11.08.2017
беседовала: Мария Трошина

Михаил Блинкин: «Зачем проживающим здесь ездить туда?»

Разговор о том, как следует развивать Имеретинскую низменность после изменения нормативов.

Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»
Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»открыть большое изображение
Сейчас конкурсная территория представляет собой бетонные поля с видом на олимпийские постройки. Фотография: Мария Трошина
Сейчас конкурсная территория представляет собой бетонные поля с видом на олимпийские постройки. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Незастроенные территории – пустыри постепенно осваиваются. Этим летом был запущен открытый бассейн в центре курорта, примыкающий к пустырю
Незастроенные территории – пустыри постепенно осваиваются. Этим летом был запущен открытый бассейн в центре курорта, примыкающий к пустырю открыть большое изображение

В июле в Сочи были названы финалисты первого этапа международного закрытого конкурса на разработку концепции постолимпийского развития Имеретинской низменности города Сочи «Имеретинка 2.0». Мы поговорили с членом жюри конкурса директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным о его видении территории и о возможных перспективах ее развития.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Фотография: Минтранс, предоставлена Агентством Центр
Архи.ру:
Когда разрабатывался мастер-план территории для Олимпиады, озвучивалось, что в него заложены потенции для развития территории в пост-олимпийский период. Хотелось бы понять, что изменилось с тех пор, и чем вызвана необходимость конкурса сегодня?

Михаил Блинкин: 
– Необходимость вызвана тем, что в 2015 году изменились ПЗЗ (правила землепользования и застройки) на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которые ввели новую территориальную зону «Особо ценные территории» и установили значение КИТ (коэффициент использования территории) для каждой территориальной зоны. Прежние параметры, которые были ранее, до 2015 года, всех устраивали. Изменения в правилах ужесточили регламент, поэтому сейчас важно определить долгосрочную перспективу и посчитать, насколько серьезно эти ограничения влияют на экономику проекта и продажи.

В принципе, проведение данного конкурса является показателем реализации тех потенций, что были заложены на стадии формирования мастер-плана. Заявленный на международном уровне проект говорит о том, что предшествующий период был довольно успешным, и существует благоприятная перспектива развития территории: все, что построено на сегодняшний день, хорошо продается.

Первое, на что обращаешь здесь внимание яхтенный порт, похожий, как отметил член жюри Питер Бишоп, больше на крепость, чем на гавань…

Да, марина могла бы быть суперполезным коммерческим проектом для этой территории, но она имеет статус морского порта со всеми вытекающими последствиями. Ведь морской порт – стратегический объект с определенными правилами, здесь действуют собственные законы, и нынешняя ситуация, когда он огражден забором и вокруг него нет зелени, вызвана этими ограничениями.
Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»
Имеретинка-2. Схема границ проектирования. Предоставлено оператором конкурса «Новая Земля»открыть большое изображение
В 2014 году часть порта «Имеретинский» переоборудована в яхтенную марину, вошедшую в состав близлежащего курортного района «Имеретинский». В акватории порта установили три понтона, которые позволили марине принимать дополнительно 50 яхт. Фотография: Мария Трошина
В 2014 году часть порта «Имеретинский» переоборудована в яхтенную марину, вошедшую в состав близлежащего курортного района «Имеретинский». В акватории порта установили три понтона, которые позволили марине принимать дополнительно 50 яхт. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Вид на марину из отеля «Имеретинский».
Марина – яхтенный порт «Имеретинский», рассчитанный на 250 яхт, была переоборудована из части грузового порта, построенного к Олимпиаде в районе устья реки Мзымта с целью обеспечения строительства Олимпийских объектов в Имеретинской низменности необходимыми материалами.  Фотография: Мария Трошина
Вид на марину из отеля «Имеретинский». Марина – яхтенный порт «Имеретинский», рассчитанный на 250 яхт, была переоборудована из части грузового порта, построенного к Олимпиаде в районе устья реки Мзымта с целью обеспечения строительства Олимпийских объектов в Имеретинской низменности необходимыми материалами. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Деятельность портов регламентируется целым рядом документов. Прибрежная часть порта – охранная зона, и она огорожена забором. Фотография: Мария Трошина
Деятельность портов регламентируется целым рядом документов. Прибрежная часть порта – охранная зона, и она огорожена забором. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Панорама курорта из окна отеля «Имеретинский». Территория между двумя отелями занята парковкой. Фотография: Мария Трошина
Панорама курорта из окна отеля «Имеретинский». Территория между двумя отелями занята парковкой. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
До строительства порта ширина пляжей в Имеретинке была около 50 метров. Сейчас отдыхающие загорают на 
оградительном сооружении откосного типа, усиленном каменно-набросной бермой. Фотография: Мария Трошина
До строительства порта ширина пляжей в Имеретинке была около 50 метров. Сейчас отдыхающие загорают на оградительном сооружении откосного типа, усиленном каменно-набросной бермой. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Самое большое дерево на курорте – искусственная пальма с передающими антеннами. Фотография: Мария Трошина
Самое большое дерево на курорте – искусственная пальма с передающими антеннами. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Защитная стена высотой в 1,20 м отделяет пешеходов от моря. Была установлена после шторма, затопившего набережную. Фотография: Мария Трошина
Защитная стена высотой в 1,20 м отделяет пешеходов от моря. Была установлена после шторма, затопившего набережную. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение

Так называемая «шпора» – монументальная стена, защищающая суда во время стоянки, была возведена для грузового порта и для этих целей ее было достаточно, но для полноценной марины нужна гавань длинней и более эстетичная. Хотя зона порта и входит в конкурсное задание, здесь недостаточно архитектурного решения проблемы, она более широкая и затрагивает другие компетенции.

У вас была возможность познакомиться с конкурсной территорией в ее нынешнем состоянии – чего, по вашему мнению, здесь не хватает?

– Опасения, что после Олимпиады здесь будет мертвая зона, к счастью, не оправдались. То, что здесь уже существует, если мы говорим о жилом секторе, грамотно спланировано, толково построено и востребовано. Здесь все живет. И Олимпийские объекты также востребованы – здесь проводятся соревнования. Есть трасса Формулы-1.

Но мне не хватает тени для комфортной пешеходной среды. Вспоминая наш собственный опыт – например, кварталы пятиэтажек в Кузьминках, понимаешь, что все идет своим чередом. Когда их построили, все вокруг домов было голым, а теперь, через 30 лет – это зеленые дворы, где очень приятно находиться. Со временем и здесь деревья вырастут.
Приморский бульвар оборудован велодорожкой. Отдыхающие используют и другие экологичные средства передвижения. Фотография: Мария Трошина
Приморский бульвар оборудован велодорожкой. Отдыхающие используют и другие экологичные средства передвижения. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Квартал «Приморский», как и все кварталы курорта, отгорожен от бульвара. Камеры видеонаблюдения обеспечивают безопасность проживающих здесь. Фотография: Мария Трошина
Квартал «Приморский», как и все кварталы курорта, отгорожен от бульвара. Камеры видеонаблюдения обеспечивают безопасность проживающих здесь. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Вдоль бульвара оборудована инфраструктура курорта – спортивные площадки, открытые бассейны, кафе. Фотография: Мария Трошина
Вдоль бульвара оборудована инфраструктура курорта – спортивные площадки, открытые бассейны, кафе. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Пляжный клуб «Имеретинский» – место отдыха с лежаками и бассейнами находится прямо через пешеходную дорогу от моря. Фотография: Мария Трошина
Пляжный клуб «Имеретинский» – место отдыха с лежаками и бассейнами находится прямо через пешеходную дорогу от моря. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Квартал «Приморский». Внутренний двор. Фотография: Мария Трошина
Квартал «Приморский». Внутренний двор. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Территория, прилегающая к Олимпийскому парку с северной стороны, частично отдана под орнитологический парк. Фотография: Мария Трошина
Территория, прилегающая к Олимпийскому парку с северной стороны, частично отдана под орнитологический парк. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение

Какими вы видите перспективы развития территории с точки зрения дорожной инфраструктуры?

