English version

Город-фонтан

В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест
Район к северу от Крестовского путепровода между проспектом Мира и Сокольниками – сравнительно тихий и довольно выгодный с точки зрения строительства московского жилья. Парк Сокольники начинается сразу за Ярославской веткой железной дороги, недалеко располагается территория ВДНХ, которая обещает вскоре превратиться в урбанистический рай; не говоря уже о Яузе с нанизанными на ней парками. Транспортная доступность неплохая: под боком метро «Алексеевская», проспект Мира тоже не всегда стоит с пробках, и к тому же в 1980-е градостроители не поскупились – проложили под проспектом туннель в начале Новоалексеевской улицы. Москва не Париж, в ней подобных конструкций немного, и этот редкий туннель удобен для выезда из Алексеевского района в город. Район снабжен почти всем, что нужно: городская суета с ресторанами и банками у метро быстро перерастает в тишину бывших заводов и исследовательских институтов советского времени, а за ними – в парк, а там и конюшни, и собачья площадка. К тому же удивительно много школ, и среди них есть хорошие, рейтинговые. Словом, неудивительно, что на ближайшие десять лет здесь развернулось строительство преимущественно высотных жилых комплексов – поскольку несколько институтских зданий успели задать крупный масштаб ещё в советское время. Здесь строится Egodom Сергея Скуратова и «Квартал 1147» Андрея Романова – до того и другого от территории завода «Водоприбор», где планируется возвести масштабный жилой комплекс «Серебряный фонтан», всего 3 минуты пешком.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Вид с высоты птичьего полета
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Схемы ситуационного плана
© ATRIUM

«Атриум» работает с проектом больше трёх лет. Но только сейчас, в сентябре 2016, пять принадлежавших «Водоприбору» старых зданий Алексеевской насосной станции Москомнаследия перевёл из статуса «вновь выявленных» – в объекты культурного наследия, закрепив территории охранных зон и предмет охраны. Впрочем, Бутко и Надточий – такие архитекторы, которые всегда ищут повод для визуального разнообразия. И в данном случае таким поводом стала сама история и существующий контекст.

Завод «Водоприбор» – наследник ремонтных мастерских Алексеевской насосной станции и владелец оставшихся от нее зданий: резевуара, водокачки, сторожки, конторы и ограды. Они и есть те пять объектов наследия, которые недавно окончательно получили свой статус и будут сохранены. Почему же это место так интересно? Оно – остаток старого водопровода, проложенного по приказу Екатерины II, больше ста лет питавшего вкусной водой из Мытищ всю Москву. Для мытищинского водопровода скульптор Витали построил знаменитый водоразборный фонтан на Театральной площади. И ещё четыре несохранившихся фонтана; они давали по 20 тысяч вёдер воды в день. От этого водопровода сохранился Ростокинский акведук над Яузой, в двух километрах от «Водоприбора». Водопровод был грандиозным, питал не только фонтаны, но и несколько бань, в том числе Сандуны. Так что и строили его долго: начали при Екатерине, закончили при Николае I. Тогда же, в 1830-е, емкости с водой поместили в Сухаревской башне, которая стояла, как известно, в самом начале проспекта Мира; тогда же построили и Алексеевскую станцию с паровыми насосами – как несложно догадаться, она собирала и, что важно, поднимала воду, давая ей возможность течь дальше, на Сухаревку. И станцию, и водопровод несколько раз реконструировали, пробовали брать воду из родников в Сокольниках, и даже из Москвы-реки. Но речная вода оказалась хуже всего, а Мытищинская так и осталась непревзойдённой. С 1960-х Мытищинский водопровод окончательно перестал действовать, его акведуки – мосты для труб над реками – разрушились, только Ростокинский мост отреставрировали. Во второй половине XX века и до недавнего времени «Водоприбор» производил клапаны, трубы и счетчики для «Водоканала»; в том числе – чугунные люки с изображением слоника, которые можно увидеть на улицах Москвы. В 2011 году шли разговоры о банкротстве, сейчас завод планируется перенести в Подмосковье. А на старой территории – построить жилой комплекс.

