От мастерской Владимира Биндемана требовалась архитектурно-градостроительная концепция, поскольку владелец земли собирается потом продавать ее отдельными лотами, сохраняя, однако, общее управление и не допуская хаотичной застройки. Для того чтобы создать красивую маркетинговую историю, заказчик предложил создать на этом экзотическом для европейцев острове необычную для жителей юго-восточной Азии европейскую среду, своего рода экзотику, посвятить отдельные отели архитектуре и узнаваемым образам стран Европы. Архитекторы опасались варианта Венеции в Лас-Вегасе (проект Вентури, ставший символом постмодернизма), они вовсе не хотели ставить копии знаковых зданий тех или иных стран, как это делают на турецких курортах. В конце концов, Владимиру Биндеману удалось убедить заказчика в большей степени ориентироваться на модернистскую архитектуру Европы с отдельными вкраплениями традиционных мотивов. Выбрали шесть стран: Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию и Россию. Кроме того, стояла задача разделить курортное жилье по типологиям: отели с номерами, апартаменты, таунхаусы и виллы. Получилось два типа классификации зданий – по национальной архитектуре и по типу недвижимости. Оставалось разместить их относительно берега. В результате для первой линии, самой близкой к морю, выбрали в основном отели (а не виллы), поскольку они наиболее заполняемы в любое время года. И частично апартаменты. Таким образом, на первой линии оказались кластеры Англии, Италии, Испании, на второй – России, Франции, Германии, на третьей, ближе к джунглям – группы домов без «национальной принадлежности».
Территория курорта поделена на 17 лотов. Въезд – с юго-восточного угла участка. На въезде находится волнообразное здание управляющей компании, водоем и площадка для развлекательных мероприятий и рынка местных товаров.
Ближе к морю расположена более урбанизированная полоса: отели и апартаменты. В центре проходит полоса полей для игры в гольф – популярного здесь вида спорта.
Ближе к джунглям расположили более разреженную застройку – группы вилл и таунхаусов, а за проездной дорогой, совсем в лесу – общежития персонала. Между первой и второй линией проложена пешеходная улица – главный променад курорта с разнообразной инфраструктурой: ресторанами, сувенирными лавками, пунктами проката инвентаря, турагентствами и массажными салонами. Над всей улицей предполагается навес, увитый растениями для создания тени.
Улица – длинная и извилистая ради живописности и потому, что на курорте люди не спешат и им не обязательно видеть конец перспективы для облегчения ориентирования. Для всего генплана характерны плавные, мягкие линии – по той же причине. В благоустройстве использовано либо мощение брусчаткой, либо деревянный настил.
Поскольку климат жаркий, наличие воды было обязательным условием. Вдоль пешеходной улицы устроена искусственная речка. Многочисленные, разнообразных форм пруды и бассейны окружены группами зданий таунхаусов или апартаментов. Большинство вилл имеют индивидуальные бассейны.
Из рекреационной инфраструктуры предусмотрены два пирса (существующий и новый, для яхт) и фуникулер для подъема на гору и экотуризма.
***
Архитектурно-градостроительная концепция курорта с национальной тематикой – задача для архитекторов, безусловно, интересная. По двум причинам. Во-первых, всегда интересно понять, в чем национальный характер архитектуры. Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть, а итальянская дольче вита не то же самое, что испанская конкистадорская суровость. Здесь же архитекторам надо было показать национальный характер в модернистской архитектуре, что трудно по определению, ведь модернизм – глобальный стиль, который придумывается пулом международных звездных бюро, и он во всех странах более или менее одинаковый. Но, как выяснилось, национальные приметы все же есть…Национальный вопрос архитекторам удалось решить во многом за счет традиционных материалов, цветов и отчасти форм. В английском отеле это красный кирпич с белыми деталями, сама архитектура избрана обобщенно-нейтральная, но добавлены напоминания о Биг Бене и красная телефонная будка. Со стороны бассейна, впрочем, отель имеет более определенный модернистский образ с консольными прогулочными платформами в стиле лондонского национального театра.
Французский отель предполагается облицевать светло-бежевым камнем цвета Парижа, намекнуть на мансарды, кроме того во дворе мы видим зелень не только в перголах, но и на фасадах, а вертикальные сады – современное французское изобретение.
В испанском отеле фасады по рисунку модернистские, но с традиционными арками, ставнями и покрыты штукатуркой теплых оттенков.
Для России архитекторы предложили объемы в форме ларцов и серебристо-серое деревянное покрытие по мотивам русского севера.
«Немецкие» корпуса получили традиционные щипцовые крыши, облицованные черным сланцем; дворовые фасады – современные.
А «итальянские» здания развивают в современном ключе типичную итальянскую тему террас, но со стеклянными ограждениями и далеко вынесенных на современных консолях. На каждой террасе разбит мини-садик, что снижает температуру поверхности на несколько градусов и добавляет некоторую экологичность образу архитектуры.
Типичные для курортной архитектуры задачи обеспечить виды на море, тень и приватность решаются разными способами. Например, консольно выступающие вторые этажи таунхаусов создают теневые навесы над первыми этажами, а смещение домов друг относительно друга увеличивает приватность. Фасады, смотрящие на внутренние водоемы, полностью остеклены, но защищены от солнца с помощью ламелей, защитных решеток или глубоких выносов.
К национальным мотивам добавляется райская тема. Хотя название «Райские воды» принадлежит заказчику, и ассоциации курорта с парадизом – понятный рекламный ход, все равно возникают забавные пересечения. Каждый архитектор желает знать, какая в раю будет архитектура. И такой проект – в некотором роде возможность ответить на этот вопрос. Хотя адепты классики утверждают, что архитектура в раю будет классической, «Архитектуриум» предлагает другую версию. Это стильные белые виллы с отзвуками авангарда 1930-х и прозрачных калифорнийских вилл 1950-х. Чистая геометрия противопоставлена ландшафту, но в то же время обеспечивает единение с ним. В двухэтажных постройках подчеркнуты горизонтали: пол, потолок, перекрытие между этажами. А как бы отсутствующие стеклянные стены делают слияние с природой полным и непрерывным. Чего еще и хотеть от тихоокеанского курорта с его прозрачной водой.