English version

Город-фонтан

В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест
Район к северу от Крестовского путепровода между проспектом Мира и Сокольниками – сравнительно тихий и довольно выгодный с точки зрения строительства московского жилья. Парк Сокольники начинается сразу за Ярославской веткой железной дороги, недалеко располагается территория ВДНХ, которая обещает вскоре превратиться в урбанистический рай; не говоря уже о Яузе с нанизанными на ней парками. Транспортная доступность неплохая: под боком метро «Алексеевская», проспект Мира тоже не всегда стоит с пробках, и к тому же в 1980-е градостроители не поскупились – проложили под проспектом туннель в начале Новоалексеевской улицы. Москва не Париж, в ней подобных конструкций немного, и этот редкий туннель удобен для выезда из Алексеевского района в город. Район снабжен почти всем, что нужно: городская суета с ресторанами и банками у метро быстро перерастает в тишину бывших заводов и исследовательских институтов советского времени, а за ними – в парк, а там и конюшни, и собачья площадка. К тому же удивительно много школ, и среди них есть хорошие, рейтинговые. Словом, неудивительно, что на ближайшие десять лет здесь развернулось строительство преимущественно высотных жилых комплексов – поскольку несколько институтских зданий успели задать крупный масштаб ещё в советское время. Здесь строится Egodom Сергея Скуратова и «Квартал 1147» Андрея Романова – до того и другого от территории завода «Водоприбор», где планируется возвести масштабный жилой комплекс «Серебряный фонтан», всего 3 минуты пешком.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Вид с высоты птичьего полета
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Схемы ситуационного плана
© ATRIUM

«Атриум» работает с проектом больше трёх лет. Но только сейчас, в сентябре 2016, пять принадлежавших «Водоприбору» старых зданий Алексеевской насосной станции Москомнаследия перевёл из статуса «вновь выявленных» – в объекты культурного наследия, закрепив территории охранных зон и предмет охраны. Впрочем, Бутко и Надточий – такие архитекторы, которые всегда ищут повод для визуального разнообразия. И в данном случае таким поводом стала сама история и существующий контекст.

Завод «Водоприбор» – наследник ремонтных мастерских Алексеевской насосной станции и владелец оставшихся от нее зданий: резевуара, водокачки, сторожки, конторы и ограды. Они и есть те пять объектов наследия, которые недавно окончательно получили свой статус и будут сохранены. Почему же это место так интересно? Оно – остаток старого водопровода, проложенного по приказу Екатерины II, больше ста лет питавшего вкусной водой из Мытищ всю Москву. Для мытищинского водопровода скульптор Витали построил знаменитый водоразборный фонтан на Театральной площади. И ещё четыре несохранившихся фонтана; они давали по 20 тысяч вёдер воды в день. От этого водопровода сохранился Ростокинский акведук над Яузой, в двух километрах от «Водоприбора». Водопровод был грандиозным, питал не только фонтаны, но и несколько бань, в том числе Сандуны. Так что и строили его долго: начали при Екатерине, закончили при Николае I. Тогда же, в 1830-е, емкости с водой поместили в Сухаревской башне, которая стояла, как известно, в самом начале проспекта Мира; тогда же построили и Алексеевскую станцию с паровыми насосами – как несложно догадаться, она собирала и, что важно, поднимала воду, давая ей возможность течь дальше, на Сухаревку. И станцию, и водопровод несколько раз реконструировали, пробовали брать воду из родников в Сокольниках, и даже из Москвы-реки. Но речная вода оказалась хуже всего, а Мытищинская так и осталась непревзойдённой. С 1960-х Мытищинский водопровод окончательно перестал действовать, его акведуки – мосты для труб над реками – разрушились, только Ростокинский мост отреставрировали. Во второй половине XX века и до недавнего времени «Водоприбор» производил клапаны, трубы и счетчики для «Водоканала»; в том числе – чугунные люки с изображением слоника, которые можно увидеть на улицах Москвы. В 2011 году шли разговоры о банкротстве, сейчас завод планируется перенести в Подмосковье. А на старой территории – построить жилой комплекс.

