Москве пользоваться такой моделью очистки воды нецелесообразно и неэффективно, по крайней мере, на настоящем этапе: далеко не все поверхностные дождевые стоки проходят очистку перед тем, как попасть в Москву-реку, в то время как именно они являются источником сильнейшего загрязнения – так что в первую очередь для улучшения экологии Москвы-реки необходимо решить эту проблему. Благодаря полученным официальным данным мы определили места существующих очистных сооружений и предложили схему размещения новых. Некоторые из них будут оборудованы эксплуатируемой кровлей, на которой планируется обустроить общественное пространство, насыщенное разнообразными функциями: детскими площадками, пристанью, кафе – и станут точками притяжения.
– Благоустроенные кровли очистных сооружений – интересный ход. Что еще из новых решений, каких-то новых частностей большого проекта Москвы-реки, вы бы назвали?
– В частности, мы предложили создать «балконы» под Шелепихинским и Дорогомиловским мостами.
Балкон под Дорогомиловским мостом призван стать новым центром притяжения горожан – это общественное пространство, многофункциональная трансформируемая площадка: открытая сцена для перфомансов, в том числе постановок театра Петра Фоменко, и в то же время – видовая площадка, место активного отдыха. Конструкция будет выступать за пределы берега не более чем на 20 метров. Такое решение позволит максимально близко подойти к воде, а благодаря ярусной конструкции самой площадки на ней смогут находиться до 200 человек.
– Раз уж мы говорим о реке – предусмотрены ли новые мосты?
– Да, и довольно много. На сегодняшний день в планы градостроительного развития территорий Москвы-реки в зоне центрального бьефа входит создание 17 новых мостов, 9 из них автомобильно-пешеходные, 8 – только пешеходные: два на территории реконструируемого ЗИЛа, четыре пешеходных моста над Москвой-рекой, несколько – над железнодорожными путями, разрезающими ткань города не менее радикально, чем реки. Шесть из этих мостов уже включены в ППТ (проект планировки территории), 8 было предложено в проекте НИ и ПИ Генплана. Проанализировав этот материал и транспортную ситуацию, наш институт предложил еще три новых пешеходных моста: один к западу от Сити, между Ботаническим садом Первого МГМУ на левом берегу реки и улице Кульнева на правом; второй – над путями Киевской железной дороги, недалеко от станции метро Студенческая, этот мост должен соединить район Бережковской набережной с районом Студенческой улицы и Кутузовским проспектом, третий – на перспективу развития территории Павелецкого грузового двора. В зоне развития территории Павелецкого грузового двора также предложен один автомобильно-пешеходный мост для связи 1-го Павелецкого проезда с Дубининской улицей.
– Вы упомянули координацию работы различных ведомств. Зона реки, ее берега – сложная в этом отношении территория, здесь задействованы не только местные власти, но и федеральные. Как это осуществляется на практике?
– Действительно, некоторые предлагаемые нами мероприятия требуют активного межведомственного взаимодействия регионального и федерального уровней. В частности, наш институт по поручению куратора нашей работы – главного архитектора города Сергея Кузнецова – разработал концепцию пассажирских водных маршрутов по Москве-реке.
Дирекция Московского транспортного узла, имеющая тройное ведомственное подчинение – Российской Федерации, Москвы и Московской области – помогает обсудить разработанную нами концепцию с коллегами из федеральных и региональных ведомств.
Большую поддержку нам оказывает Владимир Ивкин, начальник Управления развития транспортно-логистической инфраструктуры и внутреннего водного транспорта. Мы надеемся, что благодаря его участию и заинтересованности коллег из различных ведомств сможем постепенно доработать концепцию и довести проект до реализации.
– Помимо развития прибрежных территорий Москвы-реки какие еще проекты разрабатываются в институте?
– На сегодняшний день в составе НИ и ПИ Градплана города Москвы – шесть производственных подразделений: архитектурно-планировочное управление, управление научно-экономических исследований, отделы инженерной инфраструктуры, оценки и развития социальной инфраструктуры, а также транспортная и экологическая мастерские.
Институт создан относительно недавно, в 2012 году, как учреждение, подведомственное Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы. Мы активно вовлечены в разработку проектов планировки территорий в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также в проекты планировки транспортно-пересадочных узлов, ведем работы по генеральному и мастер-планированию. За короткое время деятельности института выполнена оценка градостроительного потенциала территорий города Москвы общей площадью 60 тысяч 500 гектар, в том числе целого ряда промышленных зон в составе тридцати одной производственной территории.
В 2017 году институт разработал методические рекомендации по оценке экономической эффективности комплексного развития территорий – для проектировщиков.
Наша научно-исследовательская деятельность также направлена на совершенствование методов математического моделирования транспортной системы города. Специалисты транспортной мастерской ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» разработали программно-технический комплекс – модель транспортного спроса города Москвы и Московской агломерации. Модель обладает целым рядом преимуществ и используется при разработке всей градостроительной документации, разрабатываемой институтом – но это, я думаю, тема для отдельного разговора...