Иван Баан: «Я заставляю себя смотреть на контекст»

Фотограф Иван Баан рассказал Архи.ру об участии в арт-проекте «Надежда» о российских промгородах, съемке с птичьего полета и критическом высказывании в архитектурной фотографии.

mainImg
Голландский архитектурный фотограф Иван Баан (Iwan Baan), сотрудничающий с такими мастерами современной архитектуры, как Рем Колхас, Жак Херцог и Пьер де Мерон, Заха Хадид, Стивен Холл и бюро SANAA, недавно отснял конструктивистские постройки Екатеринбурга для выставки «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства. Мы встретились с ним перед его лекцией в Институте «Стрелка», чтобы расспросить о том, какой он увидел столицу Урала, зачем он снимает города с вертолета и почему на его снимках люди играют не меньшую роль, чем здания.

Иван Баан. Чикаго © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Чикаго © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Перед интервью я из любопытства зашла на ваш Instagram и увидела всего два снимка, сделанных в Москве: первый (весьма предсказуемо) – сталинская высотка, вторая – паук Луиз Буржуа перед МСИ «Гараж». Не могу не спросить: это главное, что поразило вас в Москве, или это просто настолько знаковые вещи, которые невозможно обойти вниманием?

Иван Баан:
– «Семь сестер», конечно, сложно не заметить, и к тому же они – часть идентичности Москвы. Но я пока нахожусь в Москве не так долго и пока мало видел, а вот завтра надеюсь погулять по городу. Вообще до этого я был здесь всего пару раз, и каждый раз – с коротким визитом: в школе управления «Сколково» по приглашению Давида Аджайе и еще в связи с проектом МСИ «Гараж» по приглашению Рема Колхаса.

– А завтра куда поедете? Может быть, смотреть новое здание Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице?

– Я бы и сам хотел знать, куда мы отправимся, но меня пока держат в неведении.

Иван Баан. Чикаго © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Чикаго © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Сегодня вечером на «Стрелке» вы будете рассказывать об участии в выставке «Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников», которая проходила на Трехгорной мануфактуре в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства. Как вы оказались в этом проекте?

– Симон Мраз (директор Австрийского культурного форума в Москве) и Николас Шаффхаузен (директор венского Кунстхалле), кураторы этой выставки, предложили мне поработать в рамках этого проекта над одним из российских городов. Это предложение оказалось очень кстати. Мне интересно смотреть на город как единое целое. Я постоянно бываю в разных городах, но зачастую так концентрируюсь на съемке конкретного объекта, что почти не вижу того, что его окружает. Поэтому я всегда буквально заставляю себя смотреть на контекст, а не только на то здание, которое надо снять. Когда мне предлагают участвовать в подобных проектах, я мгновенно соглашаюсь, особенно если они завязаны вокруг какой-то особой темы. В случае Екатеринбурга речь шла о конструктивистских постройках, поэтому я мог смотреть на город через призму конструктивизма, чтобы понять, что происходит сегодня с этим некогда промышленным центром.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Как вы ориентировались в Екатеринбурге? У вас там был проводник или вы пользовались путеводителем?

– Для начала мы с моими коллегами сами исследовали историю города, поговорили с людьми, которые знали что-то о Екатеринбурге. Нам очень помогли сотрудники Австрийского посольства: они свели нас со знающим молодым архитектором-екатеринбуржцем. Он показывал нам город в течение недели.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Проект посвящен именно промышленным городам, а на ваших фотографиях больше обычных екатеринбургских улиц. Промышленные объекты вы видели?

– Видел, просто любая выставка предполагает ограниченное количество работ, поэтому в нее попали не все фотографии. Что поразило меня в этом городе, так это взаимосвязь, тесное соседство жилых районов и мест приложения труда. Фабрики и заводы, занимающие гигантские территории, находятся прямо в центре города. Жилые дома соединяются с ними подземными тоннелями и надземными переходами. Эти два мира – работа и дом – были невероятно переплетены. И это все еще видно. Многие из заводов и фабрик сегодня уже не работают, но их физическое присутствие в городе и теперь ощущается.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Название выставки «Надежда» символично. С одной стороны, так называется металлургическая промзона в Норильске. С другой – именно на промышленные города в советское время возлагались надежды на светлое будущее. Кураторы предложили художникам осмыслить феномен промгородов в нынешней России. Судя по выставке, там все безнадежно. А вам как в Екатеринбурге показалось?

– Конечно, если смотреть на все эти здания эпохи конструктивизма, находящиеся в запущенном состоянии, то возникает тяжелое чувство. Но, в то же время, мы встречали невероятно много молодых людей, выбравших жизнь именно в этом городе. Там существует пространство для новых начинаний молодых художников и архитекторов, которые на самом деле довольно активно осваивают Екатеринбург. Руины прошлой эпохи – это, возможно, почва для семян чего-то нового. Это всегда волны. Посмотрите на Америку: там есть так называемый «ржавый пояс» с бывшими промышленными столицами, вроде Детройта, которые испытали [в конце XX века] огромный отток населения. А сегодня туда переезжают молодые художники, которым все менее по карману жизнь в крупных городах типа Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Там они находят «чистый холст», невероятные пространства для воплощения своих замыслов. Я думаю, у Екатеринбурга в этом смысле есть схожий потенциал.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Что вы думаете о получившейся выставке?

– Я, кстати, только что оттуда – к сожалению, не мог присутствовать на открытии 22 сентября. Мне кажется, получилась очень интересное собрание совершенно разных художников. Мне нравится идея соединить российских участников с иностранцами, которые могут посмотреть свежим взглядом на знакомое всем место. Я отметил проект, в котором один из фотографов снимал один и тот же город в разное время года. Меня в России завораживает как раз это – резкое изменение состояния природы от сезона к сезону. Было бы здорово еще пару раз съездить в Екатеринбург в разное время года и [каждый раз] увидеть его другим.

– Я не ожидала увидеть на выставке так много портретных снимков. Мне почему-то казалось, что выставка о городе – это, прежде всего, архитектура, городские панорамы. А оказалось, что город – это люди, которые работают на заводе и живут в своих тесных квартирах.

– Люди – это важная составляющая, если можно так сказать. Они и делают город городом. Для меня важен одновременно и крупный план, «наезд» камеры на людей и детали, составляющие ткань города, и «отъезд» камеры – виды с птичьего полета, которые позволяют прочесть его топографию.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Эти фотографии с птичьего полета – ваш излюбленный прием. Как вы к нему пришли?

– Я всегда делал такие снимки с воздуха, лет 15–20 или около того.

– Как вы находите вертолет? Такое чувство, что у вас есть свой.

– Было бы неплохо обзавестись своим, а не ломать каждый раз голову над тем, как его найти. В некоторых местах с этим сложновато, вот в Екатеринбурге, например, но мы все же нашли способ. Для меня важно приближать и отдалять план, это очень помогает понять город. Ты видишь отношения его частей и элементов, понимаешь замысел архитекторов и городских планировщиков, особенно когда речь идет о «больших идеях». В начале XX века в Екатеринбурге происходили масштабные градостроительные процессы. Сверху это все очень хорошо читается.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Я заметила, что на некоторых ваших снимках конструктивистские здания отступают глубоко на задний план, а передний план занимают люди, им отводится главное место. Вы вообще уделяете людям большое внимание в своих фотографиях. В Екатеринбурге вы с ними как-то взаимодействовали?

– Конечно, немного пытался, хотя я не говорю по-русски, мне помогал переводчик. Общение с жителями – это еще одна возможность открыть для себя город. Ты показываешь людям, что ты делаешь, они как-то на это реагируют. Но тут всегда тонкая грань: надо уметь быть и незаметным наблюдателем, особо не вмешиваясь в происходящее, «мухой на стене». Но, конечно, мне ужасно интересно узнать, что люди думают о своем городе. Часто, сделав кадр, я спрашиваю их, из какого они района. Иногда меня приглашают в гости или куда-то ведут, так порой можно оказаться в самых странных ситуациях. Я фотографировал одно здание, и какая-то женщина вдруг пригласила меня зайти внутрь. Там в интерьерах ленинской поры занимались танцами люди 70–80 лет. Такое при всем желании нельзя запланировать.

– То есть екатеринбуржцы были открытыми и радушными?

– Да, вообще здесь оказалось довольно легко снимать на улице. Люди не возражали, спрашивали, что я делаю, и приглашали в гости. В Африке, например, где я много работаю, снимать людей на улице куда сложнее. Почему-то там существует представление, что человек, который фотографирует, может быть террористом.

– Расскажите о продавщице шавермы – наверное, самый эмоциональный снимок из вашей екатеринбургской серии.

– О, эта женщина была как будто совершенно готова к съемке: вся такая нарядная под стать своей яркой палатке. Когда она вышла, я тут же начал ее фотографировать, но она вдруг оробела, стала отказываться. Пришлось показать ей снимки, объяснить, к чему это все, после чего она согласилась позировать. Но все равно идеально получился только самый первый кадр, когда я застиг ее врасплох.

Иван Баан. Фотография из серии «Екатеринбург», выполненная к выставке «Надежда. Российские промышленные города глазами художников» © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Я читала, что в самом начале карьеры вы пытались снимать архитектуру, но ваш заказчик настаивал на скучных классических ракурсах, и вы бросили это занятие. Чем вы занимались потом?

– Вообще я занимаюсь фотографией с 12 лет, изучал фотографию в школе искусств. У меня, действительно, был разовый опыт – один-единственный заказ сразу после окончания учебы, когда я пытался как-то свести концы с концами. Один архитектор предложил мне сфотографировать его объект, и это было просто ужасно. Он возвращал мне снимки три раза с указаниями, с какого угла надо снимать. В конце концов я подумал: зачем я ему нужен, если он и так знает, как надо делать мою работу? На этом я с архитектурой завязал и переключился на документальную фотографию для газет и журналов. Документальная фотография меня вообще сильно увлекла еще во время учебы, мы все фанатели от таких мастеров жанра, как Мартин Парр, например.

Иван Баан. Абиджан © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Справедливо ли будет сказать, что вы работаете в гибридном жанре – фоторепортажа и традиционной архитектурной фотографии?

– Не знаю, для меня никакой смены стиля не было – я всегда так снимал. Я обращаю внимание на людей и то, как они ведут себя в общественном пространстве. Сейчас я больше сосредоточен на том, как рассказать историю о городской среде, о том, как люди «обживают» новые места в городе. Что делает место особенным? Почему это здание находится здесь, а не где-то еще? Я много путешествую и в разных странах оказываюсь в совершенно безликих местах, которые становятся такими из-за девелоперов, копирующих друг друга. Уникальное становится редкостью, но именно уникальное я пытаюсь найти: и в современной архитектуре, и в «народной» – когда люди вынуждены строить жилье из немногих доступных им материалов.

Иван Баан. Абиджан © Iwan Baan. Предоставлено автором



– Объект обязательно должен вам нравиться, чтобы вы взялись его снимать? В ваших снимках есть место критике?

– Разумеется, бывает, что я фотографирую проекты, которые мне совсем не нравятся, но при этом я нахожу их ужасно интересными в более широком смысле, в контексте городской среды. Своими фотографиями я как бы задаю вопрос «почему они здесь?», и это может вызывать шок.

Иван Баан. Дакар © Iwan Baan. Предоставлено автором



– У меня примерно такую реакцию вызывают ваши китайские снимки: суперсовременная архитектура в окружении лачуг. Возникает вопрос, с каким намерением вы выявляете этот контраст. Критическое ли это высказывание, ответ ли на вопрос «что этот объект дает среде и нужен ли он здесь»?

– Абсолютно. В большой степени контекст я показываю для того, чтобы сопоставлять объект со средой и выявлять абсурдность их соседства. Это часть создания истории с помощью фотографии. Я не отношусь к снимаемым объектам как к чему-то сакральному, чему-то, что ценно само по себе. Они – часть более широкого контекста. Вот почему снимки с высоты птичьего полета важны для меня – я делаю шаг назад и как будто смотрю со стороны.
Иван Баан. Дакар © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Дакар © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Лусака © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Лусака © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Центр вакцинации Коноконо в Туркана (Кения). Архитекторы SelgasCano © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Найроби © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Найроби © Iwan Baan. Предоставлено автором
Иван Баан. Найроби © Iwan Baan. Предоставлено автором

29 Октября 2015

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.