Если сопоставить современную карту со старой схемой насосной станции, хорошо видно, что от станции сохранилось центральное ядро на правой, южной стороне Новоалексеевской улицы. Советский завод развивался к югу и получил достаточно большой участок земли – немногим меньше 8 гектаров, до границ соседнего НПП «Квант», процветающего предприятия по производству солнечных батарей. Все предметы охраны расположены, таким образом, в северо-восточном углу участка. В южной его части, где будут снесены корпуса советского завода, никаких ограничений нет, что предопределило композицию комплекса: в зоне памятников заводской архитектуры 1892 года сохраняется всё, включая планировку и существующие деревья.
zooming
Участок завода «Водоприбор». Наложение схемы расположения охраняемых объектов плана Алексеевской насосной станции / Спутниковые данные: © ООО ИТЦ «СКАНЭКС», Image © 2012 DigitalGlobe, Inc., Includes material © DigitalGlobe, Inc., © GeoEye, Inc, © European Space Imaging GmBH
План Алексеевской насосной станции. Из кн.: И.А. Вернер. Современное хозяйство города Москвы. М., 1913. {{PD-old-100-1923}}
Механизмы Алексеевской насосной станции. Фотография н. XX в.
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM
Здания Алексеевской насосной станции. Существующее положение
Предоставлено © ATRIUM

Более того, архитекторы сохраняют «Второе машинное здание» – двухэтажный корпус вдоль Новоалексеевской, перестроенный в советское время и потому не включённый сейчас департаментом в список охраняемых. Таким образом авторы выходят за рамки необходимости, проявляя внимание к тому ценному историческому материалу, который достался им для работы. Сейчас этот корпус примыкает к большому заводскому ангару, а потом войдёт в состав северо-западного жилого квартала, стоящего на ответственном месте при пересечении Новоалексеевской улицы с 3-й Мытищинской. Пятиугольный план неожиданно напоминает знак качества, навевая воспоминания о заводской продукции.

Дальше комплекс плавно, но довольно стремительно перерастает в гигантский футуристический город – от 6 до 22 этажей, радикально меняя свою стилистику. Происходит это на всех уровнях, от подземного до внешнего, стилевого, рассчитанного на мимолётное восприятие: архитекторы и играют на контрастах, и работают над плавностью и постепенностью «прорастания» сохраняемой исторической части – условно говоря, в неоурбанистическую – и затем в футуристические башни, похожие на Сити или Сингапур. Плавность и обоснованность такого перехода – один из главных сюжетов проекта.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

По периметру расположено пять квартальных блоков. Условное шестое пятно, замыкающее круг – участок исторических зданий. Если мы будем рассматривать эти кварталы против часовой стрелки, начиная с уже упомянутого пятиугольного квартала на пересечении улиц, то увидим, что они, во-первых, постепенно растут в высоту, а во-вторых, скобки кварталов раскрываются. Первый замкнут в «знак качества», а все остальные раскрыты к общественному пространству в центре территории, поворачивая «спины» к её внешнему контуру.

