Облако знаний

В конце прошлого года бюро Владимира Биндемана «Архитектуриум» приняло участие в международном открытом конкурсе на проект городской библиотеки поколения «2.0», которую планируется построить в самом центре Копенгагена.

Автор текста:
Татьяна Тимофеева

09 Ноября 2015
mainImg

Архитектор:

Владимир Биндеман

Мастерская:

Архитектуриум

Проект:

Библиотека в Копенгагене
Дания, Копенгаген

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Владимир Биндеман
Архитекторы: Альберт Сумин, Алексей Ковалев, Алиса Новохатько, Александр Гевак, Максим Салыкин
Как вспоминает сам архитектор, к участию в этом состязании его подтолкнул случай. Как раз в период объявления конкурса Владимир Биндеман оказался в Копенгагене и почти целый день провёл в районе, где предполагается построить новую библиотеку. Возможность взглянуть на будущую стройплощадку своими глазами и досконально представлять себе, что стоит за лаконичной строкой адреса в конкурсном задании, показалась архитектору важным преимуществом, и команда «Архитектуриума» с энтузиазмом взялась за решение творческой задачи.

Новую библиотеку планируется построить в самом сердце датской столицы, на набережной Ларсенс Пладс (Larsens Plads), что расположена между дворцом Амалиенборг и Копенгагенской оперой. Участок, выделенный под учреждение культуры, примыкает к торцевому фасаду бывшего складского комплекса, брутального и лаконичного сооружения из темного кирпича, увенчанного двухскатной кровлей, построенного в начале XVIII века и в 1970-е переделанного в многоквартирный дом. Сегодня часть площадки занята сквером, часть парковкой для туристических автобусов, но её центральное расположение, соседство с новым парком Амалиехэвен (фактически он занимает соседний участок на набережной) и прямой выход к воде подсказали городским властям, что пора ей искать более достойное применение. И за идеей функции нового объекта далеко ходить не стали: современный Копенгаген славится своими продвинутыми – как в интеллектуальном смысле, так и в архитектурном, – библиотеками. Их в датской столице уже более двадцати, и для представителей всех поколений они служат «местами силы», то есть общения, работы, знакомств, времяпрепровождения с детьми и друзьями и т.д. Именно как такой коммуникационный и информационный центр нужно было спроектировать и библиотеку на Ларсенс Пладс: традиционные книгохранилища и места для уединенной работы с источниками знаний здесь соседствуют с компьютерными залами, лаунж-зонами, кафе, лекториями, детскими игровыми комнатами и пространством столь востребованного ныне буккроссинга.
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Генеральный план © «Архитектуриум»

Собственно, перечисление всех этих функций и составляло смысловой костяк конкурсного задания. Что же касается архитектурного решения будущей библиотеки, то оно полностью отдавалось на откуп участникам состязания. Как вспоминает Владимир Биндеман, единственным требованием к внешнему облику здания, прописанным в ТЗ, можно считать пожелание сделать здание привлекательным для туристов объектом и органично встроить его в фасад набережной. Единственным же градостроительным ограничением стала высота – верхняя отметка комплекса не должна была превышать конек кровли бывшего склада.

«Архитектурный образ здания, призванного, с одной стороны, пропагандировать чтение, а с другой служить пространством для современных видов коммуникации, родился у нас почти сразу, – вспоминает Владимир Биндеман. – Это книжная полка, пережившая трансформацию в духе идей скандинавского дизайна». Фактически архитекторы придумали гибрид между зданием и предметом мебели – потому что перед нами ни что иное, как книжный стеллаж, увеличенный до размеров соседнего исторического комплекса. Причем стеллаж открытый – такими обитатели малогабаритных квартир очень любят зонировать жилое пространство: вроде и настоящая перегородка, отделяющая условный кабинет от гостиной, но при этом не стена, которая бы свела на нет всю скромную инсоляцию. Так и здесь: новая библиотека продлевает фронт набережной, не продолжая при этом традицию очень материальных и предельно осязаемых фасадов исторической застройки. «Стеллаж» «Архитектуриума» сформирован одной длинной полкой, которая трижды изгибается под прямым углом, приобретая динамичный профиль в виде сдвоенной S. Именно этим профилем здание ориентировано на набережную, причем к кирпичному объему бывшего склада архитекторы обращают прямоугольные скобы «полок» первого и последнего этажей, тогда как на парк, расположенный с другой стороны, выходит энергичный скос консоли центрального уровня. Возникшая с этой стороны на уровне земли открытая терраса и работающая с ней в паре терраса верхнего этажа помогают лучше интегрировать здание в окружение: оно словно вбирает в себя расположенный по соседству парк. «Органичное» происхождение подчеркивает и выбранный архитекторами материал – естественно, что книжный шкаф, особенно скандинавский, должен быть деревянным.
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»