– Не надо себя обманывать – здесь никогда не будет автомобильного курорта, для этого недостаточно территории. В этом случае на помощь приходит простая арифметика: если брать автомобилизацию на московском уровне, где на 1000 человек приходится 400 автомобилей, то получается, что мне нужно столько же площадей для парковок, сколько и для жилья. Подземный паркинг здесь невозможен – не позволяют грунты, а если обустраивать плоскостные стоянки, то вместо зелени под окном будет автомобильное лежбище, что коммерчески невыгодно, так как не эстетично. Поэтому я считаю, что здесь оптимально планирование свободной от автомобилей территории, соответствующее общеевропейскому тренду. Необходимо создать комфортную пешеходную среду с зелеными бульварами, чтобы не топать по жаре. Здесь уже сейчас широко используются экологичные виды транспорта – сигвеи, самокаты, велосипеды, и надо продолжать развивать альтернативные способы передвижения.

Ваши иностранные коллеги Висенте Гуаярт и Питер Бишоп высказались о необходимости улучшения связи с соседними районами Сочи. Что вы думаете по этому поводу?

– Я думаю, что этот вопрос не актуален. Расширение дороги в направлении центральных районов – это колоссальные инвестиции, но возникает вопрос – зачем проживающим здесь ездить туда. Я уверен, что на этой территории со временем будет все необходимое для полноценной жизни – и развлечения, и культурные объекты, и инфраструктура. Гораздо важнее оборудовать удобный пешеходный подход к железнодорожной станции, которого на данный момент нет. Это как раз вопрос архитектуры и нормальная задача для архитектора, которая должна быть решена в рамках конкурса.
Орнитологический парк и квартал «Парковый». Фотография: Мария Трошина
Орнитологический парк и квартал «Парковый». Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Квартал «Парковый» примыкает к орнитологическому парку. Фотография: Мария Трошина
Квартал «Парковый» примыкает к орнитологическому парку. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Вид на бывший медиа-центр, который сейчас занимают школа для одаренных детей «Сириус» и выставочный комплекс, от орнитологического парка. Пустующая территория входит в предмет конкурса. Фотография: Мария Трошина
Вид на бывший медиа-центр, который сейчас занимают школа для одаренных детей «Сириус» и выставочный комплекс, от орнитологического парка. Пустующая территория входит в предмет конкурса. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
памятный знак Олимпиады-2014 установлен на Приморском бульваре. Фотография: Мария Трошина
памятный знак Олимпиады-2014 установлен на Приморском бульваре. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
На горизонте Адлер-Арена. Фотография: Мария Трошина
На горизонте Адлер-Арена. Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение
Вид на Фишт и Ледовый дворец от комплекса «Парковый». Фотография: Мария Трошина
Вид на Фишт и Ледовый дворец от комплекса «Парковый». Фотография: Мария Трошинаоткрыть большое изображение

Сейчас мы с вами говорим в основном о летнем периоде, но в задачах конкурса речь идет о круглогодичном использовании территории. Есть ли здесь перспектива у постоянных резиденций?

– Что здесь делать постоянным жителям? Эта проблема повсеместная во многих приморских городах, в том числе и в Европе. Если не брать во внимание традиционную для курортов сезонную работу в гостиницах, ставка сегодня делается на удаленную работу, связанную с IT, медиа. У нас это направление не так развито, но возможно в этом и есть перспектива для этой территории в частности.

Как вы полагаете, сможет ли конкурс что-то изменить здесь? Какова ваша формула победы в конкурсе?

– Успешное градостроительное освоение этой территории и ее развитие зависит от многих факторов, и конкурс – лишь начало пути. Главное, что здесь должно случиться – грандиозное совпадение прекрасной архитектуры и не менее прекрасной бизнес-идеи.
беседовала: Мария Трошина

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Георгий Трофимов
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Антон Яр-Скрябин
  • Иван Кожин
  • Магда Кмита
  • Владимир Биндеман
  • Олег Карлсон
  • Юлия Тряскина
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Васильев
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Иванов
  • Александр Бровкин
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Антон Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Никита Токарев
  • Шимон Матковски
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Николай Переслегин
  • Петр Фонфара

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи