English version

В поисках утраченного рая

Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» разработала архитектурно-градостроительную концепцию курорта «Paradise waters» на острове Бинтан в Индонезии.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

27 Апреля 2018
mainImg
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Развитие территории курорта Paradise waters
Индонезия, остров Бинтан, район Беракит 29152

Авторский коллектив:
В.Н. Биндеман, О.О. Бородин, Ф.В. Буйнов, В.Н. Елисеев, А.А. Ковалев, Л.А. Деблик 

11.2015 — 5.2016

А.Д. Иоффе, О.В. Горбулин (заказчик)
​Заказчик: ООО «Национальный инвестиционный альянс»
На севере Индонезии, на берегу Южно-Китайского моря, на восточном побережье острова Бинтан заказчик, «Национально-инвестиционный альянс», приобрел участок земли размером 54 га, чтобы построить там курорт. На острове, кроме девственной райской природы – побережья с белым песком и джунглей, есть только бедные индонезийские деревни и несколько закрытых отелей для туристов. А также разномастные рестораны и магазины уровня ширпотреба. Замысел инвестора состоял в том, чтобы создать полноценный и самодостаточный курорт с осмысленной средой, рассчитанный прежде всего на жителей Сингапура, расположенного в сорока минутах езды на пароме и на туристов из Китая, традиционно посещающих эти места.

От мастерской Владимира Биндемана требовалась архитектурно-градостроительная концепция, поскольку владелец земли собирается потом продавать ее отдельными лотами, сохраняя, однако, общее управление и не допуская хаотичной застройки. Для того чтобы создать красивую маркетинговую историю, заказчик предложил создать на этом экзотическом для европейцев острове необычную для жителей юго-восточной Азии европейскую среду, своего рода экзотику, посвятить отдельные отели архитектуре и узнаваемым образам стран Европы. Архитекторы опасались варианта Венеции в Лас-Вегасе (проект Вентури, ставший символом постмодернизма), они вовсе не хотели ставить копии знаковых зданий тех или иных стран, как это делают на турецких курортах. В конце концов, Владимиру Биндеману удалось убедить заказчика в большей степени ориентироваться на модернистскую архитектуру Европы с отдельными вкраплениями традиционных мотивов. Выбрали шесть стран: Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию и Россию. Кроме того, стояла задача разделить курортное жилье по типологиям: отели с номерами, апартаменты, таунхаусы и виллы. Получилось два типа классификации зданий – по национальной архитектуре и по типу недвижимости. Оставалось разместить их относительно берега. В результате для первой линии, самой близкой к морю, выбрали в основном отели (а не виллы), поскольку они наиболее заполняемы в любое время года. И частично апартаменты. Таким образом, на первой линии оказались кластеры Англии, Италии, Испании, на второй – России, Франции, Германии, на третьей, ближе к джунглям – группы домов без «национальной принадлежности».
Развитие территории курорта Paradise waters. Общий вид 3 © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Общий вид 2 © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Общий вид 1 © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Общий вид 5 © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Генплан © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Функциональная схема © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид въездной группы © Архитектуриум

Территория курорта поделена на 17 лотов. Въезд – с юго-восточного угла участка. На въезде находится волнообразное здание управляющей компании, водоем и площадка для развлекательных мероприятий и рынка местных товаров.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на гольф-поле © Архитектуриум

Ближе к морю расположена более урбанизированная полоса: отели и апартаменты. В центре проходит полоса полей для игры в гольф – популярного здесь вида спорта.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид пешеходной улицы возле отеля © Архитектуриум

Ближе к джунглям расположили более разреженную застройку – группы вилл и таунхаусов, а за проездной дорогой, совсем в лесу – общежития персонала. Между первой и второй линией проложена пешеходная улица – главный променад курорта с разнообразной инфраструктурой: ресторанами, сувенирными лавками, пунктами проката инвентаря, турагентствами и массажными салонами. Над всей улицей предполагается навес, увитый растениями для создания тени.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на фуникулер © Архитектуриум

Улица – длинная и извилистая ради живописности и потому, что на курорте люди не спешат и им не обязательно видеть конец перспективы для облегчения ориентирования. Для всего генплана характерны плавные, мягкие линии – по той же причине. В благоустройстве использовано либо мощение брусчаткой, либо деревянный настил.

Поскольку климат жаркий, наличие воды было обязательным условием. Вдоль пешеходной улицы устроена искусственная речка. Многочисленные, разнообразных форм пруды и бассейны окружены группами зданий таунхаусов или апартаментов. Большинство вилл имеют индивидуальные бассейны.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид с пирса © Архитектуриум

Из рекреационной инфраструктуры предусмотрены два пирса (существующий и новый, для яхт) и фуникулер для подъема на гору и экотуризма.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «английском стиле» со стороны пешеходной улицы © Архитектуриум
***
 
Архитектурно-градостроительная концепция курорта с национальной тематикой – задача для архитекторов, безусловно, интересная. По двум причинам. Во-первых, всегда интересно понять, в чем национальный характер архитектуры. Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть, а итальянская дольче вита не то же самое, что испанская конкистадорская суровость. Здесь же архитекторам надо было показать национальный характер в модернистской архитектуре, что трудно по определению, ведь модернизм – глобальный стиль, который придумывается пулом международных звездных бюро, и он во всех странах более или менее одинаковый. Но, как выяснилось, национальные приметы все же есть…

Национальный вопрос архитекторам удалось решить во многом за счет традиционных материалов, цветов и отчасти форм. В английском отеле это красный кирпич с белыми деталями, сама архитектура избрана обобщенно-нейтральная, но добавлены напоминания о Биг Бене и красная телефонная будка. Со стороны бассейна, впрочем, отель имеет более определенный модернистский образ с консольными прогулочными платформами в стиле лондонского национального театра.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «английском стиле» со стороны моря © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на апартаменты во «французском стиле» со стороны пешеходной улицы © Архитектуриум

Французский отель предполагается облицевать светло-бежевым камнем цвета Парижа, намекнуть на мансарды, кроме того во дворе мы видим зелень не только в перголах, но и на фасадах, а вертикальные сады – современное французское изобретение.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на апартаменты во «французском стиле» © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на апартаменты в «испанском стиле», внутреннее пространство © Архитектуриум

В испанском отеле фасады по рисунку модернистские, но с традиционными арками, ставнями и покрыты штукатуркой теплых оттенков.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «русском стиле» со стороны пешеходной улицы © Архитектуриум

Для России архитекторы предложили объемы в форме ларцов и серебристо-серое деревянное покрытие по мотивам русского севера.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «русском стиле», внутреннее пространство © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на апартаменты в «немецком стиле» со стороны пешеходной улицы © Архитектуриум

«Немецкие» корпуса получили традиционные щипцовые крыши, облицованные черным сланцем; дворовые фасады – современные.
Вид на апартаменты в «немецком стиле». Внутреннее пространство © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «итальянском стиле» со стороны моря © Архитектуриум

А «итальянские» здания развивают в современном ключе типичную итальянскую тему террас, но со стеклянными ограждениями и далеко вынесенных на современных консолях. На каждой террасе разбит мини-садик, что снижает температуру поверхности на несколько градусов и добавляет некоторую экологичность образу архитектуры.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на отель в «итальянском стиле» со стороны пешеходной улицы © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на группу таунхаусов © Архитектуриум

Типичные для курортной архитектуры задачи обеспечить виды на море, тень и приватность решаются разными способами. Например, консольно выступающие вторые этажи таунхаусов создают теневые навесы над первыми этажами, а смещение домов друг относительно друга увеличивает приватность. Фасады, смотрящие на внутренние водоемы, полностью остеклены, но защищены от солнца с помощью ламелей, защитных решеток или глубоких выносов.
Развитие территории курорта Paradise waters. Вид на виллу © Архитектуриум
Развитие территории курорта Paradise waters. Общий вид 4 © Архитектуриум

К национальным мотивам добавляется райская тема. Хотя название «Райские воды» принадлежит заказчику, и ассоциации курорта с парадизом – понятный рекламный ход, все равно возникают забавные пересечения. Каждый архитектор желает знать, какая в раю будет архитектура. И такой проект – в некотором роде возможность ответить на этот вопрос. Хотя адепты классики утверждают, что архитектура в раю будет классической, «Архитектуриум» предлагает другую версию. Это стильные белые виллы с отзвуками авангарда 1930-х и прозрачных калифорнийских вилл 1950-х. Чистая геометрия противопоставлена ландшафту, но в то же время обеспечивает единение с ним. В двухэтажных постройках подчеркнуты горизонтали: пол, потолок, перекрытие между этажами. А как бы отсутствующие стеклянные стены делают слияние с природой полным и непрерывным. Чего еще и хотеть от тихоокеанского курорта с его прозрачной водой. 
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Развитие территории курорта Paradise waters
Индонезия, остров Бинтан, район Беракит 29152

Авторский коллектив:
В.Н. Биндеман, О.О. Бородин, Ф.В. Буйнов, В.Н. Елисеев, А.А. Ковалев, Л.А. Деблик 

11.2015 — 5.2016

А.Д. Иоффе, О.В. Горбулин (заказчик)
​Заказчик: ООО «Национальный инвестиционный альянс»

27 Апреля 2018

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.