Плотность как стиль

Проектируя на землях Новой Москвы район малоэтажной застройки под названием «Андерсен», архитектор Владимир Биндеман попытался представить, каким мог бы получиться городок, если бы его придумал правнук великого сказочника.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

05 Марта 2013
mainImg

Архитектор:

Владимир Биндеман

Мастерская:

Архитектуриум

Проект:

Жилой комплекс «Андерсен»
Россия, Москва, Ленинский муниципальный район, с.п. Десеновское, дер. Десна

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Биндеман, Н. Котова, К. Смирнова, В. Абрамова, М. Федорова, И. Арефина, Е. Горбунова, А. Сумин, А. Гевак, М. Салыкин, М. Невзорова

2014 – 2016

Заказчик: ЗАО «Десна-Ленд»
Участок площадью почти 20 га, который расположен неподалеку от Калужского шоссе на берегу реки Десна, застройщик приобрел несколько лет назад, когда о присоединении этих земель к Москве еще никто даже не слышал. Именно поэтому изначально здесь проектировались таунхаусы и коттеджи, то есть жилье, наиболее уместное и востребованное в ближайшем Подмосковье. И лишь после того, как размежеванный генплан уже был утвержден, эта территория стала частью разросшейся столицы. Изменение географического статуса продиктовало изменение типологии: блокированное жилье девелопер решил заменить на трехэтажные секционные дома, причем последние необходимо было вписать в уже согласованную схему кварталов. Для решения этой задачи и была приглашена архитектурная мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум».
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум

В плане участок имеет форму раскрытого веера, который своей округлой стороной повторяет изгиб реки, а прямой обращен к автотрассе. Несмотря на близость к воде, прямого схода к ней нет, так как это высокий берег Десны, и будущий район вынужден отступить от обрыва. Еще одно ограничение связано с лесным массивом, который зеленым клином вторгается со стороны реки прямо в центр участка и делит его на две неравные части. Единственное, что можно сделать с этим фрагментом леса, так это превратить его в благоустроенный парк – с одной стороны, для будущего городка это несомненный плюс, но с другой, уступая площадь природе, проектировщики были вынуждены «добрать» квадратные метры путем более плотной застройки свободных от деревьев участков. И если в случае с таунхаусами это фактически никак не влияло на качество создаваемой среды, то трехэтажное жилье, вписанное в мелко нарезанные сегменты генплана, грозило обернуться слишком тесными и затененными кварталами. Владимир Биндеман признает: пришлось помучиться. Не имея возможности изменить конфигурацию кварталов, архитекторы были вынуждены компоновать жилые объемы максимально аккуратно.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум

К дороге «Архитектуриум» обратил П-образные секции, которые, формируя внешний фронт застройки района, одновременно обеспечат своим обитателям комфортные внутренние дворики. В кварталах треугольной формы архитекторы застраивают секционными домами лишь две стороны, а третью фиксируют одноподъездным домиком-башней, которая также позволяет сделать внутренний двор более приватным и камерным. Большая же часть поселка вполне предсказуемо нарезана на прямоугольники – «Архитектуриум» разработал целых шесть вариантов их застройки, что должно помочь избежать однообразия среды и сделать панорамы будущего района более интересными.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум

Ближе всего к лесу архитекторы расположили детский сад, в прибрежной зоне – игровые и спортивные площадки. Есть здесь, конечно, и парковки – они расположены по внешнему периметру кварталов, но даже беглого взгляда на генплан достаточно, чтобы понять: машиномест тут впритык. «Возросшая плотность застройки привела к тому, что мы едва-едва обеспечиваем одной квартире одно машиноместо, – поясняет Владимир Биндеман. – Но нам категорически не хотелось отдавать под паркинги внутренние дворы кварталов, потому что дворы, заставленные машинами, теряют какой-нибудь смысл для человека». Решение было найдено неожиданное – проектируя на въезде в поселок традиционный общественный центр, архитекторы три его этажа из пяти отдали под паркинг.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект общественного центра, 2013 © Архитектуриум

Поскольку дорога, ведущая к поселку от шоссе, соприкасается с «веером» лишь со стороны одного из его углов, именно там и организован главный въезд в новый район. Соответственно, под строительство общественного центра был выделен треугольный в плане участок, и именно такую форму архитекторы решили придать и самому комплексу. Правда, действуй они «в лоб», здание, которому предписано стать визитной карточкой поселка, встречал бы его жителей и гостей остро заточенным носом. Это команде Биндемана показалось и банальным, и не очень разумным с точки зрения полезной площади будущего сооружения, поэтому авторы усложнили его форму. Изначально заданный генпланом треугольник образован трубой прямоугольного сечения, сложенной по восходящей спирали так, что над основным объемом возникает развитая консоль, обращенная к въезду. Здание можно сравнить со свернувшейся змеей, которая настороженно приподняла голову, впрочем эту форму архитекторам подсказало не столько соседство с природой, сколько основная функция: фактически это рампа, искусно обыгранная авторами. На  первом этаже здания разместились необходимые поселку магазины и сервисы, три следующих этажа отведены под парковку, а в «капюшоне» консоли будет организовано кафе. Соответствующим образом решены и фасады комплекса: первый этаж полностью остеклен, торец консоли также сделан прозрачным, а вот основной объем, предназначенный для машин, набран из глухих металлических панелей, которые лишь кое-где прорезаны узкими щелями окон.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум

Что же касается архитектурного решения жилых домов, то здесь «Архитектуриуму» пришлось потратить немало сил на то, чтобы убедить заказчика сделать ставку на современную стилистику. Назвав поселок поэтичным именем «Андерсен», заказчик и архитектуру сначала видел соответствующей: живописные сказочные домики, отсылающие к любимым книжным иллюстрациям детства. Владимир Биндеман предложил альтернативную концепцию: современное датское жилье – едва ли не лучшее в мире, так почему бы не представить себе, что поселок на берегу Десны спроектировал правнук Андерсена? Тем более что и сама плотность застройки здесь ну никак не вяжется со стилистикой старых добрых сказок, а вот тому, как строятся аналогичные жилые кварталы в той же Дании или, скажем, Голландии, наоборот, соответствует вполне.  
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум

В общем, типовые по планировке, секции получили характерное «проскандинавское» оформление фасадов: сочетание темных и светлых поверхностей, контрастно выделенные откосы окон, вставки из разноцветного металла, предельно лаконичная пластика эркеров и балконов. Всего архитекторы разработали 12 вариантов фасадных решений, что позволит придать индивидуальный облик каждому кварталу. Убедив заказчика отказаться от явной стилизации, команда Владимира Биндемана предложила деликатное решение, заставляющее вспомнить о современных образцах датской и голландской архитектуры.
Жилой комплекс «Андерсен». Проект, 2013 © Архитектуриум


Архитектор:

Владимир Биндеман

Мастерская:

Архитектуриум

Проект:

Жилой комплекс «Андерсен»
Россия, Москва, Ленинский муниципальный район, с.п. Десеновское, дер. Десна

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Биндеман, Н. Котова, К. Смирнова, В. Абрамова, М. Федорова, И. Арефина, Е. Горбунова, А. Сумин, А. Гевак, М. Салыкин, М. Невзорова

2014 – 2016

Заказчик: ЗАО «Десна-Ленд»

05 Марта 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.