Если сопоставить современную карту со старой схемой насосной станции, хорошо видно, что от станции сохранилось центральное ядро на правой, южной стороне Новоалексеевской улицы. Советский завод развивался к югу и получил достаточно большой участок земли – немногим меньше 8 гектаров, до границ соседнего НПП «Квант», процветающего предприятия по производству солнечных батарей. Все предметы охраны расположены, таким образом, в северо-восточном углу участка. В южной его части, где будут снесены корпуса советского завода, никаких ограничений нет, что предопределило композицию комплекса: в зоне памятников заводской архитектуры 1892 года сохраняется всё, включая планировку и существующие деревья.
zooming
Участок завода «Водоприбор». Наложение схемы расположения охраняемых объектов плана Алексеевской насосной станции / Спутниковые данные: © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Image © 2012 DigitalGlobe, Inc., Includes material © DigitalGlobe, Inc., © GeoEye, Inc, © European Space Imaging GmBH
План Алексеевской насосной станции. Из кн.: И.А. Вернер. Современное хозяйство города Москвы. М., 1913. {{PD-old-100-1923}}
Механизмы Алексеевской насосной станции. Фотография н. XX в.
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM

Более того, архитекторы сохраняют «Второе машинное здание» – двухэтажный корпус вдоль Новоалексеевской, перестроенный в советское время и потому не включённый сейчас департаментом в список охраняемых. Таким образом авторы выходят за рамки необходимости, проявляя внимание к тому ценному историческому материалу, который достался им для работы. Сейчас этот корпус примыкает к большому заводскому ангару, а потом войдёт в состав северо-западного жилого квартала, стоящего на ответственном месте при пересечении Новоалексеевской улицы с 3-й Мытищинской. Пятиугольный план неожиданно напоминает знак качества, навевая воспоминания о заводской продукции.

Дальше комплекс плавно, но довольно стремительно перерастает в гигантский футуристический город – от 6 до 22 этажей, радикально меняя свою стилистику. Происходит это на всех уровнях, от подземного до внешнего, стилевого, рассчитанного на мимолётное восприятие: архитекторы и играют на контрастах, и работают над плавностью и постепенностью «прорастания» сохраняемой исторической части – условно говоря, в неоурбанистическую – и затем в футуристические башни, похожие на Сити или Сингапур. Плавность и обоснованность такого перехода – один из главных сюжетов проекта.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

По периметру расположено пять квартальных блоков. Условное шестое пятно, замыкающее круг – участок исторических зданий. Если мы будем рассматривать эти кварталы против часовой стрелки, начиная с уже упомянутого пятиугольного квартала на пересечении улиц, то увидим, что они, во-первых, постепенно растут в высоту, а во-вторых, скобки кварталов раскрываются. Первый замкнут в «знак качества», а все остальные раскрыты к общественному пространству в центре территории, поворачивая «спины» к её внешнему контуру.

Кварталы составлены из равномерно чередующихся объёмов: респектабельных кирпичных и авангардных белых, с витражами-«телевизорами» на торцах. Преимущественно, хотя не всегда, это соответствует разделению на секции. Причём если в сравнительно низкоэтажной северной части кирпичные объемы оказываются выше и выглядят этакими плотными 12-этажными «башнями», состыкованными с белыми горизонталями, то далее этот принцип трансформируется. Более того, местами разнофактурные части прорастают друг в друга по принципу объёмной головоломки, подчёркивая единство объёма. Чередование кирпичной облицовки и белых панелей – перекличка с цветностью исторических корпусов, где красный цвет оживлён орнаментом, выложенным из белого кирпича, как было принято в кирпичном стиле конца XIX века. Но ассоциация очень вольная, едва читаемая и уж точно крайне далекая от прямого цитирования. Таким образом, по периметру территории, «хороводом» вокруг центрального сквера, выстроен город, который постепенно, не пресловутыми ступеньками, а сложным ритмом, то повышаясь, то понижаясь, и всё же довольно быстро вырастает с севера на юг: с 6–12 этажей на северо-западном углу до 18-22 на юго-восточном.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В градостроительном решении использовано всё, что в наше время считается правильным для комфортного города: застройка разбита на пять «кварталов», создающих приватные дворы; большое количество общественных функций в первых этажах и в стилобате (предусмотрено около 45 тысяч квадратных метров нежилых помещений, в т.ч. офисный центр со штаб-квартирой самого застройщика); обеспечена пешеходная прозрачность всей территории и отсутствие транспорта внутри района (въезды в паркинги осуществляются с внешней стороны); активное благоустройство в разных уровнях, использующее перепад рельефа и интегрирующее существующую липовую аллею в единую зелёную благоустроенную зону с общественной площадью в центре района; продумано чёткое функциональное зонирование с разведением потоков жителей района, внешних посетителей общественных объектов, сотрудников офисов, транспорта и пешеходов.

В районе присутствуют и замкнутые приватные дворы для жителей, и улицы с большим количеством общественных функций, бульвары и аллеи и даже площадь, а сам градостроительный рисунок нерегулярный и чётко вписан в существующий участок. Воспользовавшись ситуацией, авторы ушли от монотонных ортогональных сеток улиц и смогли создать уникальное, визуально и функционально насыщенное городское пространство. История искусно перемешивается с современными стилевыми решениями. Своего рода имитация хаоса «естественного» городского роста. Но достаточно очевидно, что «хаос» поставлен в достаточно жёсткие рамки: по определённому принципу чередуется всего два-три типа фасадов. Скорее перед нами – работа с балансом на грани единства-разнообразия: глазу должно быть не скучно, но и чрезмерного distraction-a авторы явно избегают, предпочитая целостность и гармоничность.

Обусловленный параметрами окружения рост высотности с севера на юг в данном случае неожиданно поддержан особенностями рельефа, который к югу повышается на 4,8 метра. Архитекторы детально разработали эту особенность территории, «выжав» из неё всё, что можно. Прежде всего в южной части под землей два яруса парковки, но уже в середине комплекса её верхний ярус становится надземным и удачно выходит наружу, к прудам с их озеленёнными берегами, витринами магазинов и ресторанов, в большом количестве запланированных в стилобате с общественной стороны. Дальше к северу подземное пространство становится одноярусным, но продолжается вплоть до охраняемой северной трети, присутствуя даже под прудом. Так что от севера к югу парковки под комплексом тоже подрастают, и все это удачно вписано в перепад рельефа.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План -1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План 1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM

Но ЖК так же ощутимо изменяется от краев к центру. В центральной части утроен не только пруд с фонтанами – напоминанием о «водовзводном» прошлом Алексеевской насосной станции. В центре угловато-квадратный город периметра прорастает тремя совершенно иными, бело-серебристыми башнями обтекаемых контуров, приподнятыми на стройных, высотой в три этажа алюминиевых ногах – корбюзеанских опорах – и на стеклянных вестибюлях, то есть почти что парящих. На плане башни очень похожи на кофейные зёрна – с немного сдвинутыми вдоль оси половинками.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Генеральный план
© ATRIUM

В объёмах башен тоже присутствует чередование. Внешняя половинка каждого «кофейного зерна» – пониже, 19-этажная, на фасадах чередуются белые и стеклянные горизонтали. Внутренние половинки выше, 22 этажа, очень вертикальные проемы окон объединяют по три этажа, а вертикальные штрихи разнотонной серебристой облицовки не оставляют сомнений в том, что доминанты башен, «собранные» в самом центре территории, отражают название комплекса – «Серебряный фонтан», вторя настоящим фонтанам в пруду и образуя в самом центре комплекса объемно-пространственный «всплеск» сродни артезианскому. Один из настоящей воды, второй – скульптурно-архитектурный; своего рода памятник водопроводу. Получилось довольно смело – и в то же время осмысленно, привязано к теме.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

Если переход от зданий конца XIX века к городским кварталам и затем к башням происходит, скорее, в пространстве, то ещё один «стыковочный узел» между историческими и современными зданиями решён непосредственно. Сохранившийся и включенный в список охраняемых вестибюль водного резервуара выглядит эффектно, по-римски: крупная арка входа расположена в глубине участка, но «смотрит» в сторону Новоалексеевской улицы. Из неё получился отличный портал. Сейчас за вестибюлем начинается советский цех, занявший место резервуара. В проекте к арочному вестибюлю примкнуло сравнительно невысокое офисное здание: параллелепипед с проницаемыми фасадами из стекла и строчек деревянных ламелей – своего рода муфта перехода, из которой южнее вырастает бело-полосатый объем с яйцевидным планом, решенный в стилистике башен центральной части.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Завод «Водоприбор»
Предоставлено © ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан».
© ATRIUM

Арке бывшего резервуара, служащей теперь входом в офисную часть, отведена значительная роль в композиции: от неё начинается липовая аллея, ведущая к Новоалексеевской улице. Архитекторы планировали восстановить её и сделать главным входом на территорию. Есть и ещё два бульвара: они выходят между кварталами на 3-ю Мытищинскую и, в отличие от старой аллеи, имеют трапециевидные планы – сужаются внутрь. Со стороны улицы эти входы казались бы перспективными раструбами, а с центральной площади их створы были бы широкими, просторными.

Как видим, внутреннее пространство комплекса не только благоустроено, но широко открыто городу и доступно для горожан. Пространство, организованное вокруг прудов – как мы помним, с фонтанами – в центре комплекса, двухуровневое. Дворы четырёх кварталов устроены на уровне второго этажа: сейчас в крупных комплексах это не редкость, но архитекторы акцентировали двухуровневую структуру центральной части, перебросив мосты, как прямо над прудами, так и выше, и предусмотрев широкие марши лестниц, ведущие вверх. Двухуровневая паутина переходов впечатляет летящими контурами и провоцирует трёхмерное восприятие: и металлические «ноги» башен, и деревья на берегах прудов, и струи фонтанов оказываются в рамке отверстий между мостами. К тому же тяги лестниц и переходов оказываются похожи на корни какого-то гипер-дерева – они очень наглядно показывают, как большой комплекс врастает в город – или вырастает из него. Словом, провоцируют воображение и делают общественное пространство определённо нескучным.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В наше время много говорят о благоустройстве, комфортном городе, и архитекторы обращают всё больше внимания на разные стороны взаимоотношений нового здания с городом: масштабную, культурную, урбанистическую, образную. Этот проект интересен тем, что он решает сложную задачу внедрения более чем крупного жилого комплекса на территорию, плотно соседствующую с памятниками архитектуры, – и делает это, не отворачиваясь от проблем и специфики будущих зданий, в частности, их немалой высоты, – а глубоко проживая, акцентируя и осмысляя каждую проблему и задачу. Пространство разобрано «по косточкам» и приведено к красивому и уместному образу – нечасто, надо сказать, архитекторы превращают маркетинговое название в иконический образ.

В проекте «Атриума», как в «Путешествии к центру Земли», спрессовано больше ста лет истории московской архитектуры, сквозь которые можно было бы пройти, миновав 300-400 метров внутри комплекса. Но – прогуляться от водокачки до «серебряных фонтанов» в данном виде, к сожалению, не получится: недавно заказчик, «Эталон-инвест», передал проект другим проектировщикам. 
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Развертка
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест

20 Января 2017

ATRIUM: другие проекты
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.