English version

Город у озера

Неподалеку от Ростова-на-Дону мастерская «Архитектуриум» спроектировала уютный городок на берегу озера. Как принято говорить в таких случаях, в нем есть все, что нужно для жизни: удобное жилье, необходимая инфраструктура, живописный парк и благоустроенная береговая зона. Но, главное, он обладает собственным архитектурным характером – его не спутаешь ни с каким другим поселением.

mainImg
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Архитектурная концепция комплексной малоэтажной застройки под Ростовом-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
В.Биндеман, О.Бородин, Ф.Буйнов

2010 — 2011

ООО "Азово-Донская девелоперская компания"
Как и большинство крупных мегаполисов России, Ростов-на-Дону уже больше пятнадцати лет активно обрастает коттеджными поселками. Несколько лет назад власти спохватились: если так пойдет и дальше, кольцо частной застройки сомкнется, и резервов для развития многоквартирного жилья не останется. Именно поэтому сегодня земля под Ростовом-на-Дону выделяется преимущественно под проекты смешанного типа, своего рода мини-города, в которых чередуются частная, малоэтажная и многоэтажная застройка. Одним из таких проектов и стал новый жилой район, спроектированный мастерской «Архитектуриум».

Участок общей площадью 47,8 га расположен между проектируемой федеральной магистралью и озером вытянутой формы. Трасса проходит вдоль всей юго-восточной границы участка, делая плавный поворот в сторону озера, благодаря чему будущая стройплощадка в плане приобретает очевидное сходство с расправленным птичьим крылом. Рельеф постепенно понижается в сторону водной глади, а на северо-восточном берегу озера, противоположном дороге, находится тополиная роща. Ее живописность и удаленность от трассы подсказали архитекторам решение: роща полностью сохраняется и превращается в парк отдыха, который связывает городок с лодочной станцией, рестораном и банями, расположенными на берегу.

«Градостроительная ситуация продиктовала нам и композиционное решение основной застройки. Строго говоря, когда по одной границе участка проектируется шумная федеральная трасса, а вдоль другой вытянулся водоем, остается не так уж много вариантов размещения жилых объемов», – рассказывает Владимир Биндеман. Впрочем, от решения «в лоб», то есть от размещения многоквартирных жилых домов вдоль дороги, которые оградили бы городок от шума трассы, архитекторы все же отказались. Во-первых, ширина придорожной полосы, предусмотренной федеральным проектом, составляет 75 метров, что уже немало, во-вторых, параллельно будущей трассе «Архитектуриум» проектирует внешнюю объездную дорогу, с обеих сторон обсаженную высокими деревьями, и за счет этого еще дальше от нее отступает. Следующим звеном действительно становятся четырехэтажные жилые дома, но для того, чтобы избежать ощущения «забора», архитекторы организуют застройку в виде отдельных незамкнутых кварталов, внутренние дворы которых обращены к поселку.

Наверно, если бы эти кварталы выстроились по всей придорожной границе участка,  уйти от монотонности восприятия застройки со стороны трассы не получилось бы. Но цепочка четырехэтажных кластеров в какой-то момент неожиданно прерывается, и далее следуют объекты социальной инфраструктуры – детский сад и школа, спортивный центр, футбольное поле и теннисный корт, инженерные сооружения и автомойка, причем все эти объемы решены в современной, подчеркнуто динамичной стилистике. Следуя за постепенным понижением рельефа, теряет этажность и жилая застройка: за четырехэтажками следуют строчки таунхаусов, развернутые перпендикулярно дороге, а за ними начинаются коттеджи. Последние размещены на участках от 6 до 15 соток – площадь и самих домов, и прилегающих к ним территорий постепенно растет по мере приближения к водоему.

При этом, согласно ТЗ, проектируемая территория поделена на три квартала, и идея очередности строительства отражена в генплане с помощью широких зеленых клиньев, которые, как поясняет Владимир Биндеман, не только «визуально облегчают застройку, но и позволяют организовать дополнительные места отдыха». Эти аллеи связывают малоэтажную застройку с главной транспортной осью поселка – бульваром с двухсторонним движением, идущим параллельно трассе и разделяющим линии квартирных домов и таунхаусов. С объездной дорогой бульвар связан КПП, который, в свою очередь, соединен переходом с торговым центром, предназначенным как для жителей поселка, так и для автомобилистов, следующих по трассе транзитом. Единство этих объемов подчеркнуто архитектурными средствами: оба здания, несмотря на значительную разницу в площадях, имеют треугольную в плане форму и одинаковое цветовое решение, а связывающая их галерея визуально воспринимается как шлагбаум, обозначающий въезд в городок.

Архитектура жилых домов строится на сочетании простых геометричных элементов – консольных выносов, больших квадратных окон и параллелепипедов остекленных лоджий, которые делают здания похожими на гигантские экраны. Это излюбленный прием Владимира Биндемана (достаточно вспомнить его «Дом-телевизор»), но в данном случае он доведен до логического максимума. «Мы хотели подчеркнуть южный характер архитектуры, ее расположение практически в степи, поэтому здесь так много террас, перекрытых перголами, больших лоджий и пологих кровель, а реечные заборы больше похожи на жалюзи», – поясняет архитектор. Основной фасадный материал за проектировщиков выбрал заказчик: это лицевой кирпич двух цветов – темно-коричневого и молочно-бежевого. Заданная заказчиком простота палитры не испугала «Архитектуриум»: авторы разработали десятки вариантов сочетания этих тонов, придающие объемам индивидуальный характер.
Школа и детский сад
Торговый комплекс и КПП
Школа и детский сад
лодочная станция
ФОК
ФОК
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Архитектурная концепция комплексной малоэтажной застройки под Ростовом-на-Дону
Россия, Ростов-на-Дону

Авторский коллектив:
В.Биндеман, О.Бородин, Ф.Буйнов

2010 — 2011

ООО "Азово-Донская девелоперская компания"

21 Февраля 2011

Архитектуриум: другие проекты
Спортивный холм
Академия бадминтона, спроектированная на границе ЖК «Лайково», подстраивается под окружение не выходя за рамки языка современной архитектуры.
Селигерский форпост
Здание офиса продаж ЖК «Селигер-Сити» – яркая точка, с которой начинается редевелопмент очередной промзоны на Дмитровском шоссе.
В поисках утраченного рая
Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» разработала архитектурно-градостроительную концепцию курорта «Paradise waters» на острове Бинтан в Индонезии.
Похожие статьи
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.