Проницаемость же стеллажу обеспечивает оболочка из стекла, причем на главном фасаде архитекторы на каждом этаже делают эркеры разной глубины и разного наклона по отношению к основной поверхности. Это пространства для отдыха с книгой, любования расположенной прямо напротив Копенгагенской оперой или дружеской беседы, но в контексте придуманной «Архитектуриумом» истории эти элементы недвусмысленно прочитываются как корешки книг, небрежно поставленных на полки. В зазоры между ними видна параллельная набережной улица, а для того, чтобы пространство библиотеки не превращалось в полностью просматриваемый аквариум, авторы проекта придумали белоснежную лестницу подчеркнуто скульптурной формы, которая обвивает центральный атриум, служа стойкой ресепшн на первом этаже и связывая ее со всеми верхними уровнями. Интересно, что план лестницы не повторяется ни на одном этаже, привнося в многосветный атриум драматичную пространственную интригу. Если вдуматься, это тоже очень по–скандинавски: такие лестницы, служащие не осями, а пространствами коммуникации, очень любят именно в датских проектах общественных зданий: как не вспомнить, например, эффектное перекрестие лестниц в библиотеке Black Diamond бюро schmidt hammer lassen или туго закрученная спираль маршей в Эрестадском колледже 3XN.
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
План 3 этажа © «Архитектуриум»

Всего в спроектированной «Архитектуриумом» библиотеке четыре уровня: один подземный и три надземных. На -1 этаж авторы убрали медиа-комнату, серверную, небольшое книгохранилище, помещения персонала и традиционные стеллажи с книгами, дополненными местами для чтения. Уровень первого этажа соединяет в себе входной холл, информационную стойку и магазин, кафе, комнату охраны, туалеты и раздевалки для посетителей, а также открытую террасу со стеллажами буккроссинга, скамьями и растениями в кадках. Второй этаж выполняет основную функцию библиотеки – здесь расположены читальный зал с антресолями, лекционная зона и места для индивидуальной и групповой работы, – тогда как верхний уровень отдан под детскую зону, а также террасу, на которой экспонируются произведения современного искусства. «Принципиальным в нашем проекте является то, что работа библиотеки может осуществляться посредством электронного управления архивом и доступом к информации через внутренний сервер, – поясняет Владимир Биндеман. – Доступ к информации возможен из любой точки здания, а места для работы организуются на всех уровнях за отдельными столами, столами коллективной работы, столиками кафе, relax-зонах с мягкой мебелью».
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
План подземного этажа © «Архитектуриум»
План 1 этажа © «Архитектуриум»
План 2 этажа © «Архитектуриум»

В отделке интерьеров помещений библиотеки применен тот же материал, что и на фасадах – деревянная рейка (фактически это внутренняя поверхность книжных полок), а в роли главного светильника в атриуме выступает объемная инсталляция, составленная из букв латинского алфавита, а также цифр. Снабженные LED-светильниками, буквы и цифры образуют своеобразное облако, символизирующее одновременные традиционное понятие «знание» и новое понятие «облако» как вид хранения и передачи информации. По замыслу архитекторов, подъем по лестнице сквозь «облако» станет интересным аттракционом для посетителей библиотеки, а с улицы угадываемая сквозь остекление россыпь букв и цифр недвусмысленно укажет на назначение здания тем, кто проходит мимо. Образность в этом проекте, таким образом, неразрывно связана с функциональностью – как и должно быть в истинном произведении (для) скандинавского дизайна.
 
Библиотека в Копенгагене © «Архитектуриум»
Разрез © «Архитектуриум»


Архитектор:

Владимир Биндеман

Мастерская:

Архитектуриум

Проект:

Библиотека в Копенгагене
Дания, Копенгаген

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Владимир Биндеман
Архитекторы: Альберт Сумин, Алексей Ковалев, Алиса Новохатько, Александр Гевак, Максим Салыкин

09 Ноября 2015

Автор текста:

Татьяна Тимофеева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.