Кварталы составлены из равномерно чередующихся объёмов: респектабельных кирпичных и авангардных белых, с витражами-«телевизорами» на торцах. Преимущественно, хотя не всегда, это соответствует разделению на секции. Причём если в сравнительно низкоэтажной северной части кирпичные объемы оказываются выше и выглядят этакими плотными 12-этажными «башнями», состыкованными с белыми горизонталями, то далее этот принцип трансформируется. Более того, местами разнофактурные части прорастают друг в друга по принципу объёмной головоломки, подчёркивая единство объёма. Чередование кирпичной облицовки и белых панелей – перекличка с цветностью исторических корпусов, где красный цвет оживлён орнаментом, выложенным из белого кирпича, как было принято в кирпичном стиле конца XIX века. Но ассоциация очень вольная, едва читаемая и уж точно крайне далекая от прямого цитирования. Таким образом, по периметру территории, «хороводом» вокруг центрального сквера, выстроен город, который постепенно, не пресловутыми ступеньками, а сложным ритмом, то повышаясь, то понижаясь, и всё же довольно быстро вырастает с севера на юг: с 6–12 этажей на северо-западном углу до 18-22 на юго-восточном.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В градостроительном решении использовано всё, что в наше время считается правильным для комфортного города: застройка разбита на пять «кварталов», создающих приватные дворы; большое количество общественных функций в первых этажах и в стилобате (предусмотрено около 45 тысяч квадратных метров нежилых помещений, в т.ч. офисный центр со штаб-квартирой самого застройщика); обеспечена пешеходная прозрачность всей территории и отсутствие транспорта внутри района (въезды в паркинги осуществляются с внешней стороны); активное благоустройство в разных уровнях, использующее перепад рельефа и интегрирующее существующую липовую аллею в единую зелёную благоустроенную зону с общественной площадью в центре района; продумано чёткое функциональное зонирование с разведением потоков жителей района, внешних посетителей общественных объектов, сотрудников офисов, транспорта и пешеходов.

В районе присутствуют и замкнутые приватные дворы для жителей, и улицы с большим количеством общественных функций, бульвары и аллеи и даже площадь, а сам градостроительный рисунок нерегулярный и чётко вписан в существующий участок. Воспользовавшись ситуацией, авторы ушли от монотонных ортогональных сеток улиц и смогли создать уникальное, визуально и функционально насыщенное городское пространство. История искусно перемешивается с современными стилевыми решениями. Своего рода имитация хаоса «естественного» городского роста. Но достаточно очевидно, что «хаос» поставлен в достаточно жёсткие рамки: по определённому принципу чередуется всего два-три типа фасадов. Скорее перед нами – работа с балансом на грани единства-разнообразия: глазу должно быть не скучно, но и чрезмерного distraction-a авторы явно избегают, предпочитая целостность и гармоничность.

Обусловленный параметрами окружения рост высотности с севера на юг в данном случае неожиданно поддержан особенностями рельефа, который к югу повышается на 4,8 метра. Архитекторы детально разработали эту особенность территории, «выжав» из неё всё, что можно. Прежде всего в южной части под землей два яруса парковки, но уже в середине комплекса её верхний ярус становится надземным и удачно выходит наружу, к прудам с их озеленёнными берегами, витринами магазинов и ресторанов, в большом количестве запланированных в стилобате с общественной стороны. Дальше к северу подземное пространство становится одноярусным, но продолжается вплоть до охраняемой северной трети, присутствуя даже под прудом. Так что от севера к югу парковки под комплексом тоже подрастают, и все это удачно вписано в перепад рельефа.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План -1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». План 1 этажей. Проект, 2016 © Атриум
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Разрез
© ATRIUM

Но ЖК так же ощутимо изменяется от краев к центру. В центральной части утроен не только пруд с фонтанами – напоминанием о «водовзводном» прошлом Алексеевской насосной станции. В центре угловато-квадратный город периметра прорастает тремя совершенно иными, бело-серебристыми башнями обтекаемых контуров, приподнятыми на стройных, высотой в три этажа алюминиевых ногах – корбюзеанских опорах – и на стеклянных вестибюлях, то есть почти что парящих. На плане башни очень похожи на кофейные зёрна – с немного сдвинутыми вдоль оси половинками.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Генеральный план
© ATRIUM

В объёмах башен тоже присутствует чередование. Внешняя половинка каждого «кофейного зерна» – пониже, 19-этажная, на фасадах чередуются белые и стеклянные горизонтали. Внутренние половинки выше, 22 этажа, очень вертикальные проемы окон объединяют по три этажа, а вертикальные штрихи разнотонной серебристой облицовки не оставляют сомнений в том, что доминанты башен, «собранные» в самом центре территории, отражают название комплекса – «Серебряный фонтан», вторя настоящим фонтанам в пруду и образуя в самом центре комплекса объемно-пространственный «всплеск» сродни артезианскому. Один из настоящей воды, второй – скульптурно-архитектурный; своего рода памятник водопроводу. Получилось довольно смело – и в то же время осмысленно, привязано к теме.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

Если переход от зданий конца XIX века к городским кварталам и затем к башням происходит, скорее, в пространстве, то ещё один «стыковочный узел» между историческими и современными зданиями решён непосредственно. Сохранившийся и включенный в список охраняемых вестибюль водного резервуара выглядит эффектно, по-римски: крупная арка входа расположена в глубине участка, но «смотрит» в сторону Новоалексеевской улицы. Из неё получился отличный портал. Сейчас за вестибюлем начинается советский цех, занявший место резервуара. В проекте к арочному вестибюлю примкнуло сравнительно невысокое офисное здание: параллелепипед с проницаемыми фасадами из стекла и строчек деревянных ламелей – своего рода муфта перехода, из которой южнее вырастает бело-полосатый объем с яйцевидным планом, решенный в стилистике башен центральной части.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Завод «Водоприбор»
Предоставлено © ATRIUM
Жилой комплекс «Серебряный фонтан».
© ATRIUM

Арке бывшего резервуара, служащей теперь входом в офисную часть, отведена значительная роль в композиции: от неё начинается липовая аллея, ведущая к Новоалексеевской улице. Архитекторы планировали восстановить её и сделать главным входом на территорию. Есть и ещё два бульвара: они выходят между кварталами на 3-ю Мытищинскую и, в отличие от старой аллеи, имеют трапециевидные планы – сужаются внутрь. Со стороны улицы эти входы казались бы перспективными раструбами, а с центральной площади их створы были бы широкими, просторными.

Как видим, внутреннее пространство комплекса не только благоустроено, но широко открыто городу и доступно для горожан. Пространство, организованное вокруг прудов – как мы помним, с фонтанами – в центре комплекса, двухуровневое. Дворы четырёх кварталов устроены на уровне второго этажа: сейчас в крупных комплексах это не редкость, но архитекторы акцентировали двухуровневую структуру центральной части, перебросив мосты, как прямо над прудами, так и выше, и предусмотрев широкие марши лестниц, ведущие вверх. Двухуровневая паутина переходов впечатляет летящими контурами и провоцирует трёхмерное восприятие: и металлические «ноги» башен, и деревья на берегах прудов, и струи фонтанов оказываются в рамке отверстий между мостами. К тому же тяги лестниц и переходов оказываются похожи на корни какого-то гипер-дерева – они очень наглядно показывают, как большой комплекс врастает в город – или вырастает из него. Словом, провоцируют воображение и делают общественное пространство определённо нескучным.
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
© ATRIUM

В наше время много говорят о благоустройстве, комфортном городе, и архитекторы обращают всё больше внимания на разные стороны взаимоотношений нового здания с городом: масштабную, культурную, урбанистическую, образную. Этот проект интересен тем, что он решает сложную задачу внедрения более чем крупного жилого комплекса на территорию, плотно соседствующую с памятниками архитектуры, – и делает это, не отворачиваясь от проблем и специфики будущих зданий, в частности, их немалой высоты, – а глубоко проживая, акцентируя и осмысляя каждую проблему и задачу. Пространство разобрано «по косточкам» и приведено к красивому и уместному образу – нечасто, надо сказать, архитекторы превращают маркетинговое название в иконический образ.

В проекте «Атриума», как в «Путешествии к центру Земли», спрессовано больше ста лет истории московской архитектуры, сквозь которые можно было бы пройти, миновав 300-400 метров внутри комплекса. Но – прогуляться от водокачки до «серебряных фонтанов» в данном виде, к сожалению, не получится: недавно заказчик, «Эталон-инвест», передал проект другим проектировщикам. 
zooming
Жилой комплекс «Серебряный фонтан». Развертка
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Анна Фесенко, Ольга Романова, Наталья Саблина, Павел Волков, Екатерина Тросман, Иван Хрипков

2012 — 2016

Закакзчик: Эталон-Инвест

20 Января 2017

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.